Анатолий Тарас - Телохранитель
к содержанию
5.4. Охрана командой
Число телохранителей при данной персоне определяют, исходя из сущест-
вующего уровня угрозы. Если человеку никогда не угрожали и он лишь по-
дозревает, что его могут обокрасть или ограбить, вполне достаточно одно-
го профессионала, чтобы ничего подобного не случилось. Деятельность те-
лохранителя-одиночки весьма многогранна: часто он превращается в помощ-
ника на все случаи жизни. Нередко одиночка вынужден оставлять клиента,
доверяясь окружающим, - например, когда необходимо выехать для предвари-
тельного осмотра места деловой встречи или товарищеского ужина. В таких
случаях нужно по крайней мере обеспечить возможность клиенту подать сиг-
нал тревоги и оставить его за надежной дверью среди надежных людей. Мо-
бильный телефон - самое простое средство никогда не терять связи с кли-
ентом. В ситуации с низким риском телохранителю и клиенту бывает даже
полезно отдохнуть друг от друга. Для одиночки возрастает важность кон-
тактов с коллегами из других охранных команд, - обмен информацией изба-
вит вас от дополнительных хлопот и позволит реже оставлять клиента одно-
го Все же не забывайте, что прежде всего вы телохранитель Вряд ли одиночка защитит человека, на которого ведется целенаправлен-
ная охота. Поп-звезде нужно гораздо меньше охранников, чем президенту
корпорации или страны: вероятность покушения на жизнь звезды несоизмери-
мо ниже. Убийство Джона Леннона - событие уникальное; убийство ямайского
певца Боба Марли совершено по политическим мотивам. А отлично, казалось
бы, охраняемых президентов США убито трое плюс совершено множество поку-
шений, в том числе сравнительно недавно на Рейгана и на Картера. В июле
1998 г. очередной маньяк пытался прорваться в конгресс США и застрелил
двух полицейских. В России то и дело гибнет кто-то из видных предприни-
мателей. Клиентов такого рода называют клиентами повышенного риска, и в
одиночку провести все необходимые для них охранные мероприятия невозмож-
но. Это простое и очевидное правило: с повышением вероятности опасности
должен повышаться и уровень защиты Если угрозы и даже нападения уже имели место, оценивают их серьез-
ность и вероятность повторения; на этой основе рассчитывают численность
охранной команды. Как минимум, понадобится второй телохранитель: один
при клиенте, другой - на предварительных осмотрах и подмене первого. Для
круглосуточной посменной охраны в идеале требуется 4 телохранителя, хотя
в конечном счете все определяется наличием у клиента средств на охрану Члены четверки могут работать сменами по 8 или 12 часов. В ситуации
очень высокого риска таких четверок может быть две и больше, причем в
форс-мажорной ситуации (например, в случае дальней поездки, которую не
удалось сохранить в тайне) телохранители работают без выходных. В от-
сутствие руководителя охранной команды его функции переходят к руководи-
телю данной смены Пространство вокруг клиента повышенного риска вне пределов желтой зо-
ны (в радиусе свыше 3 м) - не просто единая зеленая зона, она дополни-
тельно поделена на ближнюю, среднюю и дальнюю. Снайпер может находиться
в километре от клиента повышенного риска; смертник, увешанный взрывчат-
кой, может замкнуть концы детонатора в 10 метрах от такого клиента. Гра-
ната может прилететь из гранатомета, расположенного на расстоянии 350
метров Работать в команде и легче и сложнее. Ответственность за клиента
распределяется на всех. Можно почти не беспокоиться за свой тыл. Есть
надежда, что когда вы проморгаете опасность в своем секторе наблюдения,
ее заметит тренированным боковым зрением коллега, отвечающий за соседний
сектор, хотя в принципе отвлекаться от своего сектора не рекомендуется Систему охраны можно продумать всей командой: ум хорошо, а несколько
умов еще лучше. Даже такое рутинное дело, как вход клиента в дом, вдвоем
обеспечить куда удобней: один телохранитель предварительно осматривает
лифт и подъезд и подает сигнал вам, что можно (или нельзя) ввести клиен-
та В команде существует риск несогласованных действий: чем больше состав
команды, тем выше этот риск; лучше всего управляются группы людей из 5-6
человек. Удачливого предпринимателя (не слишком крупного) в Москве охра-
няют обычно 23 человека, которые меняются в течение суток. Помимо от-
ветственности за клиента появляется ответственность за коллегу: прикры-
вая клиента, телохранители прикрывают и друг друга В охранной команде от сотрудников часто требуется взаимозаменяемость,
и телохранитель должен уметь быстро перестраиваться с одной работы (не-
посредственная близость к клиенту) на другую (пост на входе в офис). Вы
должны твердо знать обязанности на всех постах и обязанности руководите-
ля команды. В футболе индивидуальное мастерство не важнее, чем игра в
пас; в охранной команде также приходится находить общий язык со всеми ее
членами. Не следует излишне суетиться, взваливая на себя то, что поруче-
но не вам. Недопустимы ссоры и стычки между членами команды, - по край-
ней мере, в рабочее время. Если вам не нравится коллега, профессионально
выполняющий работу, относитесь к нему хотя бы с уважением. Члены команды
в любой ситуации должны работать слаженно Применение средств связи (воки-токи, условные слова, мимика, жесты)
отвлекает внимание. Существует риск перепутать условные слова, в ре-
зультате действия телохранителей рассогласуются. Еще выше риск подобной
ошибки в экстремальной ситуации. Поскольку клиента повышенного риска ох-
раняют круглосуточно, команд несколько. На случай перехода телохраните-
лей из одной команды в другую необходимо позаботиться о том, чтобы все
средства связи использовались во всех командах единообразно. Скажем, те-
лохранитель, увидевший опасность, надевает шляпу или произносит безобид-
ную фразу ("Опять дождь собирается") Объясните клиенту, что он не должен передвигаться в одиночку: в окру-
жении охранников это в любом случае безопаснее. Снайперу труднее прице-
литься, группе захвата труднее пробиться к вашему клиенту. В многочис-
ленной охранной команде нуждаются не только клиенты повышенного риска,
но и многие фирмы. В первую очередь речь идет о борьбе с промышленным
шпионажем и защите коммерческих тайн. Структура охранной команды может
быть различной. В одном из распространенных вариантов она состоит из 4
уровней с числом сотрудников 2-15 в каждом I уровень охраны составляют телохранители, находящиеся в непос-
редственной близости к клиенту. Кому-то из них обычно поручают также ох-
рану грузов и помещений. II уровень обеспечивает техническую защиту:
сигнализацию, недоступную для подслушивания связь, кодирование электрон-
ных и обычных документов, поиск ВУ, бронирование автомобиля. III уровень
составляют секретчики: они препятствуют доступу в фирму посторонних,
контролируют соблюдение сотрудниками секретности. IV уровень занимается
оперативной контрразведывательной работой: собирает информацию о вероят-
ных противниках, анализирует попытки кражи информации, реагирует на уг-
розы конкурентов или бандитов Нередки ситуации, когда в одном месте собираются несколько клиентов
со своими охранными командами. О таких мероприятиях, как правило, из-
вестно заранее. Позаботьтесь о согласовании действий между разными ко-
мандами и исключите соперничество между ними. На время мероприятия вы
можете оказаться во временной связке с членом другой команды (к примеру,
вы проверяете посетителей на предмет проноса ими оружия и взрывчатки) Это обстоятельство не должно отразиться на качестве исполняемой вами ра-
боты. Если несколько клиентов объединились надолго для отдыха, инспекци-
онной поездки или совместного проживания, действия всех охранных команд
должны координироваться из единого центра Другая возможность сбоев и опасных накладок таится в рассогласовании
между охранной командой и клиентом. Последний сообщит об изменении пла-
нов тому телохранителю, который рядом, а до руководителя команды эта ин-
формация может и не дойти. В этом случае виноваты будут оба: и телохра-
нитель, и руководитель, но не клиент. Клиент воспринимает всех охранни-
ков именно так, как и нужно: как членов одной команды. Между тем планы
клиента - самая важная информация при отсутствии очевидной угрозы. При
изменении планов команда прорабатывает свои действия в новых условиях и
приступает к материально-техническому обеспечению безопасности Другое подспорье руководителю охраны - добрые отношения с ближайшим
окружением клиента: именно в этом окружении вызревают планы. Но не пере-
водите добрые деловые отношения в личные. Если в команде любовник секре-
тарши и лучший друг зятя клиента, проку от такой охраны будет немного. < назад | к содержанию | вперед >
|