Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки
к содержанию
3.1. Факторы, обусловившие разнообразие боевых искусств Востока
Следует отметить, что цели занятий боевыми искусствами на Востоке были
различны, иногда прямо противоположны, и зависели от религиозных воззрений,
социального статуса адептов, но вне зависимости от целей результат был один
-- совершенствование боевого искусства.
Высшей целью последователей даосизма было слияние с путем природы, то
есть достижение человеком долголетия, а в идеале -- бессмертия. Методом
поиска эликсира бессмертия становилась внутренняя алхимия, выражавшаяся в
психофизическом тренинге посредством создания и совершенствования приемов
ушу. Таким образом появилась группа так называемых "внутренних стилей"
(нэйцзя), в которых приемы являлись не самоцелью, а несли в себе
функциональную нагрузку -- были способами совершенствования организма,
выводили сознание на космический уровень и, тем самым, позволяли ему
управлять природными процессами. Следовательно, чем лучше отшлифованы даосом
приемы ушу, тем ближе он к достижению долголетия и бессмертия.
Для последователей буддизма в форме хинаяны (тхеравады) идеалом
человека считается архат ("достойный") -- святой, который достиг
освобождения от сансары (круговорота рождений и смертей) и таким образом
обрел нирвану. Подобное освобождение становится возможным благодаря
соблюдению всех монашеских принципов и правил, а также использованию
практики созерцания и медитации. Но при этом ушу оказывается методом работы
над сознанием и позволяет достичь состояния просветления в процессе
созерцания, то есть выводит сознание на высший уровень.
Предложенные примеры показывают, что приемы ушу использовались в
качестве методов для реализации прямо противоположных целей -- достижения
бессмертия и освобождения от плоти. Это означает, что совершенствование
приемов ушу происходило в рамках различных религиозно-философских систем, и
доказывает многогранность и многофункциональность боевых искусств.
Также можно говорить о развитии ушу "сверху" и "снизу", что придает
боевым искусствам триединый характер: помимо монастырского ушу, существовало
еще государственное (военное) и народное.
В древности термином "ушу" обозначали любую воинскую подготовку, но в
VI--VII веках наметилось разделение между воинскими и боевыми искусствами в
Китае. Понятие воинского искусства (бинфа) включало в себя умения вести
крупномасштабные сражения, управлять войсками, организовывать тренировку и
закалку воинов. Воинские методы были исключительно прагматичны, то есть
кроме достижения победы в бою никаких других целей не ставилось, и все
приемы боевого искусства преследовали только одну задачу -- одержать
физическую победу над противником. Безусловно, всякий известный полководец
был прекрасным бойцом. Как и любой другой представитель китайской элиты, он,
в первую очередь, руководствовался принципами конфуцианства. Таким был и
китайский полководец XVI века Ци Цзигуан. Он утверждал, что для проявления
чувства справедливости и величия духа в восприятии мира необходимо сочетать
в занятиях дух как внутреннее начало, и форму как внешнее. Полководец создал
собственный стиль цицзяцюань и предписывал воинам тренироваться каждый день.
Всех замеченных в недостатке мужества или упорства в бою или на тренировках
в наказание отправляли на кухню. Генерал знал, что вид бойца значит не
меньше, чем мастерство, поэтому предписывал воинам все время находиться в
"грозном состоянии духа", оставаясь абсолютно невозмутимым и не подверженным
никаким внешним воздействиям,-- так можно выиграть сражение до его начала,
если соперник будет подавлен воинственным духом.
Но за рамками воинских искусств оставались мистифицированные методики
самосовершенствования, способы психопрактики и медитации. Воинские искусства
были монополией элиты и аристократической культуры и никогда не ставили
таких целей как достижение просветления или очищение духа. В свою очередь,
элементы мистики и даосские воззрения были популярны в народной среде, и
именно там формировалась духовная культура ушу.
К VI--VII векам в народной среде армейские приемы, получив новое
осмысление, включались в систему сложных народных мистерий, ритуалов, боевых
танцев и переходили на уровень сложного таинства боевого искусства. Народная
среда давала новое, более глубокое содержание формам армейского ушу.
Таким образом, в триедином характере боевых искусств именно народное
направление позволяло синтезировать мистические элементы монастырского ушу и
практику армейских боевых искусств.
Каким образом происходила интеграция боевых искусств? Во-первых,
бродячие монахи, демонстрируя свое искусство в деревнях, искали себе
учеников в народной среде, открывая им тайный, эзотерический смысл того или
иного стиля. В более поздние времена уже настоятели монастырей приглашали
бойцов-мирян для подготовки монахов в боевых искусствах. Во-вторых, в эпохи
Суй и Тан (конец VI-- начало X веков) создаются армии из простолюдинов путем
вербовки бойцов из крестьян. Благодаря этому весь комплекс боевых искусств
(уи) переходит в народную среду, переплетаясь с народной мистикой и самыми
невероятными верованиями.
В императорской армии возникла идея классификации воинского мастерства,
то есть особо отличившимся бойцам давались звания -- своеобразные воинские
разряды. Это неудивительно, так как сам характер воинской подготовки
требовал непременных различий в уровне мастерства, зафиксированных на основе
неких формально-технических признаков. В народном ушу такого формализма
просто не могло быть, так как традиция духовной передачи в ушу стояла выше
технических элементов боя и не требовала определения понятия мастерства на
основе набора приемов.
< назад | к содержанию | вперед >
|