Юдзан Дайдодзи - Будосёсинсю
к содержанию
Самурай-отшельник
С давних времен многие самураи становились отшельниками. Действительно,
между ними немало общего. Например, среди неких монахов есть те, которых
называют дзосу или судза. Они обычные послушники такого же уровня, что и
внешние васлы военного сословия, служащие в армии простыми солдатами. Затем
идут танре или потом повыше, равные мэиукэ, гвардейским капитанам или
начальникам пехоты среди самураев. Затем среди отшельников есть называемые
теро или осе, которые носят цветные одежды и мухобойку в руках, которые
повелевают простой толпой точно так же, как командующий самураев, или
командующий пехотой, или шесть буге лучников, имеющие свой стяг и жезл,
отдающие приказы армии и командующие на поле боя.
Лишь в смысле учения эти общины отшельников кажутся мне превосходящими
самурайские. Ибо простые монахи покидают своих учителей и путешествуют по
стране от одного монастыря к другому, чтобы учиться, встречаться с
прославленными учеными и совершенствоваться, практикуя медитацию и
добродетель. А когда они становятся танре и сэйдо, и даже теро и осе,
настоятелями больших храмов и монастырей, они по-прежнему не стыдятся
продолжать учиться, чтобы быть достойными повышения.
Это я хотел бы видеть и среди самураев; но даже простые самураи не на
службе, занимающиеся побочными делами и имеющие много свободного времени,
обладают; вполне хорошим достатком и обеспечены всем необходимым, так что
даже у совсем молодых есть жены и дети, и их единственное занятие -
вздремнуть утром и дне) Они даже не изучали обычных обязанностей самурая,
что уж говорить о более трудны: необычных, и так они проводят месяцы годы,
пока их бороды не станут белыми, а головы - облысевшими. Когда приходит
срок, они уходят со службы, и тогда, если им предстоит стать цукай-бан,
посланниками, благодаря помощникам они выполняют обязанности, но если их
посылают в отдаленную провинцию, подготовка к путешествию вызывает в них
суету и смущение, а когда они приступают к исполнению обязанностей, они
могут делать это лишь опираясь на указания младших и на соответствующие
книги. Такое положение вещей нельзя считать правильным. Ибо поскольку все
обязанности самурая определены, они должны думать только о них, когда
появяется время для этого, а если они встречают способных и опытных
чиновников, они должны прекратить пустые разговоры и узнать от них о том, в
чем, предположительно, им необходим совет. Они должны познакомиться со всеми
фактами, собирать и копировать старые книги и планы с тем, чтобы обладать
полным знанием о своих обязанностях, и тогда они в любое время легко смогут
исполнить то, что им прикажут. Если же получать сведения от подчиненных и
помощников и исполнять обязанности с их помощью годится для обычных случаев,
- а ведь если происходит что-то непредвиденное, то не всегда можно получить
помощь, - тогда добро и зло зависят от собственного умения решать вопросы.
Инспектор войск должен знать все о таких вещах, как численность противника,
выбор наилучшего места для лагеря и расположение армии, сила замков,
преимущества или недостатки местности и возможность победы, так что с
древних времен эта должность считалась трудной. Однако, если Инспектор
ошибется во взглядах, это скорее всего кончится лишь позором для него
самого, в то время как те, кто рангом стоит выше командующего пехотой
асигару тайсе, кто владеет маршальским жезлом и реально Управляет войсками,
ответственны за жизни всех людей. Поэтому более всего достойны осуждения те,
кто с важным видом занимают высокие должности и позорят их, ибо обладают ни
необходимыми знаниями, ни способностями.
Это подобно тому, как если бы среди дзенских монахов кто-нибудь, еще в
юности забросивших учение, лишь благодаря лысой голове и почтенному возрасту
получил бы вдруг ранг теро или осе, стал бы ходить в пышных одеждах с
мухобойкой в руках и управлять множеством собратьев. Если бы недостойный
монах каким-либо неправедным образом вдруг достиг такого, он стад бы
посмешищем, был бы опозорен и изгнан дабы не повредить установившемуся
порядку. Увы, не так обстоит дело с теми самураями, которых назначают на
высшие посты при всей их неспособности, а ведь они подвергают риску жизни
всех подчиненных, а потери, которые они могут вызвать, огромны. Поэтому
самураи должны прилежно учиться, как только у них появляется время, чтобы
обрести глубокое понимание правил армии и ведения битвы, ибо изучение и
практика - вот самое необходимое для командующего.
< назад | к содержанию | вперед >
|