Юдзан Дайдодзи - Будосёсинсю
к содержанию
Почтение
Путь верности и сыновнего долга присущ не только самураю. Крестьяне,
ремесленники и торговцы тоже не чужды его. Но среди последних ребенок или
слуга, сидя со своим родителем или хозяином, может скрестить ноги или
держать руки где попало, или может говорить с ними стоя, хотя они сидят, или
совершать другие бесцеремонные и невежливые поступки, - все это не имеет
значения. Быть искренним в своих сыновних чувствах и действительно преданным
хозяину или родителям - вот все, что требуется от трех сословий. Но что
касается бусидо, как бы в сердце своем ни был предай и почтителен человек,
если он не соблюдает правильного этикета и лишен манер, которые выражают
уважение к господину или родителю, его нельзя считать живущим соответствии с
ним. Любое подобное пренебрежение по отношению не только к господину но и к
родителям, не может считаться приличествующим тому кто хочет стать самураем.
И даже вне их присутствия, наедине с собой, не может быть никакого
расслабления, ничто не должно затмевать верности и сыновнего долга воина.
Когда бы он ни ложился спать, ноги его ни на мгновение не должны быть
обращены в сторону его господина. Где бы он ни устанавливал соломенную
мишень для упражнений в стрельбе из лука, стрелы никогда не должны лететь в
сторону его господина. Когда он кладет на землю копье или алебарду, острие
их также не должно быть направлено в сторону господина. А если он услышит
разговор о своем господине, или же сам что-либо говорит о нем, он должен
немедленно вскочить, если он лежит, и выпрямиться, если он сидит, ибо в этом
состоит Путь самурая.
Указывать копьем в сторону господина, зная, что он там, говорить о нем,
развалясь на циновках, бросать письмо родителей, или рвать его, или
использовать его для чистки свирели или ночника - все это говорит об
отсутствии уважения. Такие люди склонны, встречаясь с незнакомцами, плохо
говорить о делах своего господина. А если кто-нибудь, Даже совершенно чужой
человек, приходит и ловко заводит с ними разговор, они будут очень довольны
и без всяких колебаний станут осуждать своих родителей и старших братьев,
порочить и поносить их. Несомненно, что когда-нибудь они будут наказаны
своим господином, или попадут в беду, в любом случае их конец не будет
достойным воина; но даже если они останутся живы, о будет бесполезное
существование. В прошлом, в эпоху Кэйте, жил отважный воин по имени Кани
Сайдзо, командующий пехотой при Фукусима Саэмон-тайю Масанори, день и ночь
охранявший железные ворота замка Хиросима в Аки. Состарившись, он стал спать
в промежутках между службой. Случилось так, что к нему пришел паж Масанори и
принес молодого ястреба с запиской от господина о том, что это подарок по
одному из случаев. Сайдзо моментально вскочил, одел хакама, которые он снял
и отложил в сторону, повернулся к нему и принял подарок, сказав, что
немедленно передаст свою благодарность. Затем продолжил: "Если бы ты был
моим сыном, я бы сказал, что ты глупец, ибо если ты приносишь послание от
нашего господина, ты должен с самого начала сказать об этом, чтобы я мог
подготовиться, а не подавать мне его, когда я заснул, без всякого
предупреждения. Хорошо, что ты не мой сын, а поскольку ты всего лишь паж, я
думаю, что должен простить тебя". Мальчик в испуге убежал и рассказал все
своим друзьям, так что спустя какое-то время история дошла до самого
Масанори. Он позвал пажа и спросил, так ли было дело, и, когда паж все
подтвердил, сказал: "Сайдзо был прав, рассердившись из-за такой
бестактности. Я хотел бы, чтобы все самураи Аки и Бидзэна обладали его
духом, ибо тогда не было бы ничего, что они не смогли бы свершить".
< назад | к содержанию | вперед >
|