НА ГЛАВНУЮ | БАЗОВЫЙ КУРС САМООБОРОНЫ | БИБЛИОТЕКА | ВИДЕО | STREET-WORKOUT | ЗДОРОВЬЕ

 

 

 

Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки

к содержанию

 

ВЫВОДЫ

 

На основании анализа и синтеза специальной литературы более чем 150 видов единоборств Европы, Азии и Америки, а также длительного (15 лет) педагогического эксперимента можно утверждать, что: 1. Современные спортивно-боевые единоборства образовались в результате синтеза культурных традиций боевых искусств Восточной и Юго-Восточной Азии и спортивных единоборств Европы. При этом, синтез проходил по трем основным направлениям: а) Введение правил и регламента соревнований в восточные боевые искусства - дзюдо, каратэ, различные виды ушу, а также исключение из спортивного поединка наиболее опасных элементов и приемов, ограничения степени контакта и введения защитной экипировки, то есть внедрение в спортивную практику спаррингов различной степени условности. б) Реконструкция национальных боевых искусств Востока и создание новых стилей единоборств спортивно-боевой направленности - корейское тхэквондо (таэквондо), китайское спортивное ушу, японское бушидо и пр. в) Создание новых стилей на основе взаимной интеграции западных спортивных единоборств и боевых искусств Востока. Такие спортивно-боевые единоборства не имеют выраженного национального характера - кикбоксинг, рукопашный бой. 2. Выявлено, что спортивно-боевые единоборства играют значительную роль в отечественной физической культуре, хотя развитие и функционирование системы СБЕ в России происходило, главным образом, естественным путем и в достаточной мере спонтанно, так как практически отсутствовала весьма важная группа системонаполняющих факторов - система подготовки научно-педагогических кадров и как следствие система эффективного контроля за деятельностью субъектов и объектов спортивно-боевых единоборств, что является не только нежелательным, но и в значительной степени вредным, в связи с тем, что недостаток квалифицированных педагогов-воспитателей может способствовать подготовке в организациях спортивно-боевых единоборств элементов социально опасных для общества. В настоящее время имеется насущная необходимость в расширении образовательных структур, готовящих специалистов по данному виду единоборств. 3. Определено многообразие функций, которые имели боевые искусства Востока: а) общекультурные функции - образовательные, социально-психологические, религиозные, эстетические, этические, экологические; б) специфические функции - обеспечения физической безопасности, профессионально-прикладные, физической направленности, развивающей и оздоровительной направленности, образовательные, рекреативно-реабилитационные и спортивные. Данные функции могут представлять значительный потенциал в обогащении отечественной физической культуры. 4. Установлено, что коренным отличием боевых искусств Востока от аналогичных европоцентристких систем являлось представление о них как о средстве и методе совершенствования человека в его духовной, интеллектуальной и телесной целостности и единстве с природой. Выполнение боевых приемов, то есть, являлось своеобразной динамической медитацией, что адекватно внутреннему проявлению отрицания их внешней агрессивности. Такой подход приемлем и может составить методологическую основу дальнейшего развития теории и практики современных спортивно-боевых единоборств. 5. Результаты лабораторного эксперимента свидетельствуют, что разработанная нами методика общеразвивающих упражнений, включающая традиционные для физического воспитания в боевых искусствах Востока элементы: релаксационную психорегулирующую тренировку и самомассаж, статическую гимнастику даоинь и медленные упражнения тайцзицюань в комплексе с упражнениями силовой направленности, массажем и гидро-термо процедурами, показала свою высокую эффективность по оптимизации процессов восстановления функционального состояния опорно-двигательного аппарата как спортсменов разных специализаций (легкоатлеты, борцы, штангисты, велосипедисты, кикбоксеры, каратэисты, ушуисты) и квалификаций (от 1-го спортивного разряда до заслуженного мастера спорта), так и занимающихся в группах оздоровительной направленности. 6. Опытно-экспериментальным путем выявлено, что включение в учебно-тренировочный процесс спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в различных видах СБЕ (ушу, каратэ, кикбоксинг) рекреативно-реабилитационных занятий, проводимых на основе принципов боевых искусств Востока (концентрации и осознанности, замедления, единства и гармонии противоположностей) способствовало улучшению функционального состояния основных систем организма: а) Со стороны центральной нервной и нервномышечных систем в экспериментальной группе зарегистрировано статистически достоверное повышение скорости развития и силы тормозных процессов на 6,9 %, сдвиг баланса нервных процессов в сторону торможения на 8,3 %, повышения функциональной активности тормозных систем на 9,8 %, увеличение долевого участия альфа-ритма в суммарной электроэнцефалограмме на 15,8 %, повышение уровня адаптивности на 14,8 % и улучшение общего функционального состояния центральной нервной системы на 2,7 % . Значительный прирост обнаружен в максимальной силе мышц - на 8,1% скорости произвольного расслабления мышц - на 10,6 % и общем функциональном состоянии мышц -на 8,4 %. Достоверно снизилась (на 7,2 %) вероятность перенапряжений и травм опорно-двигательного аппарата, повысился уровень адаптированности или тренированности к физическим нагрузкам (на 9,1 %) и существенно улучшился (на 4,6%) прогноза успешности спортивной деятельности. б) Столь существенные позитивные изменения функционального состояния ЦНС и НМС не могли не отразиться на показателях физической работоспособности и ее энергетической стоимости. в) О более высокой экономичности и эффективности деятельности организма спортсменов экспериментальной группы свидетельствуют также результаты терапевтических и электоркардиографических обследований. Под влиянием рекреативного занятия в экспериментальной группе произошло достоверное снижение артериального давления диастолического д) на 7,3 % и некоторое (не достоверно) уменьшение артериального давления систолического ), увеличение длительности R-R интервалов (на 10,6%)свидетельствующее о замедлении частоты сердечных сокращений, снижение величины систолического показателя на 7,6%, повышение показателя работы сердца на 11 % и, соответственно, интегрального показателя сердца на 18,7 %. 9. Опытно-экспериментальным путем установлено, что организация учебно-тренировочного процесса в спортивных командах кафедры спортивно-боевых единоборств на основе разработанной нами спортограмме кикбоксинга, принципах целостности, этики и морали, единства и гармонии противоположностей, концентрации и осознанности, воспитывающего выполнения движения, реализованных методами випассаны - медитации, статической суставной гимнастики (даоинь) и медленной плавной гимнастики (тайцзицюань) способствовало оптимизации социально-психологического климата и увеличению эффективности и экономичности деятельности организма спортсменов, что способствовало подготовке Чемпиона Европы и трех первых призеров Кубка Европы по спортивному ушу, а также трехкратного Чемпиона Мира по кикбоксингу.

 

< назад | к содержанию | вперед >