Юдзан Дайдодзи - Будосёсинсю
к содержанию
Дружба
Надежность - одно из качеств Пути воина, необходимых самураю, но ни в
коем случае не желательно оказывать помощь без веских причин, ввязываться в
дела, которые не имеют значения или принимать на себя обязательства в том,
что не касается тебя самого, только ради того, чтобы сделать так-то или дать
совет. Даже если дело в какой-то степени касается тебя, лучше остаться в
стороне, если тебя никто не просит вмешаться. Ведь даже незначительные
вопросы, не говоря уже о больших, могут привести к тому, что ты не сможешь
устраниться, не подвергая риску свою драгоценную жизнь, которая должна
находиться только в распоряжении твоего господина, или родителей. Поэтому я
говорю, что самурай не должен без необходимости принимать на себя
обязательства.
Когда самурая прошлого просили о каком-нибудь одолжении, он первым
делом думал, стоит его делать или нет, в последнем случае он сразу же
отказывался. А если и откликался на просьбу, то делал это только после
тщательного размышления, когда он был готов выполнить ее. Дело вскоре
оказывалось решенным, а самурай заслуживал великую благодарность. Тот же,
кто без раздумий берет на себя какие-то обязательтва, не сможет выполнить их
должным образом, и, когда это обнаружится, приобретет репутацию
легкомысленного человека. Давать советы и высказывать суждения следует тоже
только после тщательных размышлений. Ибо если родители, учителя, старшие
братья, дядья могут дать неправильные советы своим детям, ученикам и
племянникам без большого вреда, все, исходящее из уст самурая, должно быть
обдумано и взвешено. И особенно рассудительным он должен быть по отношению к
своим друзьям и товарищам. Когда его выбирают и просят принять участие в
совете, он всегда может сказать, что не имеет мнения на этот счет и
отказаться обсуждать это. Но если как сопровождающее лицо он участвует в
разговоре, лучше всего говорить то, что он думает, прямо, ясно и кратко, без
оговорок и обращения внимания на возможное неудовольствие или возмущение
других. Ибо если, по своей слабости или из-за опасений обидеть людей или
оскорбить их, он бестактно колеблется, отворачиваясь от того, что верно, и
соглашаясь с тем, что неразумно; или же, желая избежать ссоры, он позволяет
себе говорить неприличные вещи, или перекладывает ответственность на других,
его, в конце концов, будут считать плохим советником и презирать. Точно так
же, тот, кто настолько глуп, что считает себя не нуждающимся в дружеском
разговоре, полагая, что в советах нет необходимости и желая все делать
по-своему, при этом совершая глупости одна за другой, будет не слишком любим
своими друзьями.
< назад | к содержанию | вперед >
|