В.В.Кондратьев - Боевое ремесло
к содержанию
САМООБОРОНА — НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Жить хочешь?
Самый актуальный вопрос
Почему мы становимся жертвой нападения?
Потому что мы не готовы к активной обороне. Потому что агрессор готов к нападению и к тому, что мы не готовы.
Потому что агрессор имеет практику и опыт расправы над человеком. Расправы как моральной, так и физической. И опыт этот, как правило, насчитывает годы безнаказанных опытов над теми, кто не готов к активной обороне.
Великолепное объяснение психологического взаимодействия агрессор — жертва описал А. К. Белов в книге «Мужские рассказы». Приведу короткий отрывок:
...потому, что они планомерно, старательно и осторожно осваивают эту науку — как разрушать общество. Сперва нарушают общественный покой. Утверждаются на малом опыте. Смелеют. Потом посягают на людскую неприкосновенность. Делают это как бы шутя, не всерьез. Играют. Точно волчата перед первой охотой. А дальше — человек становится для них мишенью. Любой человек. Всегда. Они вырабатывают состояние готовности и еще опыт ситуаций. Но мы-то не готовы! Мы пытаемся их сдержать, уговорить, но ведь это и есть реакция неготовых... Нельзя успешно защищаться тогда, когда твоя защитная реакция составляет основу поведения нападающего. Это же совершенно очевидно! Нужно упреждать. Нападать первым, передавая противнику ту роль, которую он уготовил нам...
...тебя бьют до тех пор, пока ты позволяешь это делать...
Жить — значит выживать! Выживать, понимаешь?..
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Если ВЫ не хотите стать жертвой случайной пьяной драки — просто не ходите по кабакам.
Если вас захотят убить серьезные люди, то они это сделают, несмотря на всю вашу самооборону.
Если вами заинтересовалась «контора» — то она сама решит вопрос вашей опасности и безопасности.
Поэтому речь здесь пойдет о самом распространенном варианте: ночь, улица, фонарь... То есть о ситуациях, в которые вы попадаете ежедневно и в которых у вас могут быть и должны быть реальные шансы выжить. Начнем с банального правила: лучший способ обороны — нападение.
Остаются два простых вопроса: как определить и не проморгать тот самый момент, когда пора обороняться?
И что делать для профилактики возможных недоразумений?
Ответ не менее прост. Чаще всего для точного определения момента обороны и избежания недоразумений достаточно просто уступить дорогу. Рассмотрим примерную схему действий и надлежащих выводов.
Вам навстречу движется объект, который вы не можете уверенно оценить как безопасный. Сместитесь так, чтобы ваши траектории не пересекались и проходили на дистанции не менее двух метров. Можете даже почтительно остановиться вполоборота на расстоянии 2—2,5 метра от его расчетного пути. Это, во-первых, будет выглядеть обычной учтивостью, а во-вторых, явно укажет на отсутствие у вас дурных намерений.
И главное: если вы явно уступаете дорогу и находитесь на безопасном расстоянии, то любая попытка объекта активно изменить свою траекторию в вашу сторону (сократить дистанцию) должна расцениваться вами как начало агрессии.
Помните главный закон ночной безлюдной среды: незнакомому человеку без агрессивных намерений абсолютно незачем приближаться к вам. Любой насущный вопрос может быть задан и услышан с безопасного расстояния 2,5—3 метра.
Если же встречный или догоняющий вас объект продолжает сокращать дистанцию — атакуйте без раздумий, ибо на вас совершается нападение.
Почему?
Потому что:
вы ушли с курса, избегая сближения и контакта;
вы увеличили дистанцию, избегая сближения и контакта;
вы прекратили активное движение, демонстрируя лояльность и избегая контакта.
То есть вы совершенно четко дали понять, что не желаете никакого контакта. С этого момента любое навязывание контакта против вашей воли является нападением и угрозой вашим свободе, здоровью и жизни.
Это абсолютная формула, по которой должен действовать каждый здравомыслящий человек, которому хочется иметь шанс выжить. Эта формула работает и в ситуации, когда навстречу или сзади движется групповая цель. Термин «цель» не оговорка. Ночью на пустыре или в других потенциально опасных обстоятельствах вы обязаны рассматривать каждый объект именно как цель. В противном случае целью станете вы.
Поэтому все оценки, мысли и действия должны строиться строго по описанной формуле, с той лишь разницей, что при групповой цели 3 метров недостаточно. Перейдите на противоположную сторону дороги. И следите краем глаза, пока все не окажутся далеко позади вас.
Если же группа или часть ее изменила направление движения и приближается к вам, это уже агрессия, ибо для того, чтобы мирно попросить у прохожего спичек, вовсе не обязательно направляться к нему группой, если, конечно, нет цели атаковать.
Если же «гонец» собирается преодолеть вашу зону безопасности, сделайте шаг назад и поднимите перед собой руку в предостерегающем жесте. Это последний рубеж вашего миролюбия. Дальше должно следовать мгновенное и жесткое подавление агрессора без малейшего сомнения «убий — не убий». Причем чем быстрее, тем лучше, ибо у противника становится на один объект меньше, а у вас — на один шанс больше.
Атака — шанс к жизни. Оборона — отсрочка смерти.
Помните, для того, чтобы задать какой бы то ни было вопрос, не обязательно подходить вплотную.
Помните, что у того, кто не замышляет агрессии, нет никакого основания приближаться к вам без объявления причины с безопасной дистанции.
Если хотите дожить до собственной смерти, то расценивайте любое приближение к себе как агрессивное намерение. Мгновенно включайтесь в режим активного противостояния неспровоцированной агрессии.
Запомните, что никто без агрессивных замыслов не станет входить в вашу персональную зону безопасности.
Сами строго соблюдайте эти принципы. Ночью или на пустынной улице, спрашивая, «как пройти в библиотеку», останавливайтесь в 3—4 метрах от встречного.
Сближайтесь по касательной, не преграждая пути и так, чтобы между вашими траекториями оставалось не меньше 2,5—3 метров.
Если же в сумерках или на пустынной улице к вам направляются без вашего зова, следует привести все свои оборонительные системы в максимальную боевую готовность.
Ответ ударом на удар — непозволительная роскошь. Дожидаясь чужого удара, вы рискуете после него уже не подняться.
Поэтому будьте готовы и атакуйте!
Если, конечно, вы не хотите угощать близких на собственных поминках.
В контексте сказанного стоит привести слова Андрея Кочергина, который однажды описал один из механизмов преодоления скотского состояния жертвы боящейся:
«Все боятся. Все! Но некоторым это очень надоедает! По причине невозможности подобного существования дальше. Важна не сила ощущения, а его продолжительность, так не боятся умирать солдатики, которых загнали на штурме высотки и которые так измотаны, что и пули уже кажутся не страшнее бесконечных усталости и страха. Так кидались на дот русские солдаты, уставшие унизительно лежать в грязи, под огнем врага.
Чуть дольше, чуть отвратительнее унижение, и оказывается преодоленной самая последняя граница. Та граница, за которой страх перестает быть мотивацией! Именно так, в смятении, в унижениях и трудах, а не в медитациях и прослушиваниях проповедей очередного сектанта, рождается истинный Дух. Рождается, как рождается ребенок, в крови, грязи и муках!..»
Именно «усталость от страха» толкает человека на бесповоротный отказ от роли жертвы. Конечно, если до этого он не пал безнаказанной жертвой своей пассивности.
Зачастую люди отказываются от активных действий из предрассудков, привитых с детства мягким воспитанием, пропагандой гражданской покорности или утопическими религиозными догматами.
Государству удобно иметь послушных и покорных граждан, такими легче управлять. Однако там, где государству необходима погонялка для стада или инструмент кардинального достижения целей, включается механизм нивелирования излишней гуманности у отдельных представителей стада «военных», в нашем случае — представителей армии, милиции и силовых структур (криминальные элементы из гражданской среды не рассматриваются, так как относятся к категории «бешеных собак» со всеми вытекающими).
Именно «военные», в чью задачу входит также и забота о нашей безопасности, не должны иметь гуманистического барьера на пути исполнения приказа. И главной функцией механизма нивелирования гуманности является преодоление психологической установки «не убий». Сегодня методология «отключения лишних сомнений» отработана и многократно испытана, например, в подразделениях специального назначения, для которых недопустимо и смертельно опасно раздумывать и сомневаться в ситуациях, требующих быстрых и четких действий на уровне рефлекторики. Используемые в их подготовке методы позволяют либо не задумываться о гуманности действий, либо задумываться уже после выполнения приказа.
Один из главных аспектов психологической подготовки «человека убивающего» — это способ оправдания своих действий. Без этого «предохранителя психики» даже обученных специалистов могут ждать определенные конфликты с собственной совестью, потому что они действуют по приказу, зачастую без крайней необходимости для себя.
Для «военных» таким оправданием обычно являются интересы государства, спасение соотечественников или выполнение приказов, обусловленных службой и должностными обязанностями.
В нашем аспекте самообороны тоже необходим способ выключать излишние размышления о гуманности в тот момент, когда необходимо спасать собственную жизнь. То есть нужна твердая уверенность в справедливости своих действий. Эго сравнительно несложно, потому что агрессия, необходимая для собственного выживания, гораздо более оправданна, чем агрессия по приказу со стороны. Мы можем сомневаться в порядочности приказов, но мы вправе быть жестокими и агрессивными для собственной защиты.
И нам не нужны какие-то особые методы психологической подготовки. Все гораздо проще и честней. Мы имеем право на собственную жизнь. Мы имеем право на защиту собственной чести и здоровья.
Поэтому, морально готовясь к активной обороне, почаще представляйте себя на обочине с выпущенными кишками или в гробу с проломленным черепом. Попробуйте представить себе кладбище, где ваша жена, мать или сестра с выплаканными глазами кладет цветы у вашей фотографии. Неплохо также вообразить своих детей в детдоме или на помойке с беспризорниками.
И эти картины вполне могут стать реальностью только потому, что в экстремальной ситуации вы не вовремя задумались о гуманности.
Осознайте свою ответственность за собственную жизнь и жизнь всех, кто от вас зависит. И тогда, в момент истины, никакие псевдогуманные размышления не отнимут у вас шанса выжить.
Поймите, что противник никогда не будет озабочен размышлением, «как бы вас не убить».
Запомните, что на улице никто и никогда не будет жалеть ни вас, ни вашу жену, ни ваших близких.
Усвойте, что ваш противник не обременен ни гуманностью, ни заботой о вашей семье, ни вопросом, «кто будет кормить ваших осиротевших детей».
Вы нужны своему роду (близким, друзьям, соратникам). Вы необходимы своей семье, детям.
Смысл человеческой жизни — в продолжении рода-племени и обеспечении для потомства достойного и здорового будущего. И истинная гуманность в том, чтобы не дать отнять эту жизнь. Тем более отнять безнаказанно.
к слову
В последние годы на улицах наших городов участились конфликты злого «фашистского русского населения» с добрыми «мирными кавказскими гражданами». Все чаще кадры таких столкновений выкладываются в Интернет в сопровождении гордого кавказского рэпа в перемешку с кадрами терактов. Поэтому запомните один маленький момент: если при разговоре с «горячими гостями» вы заметили у собеседников подготовленный мобильный телефон, то отбросьте всякие сомнения в «мирности» их намерений.
Перед вами добрые кавказские кинематографисты, собирающиеся пополнить свою видеоколлекцию очередной записью демонстрации их необычайного героизма и благородства. Дальнейший выбор за вами: стать очередной безнаказанной жертвой-инвалидом или утащить с собой на тот свет хотя бы одного кинематографиста.
Я бы выбрал второе.
АКТУАЛЬНОСТЬ БОЕВОГО ФЕХТОВАНИЯ
У многих возникает вполне резонный вопрос: какой прок в боевом фехтовании для наших дней? Любой автоматчик сведет на нет самое высокое мастерство владения клинком. Сам я думал точно так же, пока не изучил вопрос с точки зрения практичности этого боевого ремесла.
Не станем мусолить тему национальных традиций и духовной составляющей, хотя ни японцам, ни китайцам и в голову не придет спрашивать об актуальности кендо или ушу. Они-то, в отличие от нынешних российских правителей, понимают толк в национальных традициях и самосознании.
Также не станем вспоминать ни о зрелищности этого спорта, ни о его перспективности в развитии здоровой и гармоничной личности.
Будем максимально прагматичны и рассмотрим узкую, утилитарно-прикладную сторону боевого фехтования в наши дни. Напомню, что вероятность уличной перестрелки астрономически меньше угрозы уличной драки или незапланированной встречи с «гордыми рассеянами», вооруженными арматурой.
Как показывает практика, человек, владеющий техническими и тактическими навыками БФ, даже без меча и доспеха может эффективно действовать в ситуации внешней агрессии. В технику атаки клинком одинаково хорошо вписываются различные ненаказуемые с точки зрения закона обиходные и спортивные предметы, как то: черенок от лопаты, отрезок трубы, топор, бейсбольная бита, клюшка для гольфа или хоккея с мячом, трость, колышек штакетника, гвоздодер и другие предметы длиной больше 60 см и с массой выше 500 граммов. В каждом отдельном случае будет иметь место некоторая коррекция точек атаки и выполнения ударов, но в целом техника боевого фехтования сохранит свою функциональность и эффективность.
Так, например, легкие предметы потребуют более точной работы по кистям рук, ключицам и мелким лицевым костям. Вес же тяжелых предметов сделает актуальными навыки форсированной атаки и применение элементов двуручной или полуторной техники.
Полноценные эффективные удары можно наносить и обычной полуметровой скалкой, и метровой линейкой, и обычной столярной ножовкой.
Если же мы вспомним, каким инструментарием пользуются гости, бегающие по нашим улицам с криками «Аллах акбар!», вопрос об актуальности боевого фехтования отпадет сам собой. Ибо только зная закономерности нанесения ударов, динамические особенности разномерного вооружения и только владея техникой боя разным инструментарием, мы имеем шанс выжить.
< назад | к содержанию | вперед >
|