В.В.Кондратьев - Боевое ремесло
к содержанию
СНАРЯДЫ
«БАЛДА» (ОХОТА ЗА ПЯТЬЮ ЗАЙЦАМИ)
Можно проводить часы и дни в тренажерном зале, накачивая массу мышц, но, выйдя на поединок, удивляться, что от усталости вы не способны удержать в руке меч, в то время как сравнительно поджарый соперник сохраняет свежести, силу и скорость ударов.
Причиной тому напрасное развитие тех групп мышц, которые не отвечают за движение оружия. Методика и тренировочные снаряды, разработанные нами в 1999— 2002 годах, позволяют решать эти проблемы.
Суть методики в использовании подвесного снаряда, который позволяет наносить по нему удары в полный контакт, на полной скорости, в движении.
Таким образом, мы решаем сразу несколько задач.
Заяц 1. Вместо монотонных и бесконечных толчков штанги или гантели полезнее провести полчаса с тренировочным клинком в 2 кг, нанося удары по «балде».
Адаптируются сухожилия, работает ударная группа мышц, рука привыкает к встрече препятствия.
Переложив меч в другую руку, получаем равномерное развитие плечевого пояса.
Помимо известных преимуществ симметричное владение обеими руками позволяет полноценно работать с партнерами в роли левши.
Заяц 2. Работа на «балде» с утяжеленным оружием помимо повышения силовых характеристик способствует и эффективному развитию координации, точности и темпа ударов. На определенной стадии отработки приемов бывает необходимо работать именно тяжелым снарядом в полную силу в движении.
Заяц 3. Легко убедиться, что, активно поработав 15 минут у «балды», человек чувствует себя точно так, как если бы он пробежал кросс 3—5 км (в зависимости от индивидуальной тренированности). Однако параллельно с развитием выносливости оттачивается техника, ставятся сила и точность удара, чего не достигнуть никакими беговыми тренировками.
Заяц 4. Упражнения с «балдой» в паре по своей эффективности вдвойне полезны. Находясь по разные стороны от «балды», бойцы реагируют на действия друг друга и совершают удары в полный контакт, маневрируя так, чтобы держать партнера точно напротив.
Заяц 5. Работа с качающейся «балдой» формирует навыки силовой борьбы: толчки корпусом или щитом, контрдействия на активное перемещение противника. Именно с качающейся «балдой» спортсмен имеет возможность наработать чувство дистанции в боевом режиме. Приобрести навыки маневра и отточить ударную технику в движении.
На фотографии можно видеть отработку ударной техники на «балде». Кстати, это великолепное исполнение классических ударов «плевок», «накрут» и «раскол». Обратите внимание на постановку ног, когда толчковая нога разворачивается на носке коленом внутрь и в удар вкладывается мощность разворота корпуса.
За истекший с выхода первой книги срок мы остановились на одном типе тренировочного снаряда, который полностью отвечает всем возможным требованиям современного тренировочного процесса:
1. Имеет три четких уровня работы — верхний, средний и нижний.
2. При попадании дает ощущения в кисти, сходные с ощущениями при попадании по реальному живому объекту.
3. Долговечен и позволяет работать по нему как руками и ногами, так и жестким инструментом (палка, бейсбитка, саперная лопатка и т. д.).
Конструкция его проста, удобна и мобильна. Он состоит из пожарного рукава и нескольких пневмобаллонов, поэтому легко транспортируется, монтируется и практически не изнашивается при работе самыми разными инструментами, кроме, пожалуй, точеных клинков. Однако даже при работе реальным ножом, когда
резиновые цилиндры постепенно приходят в негодность, их можно постепенно заменять новыми.
ИМИТАТОРЫ ВООРУЖЕНИЯ
Речь пойдет о гуманизированных снарядах, позволяющих проводить соревновательные бои и обходиться без серьезных травм при регулярной и активной спарринговой работе, то есть достигать максимальной эффективности в тренировочном и состязательном процессе.
Разработанный в АБФ тип снаряда, который уже получил в народе название «сосиска», имеет на сегодняшний день несколько массогабаритных форматов — от ножа и мачете до меча и бейсбитки.
Пользу и востребованность «сосисок» сложно переоценить, достаточно перечислить основные области их применения.
1. Мизансценические учебные бои.
2. Тактические тренировки, требующие многократного повторения.
3. Скоростные комбинационные бои с разногабаритным инструментарием.
4. Отработка техники отдельных приемов и комбинаций.
5. Отработка действий в групповых боях.
6. Условно бездоспешные бои и соревнования.
Позволяя безопасно и максимально эффективно отрабатывать приемы и комбинации, снаряд способствует быстрой наработке скоростных навыков, рефлексов и развитию боевой интуиции.
Причина проста — введение многочисленных регулярных спаррингов очень быстро увеличивает боевой тактический и технический опыт. При этом, несмотря на щадящую конструкцию, боец учится не пренебрегать защитой, так как сильные попадания весьма чувствительны, хотя и не выходят из рамок средних болевых ощущений (ушибов).
Помимо удобства в работе имитатор позволил решить главную проблему, давно существовавшую в боевом фехтовании. Это проблема безопасного обучения детей. Использование имитатора позволяет детям практиковать полноценные тренировочные спарринги и участвовать в полноконтактных соревнованиях по боевому фехтованию.
Клуб «Щитень» с начала 2003 года применяет имитаторы в детских тренировках. Результат превысил все ожидания. Дети на глазах осваивали самые сложные нюансы техники и тактики. В считанные недели они начали эффективно практиковать многие действия, которые до этого были для них знакомыми, но умозрительными понятиями. Они стали грамотно входить в атаку, перемещаться, защищаться и строить бой тактически (вдумчиво).
Кстати, они сами заметили, что хороший предварительный разогрев и разминка значительно снижают чувствительность к боли. Думаю, что причина не в только физиологической особенности организма, но и в психологической готовности человека к бою. Согласитесь — это немаловажный фактор в формировании настоящего мужчины — бойца, воина.
Не секрет, что при использовании оружия с реальной боевой массой 900—1300 г большая часть легкоклинковых навыков станет непригодна для реального поединка.
В боевом фехтовании вес соревновательных снарядов ощутимо больше веса синая или тямбары. Если в тренировках женщин и детей еще используют имитаторы вооружений с минимальной (пропорциональной боевому оружию) массой 350—400 г, то мужчины применяют имитаторы от 600 до 1200 г.
Немаловажен и момент отсутствия сгибающегося сектора клинка. В бойфехте упругая клинковая часть не складывается, и ею можно эффективно защищаться и наносить достаточно ощутимые колющие удары. По этой же причине и рубящие удары вполне полноценны и заставляют относиться к поединку со всей серьезностью.
Наконец, рукоять имитаторов оружия имеет рельефную форму, которая позволяет чувствовать ладонью геометрию рукояти и точное положение в пространстве предполагаемых режущих кромок.
Таким образом, боец всегда может следить, чтобы удар не пришелся плашмя.
Правила эксплуатации имитаторов просты.
1. В костюме бойца должны отсутствовать жесткие торчащие элементы, способные повредить матерчатый чехол снаряда (пряжки, булавки и пр.).
2. Не рекомендуется проводить бои со щитами, которые не модернизированы дополнительными протекторами по окружности или по периметру граней (дополнительный протектор молено сделать из полос пенополиэтилена, резинового шланга диаметром от 32 мм или других материалов, обеспечивающих скругление и утолщение кромки щита).
3. Необходимо, чтобы у каждого снаряда был один пользователь.
Вполне понятно, что, взяв пару имитаторов на клуб в 10 человек, можно «убить» снаряды и за месяц. Оптимальным вариантом будет комплект «шлем, пара перчаток, пара имитаторов» на одного человека. Это позволяет помимо обычных вариантов работать в «оберуком» режиме.
За период с 2004 года описанная система прошла испытания во многих коллективах. Методика тренировки мягкими снарядами уже заняла свое прочное место и используется практически во всех клубах, практикующих бой на длинномерах.
Это подтвердил и прошедший в декабре 2007 года в Вологде чемпионат юниоров по спортивному мечу. Он прошел в двух номинациях — «Мечники» и «Щитовики», где бойцы, помимо гуманизированного вооружения, использовали щиты с мягким протектором, которые позволили применять полноценную историческую технику боя.
Чемпионат почтил своим участием Тадеуш Рафаилович Касьянов, который награждал победителей и дал высокую оценку нашему виду единоборств.
Кроме этого, и некоторые клубы ножевого боя начинают использовать разработанные нами мягкие нетравматичные снаряды для полноценного заучивания и отработки действий в парах, в контакт, на реальных скоростях.
Не открою тайны, если скажу, что в последнее время даже некоторые представители ортодоксальных восточных стилей начали пользоваться подобиями наших снарядов. Это вполне понятно, потому что без снарядов, обеспечивающих контактный скоростной спарринг и постановку полноценного удара по противнику, невозможно выйти из рамок ритуального «фехтования по воздуху».
«Балда» и «сосиски» в данном случае позволяют грамотно и быстро отшлифовывать технические действия холодным оружием и нарабатывать опыт его применения в режиме полноконтактного поединка.
УПРАЖНЕНИЯ
Чем больше человек знает, тем с большей легкостью он признает, что знает не все...
Берсеркская пословица
Освоив базовую технику ударов, человек завершает первый виток спирали и чувствует, что на данном этапе достиг потолка. Возникает закономерный вопрос: что дальше? На что должны направляться тренировки, которые перестали сколько-нибудь заметно влиять на технику?
Ответ прост и очевиден: направление то же — к очередной ступени совершенства, то есть просто к способности выполнять действия естественно и рационально. Иными словами — автоматически, так же как мы почесываем нос или прихлопываем севшего нам на лоб комара.
Однако если почесывать нос молено в любом темпе, то разборка с комаром требует определенной скорости. На примере этих действий и рассмотрим принцип выполнения удара.
1. Вы видите, слышите или чувствуете противника, который в любое мгновение может провести свою кровожадную атаку.
2. Быстро высвобождаете боевую руку, чтобы на линии атаки не было помех.
3. Взрывное движение (удар) и... противник выведен из строя.
Заметьте, далее если он успеет за долю секунды до смерти воткнуть свое оружие, его укол причинит минимальный вред. Вывод: вы действовали технично, на автомате, не особенно задумываясь над правильностью, красивостью, силой и точностью удара. Теперь представьте себе, каким бы мог быть результат, подойди вы к этому делу педантично и вроде бы правильно:
1. Развернете голову, чтобы не только чувствовать, но и целиком видеть противника.
2. Осторожно поднесете руку поближе (на удобную боевую позицию).
3. Зафиксируете ее в состоянии готовности и тщательно прицелитесь.
4. Замахнетесь и... со всей силы ударите.
В лучшем случае кровосос, испугавшись ваших манипуляций, уйдет на второй заход, скажем, со спины. В худшем — из-за долгих приготовлений вы все же получите ощутимый укус (стерпите, дабы не спугнуть), а после более или менее успешного удара будете долго чесать уязвленное место.
Примерно такая же ситуация складывается на ристалище (в бою). Местоположение и намерения противника очевидны. Вы можете либо быстро нарушить его замыслы, либо размеренно ответить после его атаки. Разница результатов будет не менее очевидной.
В первом случае вы атакуете в момент, когда противник предполагает лишь защитные действия с вашей стороны. Ваше встречное перемещение ощутимо сбивает прицел противника и делает его атаку менее координированной.
Даже если один из его ударов вас и достигнет, то в нем не будет достаточной силы и точности. Ваши же атакующие действия, напротив, более успешны, ибо противник не готов обороняться и находится в состоянии сломанной атаки.
Во втором случае ваша аккуратная защита и тщательная подготовка атаки, скорее всего, позволят противнику укусить вас, причем вполне чувствительно. Это закономерно, поскольку он максимально готов преодолеть вашу защиту и имеет определенный четкий план. В то же время ваши скрупулезность и сосредоточенность вряд ли позволят вам быстро перейти от полновесной защиты к хлесткой эффективной атаке.
Рассмотрим различные виды упражнений, способствующих выработке естественности и рациональности действий.
ТЕХНИЧЕСКИЕ
Направлены на оттачивание отдельных приемов и комбинаций, выработку автоматизма и точности действий и расширение персонального технического арсенала бойца. Выполняются как одиночно на снаряде, так и вдвоем с напарником или тренером.
В одиночных упражнениях боец занимает позицию перед «балдой» и медленно, с правильной траекторией выполняет приемы и комбинации. Тренер имеет возможность увидеть ошибки реального выполнения приема, а не его бесконтактного изображения. Боец ощущает слабые и сильные стороны каждого приема применительно к своим возможностям и конституции.
Постепенно скорость увеличивается, и удары приобретают полновесность. Именно на снаряде каждый может набить нужное для оттачивания базовой техники количество ударов. По мере освоения техники боец в процессе работы постепенно увеличивает либо силу проведения приема, либо скорость движений (через каждые 5—7 повторений).
Со временем тренирующийся переходит к работе на снаряде серийно, отрабатывая связки.
Это позволяет поставить атаку по касательной и выполнение ударов в маневре (боец, двигаясь вокруг балды, наносит удары и меняет направление движения). Таким образом приобретается легкость и раскованность действий. Вырабатывается навык нанесения ударов навскидку, с любой опорной ноги, с шага или прыжка, с движения вперед и назад и т. д.
В парных упражнениях применяются два основных варианта работы:
1. Один из обучаемых отрабатывает прием, а другой подыгрывает, т.е. создает необходимые условия для его проведения.
2. Бойцы получают противоположные боевые задачи. Один отрабатывает атакующие приемы, другой — защиты и ответы. Боевые упражнения в парах могут проводиться в разном темпе, как в движении, так и в статике.
ТАКТИЧЕСКИЕ
Направлены на развитие мышления, способностей моделирования и ведения боя, навыков правильно распределить силы.
Бойцы поочередно создают определенную тактическую ситуацию, позволяющую результативно атаковать соперника намеченным приемом. После каждой комбинации бойцы занимают исходную позицию.
Задачи:
1. Тактически переиграть соперника или спровоцировать на действия по своему сценарию.
2. Грамотно войти в атаку и по ее завершении успешно уйти с линии контратаки.
3. Провести максимальное количество результативных атак.
4. Один боец пытается прилипнуть к сопернику и навязать клинч. Второй старается быстро разорвать дистанцию или уйти с линии атаки.
КОНДИЦИОННЫЕ
Направлены на повышение физических данных, выносливости, способности к взрывным усилиям. При этом для повышения силовой нагрузки применяются тяжелые снаряды, а для навыков слитных скоростных серий — легкие.
ВЗРЫВНЫЕ
Бойцы располагаются с противоположных сторон «балды» на расстоянии оптимального проведения удара или комбинации. Двигаясь вокруг снаряда, они выполняют прием по звуку хлопка или по голосовой команде тренера.
Задачи:
1. Выполнить прием (удар, комбинацию) быстрее соперника.
2. Отслеживать, чтобы противник находился строго на другой стороне «балды».
3. Наносить сильные удары.
По мере освоения можно усложнить задачу, исключив звуковой сигнал со стороны. Один боец, «заводной», двигаясь вокруг снаряда, сам определяет момент своего атакующего действия. Второй боец, оставаясь строго с противоположной стороны снаряда, старается заметить начало удара «заводного» и опередить его своим" контрударом.
Вместе с отработкой маневрирования развивается внимание, наблюдательность и навык взрывного действия на опережение.
АТАКУЮЩИЕ (УДАРНЫЙ МАРАФОН)
Боец занимает место перед снарядом и по команде начинает наносить полноценные удары в скоростном темпе, с минимальными паузами между комбинациями и отдельными действиями. Перемещения произвольные.
Зачетное время начиная с одной минуты постепенно увеличивается до пяти — семи минут.
Задача: провести большее количество ударов и комбинаций.
По мере освоения задание усложняется. Упражнение выполняется утяжеленным инструментом либо попарно, когда бойцы располагаются по обе стороны от «балды» и по команде начинают наносить удары на разных уровнях и направлениях. В процессе марафона они перемещаются по кругу.
ЗАЩИТНЫЕ (ЗАЩИТНЫЙ МАРАФОН)
Боец выполняет только приемы защиты и уходы (маневрирование). Соперник с легким мечом (палкой) атакует на разных уровнях и направлениях.
Упражнение длится сериями по одной минуте с последующим увеличением времени до трех минут.
Задачи:
1. Перемещаясь, меняя направление маневра и разрывая-сокращая дистанцию, не позволять противнику выцеливать и занимать удобное для атаки положение.
2. Используя арсенал защитных действий, парировать удары соперника (блокировать, сбивать, гасить в момент начала атаки).
По мере освоения задача усложняется: отмечается граница площадки 8x8 метров, которая в процессе тренировок сужается до размера 5x5 метров. Боец старается защищаться и маневрировать, не выходя за границы.
МИЗАНСЦЕНИЧЕСКИЙ БОЙ
В данном случае умышленно употреблен театральный термин, ибо он наилучшим образом отражает суть данного вида тренировки. Актеры на первом этапе постановки спектакля репетируют, читая текст с листа и проходя по мизансценам, схематически знакомятся с действиями, оценками и перемещениями в предлагаемых обстоятельствах. Это дает привыкнуть ко всему происходящему, освоить незнакомые моменты и не спеша оценить способы реализации поставленной задачи.
Легкий спарринг с обозначением ударов и реальными защитами. Начинать следует в замедленном темпе, выполняя атакующие действия спокойно. Удары должны быть правильными и четкими, чтобы партнер имел возможность привыкать к образу атакующих действий, учиться строить защиты и двигаться.
Постепенно темп плавно возрастает. Бойцы строят комбинации и изучают возможности наикратчайшего перехода от атак к защите, привыкают видеть удар и реагировать на него наиболее целесообразным способом.
Внешне .такие бои должны выглядеть как замедленная (рапидная) демонстрация фильма. Но, несмотря на это, все- таки лучше надевать шлем и перчатки.
Нюансы
Лучше всего подвешивать «балду» на шнуре длиной 1,5—3 метра. Обычно при такой длине подвеса снаряд раскачивается со скоростью реально двигающегося человека.
Это позволяет успешно и быстро нарабатывать чувство дистанции и умение уходить от силового контакта. Качнув снаряд с максимальной силой, нужно перемещаться вокруг него с выполнением защитного или атакующего действия, избегая столкновений со снарядом.
Обычно далеко не у каждого бойца имеется в наличии весь набор тренировочных снарядов (палка, бейсбольная бита, лопатка, ножовка, меч и пр.). Поэтому поделюсь способом, благодаря которому можно обходиться всего одним комплектом разных снарядов и работать ими в группе попеременно. Бойцы становятся с одной стороны «балды». Первые трое-четверо берут имеющиеся виды вооружений. Они поочередно проводят атаку и по ее завершении передают снаряд первому безоружному в очереди. Затем, встав в конец очереди, ждут, когда один из инструментов освободится. Таким образом у обучающегося есть возможность наблюдать за соратниками и корректировать свои движения. Круговорот инструментов в очереди позволяет проработать технические действия разными предметами.
Смена инструментов имеет и второй положительный момент: рука привыкает следить не только за силой удара, но и за правильностью техники, чтобы кисть выводила даже круглые предметы в строгом соответствии с расположением предполагаемой грани, которая соответствует направлению сустава первой и второй фаланги пальцев.
БЫСТРОТА И ТОЧНОСТЬ
Мелом на разных уровнях «балды» отмечаются пятаки (участки диаметром 10—20 см), являющиеся основными зонами поражения.
На начальной стадии боец наносит одиночные удары, отслеживая точность поражения пятаков.
В процессе тренировок пятаки уменьшаются до 5—10 см, а «балде» придается вращательное и маятниковое движение.
При этом зоны поражения то появляются, то пропадают, что имитирует реальную ситуацию, когда противник открывается на разной дистанции и непредсказуемо.
АВТОМАТИЗМ
Никогда не наклоняйте голову и не опускайте взгляд при ударе в бок, бедро или колено противника. Вообще не бегайте глазами по точкам, которые атакуете. Нарабатывайте удар навскидку (вспомните про почесывание носа и прихлопывание комара).
Мелом или пластырем нанесите на тренировочный снаряд разметку, определяющую линию колена, тазобедренного сустава, локтя, шеи. Стоя перед «балдой» на расстоянии удара, закройте глаза и наносите удары в разных направлениях и по разным уровням. Периодически фиксируйте удар в финальной точке и проверяйте точность поражения заданных уровней. Например, если ударили в бедро, то инструмент не должен попадать ниже отметки колена и выше тазобедренного сустава. Удар в бок должен прийтись между тазобедренным суставом и локтем, и так далее, пока мышечная память не начнет легко и четко выдавать требуемое движение.
Постепенно в работу вводятся все уровни «балды», включая зоны шеи и головы с обеих сторон. С закрытыми глазами выполняется удар или серия с фиксацией последней стадии удара в точке контакта и проверкой точности попадания.
БОЕВЫЕ ГАБАРИТЫ И ИНТУИЦИЯ (ПРЕДЧУВСТВИЕ УДАРА)
Иногда в процессе боя противник частично выпадает из поля зрения и приходится ориентироваться по положению видимой части его фигуры — то есть предугадывать действия и работать по его воображаемому габариту.
Например, видя только верхнюю кромку щита соперника, можно точно знать, насколько закрыто его бедро, открыт ли его бок и т. д. Это позволит в нужный момент атаковать открывшуюся зону, ориентируясь лишь по кромке щита, вошедшей в поле зрения. Этот навык, вкупе с умением бить навскидку, позволит атаковать, как только щит двинулся к критической точке, не теряя времени на прицеливание и визуальное определение открытого участка.
Тренировочные занятия и поединки в условиях низкой освещенности достаточно эффективно вырабатывают навыки интуитивных действий. Уже на 5—8-й тренировке боец начинает предугадывать движения соперника, ориентируясь по силуэту или по фрагменту движения.
К этому можно добавить и тренировку бокового зрения. Упражнения просты: взгляд концентрируется на ногах партнера и удерживается в этой области в процессе тренировочного боя. Подобным образом взгляд переносится на метр-полтора вправо или влево от соперника и остается в этом направлении все время спарринга.
В бою вообще очень актуально именно рассеянное зрение, когда взгляд скользит на уровне шеи или груди противника. Даже находясь боком к противнику или отклонив голову, вы отслеживаете его движения периферийным зрением, которое воспринимает общую картину действий противника цельно и композиционно. Недопустимо в процессе боя скакать взглядом с оружия соперника на те места, по которым вы собираетесь ударить. Только целостное восприятие позволяет отслеживать даже малейшие движения подготовки и начала атаки.
Отработка габаритных действий — это важный прикладной момент боевого фехтования в ситуации частичной видимости противника.
1. В клинче, когда вы вплотную блокируете боевую руку атакующего и обзор ограничен его ногами и корпусом до уровня солнечного сплетения.
2. В ситуации, когда вы заметили приближение противника краем глаза, то есть увидели позади и сбоку только его ноги.
В подобных ситуациях следует атаковать противника, дорисовав в воображении его габарит. Это не так сложно, как кажется, тем более что противнику гораздо сложнее изменить геометрию своего тела, чем вам пробить зону предполагаемого расположения его головы и шеи.
Упражнения просты. Для начала следует проработать их в рукопашном варианте. Занять позицию, схватив противника за руку или одежду, притянув его к себе и пригнув голову. В этом положении нужно не спеша представить его силуэт и нанести легкие удары в голову и шею. Постепенно партнер начинает двигаться, отклоняясь или пытаясь разорвать дистанцию. Необходимо обращать внимание на закономерности изменений положения его головы и пытаться вычислять колебания его силуэта по микродвижениям. В этом хорошо помогает точка контакта — рука в захвате, плечо и т. д. (тактильный контроль).
Во втором случае уже применяется имитатор оружия. Партнер приближается сзади сбоку и производит атакующее действие в среднем темпе. Следует, глядя перед собой вниз (точка в одном метре перед собой), вовремя заметить ноги противника, просчитать его темп и габариты и атаковать встречным движением по уровню вешалки (голова — шея — плечевые суставы).
ПРИСТЕНОК
Тактическое упражнение на отработку навыков перемещения, входа в атаку или выхода из-под атаки. Выполняется мягкими снарядами в шлеме с решеткой. Один участник становится спиной к стене, лишаясь возможности отступать назад.
Второй атакует с позиции напротив в 2—2,5 метра. Его задача — забить противника серией мощных ударов.
Задача того, который у стены, — не дать себя забить, то есть не получить первые удары и суметь нанести сильный контратакующий удар. При этом он может либо просто уйти в сторону, убегая или переходя к позиционному бою на свободном пространстве, либо в миг замысла противника резко сократить дистанцию с выходом и контратаковать серией.
Нюансы
Не старайтесь фехтовать. Данная ситуация — аналог уличного боя, когда вам необходимо либо быстро нанести противнику достаточные для его нейтрализации удары, либо суметь убежать и не получить самому фатальные травмы. Зачетными являются первые секунды и первые три удара
В процессе проб и повторений бойцы меняются местами, чтобы прочувствовать все нюансы с обеих сторон и наработать навык как атакующего, так и контратакующего типа
По мере усвоения навыков можно ставить двух атакующих, чтобы боец у стены имел возможность только контратаковать.
«СЛЕПОЙ»
Упражнение, развивающее навык интуитивной работы и обезвреживания окружающего пространства.
Атакующие бойцы располагаются кругом. В центр круга становится «слепой» — боец, защищающийся с закрытыми глазами. От него до атакующих должна быть дистанция атаки 2—2,5 метра.
По команде «готовы?» защищающийся закрывает глаза, а тренер показывает пальцем, кто из круга проводит атаку. Атака начинается по хлопку тренера и состоит из одного подшага и 1—2 ударов с этой позиции.
Задача «слепого» — быстро покинуть место расположения (уйти из точки прицела) и ударами вокруг себя обезопасить пространство.
Нюансы
Нельзя гоняться за «слепым». Задача атакующих — быстро поразить слепого на том месте, где он стоит. То есть строго по хлопку сделать рывок и попасть, после чего, независимо от результата, атакующий должен замереть на месте.
«Слепой» по хлопку совершает быстрый уход с места, превентивно пробивая вероятного противника в направлении своего ухода.
После этого следует развернуться и превентивно пробить пространство за собой. После этого следует команда «стоп».
Остальные ожидающие в этот момент отслеживают движение «слепого» и, если он движется в их сторону, выполняют уход и блокирующие действия.
Таковым образом в каждом цикле работают как минимум три человека.
«Слепой» отрабатывает уход и превентивные атаки.
Атакующий отрабатывает резкую атаку.
Ожидающий — парирование и маневр ухода.
Смена участников происходит по правилам салочек, то есть тот, кто пробил «слепого», становится на его место.
По мере освоения навыков упражнение усложняется.
1. Радиус круга увеличивается до трех метров.
2. «Слепого» атакуют по два человека одновременно.
3. Ожидающие имеют право нанести один удар по атакующим, если те оказались в зоне досягаемости (чтобы атакующие в процессе атаки следили за окружением и были готовы к защите).
НОЖ ПРОТИВ ПАЛКИ
Такой вид тренировочных спаррингов вырабатывает чувство дистанции, умение определять миг замысла противника и навык быстрой смены векторов движения.
Вооружением служат тренировочные мягкие снаряды. Тот, у кого в руках длинномер, старается атаковать ножевика в среднем темпе, соответствующем банальному уличному удару. Ножевик пытается маневрировать и нырять под удар, не допуская акцентированных попаданий по себе.
У ножевика в этой ситуации всего два рациональных действия: уход из-под удара разрывом дистанции или быстрый вход в атаку с блокированием сектора атаки в слабой фазе удара.
В процессе входа в атаку ножевик свободной рукой старается встретить длинномерное оружие ближе к боевой руке противника, а ножом — непосредственно руку (запястье, предплечье). Это напоминает сдвойку и позволяет одновременно смягчать удар длинномера и травмировать руку противника, после чего следует быстрый переход на атаку ножом (корпус, шея, пах).
По мере освоения механизма действий мечник начинает атаковать максимально быстро, ставя целью скорое и серьезное поражение ножевика. При этом он тоже должен определять миг замысла и уметь менять вектор движения. Его задача удерживать ножевика на удобной для себя дистанции и отбивать ему конечности. Лучше всего работать, маневрируя сериями по 2—3 хлестких быстрых удара.
Нюансы
Ставя целью выполнить блок чисто, следует помнить, что в реальной стычке на улице вы вряд ли сможете блокировать длинномер так, чтобы остаться абсолютно неуязвимым. Вас в любом случае достанут более или менее сильно. При этом цель блокировки длинномера в том, чтобы снизить энергию, скорость и тяжесть удара, то есть сделать его не фатальным (встретить удар в его слабой фазе, пока оружие не набрало скорость).
Ушиб и даже трещина в блокирующей руке вряд ли помешают нанести несколько ударов ножом в быстром темпе. Боевое фехтование — это зачастую умение пожертвовать меньшим (при размене ударами) для большего поражения противника. Можно разменять ушиб руки на порез шеи, перелом кисти на серию уколов корпуса и т. д.
к слову
Один оппонент, играющий в рыцаря, однажды поведал о ценном упражнении, которое развивает технику, силу и точность удара. Называлось это упражнение рубка лозы. Не менее рыцарствующий учитель этого оппонента будто бы сурово журил нерадивых, если лоза была сломана, а не срезана лезвием меча достаточно чисто. Подразумевалось, что это характеризует рассказчика как мастера меча.
Что ж, остается позавидовать этим виртуозам, ибо по сравнению с ними легендарный Сизиф — просто редкостный счастливчик. Чтобы моя аллегория стала понятной, напомню, что названное упражнение относится к сабельношашечной технике, присущей в большей мере военным образованиям, вооруженным относительно легким клинком со специфической заточкой. Есть еще один интересный факт, иллюстрирующий целесообразность данного занятия.
Рубка лозы — изначально конное упражнение, имеющее мало отношения к специфике пешего поединка или боя в условиях строя свалки-бугурта. То есть это — упражнение, которое нарабатывает боевой навык всадника — бойца, сидящего на транспорте, будь то конь, верблюд или боевой страус: лишь для всадника насущен одиночный прямолинейный удар, причем удар атакующий, не загруженный предварительными защитными действиями и маневром с перемещением корпуса. Это вполне очевидно: всадник, находясь в крайне малоподвижном положении, имеет возможность нанести всего один-два однотипных удара по цели, которая (благодаря движению лошади) линейно входит в зону поражения и так же линейно выходит из нее. Именно по этой причине рубка лозы является излюбленным упражнением казачества — бывших мобильных вооруженных сил России.
Не менее своеобразна и казацкая техника работы пикой. На первый взгляд налицо сходство оружия: длинное древко и железный колющий наконечник, как у рыцарского копья. Однако эта, имеющая свою специфику, техника абсолютно непригодна для обучения рыцарей копейному поединку или действиям в копейном строю.
Нужно быть начинающим болотным гоблином или заскорузлым тундровым эльфом, чтобы пытаться доказать обратное.
Перерубание различных древесных предметов — это вообще отдельная дисциплина, требующая специфических навыков, заточенных именно под разрубание растительности. Перерубить ветку или скрученную циновку и травмировать тело — совершенно разные цели. Если в первом случае мне необходимо ударить с заведомо избыточной силой и потом остановить оружие, то во втором случае нет необходимости тратить силу и время на отрубание конечности — достаточно повредить мышечные ткани или сустав.
С другой стороны, мне кажется несколько абсурдным рубить древесину боевым инструментом, предназначенным для поражения животных тканей. Для дерева лучше взять топор, а не маяться с не приспособленным для этого клинком.
Единственная польза в перерубании веток (до 3 см) — это просто проверка техники выполнения удара, то есть совпадения плоскости клинка с плоскостью и направлением удара. Во всех остальных аспектах рубка дерева, травы или иных материалов имеет мало отношения к реальным боевым задачам. Почему? Потому что я не ставлю себе целью напрочь отрубить руку или снести с плеч голову (это работа палача). Для выведения противника из строя мне вполне достаточно повредить конечность или пробить череп, не тратя сил и времени на долгий замах, прицеливание и мощный одиночный удар с проносом.
< назад | к содержанию | вперед >
|