WIDTH=1000>


НА ГЛАВНУЮ | БАЗОВЫЙ КУРС САМООБОРОНЫ | БИБЛИОТЕКА | ВИДЕО | STREET-WORKOUT | ЗДОРОВЬЕ

 

 

Анатолий Тарас - Телохранитель

к содержанию

 

5.4. Охрана командой

Число телохранителей при данной персоне определяют, исходя из сущест- вующего уровня угрозы. Если человеку никогда не угрожали и он лишь по- дозревает, что его могут обокрасть или ограбить, вполне достаточно одно- го профессионала, чтобы ничего подобного не случилось. Деятельность те- лохранителя-одиночки весьма многогранна: часто он превращается в помощ- ника на все случаи жизни. Нередко одиночка вынужден оставлять клиента, доверяясь окружающим, - например, когда необходимо выехать для предвари- тельного осмотра места деловой встречи или товарищеского ужина. В таких случаях нужно по крайней мере обеспечить возможность клиенту подать сиг- нал тревоги и оставить его за надежной дверью среди надежных людей. Мо- бильный телефон - самое простое средство никогда не терять связи с кли- ентом. В ситуации с низким риском телохранителю и клиенту бывает даже полезно отдохнуть друг от друга. Для одиночки возрастает важность кон- тактов с коллегами из других охранных команд, - обмен информацией изба- вит вас от дополнительных хлопот и позволит реже оставлять клиента одно- го

Все же не забывайте, что прежде всего вы телохранитель

Вряд ли одиночка защитит человека, на которого ведется целенаправлен- ная охота. Поп-звезде нужно гораздо меньше охранников, чем президенту корпорации или страны: вероятность покушения на жизнь звезды несоизмери- мо ниже. Убийство Джона Леннона - событие уникальное; убийство ямайского певца Боба Марли совершено по политическим мотивам. А отлично, казалось бы, охраняемых президентов США убито трое плюс совершено множество поку- шений, в том числе сравнительно недавно на Рейгана и на Картера. В июле 1998 г. очередной маньяк пытался прорваться в конгресс США и застрелил двух полицейских. В России то и дело гибнет кто-то из видных предприни- мателей. Клиентов такого рода называют клиентами повышенного риска, и в одиночку провести все необходимые для них охранные мероприятия невозмож- но. Это простое и очевидное правило: с повышением вероятности опасности должен повышаться и уровень защиты

Если угрозы и даже нападения уже имели место, оценивают их серьез- ность и вероятность повторения; на этой основе рассчитывают численность охранной команды. Как минимум, понадобится второй телохранитель: один при клиенте, другой - на предварительных осмотрах и подмене первого. Для круглосуточной посменной охраны в идеале требуется 4 телохранителя, хотя в конечном счете все определяется наличием у клиента средств на охрану

Члены четверки могут работать сменами по 8 или 12 часов. В ситуации очень высокого риска таких четверок может быть две и больше, причем в форс-мажорной ситуации (например, в случае дальней поездки, которую не удалось сохранить в тайне) телохранители работают без выходных. В от- сутствие руководителя охранной команды его функции переходят к руководи- телю данной смены

Пространство вокруг клиента повышенного риска вне пределов желтой зо- ны (в радиусе свыше 3 м) - не просто единая зеленая зона, она дополни- тельно поделена на ближнюю, среднюю и дальнюю. Снайпер может находиться в километре от клиента повышенного риска; смертник, увешанный взрывчат- кой, может замкнуть концы детонатора в 10 метрах от такого клиента. Гра- ната может прилететь из гранатомета, расположенного на расстоянии 350 метров

Работать в команде и легче и сложнее. Ответственность за клиента распределяется на всех. Можно почти не беспокоиться за свой тыл. Есть надежда, что когда вы проморгаете опасность в своем секторе наблюдения, ее заметит тренированным боковым зрением коллега, отвечающий за соседний сектор, хотя в принципе отвлекаться от своего сектора не рекомендуется

Систему охраны можно продумать всей командой: ум хорошо, а несколько умов еще лучше. Даже такое рутинное дело, как вход клиента в дом, вдвоем обеспечить куда удобней: один телохранитель предварительно осматривает лифт и подъезд и подает сигнал вам, что можно (или нельзя) ввести клиен- та

В команде существует риск несогласованных действий: чем больше состав команды, тем выше этот риск; лучше всего управляются группы людей из 5-6 человек. Удачливого предпринимателя (не слишком крупного) в Москве охра- няют обычно 23 человека, которые меняются в течение суток. Помимо от- ветственности за клиента появляется ответственность за коллегу: прикры- вая клиента, телохранители прикрывают и друг друга

В охранной команде от сотрудников часто требуется взаимозаменяемость, и телохранитель должен уметь быстро перестраиваться с одной работы (не- посредственная близость к клиенту) на другую (пост на входе в офис). Вы должны твердо знать обязанности на всех постах и обязанности руководите- ля команды. В футболе индивидуальное мастерство не важнее, чем игра в пас; в охранной команде также приходится находить общий язык со всеми ее членами. Не следует излишне суетиться, взваливая на себя то, что поруче- но не вам. Недопустимы ссоры и стычки между членами команды, - по край- ней мере, в рабочее время. Если вам не нравится коллега, профессионально выполняющий работу, относитесь к нему хотя бы с уважением. Члены команды в любой ситуации должны работать слаженно

Применение средств связи (воки-токи, условные слова, мимика, жесты) отвлекает внимание. Существует риск перепутать условные слова, в ре- зультате действия телохранителей рассогласуются. Еще выше риск подобной ошибки в экстремальной ситуации. Поскольку клиента повышенного риска ох- раняют круглосуточно, команд несколько. На случай перехода телохраните- лей из одной команды в другую необходимо позаботиться о том, чтобы все средства связи использовались во всех командах единообразно. Скажем, те- лохранитель, увидевший опасность, надевает шляпу или произносит безобид- ную фразу ("Опять дождь собирается")

Объясните клиенту, что он не должен передвигаться в одиночку: в окру- жении охранников это в любом случае безопаснее. Снайперу труднее прице- литься, группе захвата труднее пробиться к вашему клиенту. В многочис- ленной охранной команде нуждаются не только клиенты повышенного риска, но и многие фирмы. В первую очередь речь идет о борьбе с промышленным шпионажем и защите коммерческих тайн. Структура охранной команды может быть различной. В одном из распространенных вариантов она состоит из 4 уровней с числом сотрудников 2-15 в каждом

I уровень охраны составляют телохранители, находящиеся в непос- редственной близости к клиенту. Кому-то из них обычно поручают также ох- рану грузов и помещений. II уровень обеспечивает техническую защиту: сигнализацию, недоступную для подслушивания связь, кодирование электрон- ных и обычных документов, поиск ВУ, бронирование автомобиля. III уровень составляют секретчики: они препятствуют доступу в фирму посторонних, контролируют соблюдение сотрудниками секретности. IV уровень занимается оперативной контрразведывательной работой: собирает информацию о вероят- ных противниках, анализирует попытки кражи информации, реагирует на уг- розы конкурентов или бандитов

Нередки ситуации, когда в одном месте собираются несколько клиентов со своими охранными командами. О таких мероприятиях, как правило, из- вестно заранее. Позаботьтесь о согласовании действий между разными ко- мандами и исключите соперничество между ними. На время мероприятия вы можете оказаться во временной связке с членом другой команды (к примеру, вы проверяете посетителей на предмет проноса ими оружия и взрывчатки)

Это обстоятельство не должно отразиться на качестве исполняемой вами ра- боты. Если несколько клиентов объединились надолго для отдыха, инспекци- онной поездки или совместного проживания, действия всех охранных команд должны координироваться из единого центра

Другая возможность сбоев и опасных накладок таится в рассогласовании между охранной командой и клиентом. Последний сообщит об изменении пла- нов тому телохранителю, который рядом, а до руководителя команды эта ин- формация может и не дойти. В этом случае виноваты будут оба: и телохра- нитель, и руководитель, но не клиент. Клиент воспринимает всех охранни- ков именно так, как и нужно: как членов одной команды. Между тем планы клиента - самая важная информация при отсутствии очевидной угрозы. При изменении планов команда прорабатывает свои действия в новых условиях и приступает к материально-техническому обеспечению безопасности

Другое подспорье руководителю охраны - добрые отношения с ближайшим окружением клиента: именно в этом окружении вызревают планы. Но не пере- водите добрые деловые отношения в личные. Если в команде любовник секре- тарши и лучший друг зятя клиента, проку от такой охраны будет немного.

 

< назад | к содержанию | вперед >