Брюс Ли - Дао Джит Кун До
к содержанию
КОНТРАТАКА
• Контратака — это тонкое искусство, относительно безопасное для использующего ее и достаточно разрушительное
для противника.
Атака силой причиняет мало вреда, если противник двигается
в том же направлении, что и сила. Его движение вместе с движением, наносящим удар, гасит его мощь.
• У двух равных соперников преимущество будет за тем, кто контратакует, потому что тот, кто начинает, не может не раскрыть своих секретов раньше, чем тот, кто остается в позиции ожидания.
Любое действие автоматически делает приглашение к атаке или открывает зону для удара.
11 Зак. 455
321
• Вместо выполнения ложной атаки, изменения завязки боя, захвата руки в ловушку или других приемов можно использовать
приглашение, чтобы спровоцировать противника
на атаку. Затем можно будет парировать, блокировать
или уйти от его атаки и ответить контратакой. Если противник использует ту же тактику, то результатом будет
двойной удар, первый из которых делает приглаше-
322
ние, а второй удар идет в противника, когда тот пытается контратаковать. Приглашение может также выполняться путем специального открытия какой-то области во время пребывания в защите.
323
• Чтобы контратаковать, вы должны сначала уйти от удара,
а затем успеть поразить противника в тот момент, когда он, в результате промаха, находится в неустойчивом
положении. Вы должны действовать инстинктивно и мгновенно. Этого можно достичь только многократным
и упорным повторением.
Научившись контратаковать на инстинктивном уровне,
вы можете направить все свое внимание на более широкий план боя.
• В боксе, уходя от прямого переднего удара противника, первую часть контратаки можно делать тремя путями:
1. Заставить противника промахнуться, скользнув под него, нырнув или уклонившись в сторону.
2. Вы можете изменить направление ударов, уводя их в сторону, тем самым заставляя противника промахиваться
и терять силу.
3. Вы можете блокировать удар той частью вашего
тела, которая сможет противостоять этому удару. Помните, однако, что лишь немногие блоки рекомендуются в данном случае. Гораздо лучше для вас и утомительнее для противника, если он не может попасть в вас.
• Любого активного человека можно научить идти вперед с ударом и возвращаться своевременно и быстро, так как эти движения могут быть более или менее механическими,
и требуется лишь выбрать момент, когда запустить этот «механизм». С контратакой все по-другому: «лидер» выбирает время, а также ту часть своей защиты, которую он невольно открывает противнику. Боец, который контратакует,
находится в положении человека, начинающего
гонку по команде противника «марш».
• Предпочтительнее финтом заставить противника сделать удар, нежели ждать, когда он сделает это сам.
324
• Контратака — это защитное действие, наложенное на атаку
противника таким образом, что мы получаем выигрыш цикла «время — движение».
• Контратаки — это простые комбинации самых элементарных
защитных и атакующих движений.
325
# Уход от удара противника при помощи каких-либо защитных
средств.
# Проведение соответствующих контрударов.
Модели:
Удар
1. Тычок.
2. Тычок.
Контрудар
1. Уклон назад, контртычок.
2. Скольжение наружу, контртычок.
3. Передний хук или свинг. 4. Щелчок.
5. Задний хук или свинг.
б. Тычок.
7. Тычок.
3. Защита предплечьем с контртычком.
4. Уклон в сторону с ложным выпадом сторожевой руки и хуком в корпус ведущей.
5. Опережение противника быстрым щелчком.
6. Скольжение внутрь, удар с тыла в корпус.
7. Скольжение внутрь, левый перекрестный.
8. Передний свинг левой или 8. 0пережение противника левым
перекрестным.
9. Нырок под него, контрудар в пах или уклон влево с прямым
в корпус.
10. Защита ведущим предплечьем,
ответ левым тычком.
• Работая над контрударами, сначала отработайте технику выполнения, а затем подключайте скорость.
• После контратаки продолжайте атаковать противника, пока он не будет побежден или не перейдет к обороне.
хук. 9. 3адний перекрестный.
10. Задний перекрестный свинг.
326
• Контратака — это не защитное действие, а метод использования
нападения противника для успешного завершения
вашей собственной атаки. Контратака — это высшая форма нападения, требующая знания открытых мест, которые
появятся в результате данной атаки противника.
• Контратака требует величайшего искусства, самого совершенного планирования и очень тонкого выполнения
всех боевых приемов.
Она использует все приемы: блокирования, закрывания, парирования, скольжения, уклоны, раскачивания, нырки, оттягивания в сторону, финты, выведения и переносы веса тела. Она содержит все стадии захватов и ударов руками и ногами. Кроме мастерского владения приемами, контратака
требует точного расчета времени, безошибочной реакции и хладнокровной, рассчитанной позиции. Это означает тщательное обдумывание, уверенное использование
и полный контроль. Контратака — это высшее искусство
боя, искусство мастера.
• Существует множество контрударов, которые можно применить
на каждый удар. Но для каждого конкретного случая
существует единственный контрудар, наиболее эффективный
в данной ситуации. Действие должно быть мгновенным.
А там, где есть широкий выбор действий, мгновенное
действие затруднительно, если не невозможно, до тех пор, пока правильное действие не будет заранее обусловлено.
Обуславливание, вытекающее из полного знания,
становится краеугольным камнем контратаки.
• Обуславливание — это процесс, в котором определенные стимулы вызывают определенную реакцию. Повторяемые стимулы формируют модель действия в нервной
системе. Как только эта модель установлена, простое
присутствие нужных стимулов вызовет соответствующую
реакцию. Эта реакция будет мгновенной и почти
327
бессознательной, что необходимо для эффективных контрударов.
Обусловленная реакция должна быть результатом
интенсивной тренировки заготовленных моделей действий
в ответ на каждый удар.
• Такие действия должны отрабатываться часами, днями, неделями, всегда в ответ на определенный удар. В конечном
итоге сам удар автоматически вызовет соответствующий
контрудар.
• Бой всегда надо вести «головой», а не руками и ногами.
Во время реального боя нужно думать вовсе не о том, как бить самому, а о слабых местах противника и об открывающихся возможностях для атаки. Поединок
никогда не поднимется до уровня настоящего искусства,
пока исполнение приемов не станет автоматическим
и кора головного мозга будет освобождена для того, чтобы думать и сопоставлять, планировать и решать. Высшие нервные центры всегда должны удерживать
управление и действовать в тех случаях, когда это необходимо. Это подобно нажатию кнопки, чтобы запустить или остановить машину.
• В отношении контрударов следует понять три фактора:
1. Удар противника.
2. Метод избежания этого удара.
3. Сам контрудар или захват.
• 1. Удар противника важен потому, что он определяет
сторону тела, открытую для атаки. Удар правой руной
открывает правую сторону тела, в то время как прямой удар сторожевой рукой открывает почти всю верхнюю часть корпуса.
2. Чтобы избежать ударов, надо решить, будет ли контратака
выполняться одной или двумя руками. Блокирование,
закрывание, остановка, парирование оставляют
328
свободными одну руку, которой можно контратаковать. Такие маневры, как скольжения, отшагивания в сторону,
нырки, уклоны, раскачивания, финты, уходы и переносы
позволяют атаковать обеими руками.
3. Контрудар зависит от метода, выбранного противником
для защиты, а также от самого этого удара.
Первое: пусть противник начнет атаку и выйдет из сбалансированной стойки.
Второе: гармонично подстройтесь к нему и соберитесь в единый функциональный механизм.
Третье: сконцентрируйте всю свою мощь на атаку его слабого места.
• Контрудар правой ведущей рукой против правого прямого
удара противника.
После блокировки или остановки:
1. Перехватите удар противника левой рукой, отступая
вправо, затем нанесите быстрый прямой удар правой
ему в подбородок.
После парирования:
1. Парируйте наружу и бейте хук правой рукой в солнечное
сплетение.
2. Парируйте наружу и бейте хук правой в подбородок.
3. Парируйте наружу и покажите хук правой рукой в подбородок.
4. Парируйте внутрь и бейте прямой удар правой рукой в подбородок.
5. Парируйте внутрь и бейте хук правой рукой в солнечное
сплетение.
6. Парируйте внутрь и покажите хук правой рукой в солнечное сплетение.
329
После скольжения:
1. Скользните наружу и бейте хук правой в подбородок
2. Скользните наружу и бейте хук правой рукой в солнечное
сплетение.
3. Скользните наружу и направьте правый апперкот в солнечное сплетение.
4. Скользните наружу и направьте прямой удар правой рукой в подбородок.
После отшага в сторону;
1. Шагните наружу и бейте хук правой в подбородок.
2. Шагните наружу и бейте резкий правый апперкот в подбородок.
3. Шагните наружу и бейте хук правой рукой в солнечное
сплетение.
4. Шагните наружу и бейте прямой удар правой рукой в подбородок.
• Контрудар левой сторожевой рукой против переднего прямого правой противника.
После парирования:
1. Парируйте внутрь левой рукой, затем бейте левой в подбородок.
2. Парируйте накрест правой рукой внутрь и бейте прямой
левой в корпус.
После скольжения:
1. Скользните внутрь и бейте хук левой в корпус.
2. Скользните внутрь и бейте прямой левой в корпус.
3. Скользните внутрь и бейте прямой удар левой рукой в подбородок.
4. Скользните внутрь и бейте перекрестный левый хук в подбородок.
330
5. Скользните внутрь и нанесите прямой удар левой рукой
в солнечное сплетение.
После отшага в сторону:
1. Шагните наружу и бейте левый перекрестный удар в подбородок.
2. Шагните наружу и бейте левой в корпус.
3. Шагните внутрь и бейте апперкот левой рукой в подбородок.
4. Шагните внутрь и покажите хук левой в подбородок.
5. Шагните внутрь и бейте апперкот левой рукой в солнечное
сплетение.
• Контрудар правой ведущей рукой против заднего прямого
удара противника левой рукой.
После парирования:
1. Перекрестное парирование левой рукой внутрь и хук правой в подбородок.
2. Перекрестное парирование левой рукой внутрь и хук правой в живот.
После скольжения:
1. Скользните внутрь и бейте хук правой рукой в солнечное
сплетение.
2. Скользните внутрь и бейте хук правой в подбородок.
3. Скользните внутрь и бейте накрест правой в подбородок
или в корпус.
После отшага в сторону:
1. Шагните внутрь и бейте прямой правой в подбородок.
• Контрудар левой сторожевой против заднего прямого удара левой.
После парирования:
1. Парируйте правой внутрь и ударьте левым прямым в
331
подбородок или в корпус.
2. Парируйте правой внутрь и бейте хук левой в подбородок
или в корпус.
3. Парируйте правой внутрь и бейте левый апперкот в солнечное сплетение или в подбородок.
4. Парируйте правой наружу и бейте левый хук в солнечное
сплетение или в подбородок.
5. Парируйте правой наружу и бейте левый апперкот в подбородок или в солнечное сплетение.
После скольжения:
1. Скольжение наружу и хук левой рукой в подбородок или в корпус.
2. Скольжение наружу и апперкот левой рукой в подбородок
или в корпус.
3. Скольжение наружу и прямой левой в лицо или корпус.
4. Скольжение внутрь и хук снизу в солнечное сплетение.
После отшага в сторону:
1. Шагните наружу и бейте хук левой рукой в подбородок
или корпус.
2. Шагните наружу и бейте апперкот левой рукой в солнечное
сплетение.
• Парирование внутрь и тычок правой рукой — это прямой
резкий удар, рассчитанный так, чтобы воспользоваться
открытой левой стороной противника после выполнения
им удара. Это базовый контрудар, сознательно
или бессознательно используемый каждым бойцом Его применяют в тех случаях, когда необходимо избежать
удара противника и одновременно ошеломить и «ужалить» его. Используют его также для создания открытых
мест для других контрударов. Лучше всего применять
его против медленных и длинных ударов.
332
• Парирование наружу и тычок правой — это удар, применяемый
после того, как удар противника скользнул над вашим правым плечом.
Это безопасный путь для того, чтобы ускользнуть от прямого
правой, и в то же время самому достать противника.
Его лучше использовать против длиннорукого противника,
так как этот прием добавляет длину вашей правой
руке. Чем дальше противник зашагивает внутрь со своим прямым ударом, тем более сильный контрудар он получит. Его следует использовать в комбинации с тычками
из внутренней позиции.
• Парирование внутрь и хук правой в корпус — это ошеломляющий,
болезненный удар, используемый, чтобы замедлить
противника. Его довольно опасно выполнять, так как он держит тело в пределах досягаемости левой руки противника. Как только ваша правая рука и плечо опустятся, правая сторона тела становится для него мишенью.
Поэтому прием следует использовать внезапно. Успех его полностью будет зависеть от скорости и степени
заблуждения противника.
• Парирование наружу и правый хук используют, чтобы опустить
сторожевую руку противника, замедлить его движения
и создать открытые места для ударов левой рукой. Это легко, безопасно и эффективно. Прием часто заканчивается
скорее апперкотом, чем хуком.
• Блок внутрь и хук влево — сначала выполняется блок, затем удар. Его следует применять против медленных ударов
или против бойца, который держит правую ведущую руку слишком далеко от плеча. Это мощный удар, требующий
большего опыта и точного расчета, чем другие контрудары.
Он требует блокирования правого переднего удара
изнутри, затем переноса веса тела на другую ногу и завершения хуком левой рукой в подбородок. Его не реко-
333
мендуется использовать, пока в обороне противника не появится открытое для атаки место.
• Левый перекрестный — это удар, о котором много говорят
в западном боксе, и контрудар, наиболее часто применяемый
боксерами. Правильно проведенный, он содержит сокрушительную силу. Это просто левый хук в челюсть, идущий накрест над прямым правым противника. Удар противника скользит над вашим левым плечом, а ваша левая рука затем делает хук снаружи накрест в подбородок.
Это легко выполняемый завершающий удар.
• Боковой левый по ребрам — это обманный удар, использующий
открытые места противника, получающиеся в результате любых ударов правой ведущей рукой. Закрыться
от него трудно. Это удар левой, направленный под правую руку противника во время нанесения им удара.
Он используется, чтобы замедлить противника или «укоротить ему руку».
• Чтобы свести к минимуму опасность контрудара:
1. Финтуйте, чтобы нарушить ритм противника, заставить
его прервать атаку, потерять период времени
движения.
2. Изменяйте положение тела во время атаки, скользя влево и вправо, внезапно меняя уровни (нырки), делая волнообразные раскачивания в стороны.
3. Постоянно используйте как можно большее количество
разнообразных атак и защит.
< назад | к содержанию | вперед >
|