WIDTH=1000>


НА ГЛАВНУЮ | БАЗОВЫЙ КУРС САМООБОРОНЫ | БИБЛИОТЕКА | ВИДЕО | STREET-WORKOUT | ЗДОРОВЬЕ

 

 

В.В.Кондратьев - Боевое ремесло

к содержанию

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО И БОЕВОГО ФЕХТОВАНИЯ

ЭКСКУРС В НЕДАЛЕКОЕ ПРОШЛОЕ

Предисловие к книге «Историческое фехтование» (М., Фаир-Пресс, 2000).

«...Работу Вадима Кондратьева можно считать удачным дебютом жанра. Она демонстрирует не только хороший стилистический вкус автора, не только знание им предмета и оригинальные методики подготовки соревновательного бойца, книгу можно считать действительным отпечатком школы в полном соответствии этому понятию.

Боеспособность Зареченской школы неоднократно доказало ристалище, и сейчас вполне очевидно, что это не новодел кич-культуры рыцарского псевдосредневековья. А таких среди нынешних меченосцев, к сожалению, большинство.

История повторяется только циклически. Попытки абсолютной реконструктивности старинного обычая, нрава, предмета материальной культуры, маниакальная зависимость от их правдоподобности часто вызваны желанием загородиться от действительности, спрятаться в мире иллюзий от собственной беспомощности и несостоятельности в реальной жизни. Потому так важно видеть смысл исторического фехтования именно в том, что типично для сегодняшнего дня, в том, чем мы можем обогатить его, взяв в руки меч не только как предмет боя, но и как предмет культуры, не подвластной времени, как рычаг достижения человеческого совершенства.

Мне посчастливилось еще в советскую эпоху открыть массовый интерес к рыцарскому спорту. Большинство первых чемпионов практиковали радогору и проходили у меня семинары по. славяно-горицкой борьбе (СГБ) — структурной основе русского рыцарства (ратоборства). Некоторые из них уже предпринимали попытки систематизировать свой ратоборческий опыт в форме книгоиздания. Сейчас мало кому известна судьба этих усилий, ибо вполне очевидно, что без публикации Зареченской школы прилавок данной тематики так бы и остался пустым. И потому книги В. Кондратьева особенно важны и актуальны...»

А. К. Белов

Я посчитал вполне уместным поместить в данном издании предисловие Александра Константиновича Белова к моей первой книге, так как по прошествии семи лет с ее выхода уже можно убедиться, насколько он оказался прав. Аутентичный воз реконструкционных лебедей, раков и щук по сей день и ныне там. Аморфная масса ролевиков-историчников по-прежнему танцует на граблях и марширует по кругу, в сотый раз возвращаясь к одним и тем лее разговорам о правильных доспехах, весе мечей и необходимости придумать единые правила.

Несмотря на повышение фехтовального уровня многих адептов, движение в целом если не деградирует, то упрямо стоит на месте. Пожалуй, за редким исключением далеких регионов, у которых сегодня есть последний великий шанс сделать из исторического фехтования что-то осмысленное и упорядоченное.

УРОКИ ЛОГИКИ

Сторонники историческо-толкиенистских реконструкций, как ни странно, продолжают с упорством попугаев изрекать сентенции, рожденные собственной несуразностью и отсутствием маломальской способности к аналитическому мышлению. Элементарная логика — атавизм для этих детей Интернета, воспитанных на заблуждениях академических теоретиков, написанных в умных книгах.

Чтобы было понятно, приведу два примера из целого ряда декларируемых «аутентичных истин».

«Боевое (историческое) фехтование невозможно без правильного исторического доспеха...»

Эти ораторы, как говорится, смотрят в книгу и видят фигу, поскольку ни в одном из фехтовальных трактатов нет ни упоминаний о необходимости доспеха при изучении навыков боя, ни изображения приемов боя одоспешенных людей. Ибо предки понимали элементарный принцип: фехтование — это владение оружием, а не надевание исторических железных шмоток.

Загляните хотя бы в библию теоретиков от историзма — трактат Талхоффера. Там мечиками дирижируют абсолютно бездоспешные фигуры.

Это так — в порядке первого урока элементарного здравомыслия.

Вторым уроком азов логики станет рассмотрение двух утверждений, выдаваемых моими историческими оппонентами.

1. Зареченская школа — абсолютный новодел, полностью выдуманный автором, не имеющий исторической базы и не относящийся к реальным боевым или фехтовальным техникам.

2. Автор Зареченской школы не придумал ничего нового, так как все это известно еще со времен возникновения фехтования...

Хочется посоветовать оппонентам, чтобы они на минуту включили мозги и уже как-то определились со своей извилистой позицией. Так придумал или не придумал?

О БАКЛАНАХ И ДЯТЛАХ

Напоследок упомяну об одном персонаже Интернета, утверждавшем, что приемы Зареченской школы давно всем известны и использовались в клубах задолго до публикации моей книги. Я предложил этому знатоку просто посмотреть со мной видеозаписи турниров 1996—2001 годов и показать мне давно известные ему приемы Зареченской школы и их использование другими клубами тех лет.

Я, в свою очередь, брался продемонстрировать на видеозаписях, как с 2000 года зареченская техника становилась арсеналом различных клубов и бойцов, включая и новое поколение чемпионов.

К сожалению, этот «компетентный» персонаж под разными предлогами так и не сподобился на такое мероприятие, подобно тому как в свое время языкастый сэр Дюну- ар «застеснялся» показать на ристалище свое фехтовальное искусство и предпочел анекдотичную мудрость: «Пусть баклан, пусть обгаженный, зато живой». Правда, доблестный сэр Дюнуар сумел-таки привить подобную стеснительность и своим говорливым коллегам, которые периодически потявкивают на Зареченскую школу... но тоже исключительно кулуарно — по Интернету...

Однако оставим в покое забавных и дивных «рыцарей» и перейдем к скучным практическим темам.

Среди двух спорящих один — дурак, другой — подлец. Дурак лелеет наивные заблуждения, что не ошибается, а подлец знает точно, что.прав...

Мне уже давно не привыкать к ярлыку и роли подлеца, ибо разлучать наивных с их заблуждениями — жестоко, лишать наивных их иллюзий — подло.

Люди боятся знать, предпочитая слепо верить, и люди не прощают разлуки с собственной глупостью.

Спорщик

ЗАБЫТЫЕ ФАКТЫ

До сих пор в рядах бывших толкиенистов-ролевиков, превратившихся нынче в гордое племя исторических фехтовальщиков, слышатся претензии на их приоритетное место в становлении сегодняшнего длинноклинкового фехтования.

Не станем углубляться в термины, так как совершенно не важно, как называть поединок с крупногабритными предметами — историческим, боевым, длинноклинковым или длинномерным фехтованием Как я уже писал, удар мечом, шестопером, палицей, трубой или бейсбольной битой в любом случае разрушителен, а разница состоит лишь в форме и внешнем виде раны. Поэтому обратимся к сути такого явления, как единоборство, использующего оружие с параметрами и габаритами исторических аналогов. Его истоком я бы назвал акцентированное изучение именно боевых навыков как таковых. То есть профессиональное изучение, предполагающее возможность реального применения этих навыков в соревновательном или боевом столкновении.

Вряд ли стоит считать началом становления ИФ показательные представления на исторических фестивалях конца XX века. Ибо цели таких представлений — постановочное изображение боя, но не реальная способность атаковать и защищаться. Видеоархивы упомянутых мероприятий показательны. Простой сельский житель с черенком от лопаты в руках — Терминатор по сравнению с куртуазными рыцарями тех лет. Тем более что для полноценной атаки селянин с лопатой не будет надувать губу и становиться в красивую позу из средневековых трактатов.

Начало становления единоборства — это первые осмысленные полноконтактные состязательные поединки и подготовка к ним (техническая и физическая). Это аксиома любого спорта или единоборства.

Нам осталось определить, когда и кто занялся всем этим всерьез.

По разным утверждениям исторических фехтовальщиков, первые состязательные бои людей с мечами датируются 1994—1996 годами. И это, вероятно, истина... для бывших толкиенистов-ролевиков.

Им невдомек, что работа над овладением навыками цинкового боя к тому времени уже велась почти десятилетие, ведь еще с 1982—1986 годов в среде славяно-горицкой борьбы культивируется бой на мечах, бой в доспехе, бой со щитом. Подтверждением тому служат публикации и фотографии тех лет.

Есть и другие подтверждения результативной деятельности школы А. К. Белова, которые почему-то никем не замечаются или как бы забываются. Как ни странно, первыми чемпионами в серьезных турнирах 1996—1998 годов были отнюдь не тотальные реконструкторы, документально

повторяющие атрибутику, не игровики-толкиенисты с текстолитово-алюминиевыми экзерсисами, не выходцы из спортивного фехтования и не дотошные исследователи аутентичных средневековых трактатов.

Первыми реальными мастерами и чемпионами турниров, за редчайшими исключениями, были адепты именно славяно-горицкой борьбы — системы, построенной на неразрывной связи динамики рукопашных и вооруженных формул.

Более того, и вторая волна чемпионов была из той же среды СГБ, и именно они культивировали именно железную составляющую сплава рукопашка — фехтование.

И только третья волна фехтовальщиков тяжелым клинком не имела корней и практики СГБ, так как впитывала уже рафинированные опыт и навыки первых двух волн фехтовальщиков русско-славянской традиции.

А где факты? А факты под носом.

Тульская школа позволяет легко определить ее источник и фундамент, если обратить внимание на фехтовальные термины, которые практически целиком состоят из славяно-горицких терминов, явленных миру А. К. Беловым.

Список чемпионов и призеров, вышедших из славянской школы, вполне показателен.

Первая волна — Яков Ефимов, Руслан Слепов, Владимир Терехов, Алексей-Трофимов, Дмитрий Чепушканов, вторая волна — Максим Майоров, Василий Кузнецов, Сергей Ш куров, Михаил Стариков, Олег Лукьянов.

Я бы добавил к этому списку нескольких мастеров из закрытой среды СГБ, которые принципиально не участвовали в массовых спортивных мероприятиях, предпочитая другие регламенты клинковых состязаний. Однако даже в дружеских тренировочных поединках они демонстрировали уникальную школу и мастерство, на порядок превосходящие навыки любых фехтовальщиков с не славяно-горицкими корнями. Это московский клуб «Ратичи», который помимо полудюжины великолепных бойцов включал в себя двух мастеров высочайшего класса. Именно поэтому «Ратичи» первыми были приглашены в судейский корпус АБФ.

К сожалению, в других упомянутых мной течениях так и не сформировалось ни одной сколько-нибудь серьезной школы. Появлялись лишь отдельные редкие звезды, блиставшие на ристалище скорее персональным талантом, нежели структурированной технической базой. Несмотря на это, будет справедливым отметить несколько имен, заслуживающих своей строчки в истории боевого фехтования.

Это такие мастера, как Дмитрий Барташов (Москва), Дмитрий Ромадин (Казань), Дмитрий Калашник (Харьков), Руслан Колосок (Киев). Этих бойцов я узнаю в любых доспехах, с любой дистанции, за несколько секунд боя.

Из бойцов третьей волны я отмечу, пожалуй, только одного, который, как и зареченские щитни, разочаровался в существующих фехтовальных тусовках. Это Никита Кизель (Немезид), с его безошибочным чувством поединка, пониманием предмета и великолепной техникой вкупе с хорошей манерой боя.

Возможно, я упустил из внимания одного-двух человек, но думаю, что самые яркие все же не забыты, ибо я убежден, что яркость бойца проявляется не только в умении махать железкой (это сегодня могут многие), но и в качествах личности.

Порой вызывает улыбку то, с каким снобизмом некоторые нынешние чемпионы пытаются выдать свои успехи за результат собственных технических открытий и уникальных личных разработок. Можно всеми силами скрывать факты изучения чужих школ и техник, но даже поверхностный взгляд на их работу с головой выдает источники их техники. Тут и дотошное штудирование видеозаписей мастеров, и внимательное изучение печатных и видеопособий, и занятия с инструкторами, о которых потом как бы забывается.

Увы, подобное детское поведение умаляет достоинства таких чемпионов, ибо настоящему мастеру и честному человеку никогда не зазорно признать своих учителей и факты освоения чужой техники. Особенно в нынешней ситуации распространения учебных пособий. По картине боя таких мастеров невооруженным глазом видны все их технические действия и принадлежность к той или иной школе.

Не менее грустную улыбку вызывают и клубы-чемпионы, сляпанные из таких мастеров. Не нужно большого ума, чтобы создать подобный клуб-чемпион путем механического сведения под одним названием нескольких бойцов, выросших и проявивших себя в других клубах. Как не нужно большого ума для получения звания тренера сборной путем составления списка бойцов, уже добившихся успехов. С таким же успехом Боря Моисеев может стать тренером сильнейшей сборной по боксу, если запишет в свою команду Костю Дзю, Холифилда, Тайсона, Барреру и прочих чемпионов. Главное, оказаться в нужном месте в нужное время.

Подводя итог маленькому экскурсу в историю российского боевого фехтования, признаюсь, что даже сейчас, когда появилось столько интересных молодых бойцов с хорошей техникой и физической формой, видеозаписи боев старых мастеров по-прежнему впечатляют. Их манера боя узнаваема и самодостаточна, как узнаваема и самодостаточна манера художников: Провоторова, Васильева или Айвазовского.

Поэтому перед теми, кто идет по стопам мастеров, стоит весьма нелегкая задача — не только освоить технический арсенал предшественников и завоевать титулы на соревнованиях, но, что гораздо сложней, явить миру свою узнаваемую манеру боя.

Сегодня наиболее верной мне видится линия исторического фехтования в Зауралье. Из-за своей удаленности от Москвы и Питера они не заражены характерным для центральных регионов снобизмом И если им удастся не заразиться еще и болезнями богемного рыцарства, то их ждут самые светлые перспективы. Главное — не увлечься звездным сиянием и лавровыми вениками. Ибо в наш век дешевых понтов очень легко выглядеть и казаться, но очень трудно быть...

ЗАМЕТКА НА ПОЛЯХ

Мне приятен тот факт, что некоторые нынешние адепты фехтования остаются честными и спокойно признают, что они штудировали книги и видеозаписи щитней, осваивая новые для себя моменты. Эти люди в полной мере заслуживают уважения. Именно поэтому я, например, питаю глубочайшее почтение к Михаилу Парфенову, первому руководителю клуба «Форн» из Северодвинска, сыгравшему немалую роль в знакомстве северных бойцов с Зареченской школой. По этой же причине я искренне радовался их убедительным победам на многих соревнованиях регионального и российского масштаба.

Сегодня, когда наша концепция боевого фехтования уже доказала свою самодостаточность и актуальность, считаю своим долгом выразить глубокий благодарень и щитням за их поддержку и помощь в создании Зареченской школы. Многие помнят их имена:

Михаил Стариков, Максим Майоров (Огнев), Сергей Шкуров, Василий Кузнецов (Лютик), Олег Самсонов (Белый), Виталий Кочергин (Мал).

Также беру на себя право поблагодарить от лица щит- ней и всех бойцов, с которыми нам довелось встречаться на ристалище.

Яков Ефимов (Лют), Сергей Новиков, Евгений Онищенко (Бука), Сергей Уколов, Павел Попов (Тур), Дмитрий Барташов (Астальдо), Руслан Слепов (Росс), Дмитрий Ка- лашник, Руслан Колосок (Руля), М. Чихачев, Е. Бондарь, Ярослав Брайко, А. Журба, В. Симонов, В. Терехов, Олег Тульский, Дмитрий Ромадин (Динар), Хабар-Муза, Ренат Насыров, К. Трофимов, Михаил Парфенов (Парф), Д. Лисов, Ю. Данилов, Дм. Плешков, А. Аксенов, Антон Пименов, А. Лабус, Дм. Воробьев, А. Савков, Вяч. Гембицкий, Е. Баранов, Евг. Чухнов, И. Кузнецов, В. Ивашов, Олег Харипончук, Д. Крюков, К. Тамаровский, П. Лызуненко, Тильберт, В. Хорохордин, Бондаренко Сергей и многие-многие другие...

Привести весь список сегодня уже не представляется возможным, потому что в турнирах АБФ и в поединках со щитнями принимали участие бойцы из клубов Архангельска, Владивостока, Вологды, Иркутска, Красноярска, Киева, Калуги, Казани, Мерефы, Минска, Москвы, Мурманска, Одессы, Пензы, Рязани, Санкт-Петербурга, Северодвинска, Саратова, Старого Оскола, Сыктывкара, Твери, Тулы, Ульяновска, Ухты, Харькова, Южно-Сахалинска и др.

Напомню турниры и мероприятия с нашим участием.

1. «Меч России-1998», Москва

2. «Архангельск-1998»

3. «Открытый кубок-1999», Москва

4. «Саратов-1999»

5. «Гардарика-1999», Пенза

6. «Тяжеловесы-1999», Москва, ЦПКИО

7. «Меч России-1999», Москва

8. «Россия-Украина-2000», Харьков

9. «Прометей-2000», Москва, ВВЦ

10. «Меч России-2000», Москва

11. «Зиландкон-2000», Казань

12. «Зареченская Сечь-2001»

13. «Тверь-2001»

14. «Зиландкон-2001», Казань

15. «Удаль молодецкая-2002», Москва

16. «Зареченская Сечь-2002»

17. «Зареченская Сечь-2003»

18. «Игры варваров-2000», Москва

19. «Удаль Молодецкая-2004», Москва

20. «Удаль Молодецкая-2005», Москва

21. «Удаль Молодецкая-2006», Москва

Личные и командные победы в турнирах

«Архангельск-1998»

«Открытый кубок-1999», Москва «Саратов-1999»

«Меч России-1999», Москва «Россия-Украина-2000», Харьков «Прометей-2000», Москва, ВВЦ «Меч России-2000», Москва «Зиландкон-2000», Казань «Игры варваров-2000», Москва «Зареченская Сечь-2001»

«Зиландкон-2001», Казань «Удаль молодецкая-2002», Москва «Зареченская Сечь-2002»

«Зареченская Сечь-2003»

«Удаль Молодецкая-2004», Москва «Удаль Молодецкая-2006», Москва

Таковы мы были. А каковыми мы станем — покажет время.

Ведь именно время все

 

< назад | к содержанию