Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки
к содержанию
2.2.1. Боевые искусства Франции
В конце XVII- начале XVIII века среди низов общества получил
распространение сават -- старый французский метод боя ногами в обуви с
подключением ударов открытой рукой. По-французски слово "сават" означает
"старый стоптанный башмак", а в переносном смысле служит обозначением
бродяг, босяков и оборванцев. Именно в их среде возникла техника боя ногами.
Вторым источником савата стали элементы боевого фехтования, когда
употреблялась не только шпага, но и как вспомогательное оружие: в ход шли
удары ногами и руками. Одними из первых мастеров савата стали учителя
фехтования Фанфан, Батист и Сабатье, принадлежавшие к третьему сословию.
Распространению савата среди аристократов способствовали учителя
фехтования и самозащиты, охранники, наемные убийцы, ставшие связующим звеном
между кварталами бедноты и верхушкой феодального общества.
Удары в савате наносились носком или ребром обуви, как правило не выше
колена, часто применялись подсечки. Практически не использовались удары в
пах и в живот, кулаки не применялись никогда. Удары наносились ребром и
основанием ладони, пальцами, ладонью вместе с пальцами и поражали глаза,
уши, виски, горло, нос и другие уязвимые места на голове противника.
Эффективными были не сила удара, а скорость и точность, разнообразие взятых
из боевого фехтования стоек и передвижений.
Если сават возник в Париже и его окрестностях, то шоссон возник на юге
Франции, в Марселе. Первоначальное название шоссона -- "же марсей", то есть
"марсельская забава", само же слово "шоссон" в переводе значит "мягкая
туфля". По сравнению с саватом шоссон являет собой более мягкий вариант
единоборства, в котором широко употребляются удары кулаками и захваты. Удары
ногами проводятся не только по нижнему уровню, но также в живот, грудь и
даже в голову. Шоссон практиковался среди моряков, рыбаков и
контрабандистов.
В 1830 году мастер савата, фехтования и английского бокса Шарль Лекур
начал создавать собственную систему единоборства, в которой он попытался
соеденить французские удары ногами с английской боксерской техникой.
Постепенно Лекур пришел к выводу, что ему больше подходит техника шоссона, а
не савата, и именно шоссон был практически полностью поглощен системой,
названной "французским боксом". Синтез "французской ноги" и "английского
кулака" во французском боксе устранял определенную однобокость техники
английского бокса, так как ноги играют в рукопашном бою не менее важную
роль, чем кулаки, но в то же время жесткость классического савата и шоссона
смягчалась путем введения правил спортивного поединка и применения перчаток.
Массовое распространение французского бокса во Франции началось в 50-е
годы XIX века и неизбежно привело к падению популярности савата и шоссона в
чистом виде. Завершил работу по систематизации техники французского бокса в
конце XIX века Жозеф Шарлемон.
В ХХ веке французский бокс уступает по популярности английскому и по
зрелищности, и по эффективности, но продолжает развиваться как национальный
вид единоборства. В современной Франции существует движение за возврат к
национальным традициям в области боевых искусств. Помимо французского бокса,
в стране развивается воинское искусство франкомба. Это техника контактного
поединка, созданная на основе приемов боя, использовавшихся в прошлом
рыцарями, крестьянами и горожанами. Франкомба сочетает удары с борцовскими
приемами, в этом виде единоборств изучаются приемы владения тростью и
шестом. Трость в средние века была оружием крестьян и пастухов, паломников и
слуг. В XVII--XVIII веках с ее помощью полицейские наводили порядок, а в
XIX- начале ХХ века она являлась обязательным атрибутом костюма горожанина,
и каждый уважающий себя мужчина учился владеть тростью как оружием. Таким
образом, трость была известна и популярна в разные времена среди различных
слоев населения. Работа с шестом считается дополнительной по отношению к
трости, удары шестом значительно мощнее и могут приводить к травмам.
Франция, как и многие другие европейские державы, испытала на себе
влияние восточных единоборств. На их основе создавались новые, оригинальные
синтетические виды боевых единоборств. В 1968 году Ролан Эрнаэз, соединив
элементы айки-дзюцу, дзюдо, каратэ и сериндзи-кэнпо, создал собственную
систему тай-дзюцу ("искусство тела"). В 1970 году Даниэль Дао объединил
технику трех стилей ушу -- шаолиньцюань, байхэцюань ("стиль белого журавля")
и цзуйбасяньцюань ("кулак восьми пьяных мудрецов") -- и создал собственную
систему дао-сю. В дао-сю широко применяется техника работы с традиционным
китайским оружием, в первую очередь, с мечом и копьем, в качестве подручных
боевых средств используются предметы повседневного обихода.
Появление в XIX веке французского бокса сават стало следствием драк
между английскими и французскими моряками -- последние стали перемежать
удары кулаками с ударами ног, обутых в рабочие башмаки "сават". Но никакой
теории, связывавшей технику ударов с использованием природных сил,
нравственных принципов или увязывавшей технику бокса с философией, к
примеру, Просвещения, не было, да и не могло быть -- христианство,
господствующая религия, призывавшее к смирению плоти, не допускало
возможности появления подобной теории. Всем известны строки из библии -
"Богу - богово, кесарю - кесарево". Но во всем христианском мире, включая
Россию, это изречение неуклонно воплощалось в жизнь относительно тела и души
человека - "церкви - душа, государству - тело". Таким образом, начавшееся в
ХХ-м веке в Европе и Северной Америке бурное развитие физической культуры
подразумевало данный вид культуры как культуру, прежде всего, телесную.
Данное деление, как ни странно, сохранилось и в современных образовании,
физическом воспитании, спорте и пр., но душа ("психо") является уже
прерогативой психологов, а интеллектом и телом занимаются преподаватели или
тренеры. Судя по всему, это является коренным отличием Западной культуры от
культуры стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
< назад | к содержанию | вперед >
|