Масутацу Ояма - Философия каратэ
к содержанию
От автора
Карате уже завоевало сердца молодых людей во всем мире. Они обратились к каратэ в надежде реализовать мечту, свойственную всем людям, по крайней мере, всем мужчинам - стать сильными.
В век ядерного оружия, электронной техники и войн, когда малые народы истекают кровью за интересы крупных держав, человечество смотрит на столкновения всякого рода с подозрением. Международные конфликты в двадцатом столетии могут привести к слишком большим последствиям, и после двух мировых войн, третья угрожает истреблением всему животному и растительному миру на земле. Вполне естественно, что в таких условиях молодежь стремится овладеть рациональным, эффективным, овеянным тайной воинским искусством Востока, чтобы защитить свою жизнь и дом без применения оружия. Сегодня крупные организации определяют судьбу всего человечества, все вершат могущественные державы. Неудивительно, что люди начинают заниматься карате для сохранения хоть в какой-то мере достоинства отдельного человека.
Более десятка книг, написанных мною за последние тридцать лет, посвящены технике карате и укреплению тела. Но поскольку и духовная тренировка необходима для достижения действительной силы, нужно овладеть психологией, философией и этикой карате. Иначе это великое искусство не даст вам развиваться и совершенствоваться, может искалечить вашу личность и принести горе близким и родственникам. Правда, я не могу отделаться от мысли, что читатели моих книг, интересы которых ориентированы на технику, отвергнут духовную суть карате или не поймут полностью то, что я хотел сказать.
Когда я начинал свои занятия с так называемых восемнадцати приемов Бодхидхармы, то вскоре обнаружил, что достижение только физической силы подобно попытке изваять статую Будды, не вкладывая душу в этот труд! Это значит, что развитой мускулатуры еще недостаточно, чтобы стать каратистом.
В годы, когда я полностью посвятил себя карате и тренировочному залу, я серьезно размышлял о себе и методе, которому я обучал других. Размышления были обращены, естественно, и к источникам человеческого горя и страданий.
Каковы же основные причины страданий в человеческой жизни? Смерть родителей, братьев, сестер, детей и других родственников или друзей, трагическая судьба насильственно разделенных людей, потеря любимого и любимой - все это является причиной невыносимых страданий. Но психологическим источником страдания, который вызывает не меньше мучений и боли, чем физические недуги, является бессознательное горе в связи с утратой любимого человека, а также предательство учителем ученика и наоборот.
История предательства любимым другом или возможным преемником известна каждому. Когда убийцы обнажили клинки против великого диктатора, Юлия Цезаря, который возможно хотел стать императором, он пытался защитить себя и отражал нападение до тех пор, пока не увидел среди них Брута. В его последних словах: "И ты, Брут, с ними", - выражено глубокое горе, овладевшее им, когда он узнал, что предан человеком, которого любил и защищал.
Я пишу об этом потому, что, вполне вероятно, люди, подобные Бруту, найдутся среди тех, кого я обучал приемом и духу карате. Несомненно, я должен спросить себя, почему я любил и обучал такого человека методам защиты карате? Конечно, я смог бы его уничтожить. Но вполне возможно, что я бы ничего и не сделал, а только глубоко опечалился. Бесполезно преследовать человека, который уже убежал, и что хорошего в убийстве человека? Но если те, кого преследуют, страдают, то и предавший редко чувствует себя хорошо. Брут и его сподвижники покончили жизнь самоубийством и в бесславии. Предатели теряют всех своих друзей. Часто предательство совершается ради денег или славы. Люди, как правило, отворачиваются от предателей, которые, заканчивают свою жизнь.
В истории Японии имеются много примеров этой печальной истины. Полководец XVI века Ода Нобунага был предан одним из своих соратников, которому нанес поражение более известный полководец Тоетоми Хидэеси и который, в конце концов, был убит крестьянином. Самоубийство предателя Христа - Иуды Искариота, является другим ярким примером. Немало подобных случаев и в истории Китая, Например, Чао Као - главный евнух первого императора династии Цин (3-й век до н. э.), был вероломным человеком, который мог совершить преступление, если оно отвечало его целям. Он был организатором убийства наследника трона, но позднее по приказу правительства был казнен. Его заставили самому себе выкопать могилу. Все дело в том, что мы живем в обществе, связанном взаимными психологическими узами. Возмездие чисто духовное или выраженное социальным осуждением неизбежно падет на человека, предавшего группу людей из своего окружения.
Одной из самых трудных задач, с которой сталкивается человек, является выбор товарищей, которые его не предадут. В равной мере трудно сдержать мысли о предательстве своих товарищей. Социальная кара всегда настигает человека, предавшего своих друзей. И если наказание отмерено, спастись уже нельзя. Это означает, что в выборе друзей надо быть очень осторожным.
Раньше я тренировался в горах один. Я часто следовал по пути одиночества и был заклеймен как еретик представителями других школ карате. Но со временем я понял, что человек должен жить в тесном контакте с другими. И когда я увидел, что мое направление карате лежит в тесном контакте с людьми, многие сомнения, терзавшие меня. рассеялись.
Я был счастлив со многими хорошими друзьями и учениками, но у меня были и неудачные отношения. Сейчас, обращаясь к прошлому, я понимаю, что большему научился у плохих людей. Горести и страдания были испытанием, ниспосланным мне свыше, чтобы совершенствовать и укреплять меня. Они вызывали более сильную боль, чем удары, наносимые моими противниками в карате.
Я предлагаю философию, разработанную мною на основе личного опыта, в надежде, что она поможет читателям избежать некоторых неприятных моментов, с которыми я сталкивался и, в то же время, помочь им понять те вещи. которые имели для меня важное значение.
< назад | к содержанию | вперед >
|