WIDTH=1000>


НА ГЛАВНУЮ | БАЗОВЫЙ КУРС САМООБОРОНЫ | БИБЛИОТЕКА | ВИДЕО | STREET-WORKOUT | ЗДОРОВЬЕ

 

 

Такуан Сохо - Вечерние беседы в храме Токайдзи

к содержанию

 

Причина, условие и следствие

 

Все происходит в соответствии с причиной и условием. В том случае, когда у нас есть только причина, мы не можем ожидать результатов. Причина - это лодка, условие - это попутный ветер. Следствие - прибытие на другой берег. Зерно - это причина. Человек, который сажает зерно в землю, - это условие. Даже если есть зерно, но никто его не посадил, ничего не вырастет. Если зерно не вырастет, мы не получим других зерен. Но зерно дает всходы лишь при условии, что человек его посеял. Люди есть следствие кармических причин своей прошлой жизни, но если при этом не выполнится условие, мудрость не проявится в этой жизни. Они могут прожить жизнь, напрасно ожидая того, чтобы выполнилось условие.

Шестой дзэнский патриарх Эно, поначалу был лесорубом на горе Лин-мань в Китае. Однажды, продавая дрова, он услышал, как женщина читает "Алмазную сутру". Слова "пробуди свой ум, не останавливая его нигде" проникли глубоко в его сердце, и он постиг истину буддизма. Даже если причина постижения была в нем самом, если бы не условие - женщина, читавшая "Алмазную сутру", - он остался бы лесорубом на горе Лин-мань до конца своих дней. С другой стороны, даже если бы было условие, но не было бы причины, чтение сутры женщиной ни к чему бы не привело. Тысячи слушали, как она читает, но только один человек, шестой патриарх дзэн, пережил просветление.

Теперь вы видите почему следствие не проявляется до тех пор, пока не сойдутся вместе причина и условие. Те, кто мыслит медленно, чаще постигают тайну, чем те, которые в выводах поспешны. Так происходит потому, что поспешные люди быстро уходят вперед, не останавливаясь для того, чтобы тщательно все взвесить. Медлительный человек внимательно изучает принцип, останавливаясь на всех его аспектах. Поспешный человек делает много выводов, но редко глубоко понимает свои слова. Тот, кто бегает по лесу, стараясь насобирать побольше орехов или грибов, не соберет их много. Тот же, кто не суетится, насобирает больше. Желающий многого получит мало, а тот, кто готов довольствоваться малым, получит много.

 

< назад | к содержанию