Юдзан Дайдодзи - Будосёсинсю
к содержанию
Литература и изящные искусства
Хотя для бусидо в первую очередь требуется сила и мощь, обладать только
ими - значит быть всего лишь грубым самураем. Поэтому самурай должен знать
грамоту и, если у него есть время, учиться стихосложению и чайной церемонии.
Если он не учится, он не сможет постичь причины вещей, как прошлых, так и
настоящих.
каким бы опытным и мудрым он ни был, он обязательно когда-нибудь
окажется в большом затруднении, если у него недостаточно знаний. Ибо,
понимая дела своей страны и чужих земель, учитывая принципы времени, места и
ранга, и следуя наилучшему, не совершишь больших ошибок в расчетах. Поэтому
я говорю, что самурай должен быть прилежным в учении. Но если он плохо
использует свои познания, становится самоуверенным и свысока смотрит на
неграмотных, если он поклоняется всему иностранному и думает, что ничего
хорошего, за исключением китайского, не существует, если он настолько
предвзят, что не понимает: что-то может в настоящее время и не подходить для
Японии, каким бы хорошим оно ни казалось, то я скажу: его знания далеки от
совершенства. Он должен учиться, помня об этом.
Стихосложение - это давний обычай нашей страны. Великие воины всех
времен писали стихи, и даже самый низший вассал пробовал время от времени
сочинять неуклюжие строки. Но тот, кто занимается только этим и пренебрегает
повседневными обязанностями, становится мягким душой и телом, теряет все
свои боевые качества и выглядит как придворный самурай. Особенно, если
увлекаться короткими стихами хайку, столь модными в наше время, то можно
легко стать бойким на разговоры, остроумным и щеголеватым даже среди
молчаливых и сдержанных товарищей. Хотя это может считаться милым в
обществе, особенно в наше время, но самураю следует этого избегать. Затем,
что касается чайной церемонии, то со времен сегунов Киото она была
развлечением военного сословия, и даже если ты не слишком любишь ее, тебя
могут пригласить участвовать в ней и быть гостем знатных людей, поэтому по
крайней мере следует знать, как правильно входить в чайную комнату, как
рассматривать ее убранство и следить за приготовлением чая,
как есть блюда и пить чай. Чтобы получить знание о чайной церемонии,
следует взять несколько уроков у Чайного Мастера. К тому же, в чайной
комнате хорошо наслаждаться отдыхом и спокойствием, ибо в ней нет
хвастовства и роскоши, поэтому даже в домах богатых людей и чиновников ты
найдешь простые соломенные хижины с опорами из дерева и стропилами из
бамбука, с простыми безыскусными решетчатыми окнами, бамбуковыми шторками,
калиткой и входом. Чашки и другая утварь также лишены изысканных орнаментов,
их формы чисты и сдержанны. Они полностью лишены испорченности повседневной
жизни. Я полагаю, что этот дух, если ему следовать, способствует постижению
Пути воина. Поэтому, очень неплохо подготовить для чайной церемонии
специальное место. Можно воспользоваться даже картинами нынешних художников,
простой чайной утварью и глиняным чайником - это недорого и соответствует
аскетическому стилю чайной церемонии. Но во всех вещах простое склонно
превращаться в сложное, и стремление к роскоши дает о себе знать. Так, если
видишь у кого-то чайник Асия, то становится стыдно за свой глиняный, и
вскоре начинаешь хотеть, чтобы вся утварь была дорогой. Затем
присматриваешься, где что подешевле, и становишься знатоком, так что можешь
купить хорошую вещь за малую цену. Затем, когда видишь в чьем-либо доме
красивую вещь, начинаешь выпрашивать ее у хозяина или предлагать обменять,
конечно, чтобы выгода осталась за тобой. Такое поведение не лучше поведения
простого лавочника или торговца и бесчестит Путь воина. Это большая ошибка,
и, чем практиковать такую чайную церемонию, лучше вообще ничего не знать о
ней и оставаться в неведении даже насчет того, как пить чай. Ибо
предпочтительнее показаться грубым, чем опорочить величие бусидо.
< назад | к содержанию
|