Юдзан Дайдодзи - Будосёсинсю
к содержанию
Верность смерти
Самурай, находящийся на службе, в большом долгу перед своим господином,
который он не может возместить иначе, как совершив дзюнси и последовав в
смерти за ним. Но это не разрешено законом, однако исполнять обычные
обязанности дома на циновке явно недостаточно. Что же остается? Человек ради
того, чтобы совершить что-то более выдающееся, чем его товарищи, может
отбросить свою жизнь в сторону и сделать это. Настроить свое сердце на такой
поступок - в сто раз предпочтительнее, чем совершить дзюнси. Так он может
стать спасителем не только своего господина, но и всех его слуг, знатных и
низких, а имя его будут помнить до конца времен как имя самурая, обладавшего
Верностью, Преданностью и Доблестью. Знатные семьи всегда преследует злой
рок. Проклятье проявляется в первую очередь в смерти молодого самурая из
последних приближенных, случайной или от болезни, или в смерти старших
воинов, обладавших тремя добродетелями и обещавших в будущем быть опорой
господина и гордостью всего клана чей уход - тяжелый удар для всех. Так,
когда Амари Саэмон, командир самураев у Такэда Сингэна, упал с лошади и был
убит еще в молодости, это было деянием злого духа Такасаки Дандзе, долго
преследовавшего знатный дом. Затем злой дух проникает в кого-нибудь из
советников, или старших, или самураев, приближенных к господину, из числа
тех, кому господин особенно доверяет и благоволит. Так он может ввести в
заблуждение господина и склонить его к несправедливости и безнравственности.
Тогда, уводя господина в сторону, самурай может делать это шестью способами.
Во-первых, он может мешать господину видеть и слышать то, что происходит
вокруг и не давать возможности другим высказать свое мнение. Если же им это
и удается, на них не обращают внимания, потому что хозяин считает
незаменимым только его и все делает по его указаниям. Во-вторых, если он
замечает, что кто-то из самураев подает надежды и может быть полезным
господину, он сделает так, чтобы его перевели куда-нибудь подальше от
хозяина, дабы вокруг него были только те, кто соглашаются с ним, подчинены
ему и никогда ему не перечат. Тогда господин ничего не узнает о его
высокомерии и властности. В-третьих, он может убедить своего господина взять
еще одну супругу под предлогом того, что у него недостаточно наследников, и
доставлять красивых девушек, даже не узнавая, из какой они семьи. Он соберет
танцовщиц и музыкантш и будет уверять господина, что они необходимы ему,
дабы развлекать и отгонять скуку. А женщины могут очаровать и сбить с пути
даже умного и решительного господина, не говоря уж о том, кто лишен этих
качеств. Тогда проницательность покинет его, он будет думать только о
весельях и все больше и больше привязываться к ним, так что в конце концов
он будет полностью увлечен танцами и праздностью, за чем неизбежно последуют
бесконечные пирушки. Он будет проводить все свое время в женских покоях,
позабыв обо всех делах и ненавидя даже саму мысль о разговоре о них со
своими советниками. Тогда все перейдет в руки только одного коварного
советника, его власть будет увеличиваться день ото дня, а все остальные
закроют рты и сожмутся от страха, и весь дом придет в упадок. В-четвертых
следует то, что, поскольку все держится втайне, расходы увеличиваются и
денег требуется все больше. Старые правила отменяются и устанавливаются
новые, а за их выполнением следят шпионы. Кого-то осуждают и чье-то
жалование уменьшается, так что люди живут в большой нужде, но никто не
печется об этом. И все это для того, чтобы господин жил в роскоши. Среди
вассалов растет недовольство, хотя никто не говорит об этом открыто, и
вскоре не остается преданных господину людей. В-пятых, хотя дайме должен в
первую очередь следовать Пути воина, раз злой советник не заботится об этом,
особенно в мирное и спокойное время, военным делом пренебрегают и не
проверяют боеготовность войск. Все в доме будут только рады такому положению
вещей, никто не будет беспокоиться о достаточном количестве оружия и
припасов. Тогда никто, видя настроение дома, не будет думать о том, что их
предки были великими воинами. И если вдруг придет беда и застанет их
неподготовленными, все будут в смятении и панике, и никто не будет знать,
что делать. Наконец, когда господин всецело привязывается к развлечениям,
вину и праздности, он становится все более и более своенравным, пока его
здоровье не начнет ухудшаться. Все вассалы будут удручены и неискренни,
проводя день за днем без своего господина. В конце концов, из-за влияния
злого духа может что-то случиться и с самим господином.
Человек, который заправляет всем этим, мстительный враг своего
господина и злой гений его дома, будет проклят кланом, но даже если девять
или десять человек соберутся вместе и осудят его на справедливую смерть, уже
ничего нельзя будет поделать. Ведь в таком случае дело нельзя разрешить,
выпустив его наружу, ибо господин и его дом подвергнутся проверке, и тогда
последствия будут непредсказуемы и сегун может вынести свой вердикт. Во все
времена, если дайме не мог управлять делами и порядок вынуждены были
наводить власти, дом заканчивал свое существование. Как говорит пословица:
"Выпрямляя рог, убиваешь быка, убивая крыс, сжигаешь усыпальницу". Когда дом
господина рушится, вассалы обесчещены и теряют средства к жизни. Поэтому,
самое лучшее - поймать этого разбойника в обличьи советника, злого духа
дома, и пронзить его мечом или отрубить голову, и тем самым положить конец
его злодеяниям. А самому следует совершить сэппуку. Тогда не будет ни
нарушения, ни тяжбы, ни приговора, а имя господина не будет запятнано, так
что клан будет в безопасности, а империя - в спокойствии. Поступающий так
является образцовым самураем, совершающим поступок, в сто раз лучший, чем
дзюнси, ибо он обладает тремя качествами: Верностью, Преданностью и
Доблестью, а его славное имя останется в памяти потомков.
< назад | к содержанию | вперед >
|