А.Е.Тарас - Безопасность бизнесмена и бизнеса
к содержанию
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ КЛИЕНТОВ БАНКА
Анализ проблемы безопасности банков, сделанный группами экспертов
в ряде городов России, Беларуси, Украины, Латвии и Казахстана,
показал, что банковские офисы, как правило, находятся в помещениях,
мало приспособленных для совершения финансовых операций. Отсюда
трудности с обеспечением безопасности клиентов.
Типичный случай - столпотворение клиентов в банковском холле.
Общение с ними затруднено. Конфиденциальность отсутствует.
Недостаточная площадь внутренних помещений, их непродуманная
планировка не позволяют внедрять новые формы обслуживания и т.п.
Неудивительно, что деньги, вместо того чтобы течь рекой, вливаются в
банк робким ручейком, грозящим в любую минуту пересохнуть.
Эксперты выработали рекомендации, которые полезно учитывать при
проектировании, строительстве и реконструкции не только банковских
помещений, но и офисов финансовых (инвестиционных) компаний. Они
сводятся к 10 требованиям. Итак, необходимо:
- совершать операции по поручению организаций (фирм) и частных
лиц в отдельных помещениях;
- создавать просторные, удобные для посетителей холлы,
приспособленные для проведения мелких банковских операций;
- обустроить изолированные помещения или "зоны" для
конфиденциальных бесед с клиентами;
- оборудовать защищенные кабины для операций с крупной
наличностью и обмена валюты;
- обставить помещения современной офисной мебелью;
- оборудовать для клиентов комнаты самообслуживания;
- оборудовать внешний периметр банка и его внутренние помещения
современными средствами сигнализации и защиты (телекамеры,
автоматические фотокамеры, датчики, блокираторы замков дверей и
сейфов, выдвижные перегородки, распылители газа);
- как можно дальше от входа располагать зоны, где хранятся
наличные деньги;
- разработать систему доступа в банк лиц, обслуживающих
технические средства охраны и компьютеры (обслуживающий персонал
должен быть известен охране банка поименно);
- продумать расположение постов охраны в рабочее и нерабочее
время.
Служба безопасности, по мнению экспертов, должна также иметь
четкое представление о том:
- могут ли грабители незаметно покинуть банк после налета в
дневное время (например, влившись в поток транспорта или пешеходов);
- останавливают ли сотрудники патрульно-постовой службы милиции
подозрительных лиц и автомобили, появляющиеся в районе банка в ночное
время и в выходные дни;
- где расположено ближайшее отделение милиции и сколько времени
потребуется его сотрудникам, чтобы прибыть в банк в случае сигнала
тревоги или вызова по телефону (практика показывает, что задержание
налетчиков по "горячим следам" возможно лишь тогда, когда милиция
прибывает на место не позднее чем через 5 минут после подачи сигнала);
- как обеспечить срабатывание охранной сигнализации при любом
варианте ограбления со взломом или вооруженного налета;
- как помешать грабителям исчезнуть в условиях всеобщего
замешательства;
- как предотвратить возможность захвата заложников из числа
клиентов или персонала банка (лучшая защита в данном случае -
специально натренированные собаки).
С учетом ответов на эти вопросы служба безопасности банка должна
разработать план его охраны. План должен включать в себя программу
действий на случай похищения управляющего банком или членов его семьи,
а также представителей персонала. На каждого служащего, причисленного
к группе риска, необходимо завести учетную карточку, содержащую
сведения о состоянии здоровья, привычках и увлечениях, адресах и
телефонах родственников, ближайших друзей, учебных заведений, в
которых учатся дети. Под рукой должны быть фотографии, в том числе во
весь рост, образцы почерка, указаны особые примеры, размер обуви и
одежды и т.д.
Эта информация окажется чрезвычайно полезной для организации
немедленных розыскных действий в первые же минуты после похищения.
В случае если грабителям удалось скрыться с места происшествия,
служба безопасности должна позаботиться о том, чтобы:
- ни одна из возможных улик не исчезла и не претерпела изменений;
- никто из свидетелей преступления не покинул банк (за
исключением нуждающихся в медицинской помощи);
- никто из посторонних (милиция и следователи, разумеется, не в
счет) не входил в помещение.
Служащие банка и клиенты, которые видели грабителей, обязаны
составить их описание, при этом свидетелям запрещается
консультироваться друг с другом. Раненых необходимо как можно быстрее
доставить в больницу - это тоже входит в обязанности службы
безопасности, равно как и оказание доврачебной экстренной медицинской
помощи.
< назад | к содержанию | вперед >
|