WIDTH=1000>


НА ГЛАВНУЮ | БАЗОВЫЙ КУРС САМООБОРОНЫ | БИБЛИОТЕКА | ВИДЕО | STREET-WORKOUT | ЗДОРОВЬЕ

 

 

Анатолий Тарас - Телохранитель

к содержанию

 

Глава 6. Телохранитель за рулем 6.1. Автовождение и проблемы безопасности

В автомобиле резко возрастает угроза причинения непреднамеренного вреда клиенту. Строительство автодорог не поспевает за численностью ма- шин; чем больше на каждом квадратном километре несущихся во всех направ- лениях автомобилей, тем выше вероятность их столкновения. В XX веке на дорогах погибло вдесятеро больше людей, чем во всех войнах XIX века

Большинство аварий совершается при нарушении правил одним из участников движения, - иными словами, большинства этих трагедий могло не быть. Ни- когда не нарушайте ПДД без особой нужды, но будьте готовы к тому, что эти правила захочется нарушить другому участнику движения

Всякий раз садитесь за руль с тем же чувством ответственности, что и впервые: дорога не прощает небрежного к ней отношения. Пристегнитесь ремнем безопасности и проследите, чтобы это сделал клиент; напомните, что Тревор Рис-Джоунс, телохранитель принцессы Дианы, был единственным, кто пристегнулся ремнем в злополучном "мерее" Доди аль-Файеда. Не выез- жайте на неисправном автомобиле, не совершайте рискованных обгонов, не превышайте скорость. Ведите машину так, чтобы клиент не вдавливал пятки в пол от страха, что вы вовремя не затормозите, чтобы он чувствовал себя в салоне так же уверенно, как в офисе или дома. И если уж вы смотрите вперед, смотрите не себе под нос (на капот), а далеко, - так, чтобы ра- ботало периферийное зрение. Если клиент любит прокатиться с ветерком, да еще посоревноваться с другими автомобилями в скорости, убедите его, что такое мальчишество страшнее террористов

Обстановка позади и сбоку не менее важна, чем обстановка впереди

Есть шанс, что вы заметите слежку, но гораздо больше шансов, что вы су- меете предупредить столкновение. Сзади вас может нагонять машина с не- исправными тормозами, ее водитель в отчаянии может давить на гудок: оторвитесь от него, если возможно, или уступите ему дорогу. Не нужно ви- деть только наглость в "просьбе" другого водителя пропустить его машину вперед. Более странным должно показаться поведение водителя, который вас догнал и снизил скорость, чтобы висеть у вас на хвосте

Не пытайтесь проучить болвана, который обгоняет вас, а на него несет- ся встречная машина. Притормозите, дайте болвану завершить обгон, то есть уйти вправо перед вами. Это вовсе не дорожное рыцарство, а забота о жизни клиента и своей собственной. Притормозите и в случае, если вы яв- ляетесь той самой встречной машиной, а на вас несется болван, выполняю- щий рискованный обгон: дайте ему завершить обгон, вы в этом заинтересо- ваны нисколько не меньше. Вы полностью избежите ситуации обгона на ма- гистрали с разделительным газоном или экраном; к сожалению, таких дорог в СНГ пока немного

Обратите внимание, не виляет ли соседняя машина на сухой трассе: воз- можно, заклинило сорвавшейся тормозной колодкой одно из колес, либо во- дитель плохо себя чувствует или просто пьян. Увеличьте дистанцию, отор- витесь от такого автомобиля. На скользкой дороге вообще не позволяйте приближаться к себе другим автомобилям: в любой миг они могут потерять управление и снарядами полететь в вас

Берегитесь автомобилей, из окон которых торчат какие-то предметы: скорее всего, это не ствол дробовика, но даже обыкновенная доска на большой скорости может доставить неприятности

Главное - избежать лобового столкновения с чем бы то ни было. Лобовое столкновение за городом обычно оборачивается тяжелыми травмами и челове- ческими жертвами. В аварийной ситуации бейтесь до последнего: выкручи- вайте руль, предотвращая лобовой удар. Если уж нельзя избежать столкно- вения, лучше врезаться в куст, чем в столб. Лучше врезаться в дерево, чем в бетонную опору. Лучше врезаться в попутную машину, чем в неподвиж- ный объект

Не отжимайте сцепление при экстренном торможении, - этот рефлекс вы- рабатывают в автошколах, чтобы на экзамене реже глохли моторы. Когда вы нажимаете на тормоз при включенной передаче, вы дополнительно тормозите и двигателем. На тормоз лучше давить не непрерывно, а на мгновения от- пуская педаль. Тормозящий эффект усилится, если вы успеете переключиться на низшую передачу. Опытный водитель, притормаживая двигателем, даже ав- томобиль с неисправными тормозами доведет до автомастерской или гаража

Экстренное торможение не всегда является лучшим выходом в аварийной ситуации. Часто оно приводит к блокировке колес и заносу. К менее опас- ному заносу приводит и простое отжатие сцепления на скользкой дороге. На такой дороге не переключайте передачи во время поворота. Если машину на- чало заносить, не давите изо всех сил на тормоз, а сбросьте газ и ста- райтесь удержаться на трассе. Помните, что машины с передними и задними ведущими колесами по-разному реагируют на занос. Машина с задним приво- дом более подвержена заносам, но легче их преодолевает, лучше слушается руля при попытках выровнять ее. Переднеприводная машина более устойчива, но если уж попадает в занос, выровнять ее не всегда возможно

С подозрительностью относитесь ко всевозможным дорожным инцидентам: они могут быть подстроены. Не задерживайтесь, чтобы поглазеть на аварию, - лучше на ходу вызовите по мобильному телефону "скорую помощь" и мили- цию. Убедите клиента никогда не "подбирать" любителей автостопа, даже если это молодая блондинка. Объясните, что блондинка может служить при- манкой террористам, которым необходимо остановить вас в месте засады, или интим-партнером, которого подослал противник. Роль останавливающего фактора могут играть старики, дети, женщины, с колясками, причем очень сложно порой отличить действия обычных людей от спектакля по сценарию противника... Никогда не останавливайтесь помочь застрявшим автолюбите- лям: пускай им помогут те, кто в отличие от вас не отвечает за безопас- ность других людей

Внезапное торможение впереди идущего транспорта опасно в любом слу- чае: оно легко может привести как к подстроенной, так и ко вполне обыч- ной аварии. Никогда не "висите" на заднем бампере передней машины

Вспомните о судьбе Альдо Моро и Ганса Шлайера: обоим этим деятелям перед похищением перегородили дорогу автомобилями! Если легкая авария все-таки произошла, не открывайте дверей, не опускайте стекол и не глушите двига- тель: будьте готовы немедленно увезти клиента при первом же признаке опасности, - вплоть до использования тарана. Если вы рассчитываете отстреляться из стоящей машины, - это наихудший вариант. История подоб- ных нападений свидетельствует, что телохранители редко успевали сделать хотя бы один меткий выстрел и погибали. Не оставляйте машину, попав в ловушку: на ней вы выберетесь скорее, чем без нее. Прорывайтесь до пос- леднего, пока автомобиль движется: на простреленных шинах, с пробитым радиатором, через бордюры и канавы, по газонам и огородам..

В целом вероятность нападения при движении в автомобиле невысока. Это может быть обстрел из нагнавшей вас попутной машины, но скорее всего - с мотоцикла или мопеда, которые сохраняют высокую маневренность даже в плотном потоке транспорта. Без машины сопровождения, откуда будет нане- сен удар в спину неприятеля, такую угрозу отвести непросто. Если вы вдруг заметили оружие в руках мотоциклиста, попытайтесь резко вильнуть влево, чтобы сбить его. Либо затормозите, или, наоборот, прижмите до по- ла педаль акселератора, и меткая стрельба сразу станет проблематичной

Более сложный, но часто необходимый маневр - отталкивание. Попытай- тесь вытолкнуть с дороги автомобиль, представляющий угрозу вашему клиен- ту. При этом ваш автомобиль должен сохранить направление движения. Пом- ните, однако, что угроза должна быть очевидной, иначе вам придется потом долго объяснять, зачем вы столкнули с дороги хороших людей в очень хоро- шей машине. Обычно нападают, обгоняя слева: либо для того, чтобы открыть стрельбу, либо для того, чтобы прижать вас к обочине и остановить

Возьмите на заметку: отталкивание на скорости свыше 60 км/час смертельно опасно! Кроме того, на высокой скорости у автомобиля, который вы попыта- етесь столкнуть с дороги, будет очень высокая инерция: после удара вашей машиной он не скатится с дороги, а лишь вильнет, уйдет вперед, развер- нется и вернется к вам

Ваше отталкивание будет наиболее эффективным при скорости не выше 40 км/час. При правильно проведенном маневре вы столкнете даже гораздо бо- лее тяжелую машину, чем ваша. Итак, снизьте скорость, - противник непре- менно сделает то же самое, он заинтересован в том, чтобы вас остановить

Сократите дистанцию до борта вражеского автомобиля максимум до 60 см, а лучше до 30 см. Дождитесь, когда заднее колесо противника минует ваш пе- редний бампер и по легкой дуге направьте левый передний угол своей маши- ны в уязвимое место противника, - у большинства автомобилей оно располо- жено в самой легкой части, близ заднего бампера. При этом дайте полный газ и не поддайтесь искушению затормозить, - недостаточной реши- тельностью вы рискуете все испортить: инерции вашей машины может не хва- тить на то, чтобы развернуть противника. Вполне может статься, что про- тивник попросту испугается вашего выбора и резко прибавит ход, - иными словами, можете попробовать для начала ложный маневр, не входя в кон- такт. Если это не помогло, - вперед! Противник вынужден будет описать перед вами дугу и либо съедет с трассы, либо окажется развернут в проти- воположном направлении (рис. 7), а вы тем временем успеете уйти довольно далеко. Если вы промажете и попадете, скажем, между передних и задних колес, оттолкнуть противника с разворотом не удастся: в отношении таких ударов автомобили гораздо устойчивее. Тогда повторите маневр отталкива- ния, но не промахнитесь на этот раз

Отталкивание могут применить и против вас. Не противодействуйте от- талкиванию с помощью руля. Наоборот, вращайте руль в сторону, куда начал поворачивать от удара ваш автомобиль: разворачивайтесь. Развернувшись на 180°, вы можете уехать в направлении, противоположном движению оттолк- нувшего вас противника. Другой вариант - продолжите разворот до 360° и пристройтесь позади противника. Не отрабатывайте отталкивание без опыт- ного инструктора и защитного шлема

Трассу перед вами может перекрыть вставший поперек автомобиль. Если угроза из него очевидна, а объехать или развернуться вы уже не можете, поступите сходным образом: притопите акселератор и направьте свою машину в препятствие. Помните, что ваша цель не превратить препятствие в груду металла или опрокинуть его, а "всего лишь" убрать со своего пути. Маневр этот очень опасен, - это самый экстремальный способ прорваться через за- саду. Нельзя применять таран против тяжелых грузовиков, автобусов, до- рожной техники. Его нельзя производить при скорости свыше 40 км/час, - это чревато тяжелыми травмами и даже гибелью. При скорости 20-40 км/час вы рискуете вывести свою машину из строя и окажетесь лицом к лицу с разъяренным тараном противником, - например, крыло, которым вы нанесете удар, вдавится в колесо так, что оно потеряет способность вращаться

Обязательно сбросьте скорость до 20 км/час к моменту, когда до пре- пятствия останется примерно один корпус автомобиля. Вот теперь поддайте газу, но не поддайтесь искушению затормозить. Не наносите лобовой удар: бейте передним левым или правым углом своей машины, причем в наиболее уязвимое место препятствия. Ваш удар должен развернуть препятствие, ос- вободив вам путь, поэтому уязвимые места расположены по краям пре- пятствия: это либо заднее крыло максимум в 45 см от заднего бампера, ли- бо переднее крыло в 30 см от переднего. Лучше нанести удар в заднюю часть, так как там расположен легкий багажник, а не тяжеленный моторный отсек, и препятствие легче развернется. После тарана продолжайте движе- ние с ускорением: уноситесь на предельной скорости в любом направлении, - хоть по картофельному полю. Не изучайте искусство тарана в одиночку: обзаведитесь опытным инструктором и защитным снаряжением, - по крайней мере защитным шлемом! От препятствия можно попытаться уехать. Если трасса слишком узка для выполнения обычного U-образного разворота, немедленно включите задний ход и выполните задний так называемый К-образный разворот (рис. 8). Дру- гой вариант - передний К-образный разворот (рис. 9). Ничего сложного в этих маневрах нет, и от вас требуется лишь одно: найти подходящее место и отшлифовать их до автоматизма, чтобы не промедлить и никуда не вре- заться в экстремальной ситуации

Значительно более сложны развороты на 180°, которые применяют, когда нет возможности объехать препятствие и нет времени на К и U-образные

Никогда не пытайтесь исполнить разворот на 180° при скорости свыше 60 км/час. Вообще при выполнении такого разворота на высокой скорости вы рискуете поломать ходовую часть автомобиля и испортить двигатель. В этом случае не удастся воспользоваться плодами разворота, то есть уехать от опасности. Неграмотно выполненный разворот на 180° часто завершается оп- рокидыванием автомобиля. Проще выполнить этот маневр на скользкой или мокрой поверхности

Чрезвычайно важно синхронизировать торможение и быстрое вращение руля так, чтобы зад машины развернулся на 180° к моменту, когда инерция дви- жения вперед почти погашена. Тогда вы получаете возможность сразу возоб- новить движение в обратном направлении. Развороты на 180° производятся вперед и назад. Передний разворот (рис. 10) осуществляется с помощью торможения, а при заднем развороте (рис. 11) лучше не притормаживать

Успейте продумать заранее, какой способ разворота на 180° предпочтителен в конкретной ситуации, - в зависимости от степени опасности, расположе- ния людей, других автомобилей, столбов, деревьев, сооружений..

Умелый водитель порой предпочтет не таранить препятствие и не бежать от него, а объехать, предварительно энергично притормозив. Помните, что чрезмерное усилие на тормоз помешает колесам обогнуть препятствие. Опыт- ный водитель резко нажмет на тормоз так, чтобы услышать характерный низ- кий звук колес, которые еще вращаются, но уже слегка заблокированы и немного скользят. Раскладка примерно такая: свыше 4/5 вращения и около 3 скольжения. После появления такого звука усилие на тормоз сократите так, чтобы колеса полностью разблокировались и скользящая составляющая упала до 0. И рывком поворачивайте руль - обычно на 30-40 см. Избежав столкно- вения, также рывком верните руль в исходное положение

Наиболее часты нападения при посадке и выходе из автомобиля. Заранее осмотрите место, в котором клиент должен сесть в машину или покинуть ее

Телохранителю-одиночке удается это делать далеко не всегда, да в ситуа- ции невысокого риска это и необязательно. Поясните клиенту, что не нужно задерживаться у машины, завершая беседу или осматривая достопримеча- тельности. Усадите клиента и увозите, не медля. Подавайте машину как можно ближе к крыльцу. На маршруте самыми опасными считают первые и пос- ледние 50 метров: преступник может не знать вашего маршрута, но ему обычно несложно подкараулить вас при приближении к дому или офису

На автомобиль нападают тогда, когда хорошо изучили его маршрут. Раз- работайте целый набор маршрутов и пользуйтесь ими бессистемно, - так, чтобы команда неприятеля никогда не смогла предсказать, по каким именно улицам вы повезете своего босса. Выбирайте преимущественно оживленные и хорошо освещенные трассы, где нападение затруднено. Лучше ехать дольше по хорошей дороге, чем срезать безлюдными темными переулками. Избегайте объездов по узким улочкам. Будьте готовы в любой момент перестроиться влево или вправо для поворота (разворота). Предпочитайте левый крайний ряд: во-первых, по нему выше скорость движения, во-вторых, нападения в большинстве случаев начинаются с водителя, в-третьих, из левого ряда вас труднее прижать к правой обочине

Куда бы клиент ни собирался, планируйте как минимум два маршрута: ос- новной и резервный. Резервный маршрут должен проходить неподалеку от ос- новного, чтобы можно было быстро им воспользоваться. По обоим маршрутам вам следует проехать хотя бы однажды заранее, причем примерно в то же время, в какое вы повезете клиента. В незнакомом городе, готовясь к встрече клиента, можно обратиться за помощью в составлении маршрутов к сотруднику ГАИ, - скорее всего, вам охотно помогут. (Учтите только, что опираясь на ваши вопросы, можно "вычислить" вашего клиента.) Отметьте на схеме маршрута все проблемные моменты: ремонтные работы, переезды, акве- дуки, пробки (в какое время?), сложности шоссейных развязок, ориентиры поворотов, расстояния до отделений милиции, воинских частей, больниц, дежурной аптеки. Стремитесь свести к минимуму число остановок на маршру- те, включая остановки на перекрестках, - там вы весьма уязвимы. Вручив маршрут наемному водителю или коллеге по охранной команде, убедитесь, что все ваши пометки поняты верно

Разумно, чтобы один из телохранителей совмещал обязанности водителя и постоянно находился при машине. Обычный водитель обучен вождению по пра- вилам, не более. Телохранитель умеет за рулем несравненно больше. Не ис- пользуйте машину для дополнительного левого заработка - даже с разреше- ния клиента! "Случайный" пассажир может незаметно оставить радиожучок, мину или напасть на вас. Никогда не позволяйте клиенту повышенного риска самому отпирать, заводить и трогать с места машину, если она оставалась без присмотра: это обязан делать телохранитель после тщательного осмот- ра. На небольшой скорости проверьте действие тормозной системы и лишь затем усадите клиента. Если шефу самому не терпится повертеть баранку, предоставьте такую возможность после того, как убедитесь, что с машиной все в порядке

Стремитесь, чтобы в машине было как можно меньше постороннего шума, включайте приемник или магнитофон только по просьбе клиента. Это поможет вовремя услышать сигнал опасности, будь то стук в неисправном узле или гудок лихача позади

В машине обязательно должен быть мобильный телефон для вызова экстренной помощи. Но вот впереди на дорогу выбегает боец и вскидывает автомат, - тут телефон не поможет. Пригнитесь, надавите на газ и нап- равьте машину на террориста. Если он не успеет отпрыгнуть и вы его собьете, не стоит следовать правилам дорожного движения, предписывающим в случае наезда на пешехода оказать первую помощь, вызвать "скорую" и дожидаться на месте сотрудников ГАИ. Уноситесь прочь. Скорее всего, тер- рорист был не один, и сейчас последуют очереди вам вдогонку. Чем быстрее вы поедете, тем больше шансов спастись. Даже если в машине повреждения, но она еще на ходу, - давите на газ. Живучесть многих автомобилей просто поразительна, вспомните пылающий "мерседес", на котором спасся Шевард- надзе! Имейте в виду некоторые особенности управления машиной с автоматичес- кой коробкой передач. Научитесь тормозить левой ногой. Научитесь вслепую включать режимы движения D, заднего хода R и нейтрали N (от английских слов drive, reverse, neutral). В различных моделях эти переключения име- ют свои особенности, да и сами переключатели могут располагаться в раз- ных местах, в том числе на рулевой колонке

Телохранитель умеет водить автомобили разных марок, в том числе гру- зовые. Вас обучили вождению в критических ситуациях: по бездорожью, по лестницам, в условиях слежки и погони. Вы умеете прыгать на автомобиле с использованием в качестве трамплина рельефа местности. Мы свято верим в ваше умение мчаться на двух колесах, разворачивать машину на одном месте (словно это танк) и даже продолжать движение после того, как машина нес- колько раз перевалится через собственную крышу. Все это вы продемонстри- руете при погоне. Но погони может ни разу не случиться за всю карьеру телохранителя, зато в аварийные ситуации вам придется попадать многок- ратно. Главное ваше водительское умение - обеспечить полную безопасность клиента, когда вы за рулем.

 

< назад | к содержанию | вперед >