Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки
к содержанию
Заключение по разделу 1
Формирование системы боевых искусств Восточной и Юго-Восточной Азии на
протяжении веков происходило в изоляции от культурных традиций Европы и
Ближнего Востока, что способствовало образованию самобытной и высокоразвитой
физической культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и других стран этой части
света. Как часть мировой культуры, боевые искусства Востока в основу своей
деятельности ставили физическое воспитание, что подтверждается высочайшим
авторитетом учителей школ боевых искусств в обществе, а также ориентацией
восточной физической культуры на боевые искусства, отличающиеся высокой
координационной сложностью, принципами и методами, лежащими в их основе. В
отличие от греко-латинской культуры, разделявшей дух и материю, следствием
чего явилась большая ориентация европейской, североамериканской физической
культуры на телесное развитие индивида и состязательную практику.
На протяжении последних трех десятилетий наблюдается широкое
распространение боевых искусств Дальнего Востока на территории России, что
можно охарактеризовать как социальный феномен спонтанного и
несанкционированного проникновения азиатской физической культуры в практику
отечественного физического воспитания. Спонтанность и хаотичность данного
процесса характерна не только для России, но и для такой страны, например,
как США. Однако, в США распространение азиатских боевых искусств началось по
крайней мере на два десятилетия раньше, то есть непосредственно после
окончания второй мировой войны. Кроме того, американцы имели возможность
ознакомления с практикой восточных единоборств непосредственно через
высококвалифицированных инструкторов, прибывших из стран Восточной и
Юго-Восточной Азии. Каналы проникновения аналогичных знаний и умений в
Россию имели значительно более низкий качественный уровень, так как политика
запретительства, сменившаяся затем индиферентно-настороженным отношением к
развитию восточных единоборств в нашей стране могла привести и приводила
репродуктантов на путь дремучих заблуждений и вымыслов. Такое положение дел
привело отечественных специалистов по аналогам боевых искусств Востока
(которых, кстати, до середины 90-х годов никто не готовил) в своих
концептуальных методологических и идеологических подходах к диаметрально
противоположным позициям от ретрансляции на российскую почву закрытых
объединений адептов восточных единоборств по типу даосских сект до
организаций азиатских боевых искусств , построенных по образу и подобию
отечественных секций бокса или борьбы.
Очевидно, что для соответствия многосторонним требованиям
взаимообогащения и взаимной стимуляции пересекающихся культурных структур
необходимы целенаправленные усилия практиков и ученых.
Исходная методологическая позиция об объективности взаимообогащения
национальных систем физического воспитания и необходимости осуществления
этапных научных обобщений в интересах получения привилегированного знания
определила частную методологию проведенного нами научного исследования.
Как свидетельствуют вышеприведенные сведения и данные наших
исследований, развитие и функционирование системы боевых искусст Востока в
России происходило, главным образом, естественным путем и в достаточной мере
хаотично, так как практически отсутствовала весьма важная группа
системонаполняющих факторов - система подготовки научно-педагогических
кадров и как следствие система эффективного контроля за деятельностью
субъектов и объектов СБЕ, что является не только нежелательным, но и в
значительной степени вредным, в связи с тем, что недостаток
квалифицированных педагогов-воспитателей может способствовать подготовке в
организациях боевых искусств элементов социально опасных для общества.
Тем не менее, одним из основоопределяющих событий ХХ-го столетия
является взамопрникновение и взаимообогащение культурных традиций
европоцентризма, берущих свое начало из Дренвней Греции, и традиций
Восточной и Юго-Восточной Азии, берущих свое начало из древних Индии и
Китая. В сфере физической культуры проявление данного феномена выразилось в
появлении во второй половине двадцатого столетия нового вида единоборств -
спортивно-боевых, спортивная составляющая которых обусловлена современным
спортивным и Олимпийским движениями, а боевая - боевыми искусствами Дальнего
Востока. Известно также, что коренным отличием восточных боевых искусств
является их философско-религиозная и психологическая базы, в основе которых
лежат конфуцианстово, даосизм и буддизм, которые будут являться объектами
изучения следующего раздела наастоящей публикации.
Очевидно, что Россия, являющаяся многонациональной державой, имеет свои
религиозные традиции, сложившиеся, главным образом на основе православия -
греческой ветви христианства. Официально признанными конфессиями являются
также иудаизм, ислам и буддизм. Очевидно также, что являясь страной
христианского мира, Россия должна следовать Закону, изложенному Иисусом
Христом в нагорной проповеди и опрающемся на ветхозаветный закон (тора). Вот
основные заповеди Закона Божия, считающиеся общечеловеческими: не убий, не
прелюбодействуй, клятвы, закон возмездия, любовь к врагам, о милостыне, о
молитве, о прощении грехов ближним, о светлом и помраченном глазе,
невозможности служить двум господам, о пище, об одежде, о надежде на Бога и
искании царства Божия, о суде, о ложных пророках и пр.
Ознакомившись в следующей главе с основными положениями
философско-религиозных школ Дальнего Востока, мы поймем, что в них гораздо
больше принципов, способствующих взаимообогащению культур, чем наоборот. В
этом, кстати, заключены важнейщие общекультурные гуманистические и
образовательные функции физической культуры и спортивно-боевых единоборств в
частности.
< назад | к содержанию | вперед >
|