WIDTH=1000>


НА ГЛАВНУЮ | БАЗОВЫЙ КУРС САМООБОРОНЫ | БИБЛИОТЕКА | ВИДЕО | STREET-WORKOUT | ЗДОРОВЬЕ

 

 

Масутацу Ояма - Философия каратэ

к содержанию

 

Популярность и признание

 

Прежде чем обратиться к этой теме, я должен объяснить природу "бума" карате, охватившего весь мир. Утверждать, что фотографии с изображением определенных движений каратиста стимулировали такой интерес - нелепо. Актер, изображенный на этих фотографиях, был воспитанником моего ученика. Он был не настоящим каратистом, а актером. Тем не менее он очень уважал киокушинкай карате и, говорят, в своей комнате держал мою фотографию. "Бум" карате начался не с него и не в Японии. В действительности, Япония была лишь в числе последней из стран, почувствовавших его влияние. Популярность же карате в мировом масштабе началась тогда, когда я совершил турне по США с показательными выступлениями.

Затем я опубликовал книги на английском, французском, немецком, голландском и многих других языках и открыл тренировочные залы в 55 странах. Известность киокушинкай карате росла так быстро, что молодые люди в других странах полагали, что каждый крестьянин Японии является экспертом по карате и иногда обращались как к мастеру к любому представителю Востока, что послужило причиной незаконного роста числа тренировочных залов под моим именем, но без моего разрешения. Люди, вовлеченные в это, не умели делать ничего, а лишь прочитали мои книги. Но, как известно каждому, карате нельзя обучаться по книгам.

Я убивал быков голыми руками и бросал вызов всем представителям национальной ассоциации карате, но после Второй мировой войны люди боевого искусства не очень ценились в Японии. Поэтому я путешествовал по другим странам, демонстрируя мощь карате и приобретая учеников и друзей. Только намного позднее киокушинкай карате, пришло в Японию в новой форме, более сильное, отличавшееся от довоенных школ карате. Я утверждаю, что демонстрация преимуществ карате, а не красочные фотографии, имитирующие движения, принесла карате всемирную славу и известность. Внешней стороной карате и моей работы за границей, которые привлекли бесчисленных поклонников, несомненно являются сила и мощь. Я сделал только семь показательных выступлений в США, но они так широко освещались по радио и по телевидению, что каждый мог увидеть, чего можно достичь с помощью тренировки в карате. Я использовал все преимущества из достигнутого мною во время тренировки в горах. Я победил всех противников, иногда не более чем за секунду, и никогда мне не требовалось более двух минут. Все молодые люди хотят стать сильными. Увидев, что могу я, молодые американцы захотели достичь моей мощи. Сначала многие звонили в тренировочные залы, руководимые дзюдоистами, которые прочитали мои книги или видели несколько красочных фотографий. Люди толпами шли к ним, как позднее шли в залы, руководимые моими учениками. Вскоре, большое количество воспитанников школ дзю-до стали решительно покидать свои залы, а залы карате наполнялись.

Примерно в это время я издал свои книги на английском языке: "Что такое карате?" и "Это есть карате". Так как карате захватило молодежь на Западе, в Японии стали тоже интересоваться им. Этот интерес возрастал быстрее и шире чем я ожидал. Вскоре мне пришлось проводить огромную тренировочную и воспитательную работу в Японии. Многие шли прямо ко мне. Но кроме того, я понял, что необходимо тренировать людей, которые без знания и мастерства, и без моего разрешения открыли тренировочные залы Мае. Ояма в Японии.

Для международного руководства школами в США и Голландии мы вынуждены были оставить штаб-квартиру в Японии. Но за всемирным восхищением карате стоит нечто большее, чем простое влечение. Люди, которые хотят использовать для защиты только руки, выражают свой протест против оружия. За долгую историю человечества оружие усовершенствовалось до чудовищной разрушительной силы, достигнув вершины в виде атомной бомбы. Раньше дети играли с игрушечными мечами и пистолетами. Эти забавы должным образом рекомендовались как воспитание мужественности. Сегодня предпочтение отдается карате, и нигде дети не играют с игрушечными водородными бомбами. Карате стало очень популярным благодаря тому, что оно представляет собой возврат к мысли о силе, как о средстве защиты и пользы для человечества, а не как о средстве нападения и разрушения. Это более глубокое значение современного "бума" карате. Каратисты доказывают всему миру, что отказ от оружия является высшей человеческой и социальной моралью. Они говорят, что мы должны быть сильными, но не воинственными.

Некоторых родителей пугает пристрастие детей к карате. Но я утверждаю, что дети знают, что делают. Они показывают нам способ отказа от вооружения и возвращение к лучшему представлению о карате, как о средстве защиты. Это и есть наиболее важное значение карате сегодня.

У карате есть неоспоримые мистические качества. Мой успех в Америке очевиден. Он также подтверждается каратистами, способными разбивать кулаками бутылки, камни, доски и стопки черепицы. Но все это - результат упорства и тренировки.

Это не составляет секрета и не имеет ничего общего с тайнами, известными лишь посвященным, черпающим свои знания из рукописей, о наличии которых заявляют некоторые школы карате. Но даже если такие книги и существуют, они не являются практическими объяснениями приемов карате и методов тренировок, а содержат в себе лишь абстрактные объяснения духовных аспектов. Конечно, соответствующее духовное влияние таких книг весьма существенно. В этом смысле так называемые "тайные рукописи" могут быть полезными. Но они наверняка не объясняют истинные мистические качества карате.

Истинное мистическое содержание карате лежит в необъятной глубине восточной философии. За годы тренировок, поединков и путешествий по всему миру я твердо понял, что это так. Влияние восточной философии чувствуется в каждом приеме карате. Оно охватывает системы дыхания и созерцания, которые мы используем. Оно является направляющим аспектом выработки состояния психологического единства. Но самое важное это то, что восточная философия - основа нашей морали.

Я много почерпнул из даосизма, конфуцианства и дзэн-буддизма, но высочайшим даром этих течений было приобретение уверенности в себе. Осознание того, что путь, по которому я следую, является в то же время путем великих мудрецов и философов прошлого, придает мне смелость и силу. Пусть путь этот долог и впереди еще много трудностей, но я верю, что "Путь этот величественный и прекрасный. Он ведет к небесам. Они очень далеки. Но разве мы не должны стараться приблизиться к ним понемногу - день за днем?"

 

< назад | к содержанию