Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки
к содержанию
3.8. Боевые искусства Индии
Индийские единоборства имеют не менее древнюю историю, чем китайские,
но поскольку они развивались главным образом внутри страны, то были мало
известны за ее пределами и практически не оказали влияние на развитие систем
боевых искусств в соседних странах.
Самым древним и самым популярным видом национальной борьбы в Индии
является кушти. Она пользовалась покровительством местных правителей,
которые лично присутствовали на состязаниях, часто заканчивавшихся смертью
одного из соперников. Наиболее известны три школы кушти -- бхимасени,
джарасандхи и хануманти, названные по именам их реальных или легендарных
основателей. Борцы кушти -- пахлаваны -- имеют большой вес и мощное
телосложение, но несмотря на это, они быстрые и ловкие. Цель схватки в кушти
сводится к тому, чтобы повалить противника на лопатки, используя приемы
четырех основных типов: захваты и броски, основанные на грубой силе; захваты
и броски, предполагающие использование инерции движений противника; приемы
обездвиживания и ослабления противника; болевые замки, позволяющие ломать
конечности, пальцы, позвоночник, а также удушения.
Состязания по кушти проводятся в неглубокой квадратной яме или на
деревянном полу. Чемпион получает титул "рустама", название которого связано
с именем легендарного героя персидского эпоса.
Существует несколько ответвлений кушти: в масти один борец отбивается
от группы противников; в бинот борец обороняется от атак вооруженного
противника; в бандеш оружие агрессора оборачивается против него самого.
Маллявеша, в отличие от кушти, не борьба, а комбинированное боевое
искусство, сочетающее силовые, болевые и ударные приемы. Считается, что свое
начало оно берет от эллинского панкратиона, который был занесен в Индию
воинами Александра Македонского в 327--318 годах до н.э.. В древности
существовали целые касты профессиональных борцов (малля), получавших за свое
искусство огромные деньги. Маллявеша использовалось для физической
подготовки индийской молодежи, а также в ритуальных целях. К ритуальным
единоборствам относится ваджра-мукти -- поединок двух бойцов, вооруженных
ваджрами ("молниями"), представлявшими собой бронзовые или железные кастеты
причудливой формы. Поединки ваджра-мукти посвящались какому-либо из
многочисленных богов индийского пантеона и обычно заканчивались смертью
одного из участников.
Сегодня известны три стиля борьбы маллявеша: малля-крида, малля-юддха,
ниюддха-крида. Основы данного вида единоборств изложены в трактате
"Малля-пурана", написанном на санскрите в 1731 году. Проигравшим в поединке
считается тот, кто падает на землю. Убивать противника нельзя, но можно
выбивать зубы, вырывать волосы, ломать пальцы и сдавливать горло. Удары
можно наносить только в верхнюю часть тела и в голову. Приемы поединка также
включают в себя захваты, броски, удушения, подножки, подсечки, удары
кулаками, локтями, коленями и стопами ног, толчки, отбивы и блоки.
Школа силового единоборства, существующая с древних времен в штате
Уттар-Прадеш, называется "мукки-бази". В ней практикуются парные поединки, в
которых сходятся мастера, и групповые схватки, в которых участвуют ученики.
Победителями считаются представители той команды, которым удалось оттеснить
соперников за линию, обозначенную на земле. Подобные турниры часто
заканчивались тяжелыми травмами участников и даже смертельными случаями,
поэтому в настоящее время школа представляет собой немногочисленную секту.
Бойцы мукки-бази владеют умением держать удар в любую часть тела, даже в
самые уязвимые, такие как пах, горло, нос, губы. Методика овладения подобным
умением держится в секрете; cвоими кулаками бойцы могут разбивать булыжники
и кокосовые орехи, но избегают травм благодаря знаниям полученным из
индийской традиционной медицины.
Каляри-ппаятт -- одно из древнейших боевых искусств мира, сохранившееся
до наших дней в ряде деревень штата Керала. На языке коренных жителей
Индостана дравидов название единоборства означает "бой на священном месте".
Поединки проводят не на открытой площадке, а в особом котловане двухметровой
глубины, покрытом решеткой из прутьев и пальмовыми листьями.
Тренировка в каляри-ппаятт состоит из четырех разделов: метхотхари --
это занимающий много времени комплекс общефизической подготовки; колтхари --
упражнения с оружием; ангатхари -- комплекс упражнений без оружия, в котором
основное влияние уделяется нанесению ударов по точкам человеческого тела,
воздействие на которые влечет смерть, временный паралич или сильную боль;
также изучаются приемы боя "голыми" руками и ногами, основанные на
подражании животным (змеи, пантеры, медведи, тигры, слоны и т.д.);
верамкхари -- это учебные поединки безоружного против вооруженного, двух
одинаково вооруженных противников или бойцов с разным оружием.
К традиционному оружию каляри-ппаятт относятся: отта -- деревянная
толстая палка в форме бивня слона, кеттукари -- бамбуковая трость, мади --
"кинжал" из двух соединенных торцами рогов антилопы, черувати -- короткая
палка; пулиянкам -- длинная сабля, уруми -- гибкий обоюдоострый меч-плеть.
В каляри-ппатт выделяют два стиля -- северный и южный. В северном стиле
много прыжков, ударов ногами по верхнему уровню, длинных выпадов; основная
ударная форма рук -- кулак, руки и ноги при ударах до конца не
распрямляются. В южном стиле круговые движения преобладают над
прямолинейными, высокие удары ногами и прыжки встречаются редко. Этот стиль
более жесткий, чем северный, который по существу превратился в искусство
военного танца.
Древние трактаты каляри-ппаятт были записаны на пальмовых листьях более
двух тысяч лет назад. Это "Асата вадиву", раскрывающий принципы боя, и
"Марама-сутра", содержащий информацию о нервных узлах и жизненно важных
точках тела.
Нарамхай-ниханго -- это комплекс традиционных боевых искусств сикхов,
распространенный среди нихангов, членов воинской религиозной общины хальсы,
которые давали клятву найти смерть в бою. Орден нихангов появился в начале
XVIII века при жизни основателя хальсы гуру Говинда Раи. Перед небольшими
отрядами нихангов в панике разбегались войска противника, имевшие
превосходство в численности и вооружении. Ниханги владели всеми видами
оружия, великолепно ездили верхом и умело сражались в пешем строю, владея
приемами боя голыми руками. Оружие нихангов -- это копья, сабли, дротики и
чакры (боевые диски для метания, остро заточенные по краям).
Поединки нихангов проводятся с оружием, им предшествуют обрядовые
воинские пляски. Существует также система боя голыми руками против
вооруженного противника (нарамхай), внешне схожая с бирманским бандо.
Силамбам -- это искусство боя на палках, распространенное среди тамилов
с I века нашей эры. Участники соревнуются на круглой площадке либо парами,
либо командами по два-три человека. Победителем считается тот, кто выбил
палку из рук противника, ударил его палкой по голове или прикоснулся к его
телу палкой большее количество раз. Длина палки в силамбаме превышает
человеческий рост, ее держат за один конец двумя руками. Есть вариант
силамбама, в котором боец действует двумя короткими палками. Помимо техники
работы с палкой, в арсенал мастера силамбама входят удары ногами и
акробатические прыжки. Боевой вариант силамбама -- латхи, его изучают
индийские полицейские. С помощью латхи можно ломать кости противнику, что
применяется при подавлении массовых беспорядков, при задержании
преступников.
Школа ади-хай пидутам ("управление руками, наносящими удары по уязвимым
точкам тела") распространена в штате Керала. Внешне техника ади-хай пидутам
напоминает дзю-дзюцу, но индийская система намного старше. В ней
используются захваты с переходом на болевые приемы и последующим нанесением
ударов пальцами по уязвимым точкам тела противника. Иногда вслед за
захватами проводятся броски. Чтобы воздействие на точки было эффективным,
изучается комплекс сведений о расположении и функционировании нервных и
энергетических центров человеческого организма.
Боевое искусство, сохранившееся в штате Тамилнаду, носит название
"варма-калаи" и на тамильском языке означает "искусство поражения уязвимых
точек". В нем существуют разделы боя с оружием и голыми руками.
Техника варма-калаи включает в себя удары кулаком и открытой рукой,
удары ногами, прыжки, удары локтями и коленями, выпады и уклоны, захваты,
подножки и броски.
Оружие варма-калаи -- это палка (силамбам), дубинка, кинжал, сабля,
меч, копье, боевой хлыст. Работа с оружием проводится как одной, так и двумя
руками.
В варма-калаи существуют формальные упражнения (ади вариссай),
разделенные на пять серий из двенадцати элементов. Техника формальных
комплексов может применяться против двух и более противников (кутту
вариссай). Все движения отрабатываются как с пустыми руками, так и с
оружием.
Удары наносятся по-разному, в зависимости от того, хотят ли убить
противника или вывести его из строя. Действие удара может быть отсрочено.
Одна из составных частей варма-калаи -- традиционный индийский массаж.
Теоретическую основу искусства массажа и ударов по уязвимым точкам
составляют представления о циркуляции внутренней энергии. Практика
варма-калаи требует серьезного знания системы йога, особенно техники
дыхания.
< назад | к содержанию | вперед >
|