Брюс Ли - Дао Джит Кун До
к содержанию
ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ
• Скорость и чувство времени взаимно дополняют друг друга. Даже скоростной удар в движении к цели потеряет
почти всю свою эффективность, если он неправильно распределен во времени.
• Время реакции.
Время реакции — это время между стимулом и ответом.
• Более полное определение можно дать двумя путями:
1. Это время, которое проходит от момента выявления сигнала к действию до начала мышечного движения.
2. Это время от восприятия заданного раздражителя до окончания простого мышечного сокращения.
• Оба определения включают время, взятое для восприятия.
Если распознаваемое действие или объект простые, как, например, звук от выстрела или визуальный сигнал опущенным флагом, то возможность увеличения скорости
восприятия мала. Навыки подготовительных упражнений
можно улучшить так, что время ответа сократится. Направление внимания(при оценке обстановки) на движение
также может сократить время реакции.
141
Дополнительный фактор во втором определении называют
скоростью мышечного сокращения.
• Полная реакция состоит из трех элементов:
1. Время, необходимое указанному раздражителю, чтобы
достичь приемника сигнала(органов слуха, зрения, осязания и так далее).
2. Время, необходимое мозгу, чтобы направить импульс по нужному нерву к нужной мышце.
3. Время, необходимое мышце, чтобы прийти в действие после получения импульса.
• Время реакции увеличивается под влиянием следующих
факторов:
1. Нетренированность какой-то из систем организма.
2. Усталость.
3. Отсутствие сосредоточенности.
4. Эмоциональное расстройство (то есть гнев, страх и тому подобное).
• Время реакции противника увеличивается:
1. Сразу после завершения приема.
2. Когда его поле внимания расширено.
3. Во время вдоха.
4. Когда он переключает свое внимание на оценку окружающей
обстановки.
5. Когда его внимание или зрение направлены неверно.
6. Когда он физически или духовно выведен из состояния динамического равновесия.
• Разминка, физиологическое состояние, степень мотивации
— все влияет на время реакции.
• Время движения.
Время движения можно сравнить со временем выпада в фехтовании. Время выпада — это время, необходимое
142
бойцу для совершения простого движения. Это может быть одно движение рукой или шаг вперед.
• Время выполнения простого движения может изменяться в зависимости от скоростных качеств конкретного бойца.
• Выполнение неожиданной атаки или отведение удара как раз тогда, когда противник собирался его нанести, являются
примерами своевременных действий.
• Выполняемое вовремя действие нет необходимости делать
быстрым или судорожным. Движение, начинаемое
с расслабления, без видимых приготовлений, и проводимое
плавно, без колебаний, может быть настолько
неожиданным, что настигнет противника прежде, чем он заметит опасность.
• Заставьте противника терять время движения:
1. Сбивая его с ритма.
2. Сковывая и контролируя его (иммобилизация).
3. Вызывая у него преждевременную реакцию в первой половине вашей атаки.
4. Отводя его движение и нанося удар.
• Действие, даже технически совершенное, может быть напрасным
из-за упреждающих ударов противника. Поэтому
очень важно рассчитать атаку на такой момент, когда противник психологически или физически не в состоянии
будет избежать ее.
• Таким образом, расчет времени означает способность распознать
правильный момент и своевременно воспользоваться
предоставившейся возможностью для действия. Чувство времени можно анализировать через физический, физиологический и психологический аспекты.
# Удар можно наносить, когда противник готовится или планирует сделать движение.
143
# Можно сделать выпад, когда противник находится посередине
движения.
# Можно сделать выпад в процессе циклических колебательных
чередований напряжения.
# Можно нанести удар, когда противник рассеял внимание,
когда его концентрация ослабела.
• Этот подходящий момент можно либо схватить инстинктивно,
либо спровоцировать сознательно.
Хороший боец должен больше чувствовать, чем осознавать
свой шанс нанести удар.
• Упражнение на развитие чувства времени:
1. Практикуйте сохранение правильной дистанции.
2. Атакуйте тогда, когда противник меняет позицию или убирает конечности.
3. Применяйте удары с уклоном или простые атаки во время попытки противника войти в контакт. Отклоняющий
удар применяйте против прямого, полукругового
или кругового ударов.
• Ставьте своей целью быстрые и точные удары и не жертвуйте
скоростью ради силы. Сокрушительный удар ногой и мощный удар рукой зависят от двух вещей: а) правильной
системы рычагов; б) временного расчета. Временная раскладка — это интегральная часть системы рычагов, но не наоборот. Не нужно большой силы или веса, чтобы ударить сильно и поразить цель.
Правильный временной расчет ударов — вот секрет гарантированного поражения цели.
• Временной расчет ударов в боксе заключается в искусстве
поражения соперника встречным ударом, когда он идет вперед или спровоцирован идти вперед. Хороший боец держит противника в неведении, пока он не поверит полностью
в свои собственные способности.
144
• Рваный ритм.
Обычно двое противников с равными способностями могут
следовать движениям друг друга, и если нет существенной
разницы в скорости, они могут загнать друг друга в тупик. Движения атакующего и защищающегося находятся
почти в одном ритме. Они имеют последовательное соотношение, которое делает временной расчет каждого движения зависимым от предыдущего движения. Здесь также есть небольшое преимущество в инициативе для атаки, которую надо закончить быстрее противника, если мы хотим достичь успеха в следующем движении. Однако,
когда ритм порван, скорость уже не является первостепенным
элементом успеха атаки или контратаки бойца,
который порвал ритм. Если ритм был хорошо установлен,
существует тенденция продолжать последовательность
движений. Другими словами, находящийся в каждом
человеке стереотип толкает его продолжать одно и то же. Человек, который может порвать этот ритм легким колебанием
или неожиданным движением, может также выиграть атаку или контратаку всего лишь со средней скоростью:
его противник, продолжая как автомат работать в прежнем ритме, пропустит удар, прежде чем приспособится
к изменению. Поэтому удар, сделанный вне ритма,
обычно является хорошим ударом, так как он застает свою жертву раскрытой.
• Момент для атаки нужно научится чувствовать, относя эту проблему к психологической даже больше, чем проблему
боя, так как разрыв ритма упирается в факт, что х<ертва хоть на долю секунды продолжает последовательность
движений, которую вы внезапно прервали.
• Иногда расчет времени выполняется в отношении атак со многими угрожающими движениями (финтами). Если защищающийся
принимает этот ритм и пытается парировать
мнимые угрозы, тогда легким колебанием такой ритм
145
прерывается, тем самым открывая благоприятную возможность
провести окончательную атаку. В других случаях, когда противник находится где-то в середине своего движения
вперед или своего угрожающего движения, вы можете
порвать ритм, реагируя сначала так, как он ожидает, а затем неожиданно проводя контратаку, обманув его ожи-дания насчет того, что вы последуете его финту. Ваша контратака
должна пройти, так как он автоматически продолжает
свои угрозы и не может быстро перейти на парирование.
В общем, выбор момента здесь означает, что вы упреждаете атаку противника. Таким образом, расчет времени
сводится к вопросу получения некоторого преимущества
в виде малого временного отрезка прежде, чем противник
перестроится на отражение вашей атаки.
• Удар в полтора такта
Любая атака, выполненная в момент, когда движение противника
не было завершено, называется встречной. Когда
боец снизит ритм противника, он может затем «нарушить
спокойствие», ударив на полутакте. Этот метод разрыва
ритма выводит противника из духовного и физического
равновесия, необходимого для защиты.
• Каданс
Скорость, отрегулированная так, чтобы она совпадала со скоростью противника, называют кадансом. Это спе-цифический ритм, при котором обеспечивается успеш-ное выполнение движений.
• Правильно рассчитанный каданс позволяет спокойно кон-тролировать каждый удар. Такой контроль позволяет бойцу с большей легкостью выбирать движения нападе-ния и защиты, которые принесут ему успех.
• Помните: чтобы удар прошел, надо обойти защиту. Че-резмерная скорость может догнать парирующие движе-ния противника. Об атакующем говорят тогда, что он «сам себя парировал».
146
• В идеале боец должен найти способ навязать свой каданс противнику. Этого можно достигнуть, интенсивно меняя ритм своих собственных движений. Например, можно установить
определенный ритм своих финтов в композиции
атаки и удерживать его до тех пор, пока защищающийся
не последует этому примеру.
• Принимая часть скорости от противника, боец может вести
его. Другими словами, противник уже сам будет пытаться
догонять. Если у вас есть существенный запас скорости
в руке, можно использовать это преимущество. Это должно морально повлиять на противника, который, обнаружив
себя зависимым от вас в таком важном аспекте, как скорость, не может не потерять хотя бы часть веры в себя.
• Подготовка с помощью обманных атак и финтов, выполненная
в нормальном ритме, достигает своей цели. Она приучает противника совсем к другому ритму, а не к тому, который будет использоваться в атаке. Затем движения, составляющие окончательную атаку, внезапно ускоряются,
и, вероятнее всего, противник за ними не успеет.
• Очень эффективное изменение каданса — это замедление
вместо положенного по ритму ускорения окончательного
действия атаки или ответного удара. Это замедление ритма можно изобразить как удар, начатый и затем остановленный
на своем пути, и снова продолженный, когда противник покинет линию угрозы, за которую он потянулся
в надежде перехватить вашу руку.
• Скорость, набранная в подходящий момент, вместе с правильным
кадансом движений, ведут вперед по пути обеспечения
успеха задуманной атаки.
• Темп
Успех движения, защитного или нападающего, зависит от правильного выбора момента его выполнения. Мы дол-
147
жны застать врасплох противника, поймать миг его беспомощности
и нанести решающий удар.
• Тот маленький промежуток времени (один такт в кадансе),
который является наиболее подходящим для эффективного
действия, будем называть «темпом».
• С психологической точки зрения — момент удивления или замешательства, а с физической — момент беспомощности
является удобным моментом для атаки. В этом и есть суть концепции темпа — выбор точного момента психологической
и физической беспомощности противника.
• Существуют также темповые возможности, когда противник
делает сознательное движение, то есть когда он делает шаг вперед, делает приглашение, выходит в захват и так далее. В подобных случаях момент атаки
нужно выбирать до окончания движения, так как пока противник не окончит его, он не может применить
реверсирование.
• Каждое ваше действие на вершине искусства ведения боя представляет из себя темп. Но будьте осторожны, чтобы противник не ввел вас в заблуждение, открывая фальшивые
темповые возможности.
• Атакуйте, когда противник чем-то занят, когда он готовит свою атаку, продвигается вперед, отвлекается, меняет стойку
или направление движения. Для этого требуется непрерывная
концентрация и бдительность.
• Представьте себе концентрацию противника в виде графика
и атакуйте в моменты его спадов, являющихся моментами
нерешительности.
• Выбор времени есть первейший фактор для успеха атаки.
Развивайте чувство времени. Даже безошибочная техника
и молниеносная скорость не принесут успеха, если атака начата не вовремя.
148
• «Как делать» — важно, но для успеха необходимо еще знать, «зачем делать» и «когда делать».
• Мы должны постараться удивить противника и тут же поймать момент его беспомощности для выполнения
решающего удара.
• Встречный удар
Когда дистанция велика, противнику для атаки нужны определенные
приготовления. Поэтому атакуйте его во время
таких приготовлений к атаке.
• Встречный удар — это удар, наносимый одновременно с атакой противника. Этот удар предугадывает и перекрывает
окончательную линию атаки и идет по траектории, прерывающей удар противника возле его цели, либо выполняется
с дополнительной защитой. Для верного успеха
встречный удар должен быть точно рассчитан, как по времени, так и по месту нанесения.
• Встречный удар останавливает развитие атаки противника.
Он может быть прямой и непрямой. Его можно использовать,
когда противник шагает вперед для удара,
149
когда он занят финтами или находится между двумя движениями
сложной комбинации.
• Встречный удар выполняется:
1. На приготовления противника пойти вперед.
2. Чтобы остановить атаку, когда рука противника еще не выпрямлена.
3. Когда противник делает широкие ложные выпады, открываясь
при этом.
4. Против длинной, плохо направленной атаки.
5. Перед применением иммобилизации (использование прямого
или непрямого останавливающего удара).
6. Как первый ложный удар из позиции ожидания перед
реальной атакой.
• Встречный удар — отличное средство против соперника (особенно против его выдвинутых вперед или открытых частей тела), который атакует широко, не заботясь о прикрытии.
Или против того, кто подошел слишком близко.
• Правильная оценка времени и дистанции весьма существенна
для нанесения эффективного встречного удара. Выполняемый как прямой удар рукой или ногой, встречный
удар также может являться частью действий по отрыву
от противника или по сближению с ним. В ином варианте он делается во время нырка или уклона.
• Встречный удар требует также некоторых угловых поворотов
тела для перехвата руки противника.
• Часто встречный удар требует шага вперед, чтобы оказаться
за фокусом атаки противника. Рекомендуется податься
вперед, встречая атакующего.
• Встречный удар чаще всего полезен и успешен против атак, начинающихся с шага вперед, где запас времени для успеха больше, чем в атаках без такого шага.
Поэтому можно сказать, что встречный удар выбирают
в основном в случаях шаговых приготовлений противника к атаке.
• Следует постоянно тренировать себя для достижения готовности
сделать встречный удар на любой фазе движения
противника. Уверенное освоение встречного удара не только способствует успешному проведению своих ударов,
но и производит деморализующий эффект на сильного
и уверенного в себе противника. Тренируйте встречный
удар с большой скоростью и точностью и под разными
углами к мишени.
• Упреждающий удар
Неразумно атаковать, не овладев сначала темпом движений
противника и положением его рук. Таким образом, хороший боец использует все средства, находящиеся в его распоряжении, чтобы рассчитать и направить встречный удар, который сблокирует руку или ногу противника и даст возможность контролировать его.
• Атака второго намерения или упреждающий удар — это заранее запланированное движение, обычно используемое против бойца, у которого есть привычка постоянно наносить
встречные удары или который нападает во время вашей
атаки, то есть того, кто атакует, как только его противник
делает нападающее движение.
• Упреждающий удар — это ход, которым противника вынуждают
или провоцируют атаковать одновременно с нами, овладевая его защищающей рукой или отводя ее и проводя следующую атаку или ответный удар (парирующий
удар). Он заключается не столько в управлении встречным ударом, сколько в правильно рассчитанном времени парирования, которое отклоняет его. При этом приходится определять скорость реакций противника и разгадывать его каданс.
151
152
• Дистанцию надо рассчитать так, чтобы свести к миниму-му опасность пропустить удар, и в то же время самому достичь противника решающим или ответным ударом.
• Успех упреждающего удара во многом зависит от умения скрыть свои намерения и заставить противника сделать встречное движение так, чтобы у него не осталось воз-можностей что-либо изменить, когда его парируют перед ответным ударом.
• Встречным ударом противника можно управлять следующими
путями:
# Приглашением (как бы подставляясь под удар).
# Намеренно открытыми финтами.
# Ложными атаками с полувыпадом или просто показными
шагами вперед.
• Может оказаться полезным наносить ответный удар с про-тиводействием — парируя встречный удар противника или уходя от него с одновременной атакой (то есть используя
непрямую атаку из разных позиций).
• Следите за его ложными встречными ударами или тем, как он парирует ваш ответный удар с одновременным кон-трударом (он может вызвать вас на упреждающий удар, явно показывая свое намерение сделать встречный удар).
• Атаки и ответные удары, как бы хорошо они ни были задуманы,
в общем будут проваливаться до тех пор, пока не станут проводиться в подходящий момент(временной рас-счет) и с правильной скоростью(каданс). Простой пример
правильного выбора времени дает атака с уходом. Из нормальной стойки ожидания эту атаку можно парировать
боковым движением руки, ведь ей надо преодолевать расстояние всего в несколько дюймов, в то время как рука противника должна пройти несколько футов, чтобы достичь
цели. В этих условиях быстрейшая атака парирует-
ся плавным и медленным защитным движением. Это несоответствие
во времени еще больше усугубляется, если атака направлена в ту же самую сторону, куда уже движется
рука защищающегося.
• Очевидно, что атака должна быть рассчитана так, чтобы идти по направлению к той части мишени, откуда исходит
движение руки противника, то есть больше в открытую,
чем в закрытую линию. Это наилучший шанс преодолеть
неблагоприятное для такого случая положение как по времени, так и по расстоянию.
• Аналогично, отличный момент для атаки — это тот момент, когда противник сам готовит атаку.
Его мысли и движения рук тогда будут сконцентрированы
больше на атаке, чем на защите.
• Атака на приготовлении часто эффективна против соперника,
который аккуратно соблюдает дистанцию и которого
трудно достичь, так как он неуклонно выдерживает безопасное
расстояние, как бы вы ни выбирали момент для атаки. В этом случае нападать можно после того, как вы вовлекли его в приготовления для атаки, и он их начал, сделав короткий шаг назад.
• Атаку на приготовлении не надо путать с атакой во время
атаки. Первая проводится во время подготовки к началу атаки противника, в то время как атака во время
атаки является контрнападающим действием. •Требуется
очень точный выбор дистанции и временной рассчет, если атака во время подготовки должна опередить
атаку противника.
< назад | к содержанию | вперед >
|