WIDTH=1000>


НА ГЛАВНУЮ | БАЗОВЫЙ КУРС САМООБОРОНЫ | БИБЛИОТЕКА | ВИДЕО | STREET-WORKOUT | ЗДОРОВЬЕ

 

 

В.В.Кондратьев - Боевое ремесло

к содержанию

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

БОЕВОЙ НОЖ

В качестве эпиграфа приведу слова, которые точно выражают мое отношение к ножу:

...Для активных оборонительных действий ножом нет необходимости обладать особой физической силой и выносливостью. Самые важные факторы — это координация, реакция и устойчивая психика. Таким образом, нож — это возможность получить максимальный эффект с минимальными затратами. Это особенно актуально для хрупких женщин, инвалидов и лиц пожилого возраста, которым владение любым стилем рукопашного боя не даст ни преимущества, ни даже шанса в поединке с молодой и сильной отморозью.

Молодым и здоровым тоже следует задуматься. Физическое здоровье — величина переменная.

У людей иногда поднимается температура, иногда они выпивают, да просто бывает плохое самочувствие. При возникновении боевых и конфликтных ситуаций в таких состояниях они должны действовать мгновенно и с минимальными энергозатратами...

Н. Якименко

Сложно что-либо добавить к этим точным и совершенно справедливым словам. Осталось вспомнить только еще одну верную мысль, высказанную Константином Воюшиным (СПАС).

Необходимо внедрение концепции личной безопасности в национальную политику России...

Итак нож.

Для начала вспомним основные типы хватов — способов удержания ножа:

1. Отверточный, получивший широкое распространение благодаря школе Кoi Combat. Лезвие располагается горизонтально. Большой палец лежит плоско, остальные пальцы охватывают и фиксируют упертую в ладонь рукоять. Этот хват позволяет работать ножом подобно отвертке, когда продольное усилие не зависит от наличия упоров (гарды).

2. Молоточный — самый распространенный и незамысловатый. Лезвие располагается по естественной плоскости сжатой ладони. Рукоять чуть выходит из зажатой ладони.

3. Универсальный, используемый в Зареченской школе, тоже предусматривает отверточный упор рукояти в ладонь, но располагает лезвие так, чтобы режущая кромка соответствовала направлению сустава первой и второй фаланг пальцев. Это позволяет без дополнительных усилий выполнять секущие удары возвратным ходом руки с минимальным доворотом кисти.

4. Обратный — когда лезвие расположено со стороны мизинца.

БАЗОВАЯ ТЕХНИКА

Включает в себя простейшие действия, которые элементарны по сути, но требуют хорошего навыка выполнения. По типу воздействия на цель все удары ножом разделяются на две группы — режущие (секущие) и колющие.

КОЛЮЩИЕ УДАРЫ

Сравнительно короткие действия, когда лезвие повреждает цель, проникая в глубину в точке контакта острия.

Рассматриваемые удары выполняются прямым хватом — когда лезвие располагается со стороны большого пальца. Это наиболее рациональное и популярное расположение ножа в руке.

Прямой

Локоть прижат к ребрам Нож движется на одной прямой с предплечьем Направление удара по наикратчайшей линии. Движение схоже со спортивным уколом или геко-цуки техники карате.

Боковой

Локоть в плоскости удара Направление движения по кругу сбоку. Техника выполнения аналогична боковым ударам крюк (хук) техники бокса или колющему сбоку в технике меча.

Нижний

Локоть в плоскости удара Направление движения по восходящей. Аналогичен колющему удару в технике меча.

В сторону

Аналог уракена в технике карате, «обратки» в технике меча

РЕЖУЩИЕ (СЕКУЩИЕ) УДАРЫ

Действия, повреждающие цель на траектории контакта с режущей кромкой.

Боковой

Аналог «плевка» или «засечною» в технике меча. Верхний

Аналог удара «раскол» в технике меча.

Нижний

Аналог ударов «подрез» и «подъем» в технике меча.

Прочие удары

Практически совпадают по векторам и выполнению с ударами «накрут», «сдвойка», «спуск» в технике меча. Нет смысла выделять диагональные удары в отдельную категорию, так как они представляют собой нечто среднее между «верхним» и «боковым» ударом.

Обратный хват кажется мне менее актуальным, так как резко сокращает эффективную длину вооруженной руки. Кроме того, спектр эффективных действий обратным хватом значительно уже. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть векторы ударов при различных хватах.

Режущие удары

Молоточный — снизу, сверху, сбоку (справа-слева) + «обратки».

Отверточный — сверху, снизу, сбоку (справа-слева) + «обратки».

Универсальный — сверху, снизу, сбоку (справа-слева) + «обратки» + возвратные.

Обратный — сбоку (справа-слева), сверху.

Колющие удары

Молоточный — сверху, снизу, сбоку (справа-слева), сверху + «обратки».

Отверточный — прямой, снизу, сверху, сбоку (справа- слева) + «обратки».

Универсальный — прямой, снизу, сверху, сбоку (справа-слева) + «обратки».

Обратный — сверху, сбоку (справа-слева), снизу.

Таким образом, обратный хват позволяет задействовать всего три вектора режущих и колющих действий сверху, справа, слева, плюс колющий снизу, направленный назад и применяемый крайне редко в качестве обманною движения.

Вполне очевидна причина малой популярности обратного хвата, который может быть рационален, пожалуй, только для мощных колющих ударов по ничего не ожидающему противнику, позволившему подобраться вплотную.

Вот, собственно, и весь перечень базовой ножевой техники, которая без каких-либо принципиальных изменений существует уже не одну тысячу лет. Я не принимаю во внимание экзотические восточные техники вроде вьетнамских запятых, которые на испытаниях по одетым бараньим и телячьим тушкам неоднократно доказали свою несуразность и неспособность серьезно порезать даже одежду.

Единственным спасительным моментом для этих надуманных техник стала разработка русского национального ножа Кондрат, который режет цель даже при легком или случайном касании. Так, одной из отличительных особенностей Кондрата является тот факт, что им невозможно не порезать объект даже при попадании лезвия плашмя. Другой особенностью является уникальное свойство колющего воздействия, практически не требующего приложения силы.

Предполагаю, что именно Кондрат в ближайшее время станет палочкой-выручалочкой при оправдании всевозможных экзотических восточно-азиатских экзерсисов. Не удивлюсь, если мудреные заморские школы станут позиционировать этот национальный русский нож как свой системный боевой нож, несмотря на то что Кондрат-2 в сентябре 2007 года прошел российскую сертификацию в МВД, где в официальном документе РФ зарегистрирован и первый производитель — компания РВС, и сам разработчик, по чьей фамилии нож и получил свое название.

Существование русских национальных ножей Кондрат-2 и Кондрат-3, кардинально меняет прежние взгляды как на технику ножевою боя, так и на приемы обороны против ножа.

В частности, Кондрат-2 значительно расширил технический арсенал действий ножом, сделав возможными уникальные приемы, позволяющие использовать нож в целом спектре новых ситуаций. Например, стали актуальными обратные удары на противоходе, не используемые ранее из-за малой эффективности существующих моделей ножей.

Неоднократные тестовые испытания показали, что Кондрат-2 превзошел своими рабочими свойствами все известные ножи как бюджетные — доступные широкой публике, так и пафосные модели ценой 500 и более долларов.

Сегодня несколько инструкторов создают эксклюзивную школу работы Кондратом, которую составят абсолютно оригинальные действия. Так, в школе СПАС активно разрабатываются предельно простые и рациональные приемы, которые решено не публиковать в ближайшее время для свободного доступа. По известным причинам я тоже приведу лишь названия нескольких новых действий в концепции Зареченской школы, без подробного освещения.

«Плуг» — действие в ситуации плотною клинчевого захвата

«Обратка» — возвратное действие без разворота кисти.

«Стык» — дистанционное встречное действие.

«Крюк» — действие, аналогичное эффекту пули со смещенным центром тяжести.

«Стопор», «пропеллер», «замок» — действия оборонительного характера для женщин и физически слабых людей.

И так далее.

Мои слова вряд ли могут рассматриваться как самореклама, потому что я совершенно не заинтересован в массовом распространении этого типа ножа Сегодня одна из главных моих задач — не допустить тиражирования и попадания Кондрата на наш дикий рынок наряду с китайским ширпотребом. Хотя именно Китай нынче занимается безнаказанным срисовыванием разработок и брэндов.

Однако мы отвлеклись от темы урока. Пора вернуться к нашим баранкам и продолжить разговор о прочих аспектах, касающихся ножа.

ЗАЩИТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НОЖОМ (В СИММЕТРИЧНОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ)

К сожалению, малые габариты ножа сильно ограничивают арсенал реальных эффективных защитных действий этим инструментом, смещая само понятие защитных действий в атакующую область.

В адекватных школах ножевого боя (СПАС, КОИ и т.д.) практикуют два основных стиля защитных действий: сбивание атакующей руки с траектории и дистанционная атака уколом или порезом по боевой руке противника. Эти действия дополняются рукопашными элементами, служащими хорошим подспорьем в активной обороне.

Сложно придумать что-либо принципиально новое, так как эти способы вполне рациональны и действенны, в отличие от показательных способов (ловли и блокировки) вооруженной руки, предлагаемых школами, которые изучают работу против ножа, но не изучают собственно работу ножом. Ибо невозможно научиться противостоять оружию, специфики которого не знаешь и которым сам не владеешь

Именно поэтому мы рассмотрим самые простые действия, которые выполняются как встречное движение с целью не дать ножу ударить в точку прицела с максимальной силой. Они и являются стартом разрыва дистанции или способом войти в атаку.

ВЫХОД С ПЕРЕКРЫТИЕМ СЕКТОРА АТАКИ

Применяется как защитное действие с разрывом дистанции. Наиболее актуально при наличии у противника оружия сравнительно большой длины (25—40 см) с преимущественно колющими функциями. Исходная позиция — «подоплека», руки опущены вдоль тела. Выход представляет собой одновременное действие двумя руками навстречу атакующей руке, когда расположение боевой руки противника и миг его замысла позволяют определить сектор атаки — колющий удар снизу. В момент начала ею удара руки выбрасываются в сектор, где должно пройти запястье атакующей руки противника, то есть перекрывают траекторию движения руки (не ножа) и атакуют саму атаку противника (не его самого). Начало выброса рук служит толчком назад для всего тела. Рука с ножом и свободная ладонь располагаются перпендикулярно, чтобы образовать наибольшую по площади конструкцию. Лезвие ножа параллельно большому пальцу свободной руки. Попадание ножа должно гасить силу удара и травмировать руку противника.

Оптимальным местом прихода вашего ножа на руку противника является ею большой палец и область запястья.

В процессе освоения моторики отрабатываются другие варианты: выход + стопинг ногой + атака, выход + атака + разрыв дистанции и т.д.

Включение в тренировку рукопашной ударной техники (в легкий контакт) необходимо. С одной стороны, это заставит бойцов не задерживаться на дистанции рукопашки, с другой стороны, научит применять в инструментальном бою рукопашные прослойки, если противник оказался в досягаемости руки — ноги — головы — локтя — колена.

Не стоит исключать из этого рукопашного арсенала и удары в пах (но не ожидайте от них в реальном бою вырубающего эффекта, ибо попасть в пах сильно и точно не так просто, как кажется. Лучше возложить на эти удары отвлекающую задачу (человек рефлекторно реагирует на удар в эту зону) и после этого сразу добивать более гарантированным арсеналом.

ВХОД КАСКАДОМ

При входе в атаку, когда нет времени определять миг замысла и наиболее вероятный сектор удара противника, проводится превентивное перекрытие двух наиболее вероятных секторов: одна рука перекрывает область живота — груди, вторая головы — шеи. Вход в атаку представляет собой непрерывный каскад быстрых действий, когда перекрытие секторов переходит в серию атакующих ударов.

УХОД С УДАРОМ

Воздействие на атакующую руку в районе кисти (пальцев, запястья).

В момент начала атаки противника производится секущее действие, перпендикулярное его атакующей руке, с одновременным разрывом дистанции вправо или влево. Цель — нанести порез руки, выведя свой корпус из точки прицела. То есть атака боевой руки противника на безопасном расстоянии для своего тела.

Параллельно с отработкой механики движения следует тренировать силу и скорость секущего удара. Для этого используются пластиковые щитки на предплечье и кисть либо полуметровый отрезок пластиковой трубы, который выполняет роль предплечья с ножом

Партнер проводит атаку с реальной силой и скоростью, а тренирующийся выполняет полноценный удар по атакующей конструкции. Именно защитные приспособления позволяют повторять действие многократно, что необходимо для быстрого и прочного усвоения навыков.

По мере освоения движения с места эти упражнения следует обкатать в свободном маневре.

В ножевом бою, как и в любом другом рукопашном единоборстве, главным приоритетом остается банальное умение бить. Бить сильно, быстро и по разным векторам Для тою чтобы освоить элементарные навыки пользования ножом (научиться наносить порезы и уколы), даже тренера особою не нужно.

Дома — укрепляем кисть и ставим элементарную технику укола и реза с места.

Для этого изготавливаем подвес с мягкой легковой покрышкой, а лучше с несильно надутой камерой. Если пространство не позволяет повесить камеру посреди помещения, можно сделать простой снаряд из половины камеры, ветоши (старых тряпок) и доски. Камеру надо разрезать пополам, набить ветошью и прибить концами к доске (через рейки).

Доска крепится к стене вертикально или горизонтально.

Получается полукруглый упругий снаряд, который вполне подходит для отработки как колющих, так и режущих ударов.

За неимением дома пространства для крупного снаряда можно использовать бутылки из- под минералки объемом 1,5— 2 литра, наполовину заполненные водой или песком Одна или две бутылки размещаются в штанине старых джинсов и подвешиваются в удобном месте.

На природе (в зале) ставим выполнение уколов и резов в движении и маневре по раскачивающемуся снаряду. Для этого вешаем на ветку или баскетбольный щит «балду» или покрышку. Раскачав снаряд, маневрируем вокруг него, уворачиваемся, обходим, нанося удары на силу, скорость, серийность или на все, вместе взятое.

Чтобы укрепить сухожилия кисти, следует выполнять эти упражнения с утяжеленным снарядом, который следует удерживать выбранным вами ножевым хватом. Это может быть черенок от сборной гантели, небольшая гантелька 1—1,5 кг или просто металлический прут длиной 25—28 см и толщиной 2,5—3 см

Результат — укрепление кисти и запястья, адаптация к силовым ударам.

Если есть возможность, то можно изготовить специальный тренировочный снаряд из металлической трубы, залитой свинцом. Оба конца трубы немного сплющиваются и закругляются на наждаке.

По мере адаптации руки к тяжелому снаряду следует переходить к выполнению той же базовой техники по качающемуся на веревке пневмобаллону. Чем выше подвес, тем больше амплитуда и, следовательно, больше необходимости в быстром перемещении. Результат — навыки маневра, контроля дистанции и точности (меткости в движении).

При освоении ножа, как и в длинномерной технике, вполне актуальны ударные марафоны на скорость и на выносливость, то есть выполнение серий с максимальной скоростью во взрывном режиме или серии ударов с минимальной паузой между ними без остановки в течение определенного времени, начиная с 30 секунд и постепенно увеличивая время марафона.

Очень важным моментом является рефлекторика, необходимая для подстраховки себя от фатальности первого удара и получения шанса что-то предпринять в ответ. Именно рефлекторика, потому что тактическое мышление, вполне актуальное для дистанционного фехтования длинномером, практически бесполезно для коротких дистанций, скорости и плотности ножевых атак. Мышление же как таковое смещается в тренировочный процесс — для формирования верных рефлексов и освоения точных схем действий, которые должны включаться интуитивно.

Учебный процесс целесообразно разбить на четыре этапа, которые ступенчато сформируют необходимые навыки рациональных действий.

Первый этап:

1. Базовая техника — режущие и колющие удары, которые необходимо изначально ставить на снаряде, чтобы параллельно освоению техники укреплялись сухожилия кисти, локтя, плеча

2. Начальная рефлекторика (с партнером, выполняющим одиночные действия), то есть приобретение навыка начинать действие по движению противника, фиксировать вниманием начало атаки, проводить увод атакуемой части тела и сбивание атакующей руки противника.

3. Освоение техники перемещения (маневра) и контроля дистанции.

Второй этап:

1. Расширение и вариативность технической базы выполнением связок из двух действий.

2. Работа по движущемуся (качающемуся) снаряду и силовая отработка базовой техники тяжелым предметом

3. Приобретение рефлекторики при работе партнера двумя движениями.

Третий этап:

1. Серийность собственных действий (связки и комбинации).

2. Скоростное выполнение входов в атаку и разрыв дистанции с прикрывающим ударом.

3. Спарринги с различными задачами и степенями риска (уходить и резать атакующие конечности или контратаковать, разменивая свои слабые повреждения на сильные повреждения противника, и т.д.).

Четвертый этап:

1. Наработка опыта и изучение слабых и сильных сторон различных типов противников и ситуаций.

2. Обкатка навыков в разнообразных обстановках и ландшафтах (трава, песок, асфальт, перелесок, ночь, вечер, дождь, лифт, подъезд, тамбур...).

3. Отработка тактики действий ножом против противника с разномерным вооружением.

Стоит помнить еще о двух моментах: это повторение каждого упражнения обеими руками и шлифовка навыков снарядом с массо-габаритными параметрами обычного ножа (того, который вы выбрали себе в качестве повседневного инструмента).

ЖЕСТКОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СНАРЯДОВ

Школы, практикующие ножевой бой, сегодня разделились на два лагеря.

Одни отказываются от защитного снаряжения и считают, что для более реального восприятия тренировочного боя следует применять жесткие снаряды. Только такой подход обеспечивает необходимую брутальность, солидность и максимальное приближение к действительности.

Другие полагают, что отсутствие мягких снарядов не позволяет отрабатывать технику контактно, с достаточной частотой, силой и скоростью без травм, которые мешают процессу обучения и являются причинами перерывов на восстановление.

Предпочитая в обучении мягкие снаряды, они работают во много раз дольше с минимальным травматизмом и многократно повторяя каждый элемент.

Мне довелось опробовать оба этих подхода и множество инструментов с разной степенью гуманизации. В результате я отказался от использования брутальных предметов в учебном процессе. Причиной тому два серьезных момента:

во-первых, пять минут тренировочной работы в контакт и на скорости жестким инструментом вызывает психологический барьер и торможение тренировочного процесса. Вместо того чтобы впитывать действие с полноценным касанием и приложением скорости и силы, тренирующиеся начинают экономить болевые ощущения и работать вполсилы;

во-вторых, заставить людей терпеть боль во время изучения предмета — малопродуктивно. Человек, занятый волевым усилием и терпежкой, либо напрочь отвлекается от усвоения техники, либо поворачивает руки менее больным местом и начинает уродовать форму действий, уходя от правильной и рациональной техники.

Кроме того, получение мелких травм зачастую прерывает тренировочный процесс на две — четыре недели, необходимые для реабилитации.

Именно поэтому я убежден, что в учебном процессе не следует игнорировать защитное снаряжение и гуманные снаряды.

Гуманными снарядами я называю имитаторы клинка с габаритами ножа: клинок 10—15 см, рукоять 9—11 см. Это удобно и целесообразно как на этапе ознакомления — разучивания действий, так и в наработке спаррингового опыта

Однако жесткий инструментарий незаменим на этапе окончательной шлифовки навыков, когда высокая болевая цена каждой ошибки дисциплинирует бойца и хорошо выявляет уровень его подготовки. Это исключительно важный момент проверки профессиональной кондиции.

Нюансы

В Зареченской школе нож рассматривается факультативно, в аспекте переложения базовой техники, тактики и концепции школы. Использование ножа проходит в том же концепте, что и применение длинномера. То есть начало атаки происходит неожиданно, когда ваше исходное положение кажется противнику несуразным и создает впечатление неготовности лоха к активным действиям

Как и в классической «подоплеке», рука с оружием не выдвигается вперед, а остается опущенной к бедру. Основное внимание уделяется тактической работе ног, готовых мгновенно среагировать и разорвать или сократить дистанцию. Основные удары наносятся изнутри (без амплитудных замахов), используя пружинный импульс (ноги — таз — плечи — рука), баланс свободной руки и контроль сектора атаки.

Естественно, не имея за душой горы зарезанных противников, бессмысленно учить кого-то убивать ножом, да этого и не требуется в аспекте самообороны. Гораздо важней наработка элементарной рефлекторики и наблюдательности, изучение динамики, дистанционных и технических закономерностей ножевой техники, приобретение навыков определения момента нападения и реагирования на атаку, чтобы первый удар агрессора не стал смертельным. Именно эти навыки могут дать лишний шанс к выживанию в ситуациях применения ножа. И именно на это направлена большая часть наших упражнений.

1. Пятнашки

Это упражнение я подсмотрел у инструкторов Николая Ежелева (КОИ) и Константина Воюшина (СПАС).

Парная работа на отбив, блокировку или захваты атакующей руки, когда упражнение выполняется раскрытыми ладошками, играющими роль ножа. Приобретается привычка следить за атакующей рукой, ощущать дистанционные особенности и закономерности движений. Это, на мой взгляд, оптимальное упражнение для новичков, потому что его гуманный (нетравматичный) игровой режим применим даже для детей и женщин.

2. Столбовая дорожка

Упражнение для тех, кто уже освоил базовую технику и начальные навыки маневра.

Тренирующийся движется сквозь две шеренги, стоящие в шахматном порядке. Кто-то из шеренги внезапно проводит атаку. Задача тренирующегося — провести стопинг или разорвать дистанцию для организации самообороны.

3. Метро

Упражнение на развитие аллертного внимания и экстремального включения в режим активной обороны.

Группа располагается вплотную друг к другу, аналогично средней плотности вагона метро. Каждый имеет свой номер и тренировочный нож. По команде тренера названный номер извлекает инструмент и производит нападение, остальные обороняются.

4. Улица

Адаптация навыков к среде, отличающейся от привычного спортивного зала.

Тренирующийся движется по аллее, двору, лестнице и пр. Ему навстречу движутся одноклубники (по один-два человека) с тренировочными снарядами. Они сами определяют сценарий наезда и атаки и выполняют его как при фронтальном сближении, так и окликнув сзади, догоняя объект. Тренирующийся определяет признаки агрессивных намерений, особенности и начало агрессии, тактические нюансы организации контратаки.

Очевидно, что таких упражнений гораздо больше, и в каждом коллективе, занимающемся боевыми единоборствами, будут рождаться свои наработки. Я лишь делюсь наработками Зареченской школы и буду рад, если они окажутся кому-то полезными.

В отличие от существующих учебников самообороны, дающих многотиражные рецепты, я заведомо не рассматриваю готовые сценарии и способы их решений. Это не случайно.

Во-первых, потому, что такие рецепты в момент их публикации теряют смысл и функциональность. Причина в том, что учебники самообороны читают как добрые русские люди, так и отмороженные уголовные элементы. И становится абсолютно бессмысленно применять те способы защиты, о которых осведомлен нападающий.

Во-вторых, обстоятельства и специфика ситуаций очень разнятся как территориально, так и национально. И глупо рекомендовать один конкретный способ действий для тихого райцентра и городского района с высокой концентрацией диаспор. Если в первом случае вероятен бытовой наезд хмельного соседа-комбайнера, то во втором — нападение криминально мотивированных нелегальных эмигрантов.

Таким образом, мало толку выпускать катехизис, содержащий набор фиксированных ситуаций: вам говорят так — вы отвечаете вот так, или вам делают так — вы делаете эдак.

Гораздо более важным считаю изложить именно концепт самообороны, который позволит изучать боевые ремесла по четкому, актуальному сегодня направлению. Нюансы же и детали этого процесса могут быть совершенно разными и персональными, наиболее актуальными для каждого отдельного инструктора, клуба, школы или региона.

Способы активных действий должны корректироваться индивидуально, с учетом особенностей как территориальной, так и социальной среды.

Тогда каждый боец будет нарабатывать свой личный арсенал и наиболее рациональную технику и тактику активной самообороны.

А что является лучшей обороной, думаю, вы все знаете...

МАЛЕНЬКОЕ СООБРАЖЕНИЕ

Оно касается тех, кто собирается приобрести нож и приобщиться к культуре его применения.

Для начальной постановки базовой техники подойдет любой деревянный или пластиковый имитатор ножа с усредненными массо-габаритными параметрами. В процессе работы по снаряду начнут формироваться предпочтения к той или иной модели (длине лезвия или форме рукояти). После того как вы поймете, что бы хотелось иметь, можно начать выбирать инструмент по руке, по душе и по карману.

Я бы советовал прикидывать средства так, чтобы купить сразу два экземпляра выбранной модели. Пусть один будет у вас парадно-выходным, который вы носите с собой и лезвием которого не надо ковырять консервы, рубить проволоку и пилить подошвенные бифштексы на фарфоре. Он должен быть максимально готовым к действию в самый экстремальный момент вашей жизни.

Второй экземпляр — рабочий, именно им вы будете шлифовать навыки (извлечение — атака) именно для этой модели. Этот рабочий экземпляр вы в конце концов убьете многосотенными упражнениями.

Первое время именно рабочий вариант вы носите с собой и изучаете его особенности: свойства лезвия, удобство размещения, особенности режущей кромки и острия в- процессе работы по разным материалам с последующей заточкой. Именно этим экземпляром вы будете работать по резиновым снарядам, пробовать рубить ветки под разными углами и бесконечно приводить в боевое положение и убирать обратно в ножны (складывать или раскладывать на скорость).

К тому моменту, когда движения приобретут автоматизм и вы будете знать про свой нож все, он уже утратит

свежесть режущей кромки, приобретет зазубрины или люфты в механизме.

В этот момент вы и введете в повседневный обиход первый, «девственный» экземпляр, оставив второй, «замученный» для периодической снарядной работы по поддержанию своих навыков.

Если же ваш выбор пал на достаточно дорогой предмет, то для снарядных тренировок можно изготовить силуэтно-габаритную модель из металла, текстолита или фанеры нужной толщины, благо вам не придется ничего фрезеровать или вытачивать профиль лезвия. Достаточно соблюсти геометрию рукояти, то есть выпилить правильный контур с чуть закругленным острием

Если самому некогда или лень заниматься рукоделием, можно заказать тренировочный муляж выбранного у мастеров, имеющих необходимый навык и технические ресурсы.

 

< назад | к содержанию | вперед >