Брюс Ли - Дао Джит Кун До
к содержанию
БЕСФОРМЕННАЯ ФОРМА
• Я надеюсь, что специалисты боевых искусств больше ин-тересуются корнями боевых искусств, а не декоратив-ными ветвями, цветами и листьями. Бесполезно спорить, какой именно листок, сочетание ветвей или цветов вы предпочитаете; когда вы поймете корни, вы поймете и все растение, а значит сумеете поместить на свое мес-то ветви, листья, цветы и плоды.
• Пожалуйста, не предпочитайте мягкость твердости, удары
ногами — ударам руками, захваты — ударам, бой на длинной дистанции — ближнему бою. Отбросьте утверждение,
будто «это» лучше, чем «то». Одного мы должны остерегаться — фрагментарности, которая отнимает у нас ощущение всеобъемлемости жизни и заставляет терять об-
щность среди двойственности.
• В боевых искусствах есть проблема созревания. Это созревание
есть прогрессивная интеграция индивидуума с его бытием, сущностью. Такая интеграция возможна только
посредством настойчивого самоисследования и свободного
самовыражения, а не посредством копирующего повторения
навязанной модели движений.
• Есть стили, предпочитающие лишь прямые линии и наоборот,
есть стили, где в чести изогнутые линии и круги. И те и другие слишком привязаны к одному частному аспекту
боя. Это рабство. Джит Кюн До есть путь достижения
свободы, это работа познания. Искусство никогда не было декорацией или украшением. Метод выборов, хотя и точный, фиксирует своих приверженцев на определенной
модели. Реальный бой никогда не фиксирован и ме-
няется каждый момент. Работа по моделям — это, в основном,
практика сопротивления. Такая практика ведет к опутыванию правилами; понимание становится невозможным,
а ее последователи никогда не станут свободны.
• Манера боя зиждется на персональном выборе и предпочтениях.
Истина о способах ведения боя раскрывается момент за моментом, но только тогда, когда существует познание без осуждения, установления справедливости или любой другой формы идентификации.
• Джит Кюн До предпочитает бесформенность и не имеет стиля, так как хочет принимать в своем развитии любые формы и стили. В результате Джит Кюн До использует все пути и не связано ни с одним, а также использует все приемы и средства, которые служат достижению его конечной
цели. В этом искусстве эффективно все, что действительно
идет на пользу.
• Высшее развитие ведет к пустоте. Полуразвитие приводит
к орнаментализму.
• Нетрудно привести в порядок и отшлифовать несущественное
во внешней физической структуре; однако избавиться
или хотя бы уменьшить внутренние помехи — совсем
другое дело.
• Нельзя увидеть уличную драку во всей ее полноте, наблюдая
ее с точки зрения боксера, кунгфуиста, каратэка, борца, дзюдоиста и т. п. Это можно увидеть ясно лишь тогда, когда не мешает стиль. Тогда вы видите драку без «симпатии» и «антипатии», вы просто видите то, что вы видите — это целое, а не части.
• «То, что есть» существует только тогда, когда нет соперничества
и нет отделенности. Жить с «тем, что есть» — значит быть по-настоящему мирным.
• Схватка не является чем-то, что диктуется условностями
83
кунг-фу, каратэ или дзю-до. А поиск противоположности какой-либо системе означает вход в другие условности.
• Последователь Джит Кюн До выходит на бой, чтобы встретиться лицом к лицу с реальностью, а не с кристаллизовавшейся
формой. Его эффективное оружие — это оружие «бесформенной формы».
• Не иметь местопребывания означает, что главный источник
всего сущего находится за пределами человеческого понимания, за категориями времени и пространства. Так как такое положение определяет все способы взаимоотношений,
то оно называется «отсутствием местопребывания
», и его свойства применимы везде.
• Боец, который нигде не находится, уже не является самим собой. Он двигается, как автомат. Он сам отказался от влияний, идущих вне его каждодневного сознания, которые
есть не что иное, как влияния его собственного глубоко
спрятанного подсознания, чье присутствие он до этого
никогда не чувствовал.
• Экспрессию нельзя развить через форму, хотя форма есть часть экспрессии. Большее — экспрессия — не находится
в меньшем, но меньшее всегда находится внутри большего.
«Не иметь формы» не означает быть без формы. Наоборот, «неимение формы» происходит от обладания ею. «Отсутствие формы» — это высшая индивидуальная реализация экспрессии.
• «Отсутствие воспитания» в действительности не означает
отсутствия любого воспитания. То, что означает эта фраза, есть воспитание посредством «невоспитания». Практиковать воспитание через «воспитание» значит действовать
сознательно, следовательно, это будет практика самоутверждающей деятельности, а не воспитательной.
• Не отвергайте классический подход автоматически, без осмысления. Бойтесь превратить такой подход просто в
84
автоматическую реакцию. Так вы лишь создадите еще одну модель и попадетесь в новую ловушку.
• Физический предел ведет к одышке и напряжению и лишает
возможности действовать точно. Интеллектуальный предел ведет к идеализму, экзотике, уменьшает эффективность
действий и искажает действительное восприятие существующей реальности.
• Многие специалисты боевых искусств ищут «большего», «чего-то другого», не зная, что истина и путь к ней лежат в простых каждодневных движениях. Чаще всего именно здесь они ее и теряют, ведь если тут и есть какой-то секрет,
то он бывает упущен в процессе поисков.
< назад | к содержанию | вперед >
|