Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки
к содержанию
1.5. Закат греческой агонистики
Греческое чудо похоже на ангела не только из-за своего ослепительного
сияния и непорочности. В сопоставлении с жизнью других великих цивилизаций,
оно действительно умерло в детском возрасте. Если все культурные ценности
античной Эллады были созданы за какие-то 350 - 400 лет (8-4 в.в.до н.э.), то
ее кульминация, совпадающая с расцветом драмы, приходится на жизнь одного
поколения (век Перикла - 5-й в.до н.э.).
Уже к 6-му в. до н.э. заканчивается период безраздельного господства
аристократии. Вся система аристократических ценностей претерпевает коренные
изменения. Постепенно подчиняющие себе все сферы влияния средние классы с
одной стороны подчеркнуто отторгают прежние порядки, а с другой - перенимают
их в соответствии со своими нормами. Со 2 - й половины 5 в. до н.э.
аристократия утрачивает первенство во всех видах атлетики. В выступлениях
представителей низших классов прослеживается явная тенденция соревноваться
там, где больше платят. Место Игрока заступает атлет-профессионал. С этого
же времени начинается падение популярности спортивных соревнований.
Уже Тиртей в 7-м в. до н.э. констатировал:
"Я не считаю достойным ни памяти доброй ни чести
Мужа за ног быстроту или за силу в борьбе,
Если б он даже был равен Циклопам и ростом и силой,
Или фракийский Борей в беге был им превзойден".
(Тирт., 9, 1-4)
Ксенофана из Колофона больше привлекает мудрость, нежели сила "мужей и
лошадей". Неодобрительно отзывается о тех, кто предпочитает атлетику
умственной деятельности и Платон (Гос-во, 535д) Противопоставляя афинскую
систему воспитания спартанскому тренингу, Аристотель напишет: "...первую
роль должно играть прекрасное, а не дикоживотное. Ведь ни волк, ни
какой-либо другой дикий зверь не вступил бы в опасную борьбу ради
прекрасного, но, скорее, только доблестный муж. Однако те, кто слишком
ретиво направляют детей в эту сторону и оставляют их невоспитанными по части
того, что необходимо для жизни, в действительности делают из них
ремесленников; они делают их полезными для жизни в государстве только в
одном отношении, но и в этом отношении...хуже других". (Полит., 1338б 30-35)
Конечно же, с этим согласились бы и аристократы 7-го века. Философия
Платона, потомка древнего царского рода, и философия воспитателя царя
Аристотеля - это золотая осень навсегда уходящей эпохи. И глубоко
симптоматично, что подобного рода отзывы о спорте высказывались в конце
5-го, начале 4-го в.в.до н.э. С их уникальной способностью называть вещи
своими именами, Платон и Аристотель, скорее, слишком откровенно ставили
точки над i в столь частых у них моральных установках, исполненных нормами
старого доброго прошлого. Тогда все проявления агонистики были живыми, и
душою их были сокровенные религиозные переживания эллина. К началу 4-го века
до н.э. боги покинули не только игры, но и свой непосредственный дар людям -
трагедию. Нужно было начать собирать камни, чтобы осознать всю мощь этих
некогда горевших сердец и их истинную цену теперь. Самих по себе.
"Есть два рода благ: одни - человеческие, другие - божественные.
Человеческие зависят от божественных. И если какое-либо государство получает
большие блага, оно одновременно приобретает и меньшие, в противном же случае
лишается и тех и других. Меньшие блага - это те, во главе которых стоит
здоровье, затем идет красота, на третьем месте - сила в беге и остальных
телесных движениях, на четвертом - богатство, но не слепое, а зоркое,
спутник разумности. Первое же и главенствующее из божественных благ - это
разумение; второе - сопутствующее ему здравое состояние души; из их смешения
с мужеством возникает третье благо - справедливость; четвертое благо -
мужество. Все эти блага по своей природе стоят впереди тех, и законодателю
следует ставить их в таком же порядке. Затем ему надлежит убедить сограждан,
что все остальные предписания имеют в виду именно это, то есть земные блага
обращены на божественные, а все божественные блага направлены к руководящему
разуму. (Платон, Законы, 631 б-д).
Как печально! Неужели подобного рода азбуку, а также то, что если дурак
или сумасшедший занимаются спортом, то делают это исключительно во вред себе
и окружающим, - неужели все это нужно было объяснять олимпионику 8-го века?
Да и мог ли участник тогдашних "Игр в садах Господних", для которого спорт
был молитвой, хотя бы помыслить о том, что он тренируется ради своего
здоровья, или выигрыша денег, или ради тупой славы, которая разлетится в
прах в сплетнях на агоре и рыбном рынке!
Была ли мистерия 8 - 5 в.в. до н.э. чудесным сочетанием социальных
процессов с духом великого народа, или проживанием сокровищницы бескорыстной
религии - не известно. Механизм смещения агонистики с физкультуры в сферу
умозрения, т.е. явления, породившего науку, - родную сестру спорта в
эллинском понимании и полную его противоположность в нашем - раскрыт в 3-й
главе книги А.И. Зайцева. К сожалению, описание этой лебединой песни
возвращающегося в седое море острова лежит вне интересов данной работы. В
заключение же хотелось бы подвести некоторые итоги:
- Спорт как исключительно соревновательный аспект физической культуры
появился примерно в 8-м веке до н.э. в Древней Греции.
- В отличие от состязаний галлов или германцев, он представлял собой
Игру как соревнование ради соревнования.
- Во всех его ослепительных особенностях в период общегреческих игр он,
в качестве одного из проявлений религиозно-мифологического чувства эллина,
был составляющей греческого религиозного ритуала .
- Его единственным полноценным носителем была греческая аристократия.
- С 5-4 в.в. до н.э. спорт лишается внутреннего содержания. За казалось
бы не изменившейся целью состязаний - обрести славу в превосходстве над
соперниками - оказываются пустое тщеславие, потребность в риске, реализации
излишков двигательной активности и желание заработать представителей средних
классов.
- В этом он является прародителем современного спорта, перенявшего
очень много от состязаний древних европейцев, боев гладиаторов и ничего от
Великого переворота в Древней Греции 8-5 в.в. до н.э.
Существуют, если можно так выразиться,
три мощных духа, которые время от времени скользили
над гладью вод и становились преобладающей движущей
силой нравственных отношений и моральных энергий человечества.
Это были дух свободы, дух религии и дух благородства.
Хэллэм, "Европа в Средние Века"
< назад | к содержанию | вперед >
|