WIDTH=1000>


НА ГЛАВНУЮ | БАЗОВЫЙ КУРС САМООБОРОНЫ | БИБЛИОТЕКА | ВИДЕО | STREET-WORKOUT | ЗДОРОВЬЕ

 

 

Брюс Ли - Дао Джит Кун До

к содержанию

 

КООРДИНАЦИЯ

 

• Координация является, несомненно, одним из наиболее важных аспектов в занятиях любым видом спорта. Коор-динация — это качество, дающее возможность человеку собрать все силы и способности целого организма для единого эффективного действия. • Прежде чем будут иметь место движения, должно быть изменение мышечного напряжения связок, участвующих в них. Эффективность этой совместной мышечной рабо-ты является одним из тех факторов, которые определяют пределы скорости, выносливости, силы, ловкости и точности во всех видах атлетических упражнений. • Подобно свернувшейся кобре, оставайтесь в свободной, но компактной позиции, и противник почувствует ваш удар до того, как увидит его. • В статических видах деятельности или там, где сопротив-ление меняется медленнее, например, при выполнении стойки на руках или удержании тяжелой штанги, мышцы по обеим сторонам суставов работают одинаково мощно, чтобы зафиксировать тело в желаемом положении. Когда же происходят быстрые движения, такие как бег или прыжки, мышцы, ближайшие к суставу, сокращаются, а те, которые на противоположной стороне, удлиняются, чтобы не препятствовать движению. Здесь существует напряжение с обеих сторон, но на удлиняющейся стороне оно существенно меньше. • Любое черезмерное напряжение при удлинении мышц действует как тормоз и поэтому замедляет и ослабляет действие. Такие противоположные напряжения увеличивают расход мышечной энергии и приводят к ранней усталости. Когда ставится новая задача, требующая изменения нагрузки, скорости, количества повторений или продолжительности упражнений, должна быть достигнута со- вершенно новая модель «нейрофизиологической приспособленности ». Таким образом усталость, максимально испытываемая при новой деятельности, коренится не только в использовании различных групп мышц, но также и в перерасходе энергии в результате плохой координации. • Важнейшая характеристика атлета-мастера — это легкость, с которой он выполняет все свои движения, даже при максимальном усилии. Для новичка же характерны напряженность, лишние движения, чрезмерные усилия. Тот, кого называют «прирожденным атлетом», как раз и характеризуется легкостью, с которой он овладевает самыми сложными формами спортивных движений. Легкость — это способность выполнять движения с минимальным антагонистическим напряжением. Это свойство представлено у различных атлетов по-разному, но каждый может его улучшить. • Боец, чьи движения кажутся неуклюжими, который никак не может выбрать правильную дистанцию, которому не удается ввести в заблуждение противника и чьи намерения всегда становятся ясны для последнего прежде, чем они становятся действиями, такой боец страдает, в основном, недостатком координации. Хорошо координированный боец делает все плавно и изящно. Кажется, что он скользит к противнику и выходит из дистанции с минимумом усилий, а движения его максимально замаскированы. Его координация очень хороша, так как собственные движения настолько ритмичны, что имеют тенденцию устанавливать дополнительный ритм на сторону противника, ритм, который боец может изменять в свою пользу, так как в совершенстве управляет своими мышцами. Он вводит в заблуждение противника, так как обычно владеет инициативой и, более того, заставляет его реагировать так, как это требуется в данной ситуации. Кроме того, он делает свои движения со вполне определенной це- 117 лью, а не с неопределенной надеждой на «авось», что вытекает из его глубокой уверенности в себе. • Мышцы не могут сами управлять собой, и все их действия, а, следовательно, и эффективность нашей деятельности в целом, зависит от того, как нервная система управляет ими. Таким образом, плохо исполняемое движение есть результат не по адресу посылаемых нервной системой импульсов, или посылаемых на доли секунды раньше (позже), чем нужно, или не в той последовательности, или с неправильной интенсивностью. • Хорошо исполненное движение означает, что нервная система натренирована до такой степени, что она посылает импульсы определенным мышцам, вызывая их сокращение в точно определенную долю секунды. В то же самое время импульсы, посылаемые к мышцам-антагонистам, позволяют последним расслабиться. В совершенстве координированные импульсы воздействуют с требуемой интенсивностью и прекращаются в строго определенное время, когда они больше не нужны. • Поэтому обучение координации — это тренировка нервной системы, а не тренировка мышц. Переход от полностью некоординированного мышечного усилия к высшей степени изящества есть процесс развития связей в нервной системе. Психология и биология говорят нам, что миллиарды клеток нервной системы не состоят в прямом контакте друг с другом, но импульсы могут переходить от одной клетки к другой посредством процесса индукции. Точка, в которой импульс переходит от одной клетки к другой, называется синапсом. Теория синапсов объясняет, почему ребенок, показывающий полное отсутствие координации впервые увидав мяч, становится потом игроком высшей лиги. • Тренировка навыка (координации) — это формирование в нервной системе совершенных связей посредством по- 118 стоянной практики(т.е. работы на точность). Каждое выполненное действие усиливает установленные связи и делает следующее выполнение более легким, более определенным и более подготовленным. Соответственно, прекращение тренировки ослабляет уже сформированные пути прохождения импульсов и делает действие более трудным и неопределенным для исполнения (значит, нужны постоянные упражнения). Таким образом, хорошего навыка в чем-то мы можем достичь только активно работая над тем, что изучаем. Мы учимся, что-либо делая, либо отвечая на действие. Обучаясь формированию нервных связей, обратите внимание на то, чтобы действия были экономичными, чтобы с максимальной эффективностью использовалась энергия движения. • Для достижения совершенства в любом деле необходимо состояние готовности, позволяющее человеку с удовольствием приступать даже к самым скучным и утомительным аспектам деятельности. Чем больше человек «готов» откликаться на символы, тем больше удовлетворения он находит в своих ответах-реакциях, и чем больше он «не готов», тем более докучливым и неприятным он считает то, что ему приходится делать. • ВАЖНО. Не практикуйте движения, требующие большого мастерства, когда вы устали, так как вы начнете подменять совершенные движения грубыми, а отшлифованные приемы — общими усилиями. Помните, что неправильные движения вытекают одно из другого, и атлет начинает регрессировать. Таким образом, атлет достигает совершенных навыков только тогда, когда он свеж. Когда он устает, он изменяет задаче, применяя грубые движения, чтобы как-то довести упражнение до конца.

 

< назад | к содержанию | вперед >