НА ГЛАВНУЮ | БАЗОВЫЙ КУРС САМООБОРОНЫ | БИБЛИОТЕКА | ВИДЕО | STREET-WORKOUT | ЗДОРОВЬЕ

 

 

В.В.Кондратьев - Боевое ремесло

к содержанию

 

СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Кто сильней — дельфин или тигр?

Риторик

Убивать или калечить кого-либо с примитивной целью доказать свое превосходство — это в корне глупо и нецелесообразно (в конце концов, юридически преступно).

Чтобы пояснить свою точку зрения, напомню основную языческую заповедь, которую поздние религии раздробили и трактовали с надлежащей для себя выгодой и вытекающими последствиями.

Итак, не порушь без крайней на то необходимости! ибо убийство (разрушение) без крайней необходимости есть грех.

Замечу, что предки мыслили более композиционно и шире, чем основная часть наших современников. Их понятие «убий» включало в себя любой факт разрушения: воровство — разрушение чьего-то благосостояния, предательство — разрушение чьего-то доверия и т. д.

Нет нужды продолжать перечень, ибо это будут разные грани одного камня. Важней четко определить, какой смысл вкладывали предки в понятие «крайняя необходимость». А все предельно просто: «крайняя необходимость» — это угроза роду, т. е. самому человеку, его семье или соратникам.

Вывод прост: есть угроза — должно быть действие. Максимально быстрое, четкое и беспощадное — без раздумий «убий-не-убий»!

Ибо сказано дедами: зло, оставаясь безнаказанным, плодит новое зло! Вполне доходчиво и подробно об этом пишет Ярослав Волохов в книгах «Исповедь ортодоксального язычника» и «Слово смерти».

Бой насмерть должен быть целесообразен. Ибо проливать кровь ради демонстрации силы и превосходства — непростительная блажь незрелого рассудка.

Из наставлений молодым берсеркам

Есть ли смысл конфликтовать с законом и усложнять жизнь летальными исходами? Думаю, нет!

Нет ли адекватного аналога для проверки боевых реалий? Конечно, есть!

К чему рисоваться с точеным железом, когда спортивный (легальный) аналог меча при реальном грамотном ударе легко расколет черепную коробку, проломит ребра или размочалит мышечный массив, т. е. добротно выполнит свою разрушительную работу, просто с несколько иным результатом. Какая в принципе разница, резаные края у открытого перелома или рваные. Эти тонкости важны лишь для криминалиста, который будет идентифицировать орудие преступления.

Кровавый поединок не единственный способ определить степень подготовки воина. Как показывает практика, даже в бою, не отягощенном летальными последствиями, можно оценить реальный потенциал смертоносности бойца.

Подобным образом мы недавно сравнивали наши навыки с навыками представителей одного из восточных боевых искусств. И нам удалось без крови и травм составить себе представление о предмете обсуждения. Благо многие могли видеть в Интернете видеозапись и замедленный монтаж всех проведенных с обеих сторон действий.

Полагаю, что мы и наши коллеги по Федерации свободного ножевого боя и впредь будем встречаться с представителями различных школ и стилей. Без сомнения, оценка практичности и функциональности разных видов единоборств будет интересна очень многим.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ БОЕВ

Сегодня в боевом фехтовании существуют несколько типов состязательных поединков с той или иной мерой условности оценки профессиональной кондиции бойцов. Рассмотрим некоторые из них.

Разводной бой

Схватка с обязательными остановками после каждого четкого удара. Пожалуй, самая небоевая схема проведения соревновательных боев. Остановка после каждого удара стимулирует к выполнению пятнашек — легких касаний с максимальной дистанции. При этом после единственного атакующего движения многие бойцы, не глядя на противника, отпрыгивают в сторону в полной уверенности, что судейский крик «стоп» застрахует их от получения ответного удара. Выглядит это не лучшим образом.

Зареченская школа практикует подобную схему только на тренировках, как упражнение с узкоспециализированной задачей отработки определенных навыков. Например, ставим целью правильный вход в атаку, чистый акцентированный удар и разрыв дистанции, не ограничивая ни количества действий, ни времени боя. Остановка и развод происходят только в случае успешной и неуязвимой атаки.

Сходовый бой

Система впервые серьезно опробована по предложению клуба «Щитень» в 2000 году на казанском турнире. Схватка состоит из нескольких сходов, каждый из которых длится до нанесения одним из бойцов 3 результативных ударов. Положительные моменты по сравнению с разводными боями более чем убедительны.

1. Противники имеют возможность провести серийную атаку и продемонстрировать богатство техники, скорость и тактическое мышление.

2. Сведена к минимуму возможность клинчевых сцепок, обниманий, сумо и прочих «тяни-толкайных» действий.

3. Количество сходов может меняться от 3 до 7, что позволяет варьировать нагрузку. Бои проходят динамично и зрелищно.

4. Технические, физические и тактические преимущества бойца становятся достаточно очевидными как для зрителей, так и для судей, что значительно упрощает судейство (это закономерно, ибо в каждом сходе необходимо отследить всего три четких попадания).

При данной системе боев соперники имеют право и возможность провести атаку в 3—5 и более атакующих или защитных действий. После этого выносится оценка схода, и бой продолжается следующим сходом. Количество сходов меняется по необходимости. Если в турнире решено биться до трех сходов, то две победы подряд снимают необходимость третьего схода, однако боец может проявить лояльность и дать противнику шанс престижа — возможность размочить счет в третьем сходе.

В турнирах с пятью сходами для фактической победы необходимо продемонстрировать преимущество в трех сходах.

Безразводный бой

Схватка проходит без остановок, пока один из бойцов не наберет условленного количества очков либо не добьется явного преимущества. Иногда схватку ограничивают лишь временем (2—5 минут).

Этот вид поединка отличается большой динамикой, скоростью и количеством результативных ударов. Есть возможность построить тактику комбинационно и продемонстрировать мастерство и арсенал технических приемов.

В номинации «меч — меч» особенно важны векторы атаки. Акцентирование ударов переходит на корпус и плечо. Актуальна непрерывная закольцованная траектория ударов, рваное перемещение, сбивание атакующей руки под запястье, под локоть или придержание за плечо (область от локтевого до плечевого сустава).

Начало боя становится важнейшим фактором победы, ибо бой может оказаться слишком скоротечным из-за одного пропущенного удара. Посему важны четкий вход в атаку, расчет действий соперника и интуиция. Многократно повышается цена умения уходить из-под удара и мастерство сбивания ударов в высоком темпе реального боя.

Проигрывает боец, прекративший сопротивление, отказавшийся от продолжения боя (признавший поражение), упавший на пол (не сумевший занять обороноспособную позицию в течение 1 с), набравший меньшее количество очков. Ход боя и его результат как судьям, так и бойцам вполне очевиден.

Безразводные бои, в свою очередь, имеют несколько видов, различающихся по степени брутальности и технических требований.

Штурмовой бой

Вооружение стандартное.

Весовые категории до 80 и свыше 80 килограммов. Правила и требования базовые.

Время поединка 1,5 минуты. Каждое попадание в зону вешалки приносит 2 очка. Все остальные — по 1 очку.

Зона вешалки — плечевые суставы, ключицы, шея и голова.

Условия победы: по очкам, нокаут, отказ от боя, отступление (маневр без ударов более 5 секунд), явное преимущество (два нокдауна или падения подряд), белое полотенце.

Классический бой

Вооружение стандартное.

Весовые категории до 80 и свыше 80 килограммов. Правила и требования базовые.

Время поединка 1,5 и более минут.

Условия победы: по очкам, нокаут, отказ от боя, явное преимущество (два нокдауна или падения подряд), белое полотенце.

Заказной бой

Это редкая номинация турнирных боев для мастеров высокого класса. Проводится без весовых категорий.

Суть проста и аналогична соревнованиям мастеров игры на бильярде, когда каждый игрок перед ударом заявляет, какой шар и в какую лузу будет забит: пятый в угол или седьмой в середину.

По этому же принципу бойцы перед боем сообщают судьям, какими ударами они обязуются достичь победы. Судьи (по одному на каждого бойца) отслеживают ход боя и нанесение заказанных ударов. Например, лимит победы ограничен тремя ударами. Один боец заявляет: голова еле- ва, корпус справа, бедро слева. Другой — левое плечо, голова справа, корпус слева. Тот из них, кто первый выполнит заявленную программу, считается победителем.

Терминология ударов может быть произвольная, главное, чтобы судьи поняли, о чем идет речь. Возможна дифференциация ударов по сложности, например зона вешалки — 2 очка, удары в бедро, руку — 1. Для победы необходимо заказать 2 + 1, либо 1 + 1 + 1. При лимите в четыре удара можно заказать 2 + 2, 2 + 1 + 1, либо 1 + 1 + 1 + 1.

Таким образом, цена любого действия достаточно высока, ибо никто из противников не знает заявленных против него приемов. Концентрация внимания и напряжения приближается к боевым условиям, когда любой удар может принести весьма ощутимый урон боеспособности.

В достижении успеха вес и сложение уступают место технике и тактике. Для участия в заказных поединках необходимо владение богатым арсеналом приемов и умение грамотно и точно выстроить атаку. Сложность заключается в том, что каждое действие, не достигшее цели, является раскрытием боевой задачи. Поэтому как нигде возрастает цена умения финтить и обманывать противника ложными действиями.

Условия победы: выполнение заказанных ударов (в рамках 3—6 очков), нокаут, отказ от боя, явное преимущество (два нокдауна или два падения).

Для упрощения судейства иногда используются карточки заказа, на которых на силуэте человека стрелками отмечаются условленные удары.

Лодейня

Данный вид состязаний придуман в клубе «Щитень» и представляет собой подобие абордажного боя, когда соперники стоят на условном борту лодьи.

Без весовых категорий.

Поединщики находятся на двух досках, закрепленных параллельно друг другу на высоте 20—50 см от земли. Ширина доски — стопа, 25 см.

Расстояние между досками — дистанция удара (около 1,3 метра).

Бой длится 1 минуту или пока один из соперников не свалится с борта.

Допускаются любые удары. Если в течение минуты оба бойца не сошли с борта, проигравшим считается тот, кто пропустил больше ударов.

Каждое попадание в разрешенную зону приносит 1 очко (нет дифференциации ударов в голову или конечности, ибо само попадание в голову дает больший шанс сбить противника с борта).

В случае падения обоих противников бой возобновляется (дополнительная минута) либо победа отдается тому, кто упал последним.

Положительные моменты данного вида боев:

1. Максимальная простота в организации и проведении поединков.

2. По азарту и зрелищности, Лодейня порой превосходит обычные турнирные бои.

3. Возможность проявить ловкость, хитрость и реальное владение оружием.

4. Стилизация боя приближается к реальности, когда крепкий удар в голову говорит сам за себя, а поражение любой части тела несет практически равный урон боеспособности — 1 очко.

5. Сводятся к минимуму возможные разногласия с судейством и с определением победителя. Боец либо устоял, либо упал. Все наглядно и однозначно.

6. Упрощается подсчет очков (бойцы не перекрывают друг друга от взгляда судей). Учитывая это, поединок может судить бригада из трех человек (два боковых, один главный).

7. Может проводиться как в доспешном варианте, с железным инструментарием, так и в бездоспешном — тяжелыми турнирными «сосисками» весом 1000 г.

8. Несколько подвидов Лодейни позволяют разнообразить данный вид игрищ, где каждый боец выбирает наиболее близкий своему характеру подвид.

 

< назад | к содержанию | вперед >