WIDTH=1000>


НА ГЛАВНУЮ | БАЗОВЫЙ КУРС САМООБОРОНЫ | БИБЛИОТЕКА | ВИДЕО | STREET-WORKOUT | ЗДОРОВЬЕ

 

 

Анатолий Тарас - Телохранитель

к содержанию

 

5.10. Выявление слежки и уход от нее

Слежка - дело утомительное и отнюдь не простое. Хотя во вспомога- тельных целях могут использоваться даже дети, обычно наружное наблюдение осуществляют взрослые люди с неплохими физическими данными, то есть лет 20-50. Филеры не имеют никаких особых, бросающихся в глаза примет. Их главная примета - неприметность. Время от времени они меняют одежду, прически, очки, используют парики, накладные бороды или усы. Все эти предметы могут находиться в сумке на плече, и замена может требовать буквально нескольких секунд в темном подъезде. Обратите внимание: нижнюю часть гардероба так запросто не заменишь, и она обычно остается прежней, - брюки, туфли, юбки... Слежку редко ведут в одиночку, потому что велик риск как потерять объект, так и примелькаться. Между собой следящие не- заметно общаются с помощью переговорных устройств или мобильных телефо- нов. Неприметность и внешнее спокойствие не означают невозмутимости. Фи- лер подобен страстному охотнику, он возбужден, и это может сослужить ему дурную службу

Если при выходе из метро перед вами мелькнуло лицо, которое вы видели полтора часа назад близ офиса вашего клиента, это вряд ли случайное сов- падение, - скорее всего, свидетельство примитивно организованной слежки

Филеры обычно избегают прямых взглядов и, встретившись все же глазами с объектом, могут резко изменить направление движения. Однако квалифициро- ванная слежка проводится достаточно многочисленной группой, чтобы никто из ее участников не засветился дважды у вас на маршруте

Филеры часто выдают себя, когда теряют визуальный контакт с объектом слежки: при этом их поведение, - в отличие от обычных прохожих, - сразу меняется. В минуты, когда вас с филером разделяет непрозрачное пре- пятствие, он может поднести ко рту микрофон или "мобильник", чтобы пере- дать вас коллеге. Потеряв вас из виду, филер занервничает, ускорит шаг и даже побежит. Необычное поведение филеров используют для обнаружения слежки. Маршрут для выявления слежки заранее подбирают с учетом мест, где возможный филер обязательно потеряет визуальный контакт с объектом

Проще всего, зайдя за угол, замереть на месте. Филер будет неприятно удивлен, когда, отдуваясь и пыхтя, завернет за угол следом за вами и об- наружит ваш спокойный, изучающий взгляд. Такой вариант плох тем, что противник будет знать: вы выявили слежку. Подобные ловушки лучше проду- мать заранее и сделать их более изощренными: вы должны получить возмож- ность наблюдать за суетящимся филером в то время, когда он не видит вас

Подумайте, что подойдет для этого лучше - окно подъезда, витрина заку- сочной или густой куст. Обычно несложно заманить филера в проходной двор, - хоть и на приличной дистанции (30-60 метров), но он проследует за вами из опасения потерять

Помните, что маршрут не должен насторожить противника своей необыч- ностью: противник не должен заподозрить, что вы пытаетесь обнаружить слежку. Другое требование к маршруту - его достаточная протяженность и сложность. Специалисты рекомендуют затрачивать на выявление слежки 0,75-2 часа, при этом должны иметь место пересадки в общественном транс- порте, смена направления движения, прогулки как по людным (здесь филер держится на дистанции 3-5 метров), так и по пустынным улицам (филер по- зади вас на дистанции 50-100 метров)

Учтите, что непосредственно у вас на хвосте может висеть лишь один филер, однако другой может находиться поблизости, - например, идти па- раллельной улицей. Как вариант маршрута для обнаружения слежки можно предложить объезд обувных или галантерейных магазинов. Противник может находиться в соседнем вагоне метро, ехать за вашим троллейбусом на авто- мобиле. Ваша задача - распылить преследователей и спровоцировать остав- шихся на непривычные для нормальных людей поступки. Это проще сделать в центре большого многолюдного города, где пробки затрудняют продвижение автомобилей. Отделаться от филеров на автомашинах или мотоциклах поможет и ваше с клиентом движение по улице с односторонним движением - против движения, разумеется! Не нужно резко оборачиваться и менять направление движения на проти- воположное: филеры заподозрят, что вы почувствовали слежку, и станут ос- торожнее. Вам еще труднее будет их выявить. Ведите себя так, чтобы усы- пить их бдительность. Ваш вид должен быть безмятежным; при этом вы може- те изображать бурную деятельность по покупке, например, обуви: примеряй- те, советуйтесь с продавцом, просите отложить данную пару... В поисках нужного отдела в универмаге вы попадете сперва, конечно, не в обувной отдел и вынуждены будете развернуться, - вот теперь вам никто не мешает рассмотреть людей, идущих вам навстречу! Бросить обоснованный взгляд назад удобно перед преодолением пешеход- ного перехода: вы ожидаете, пока проедут машины и в эти же секунды "за- секаете" всех, кто идет за вами по тротуару. Аналогичный вариант - оста- новиться на автобусной остановке и обернуться: где там этот автобус? Еще вариант - вы снимаете трубку уличного таксофона и как бы между прочим (рассеянно) обозреваете улицу позади себя. Особенно удобно, если таксо- фон находится сразу за углом или во дворе, у подъезда многоэтажки. Воз- можно, кто-то из прохожих под вашим взглядом резко отвернется или неожи- данно завернет в магазин. Возможно, кто-то попадется вам спустя час сов- сем в другой части города. Есть шанс обнаружить необычное поведение ок- ружающих, используя витрины в качестве зеркал: подойдите к газетному ки- оску, ресторану. По центральным улицам можно довольно долго двигаться вдоль витрин, скользя по ним боковым зрением. Иногда может выручить мост, на который поднимаются по маршевой лестнице: здесь никто не поме- шает бросить взгляд вниз со своего марша. Изменить направление удастся, прогуливаясь в сквере с асфальтовыми дорожками во все стороны. Оправдан- ный взгляд назад люди бросают, входя куда-либо и придерживая дверь - ма- газина, станции метро, подъезда. Места проверок лучше спланировать на маршруте заранее, тогда ваши действия будут естественней, чем при лихо- радочной импровизации

Поднимайтесь в автобусы и трамваи через задний вход и оставайтесь на задней площадке: если филер рискнет сесть в тот же транспорт, он окажет- ся впереди вас (поднимется через переднюю дверь) или рядом, причем в этом случае постарается встать за вашей спиной. В общественном транспор- те можно вполне обоснованно (от нечего делать) рассматривать других пас- сажиров, чем вы и воспользуетесь. Кто на остановках бросает быстрые взгляды в вашу сторону, опасаясь, что вы внезапно покинете салон? Однако филер может воспользоваться другим транспортом, обычно такси. Обратите внимание, не "прилепилась" ли к автобусу легковушка, которой ничто, ка- жется, не мешает ехать быстрее? Спускаясь на эскалаторе, вам следует встать к клиенту лицом, на ступеньку ниже. Тогда все пассажиры, ставшие на ленту позднее, окажутся перед вами, как на ладони. Кто в ожидании по- езда то и дело захватывает вас боковым зрением, опасаясь, что вы вдруг броситесь наверх, к выходу? Учтите, что в метро филеры садятся обычно в соседний вагон и наблюдают за объектом оттуда, привлекая минимум внима- ния. Необходимость связаться по радио с коллегами может выдать филера, когда вы затеете пересадку на другую линию. Обращайте внимание на людей позади вас с мобильными телефонами, радиостанциями, да и просто с ла- донью возле рта, - там может быть зажат приемопередатчик

Один в поле не воин. При серьезных опасениях расставьте в магазинах, автомобилях и закусочных (в нескольких проверочных точках маршрута) сво- их коллег, а затем опросите их, кто за вашей спиной показался им подоз- рительным. Попросите жену клиента отмечать, какие автомобили отъезжают от дома сразу после того, как вы с клиентом отправляетесь по делам. Не начали ли сшиваться в прежде пустынном подъезде какие-то личности? Если вам удалось обнаружить пешую слежку, незаметно сообщите об этом шефу и попросите его повторять ваши маневры, направленные на отрыв. Уве- дите шефа в многолюдное место и попытайтесь там затеряться; меняйте об- щественный транспорт, покидая его в последний миг перед закрытием дверей на остановке; свернув за угол, резко ускорьте шаги, сверните в подворот- ню, воспользуйтесь черным ходом магазина, проходным подъездом; можете, напротив, подкараулить следящего за углом и провоцировать его на скан- дал

Слежку за автомобилем проводят по меньшей мере двое в одной машине

Этим редко занимаются бритоголовые амбалы, более эффективна для этой це- ли женщина с ребенком. Однако на одной машине много не выследишь, и обычно нужны хотя бы две, а лучше три. Иными словами, для первоклассного наблюдения нужны немалые деньги. Тогда, меняясь, машины смогут вести объект по городу, передавая друг другу, чтобы не примелькаться. Первок- лассное наблюдение осуществляют 3-8 человек, включая хотя бы одну женщи- ну, на нескольких машинах. Между собой они связывается по радио и коди- рованными жестами. При использовании лишь двух машин обе идут позади справа и слева от объекта и время от времени меняются местами. Если име- ются 3-я и 4-я машины, они либо поджидают вас где-то на маршруте, чтобы принять "эстафету" у коллег, либо следуют параллельными улицами и в лю- бой миг готовы заменить 1-ю и 2-ю машины. На пустынных участках следящих легко обнаружить, поэтому они обычно обгоняют объект, сворачивают в пе- реулок и какое-то время выжидают. Если у вас тренированная на автомобили и госномера память, вас этим трюком не проведешь. Для слежки могут ис- пользоваться автофургоны, мотоциклы, а во дворах и многолюдных местах с ограниченной скоростью движения и велосипеды. Подключают к наблюдению и детей, которых увлекает такая "игра", особенно если за нее обещаны деньги

При наблюдении высокого уровня часто используют специальные радиосиг- нализаторы, которые не дают потерять вашу машину в оживленном транспорт- ном потоке. Это биперы, которые передают в эфир резкие гудки "бип-бип-бип" и крепятся куда угодно, - обычно на задний бампер, часто с помощью магнитика. "Дальнобойность" бипера - до 8 км, и даже в Москве вам сложно будет потеряться из виду, имея такого электронного согляда- тая. Не забудьте об этом, осматривая автомобиль клиента

Для слежки используют самые обычные для данных улиц машины, причем безо всяких бросающихся в глаза излишеств, - не совсем чистые, не совсем новые, неяркой расцветки, не слишком большие, но и не слишком маленькие

За рубежом часто используют взятые напрокат машины, но обычно не более одного раза. Однако если машина расписана рекламой прокатного пункта, вряд ли она участвует в слежке. Такие автомобили часто оборудованы би- ноклями и приборами ночного видения (самый распространенный российский ПНВ напоминает бинокль, надеваемый на голову). Примитивный ПНВ не обес- печивает резкой видимости, как днем, но обнаруживает в кромешной тьме силуэты и позволяет уверенно передвигаться без единого огонька. В маши- нах слежения используются также раздельные выключатели передних и задних осветительных приборов

Имейте в виду, что где-то за углом водитель может попросту покинуть машину, впустив за руль напарника. Поэтому важнее запоминать марки и госномера автомобилей, чем их водителей

Чтобы обнаружить слежку, неожиданно меняйте направление, рядность и скорость движения и следите, как отреагировали на это окружающие. Свора- чивайте к тротуару, за угол и останавливайтесь. Делайте это так, чтобы в любую минуту иметь возможность возобновить движение, - имейте прост- ранство для разворота и не глушите двигатель. Дело в том, что слежка мо- жет осуществляться и с целью нападения. Так, похищение Альдо Моро обес- печивали 12 человек на 5 автомашинах и одном мотоцикле. В темноте, если противник не использует ПНВ, можете спрятаться, выключив наружное осве- щение и убрав ногу с педали тормоза; скорее всего, противник проследует мимо, и вы сможете уехать в противоположном направлении: Удобен прием совершения бессмысленных маневров: разворот на 360°, съезд с автострады и возвращение на нее и так далее. Если кто-то за вами следит, ему при- дется повторить ваши уже и не такие бессмысленные действия. Другой спо- соб выявления слежки: сделайте вид, что собираетесь остановиться на пре- дупредительно мигающий зеленый свет, а когда зажжется желтый, проскочите перекресток: в этом случае следящий выдаст себя с головой, промчавшись за вами на красный свет

Если вы уже не сомневаетесь, что противник висит на хвосте, будьте готовы к дорожному инциденту. Увеличьте дистанцию от других машин. На светофоре не вставайте вплотную за другими автомобилями, иначе при напа- дении вы не сумеете ни развернуться, ни сбить противника резким маневром вправо, ни уйти от него маневром влево

Попытайтесь уйти от слежки с помощью неожиданных поворотов, перестра- ивания из ряда в ряд, проезда на красный свет, хорошего знания проходных дворов и лабиринта старой части города. Достаточно эффективен способ не- ожиданного разворота, который совершают, не включая указатели поворота

Не готовый к вашему развороту противник проедет дальше в потоке машин

Другой вариант - ваш внезапный въезд под "кирпич", на улицу с односто- ронним движением. При грубом нарушении правил появляется надежда, что вас заметят сотрудники ГАИ; если вы их видите, можете демонстративно вы- кинуть фортель, который приведет их в ярость. Когда они вас остановят, сообщите о причине своего странного поведения. Если вы охраняете клиента не в одиночку, при обнаружении слежки свяжитесь со штабом своей охранной команды и вызовите машину с телохранителями

В редких случаях противник предпочитает открытую слежку, - обычно тогда, когда, как полагает противник, деваться вашему клиенту некуда

Так оказывают психологическое давление. Выявление такой слежки не сос- тавляет проблемы, однако уйти от нее трудно, ведь филерам не нужно скры- ваться. Подобная наглость противника часто свидетельствует о скором на- падении. Узнайте у клиента, осталась ли хоть минимальная возможность до- говориться с противником. Напомните, что худой мир лучше доброй ссоры.

 

< назад | к содержанию | вперед >