Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки
к содержанию
3.6.1. Корейские боевые искусства на современном этапе
Вся совокупность боевых искусств Кореи, как древних, так и современных,
определяется термином "квонбоп". Следует признать, что на процесс их
формирования и развития решающее влияние оказала китайская традиция, в
частности, философские принципы конфуцианства (хварандо), методы
чань-буддийской медитации (пульмудо), шаолиньские боевые искусства (оренквон
и соримквон) и методики работы с внутренней энергией даосских монахов
(юсуль). В то же время существовали и чисто национальные техники работы
руками и ногами (субакги, тхэккен). Поэтому при характеристике корейских
боевых искусств не следует впадать в две крайности: напрочь отрицать их
национальные корни и определять как полностью заимствованные, с одной
стороны, и придумывать им тысячелетнюю самобытную историю, с другой стороны,
как это делают некоторые корейские авторы.
В соответствии с китайской традицией в развитии корейских воинских
искусств немаловажную роль играло духовное и эстетическое начало. Так,
элитное хварандо, практиковавшееся гвардией корейских королей, сочетало в
себе комплекс боевых единоборств с искусством стрельбы из лука, занятия
фехтованием с конными тренировками, упражнения в медитации, поэзии, музыке и
танцах.
К началу ХХ века многие национальные виды единоборств пришли в упадок,
что было обусловлено постепенной утратой Кореей государственной
независимости. Тем не менее, приемы тэккен и субакги сохранились в народной
среде, постепенно происходила их интеграция с японскими боевыми искусствами,
привнесенными в Корею в период ее оккупации Японией (1904--1945), -- так
зарождались хапкидо и тхэквондо.
Хапкидо, получившее в современной Корее статус национального искусства,
было создано в 20-е--40-е годы ХХ века в Японии корейцем Чхве (Чой) Ён
Солем, объединившим технику ног ( субак с искусством школы дайто-рю
айки-дзюцу и традициями использования внутренней энергии корейского юсуль,
носившего тогда название кидо ("путь энергии"). Философия хапкидо схожа с
принципами создававшегося приблизительно в тот же период времени айкидо.
Понятие духа хапкидо включает в себя преданность родине, почитание родителей
и старших, сохранение веры и долга, но принципы непричинения вреда
нападающему здесь отсутствуют, поэтому хапкидо представляет собой
своеобразный сплав мягкости и твердости.
В названиях айкидо и хапкидо есть общее начало: "ки" обозначает
внутреннюю духовную энергию человека, а "до" -- путь к вершинам мастерства,
к постижению истины. В то же время "хап" (объединение) можно понимать как
единство духа и тела или как сочетание самих приемов из различных систем
восточных единоборств.
В Южной Корее создана Международная федерация хапкидо, возглавляемая
Мен Джэ Намом, но за пределами Корейского полуострова это боевое искусство
развивается главным образом в США и России. Мен Гван Сик стал основателем
Всемирной федерации хапкидо, штаб-квартира которой располагается в США, а
пропагандистом хапкидо на российской земле был В.Д. Цой, при активном
участии которого в начале 90-х годов на базе Санкт-Петербургской федерации с
согласия Всекорейской ассоциации была создана еще одна Международная
федерация хапкидо -- одна из самых молодых в ряду аналогичных федераций по
различным видам восточных единоборств.
Куксульвон, школы которого появились в 70-е годы ХХ века, как и
хапкидо, имеет статус национального искусства. Более того, именно так
переводится само название единоборства. Техника куксульвон ненамного
отличается от арсенала хапкидо -- те же удары ногой по верхнему уровню,
захваты, удержания и броски, но она выглядит более изощренно благодаря
большому количеству акробатических элементов, различным позициям пальцев при
ударах руками, разнообразным приемам в положении лежа. Также в куксульвон
используется почти весь арсенал традиционного корейского оружия. Создатель
куксульвон Со Ин Хек по политическим соображениям в 1975 году переехал из
Южной Кореи в США, где в Сан-Франциско основал Всемирную ассоциацию куксуль.
Первым по популярности среди корейских видов единоборств не только у
себя на родине, но и во всем мире является тхэквондо (таэквондо),
появившееся в 1955 году благодаря деятельности генерала Чхве (Чой) Хон Хи.
Сегодня тхэквондо развивается в Корее как официальное государственное боевое
искусство, в Сеуле создан центр изучения, развития и пропаганды тхэквондо --
Куккивон, работающий с ноября 1972 года. Он осуществляет официальное
присвоение данов и выдачу сертификатов, подготовку инструкторов, ведет
хронику рекордов тхэквондо, издает учебные пособия и выпускает
учебно-методические видеофильмы.
В технике тхэквондо объединены комплексы разнообразных ударов ногами,
характерные для тхэккен, и элементы каратэ. Не случайно тхэквондо
переводится как "путь руки и ноги". Этот синтетический вид, с одной стороны,
возрождал древнее корейское боевое искусство, а, с другой стороны, вбирал в
себя те каратистские техники, которые дополняли технический арсенал стиля и
делали его гармоничным.
На сегодня существуют две международные федерации тхэквондо -- ITF и
WTF, но разница между ними обусловлена в основном политическими мотивами:
первая признается в Северной Корее, а вторая -- в Южной. Формальное различие
между стилями заключается в неодинаковой транскрипции названий (таэквондо и
тхэквондо), несовпадающих базовых комплексах, ритуалах и терминологии, но
суть боевого искусства остается при этом неизменной.
Штаб-квартира ITF переведена генералом Чхве (Чой) Хон Хи в Торонто, но
эта федерация не пользуется большим авторитетом в мире, несмотря на то, что
возглавляет ее создатель боевого искусства. WTF, возглавляемая Ким Ун Ёном,
имеет филиалы в 118 странах мира, по ее правилам проводятся все крупнейшие
международные турниры.
Следует отметить, что признание тхэквондо унифицированным корейским
национальным боевым искусством, являющимся квинтэссенцией всех
существовавших в прошлом национальных видов единоборств, ведет к ущемлению и
преследованию мастеров и школ, не вписывающихся в официальную политику
государств как на Севере, так и на Юге. Именно этим обусловлена массовая
эмиграция корейских мастеров, главным образом в США, где создаются новые
стили и направления, оформляются федерации, придающие себе статус
международных. В качестве примера можно привести боевое искусство чойквандо,
созданное в 1987 году учеником Чхве (Чой) Хон Хи мастером Чой Кван Ё,
покинувшим ITF. Оно пользуется определенной популярностью в англоязычных
странах (США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии), создана международная
федерация чойквандо со штаб-квартирой в штате Джорджия (США). В
С.-Петербурге также создан Российский национальный центр чойквандо.
В Южной Корее в начале 80-х годов ХХ века появилось еще одно
направление боевых искусств -- вонхвадо ("путь полной гармонии"),
объединившее арсенал бросков и захватов дзюдо с ударной техникой тхэквондо.
Создатель вонхвадо -- американский кореец доктор теологии Джун Хо Сук. Оно
положено в основу так называемых объединенных боевых искусств (UMA),
штаб-квартира которых находится в Нью-Йорке. UMA имеют свою
религиозно-философскую основу, а боевое искусство -- всего лишь средство ее
реализации. Все теоретические построения UMA базируются на религиозной
основе церкви Единения мирового христианства, основатель и глава которой Сан
Мен Мун провозгласил себя живым богом.
Из международных федераций, пропагандирующих и развивающих традиционные
корейские виды боевых искусств, отметим Европейский союз хварандо,
объединяющий поклонников искусства средневековой корейской воинской элиты из
Германии, Дании и Польши.
< назад | к содержанию | вперед >
|