WIDTH=1000>


НА ГЛАВНУЮ | БАЗОВЫЙ КУРС САМООБОРОНЫ | БИБЛИОТЕКА | ВИДЕО | STREET-WORKOUT | ЗДОРОВЬЕ

 

 

Брюс Ли - Дао Джит Кун До

к содержанию

 

ТАКТИКА

 

• Тактика — это мозговая работа в бою. Она основана на наблюдении и анализе противника и на выборе действий против него. Тактика состоит из трех частей: предварительного анализа, подготовки и выполнения. Предварительный анализ. Его цель — заложить фундамент боя путем тщательного исследования привычек, сильных и слабых сторон противника. Боец должен знать, агрессивен ли противник или предпочитает защищаться, любит ли он действовать вовремя, какие предпочитает атаки и парирования. Наблюдайте его поближе, даже если вы знаете его, ведь состояние бойца, как физическое, так и духовное, меняется день ото дня. Владеющий тактикой боец должен сокращать и удлинять дистанцию и пользоваться ложными атаками, которые должны быть настолько убедительны, чтобы могли заставить противника раскрыть качество и скорость своих реакций. Подготовка. Именно во время подготовки действия каждый боец ищет промахи противника и пытается его перехитрить. Вариантов бесчисленное множество, но на нескольких примерах можно остановиться. Например, 341 боец, который планирует выиграть в атаке, должен взять инициативу в свои руки и контролировать ход поединка. Он должен пытаться ввести в заблуждение противника, делая ложные, а затем реальные атаки в другую или в ту же самую область. Линии и позиции надо менять, чтобы не дать противнику свободного момента для захвата инициативы. Подготовка атаки должна быть осторожной, и боец должен быть всегда готов парировать, если противник попытается сделать встречный удар или контратаку. Выполнение. Реальная атака должна быть хорошо подготовлена и выполняться быстро, без разрывов и колебаний. Это должно быть сознательное, рассчитанное, определенное и решительное движение. Внезапность очень важна. Боец должен верить в успех своего начинания. Если противник хочет взять инициативу, боец должен обескуражить его постоянной угрозой контратаки — короткими тычками или ударами, нападением на сторожевую руку или другими средствами, нарушающими его концентрацию. • Если физические качества бойцов равны, интеллектуальное превосходство помогает одержать победу. Между интеллектуальными бойцами механические навыки и знание техники могут стать решающими. • Боец должен достичь определенного стандарта технической подготовки, прежде чем он сможет успешно применять тактику. Когда приемы будут выполняться автоматически, только тогда ум сможет концентрироваться на раскрытии реакций противника, предвидении его намерений и выборе стратегии и тактики, требуемой для победы. • Ключ к тактике боя лежит в извлечении преимуществ из слабостей противника. 342 • Тактическая игра требует холодного рассудка, умения предвидеть события и приспосабливаться к ним, способности рисковать, думать и просчитывать действия хотя бы на одно движение вперед. Все это должно сочетаться с мужеством, контролируемой реакцией мышц и тканей. Все это даст бойцу способность выполнять простые или сложные движения так, как того требует ситу- ация в данный момент. • Уже говорилось, что мысли и действия бойца должны быть подобны вспышке молнии. Во взаимодействии ума и тела заключен секрет успеха в бою. Механическое 343 совершенство без способности думать бесполезно в бою точно так же, как самый тонкий анализ игры противника бесполезен и не приносит успеха до тех пор, пока боевой удар не будет отшлифован, поставлен и применен должным образом. • Будете ли вы атаковать противника, когда он подготовлен, устойчив, работает в хорошо управляемом грамотном ритме? Будете ли вы встречать лбом разъяренного, рвущегося вперед противника? Конечно, нет! Хороший мастер сначала установит необходимую дистанцию соответствующей работой ног и затем навяжет противнику свой ритм финтами, ложными атаками и экономными, легкими ударами. • Всегда нужно применять тактику, противоположную той, которую применяет противник (боксируйте с борцом, боритесь с боксером). Очевидно, что будет неумно постоянно атаковать бойца, который уходит в глухую защиту. Так же как того, кто быстро и мощно атакует; не следует атаковать без передышки. Контрзадержка во времени должна быть ответом на останавливающий удар, а останавливающие удары должны быть ответом бойцу, который использует много финтов. • Боец с длинной дистанцией досягаемости, или тот, кто постоянно делает повторные атаки или атакует с шагом вперед, обычно требует широкого маневрирования. Было бы ошибкой всегда отступать с шагом назад на атаку или подготовку к ней, так как это поможет такому противнику получить пространство, нужное ему для маневрирования. Такой противник, вероятно, придет в замешательство, если расстояние сократится с шагом вперед навстречу его атаке. • Низкорослый человек старается компенсировать свою малую дистанцию досягаемости путем атак на руку про- 344 тивника, атак на выдвинутые вперед части тела или вхождением в ближний бой, если он сильнее. • Играйте в своем собственном кадансе, вводите противника в заблуждение, а затем внезапно взрывайтесь скоростными движениями. Основная тактика — вывести противника на шаг вперед и атаковать его, когда он шагает. • Боец не может использовать одни и те же движения против каждого противника. Хороший боец должен разнообразить свою игру простыми и сложными атаками и контратаками, изменением дистанции и так далее. • Против хладнокровного, спокойного противника финты должны быть длиннее, против нервного — короче. Со спокойным противником надо оставаться спокойным, нервный тип должен быть приведен в волнение (в то же время самому надо оставаться спокойным). Высокие противники обычно медлительнее, но их длинные конечности опасны, поэтому важно сохранять безопасное расстояние (пока не станет возможным принять внутренюю позицию). Бойцы без канонов и правил используют иногда неожиданные движения. Против таких бойцов надо держать дистанцию и парировать в последний момент. Неортодоксальные бойцы обычно применяют простые движения и почти всегда выполняют их в одном и том же темпе. Атаки они делают широкими движениями, давая шанс уклониться или сделать стоп-удар. Проигрыш такому противнику часто указывает на негибкость бойца и его неумение приспособить свой стиль к требованиям момента. • Против противника, который привычно атакует с подготовкой на руку, рассчитывя ее в совершенстве, полезен будет бой с отсутствием контакта и варьированием дистанции, с предпочтением применять выдвинутую руку или использовать позицию ожидания. Это позволит расстроить планы противника и существенно ограничит его игру. 345 • Хороший боец разнообразит свою тактику простыми и сложными атакми, изменениями дистанции, финтами, различными уловками и так далее. • Упорного противника, который хорошо прикрыт и всегда настороже, сохраняет дистанцию и избегает попыток делать подготовку, небезопасно атаковать прямо. Такие бойцы обычно делают точные стоп-удары и руками, и ногами. Очевидный ответ — вывести его на стоп-удар угрожающими финтами и завершить скрытой атакой, может быть, с захватом руки. • Перед атакой противника, который защищается, не входя в контакт, ложные атаки или хорошо показанные финты могут вызвать у него необходимую реакцию. Если это стоп-удар, можно продолжать контрударом, попытавшись захватить его руку. Если он реагирует с парированием, можно завершить комбинированной атакой или контрответом. С другой стороны, эффект может состоять в том, что противник станет более предприимчивым, когда проходящая атака будет сделана. • Ритм новичка, по-видимому, нерегулярный, трудноуловимый, придает длинным связкам опасность, так как он не следует тому, что ему навязывают. Зато он может легко поддаться панике и парировать при малейшей провокации. Эти парирования, слишком поспешные и лишенные контроля, часто принимают форму тычков, направленных куда попало. Они подходят для того, чтобы захватить руку атакующего. Вот почему есть причины быть осторожным и не атаковать новичка комбинированными движениями, а дожидаться возможности провести простой, быстрый, экономичный прием. • Совершенно ненамеренно новичок будет делать атаки в рваном ритме, который одурачит более опытного бойца, не ожидающего такого ритма. Таким образом, существенно важно сохранять тщательно подобранную дистанцию. 346 вариации которой, в конце концов, заставят новичка оказаться в зоне поражения. • Золотое правило JKD состоит в там, чтобы использовать сложные движения лишь в том случае, когда это действительно необходимо для достижения желаемого результата, и не более того. Начинайте с простых движений и прибегайте к комбинированным только тогда, когда иначе не можете добиться успеха. Поразить достойного противника сложной комбинацией — это нормально, это свидетельствует о блестящем владении техникой. Поразить того же противника простым движением — признак высочайшего мастерства. • Половина поединка уже выиграна, если боец знает, что делает противник. Если, несмотря на правильно выбранные движения, акция неудачна, причину следует искать в несовершенстве отработки приемов. • Повторяйте! Хороший боец знает все удары. • Если вы видите, что противник постоянно подмечает ваши привычки и слабости, то становится очевидным, что надо делать сознательные усилия разнообразить игру (включая использование притворных привычек и слабостей). • Правша против левши: Правый хук очень эффективен как защитный удар и как контрудар, применяемый сразу после короткого прыжка назад. Помните, что левшу, который эффективно использует свою правую руку наряду со своей естественно эффективной левой рукой, очень трудно побить. • Правша должен держать свою правую руку немного выше и либо бить левшу коротким левым, либо делать финт левой, сопровождаемый правым хуком. • Другой вариант — двигаться преимущественно вправо, используя для своей защиты в основном правую руку, а левую — для атак в голову или в корпус, причем пре-имущественно всетаки в корпус. • Скольжение наружу от вытянутой левой руки противника, стоящего в левой стойке, или наружу от его левого прямого и контрудар длинным левым хуком в корпус — это правильное решение. • Скольжение внутрь, чтобы войти в контакт с внешней линии, можно рекомендовать перед боковой атакой ногой по низкому уровню растянувшейся мишени. Уклонитесь от его последнего прямого во время вашего бокового удара ногой. Экономное начало должно свести на нет его контрудар ведущей ногой, особенно если ваши движения рассчитаны на перемещение веса его тела вперед. Наблюдайте, чтобы перемещение его веса не оказалось подготовкой к мощному фронтальному удару толчковой ногой. В этом случае вы должны поворачиваться вправо по кругу во время скольжения. Затем вы можете продолжить другим прямым ударом сразу же или в другой удобный момент. • Удар при вхождении в контакт с вашей линии можно использовать как подготовку для ложного удара ногой в голень (колено), немедленно используя полуторный ритм, чтобы закончить прямым ударом в лицо противника над его рукой. Используйте дополнительные меры предосторожности на случай его выхода из контакта с левым хуком или правым перекрестным. • Во время скольжений и ударов, при вхождении в контакт из внутренней линии, перед любой атакой левши опасайтесь его правой ноги и перекрестного удара. Можно минимизировать его удары с тыла путем экономичного начала в первые три дюйма вашего движения. Затем, двигаясь по кругу вправо, делайте подготовку атаки. • Парируйте и контрпарируйте его удары на ваш высокий внутренний уровень. 348 • Половина поединка уже выиграна, если боец знает, что делает противник. • Изучите скольжение левого тычка левши над вашим правым плечом одновременно с ударом вашего правого кулака в его открывающуюся подмышку. • Встречайте его на высокой внутренней линии и возвращайте на высокую или низкую внешнюю линию. Это вынудит его использовать слабые парирования — высокое внешнее парирование или еще более медленное круговое высокое парирование внутрь. Если атака идет в его внешнюю нижнюю линию, он будет применять низкое парирование, оставляя себя открытым по высокой линии. Это может оказаться очень эффективным, если ваша атака в нижнюю линию была финтом. • Поединок — это игра, основанная на расчете времени, тактике и блефе. Вот два наиболее эффективных средства из этого арсенала: 1. Простая атака из неподвижного положения. Она часто удивляет противника, особенно после серии ложных атак и финтов. Защищающийся подсознательно ожидает подготовки или более сложного движения и не реагирует вовремя на быстрое и неожиданное про-стое движение. 2. Изменение ритма или каданса, сделанное до или после атаки. Этим можно достичь того же удивления. Например, серия разумно замедленных финтов и медленных уходов и подходов может быть использована для того, чтобы «усыпить» противника. Последнее движение, которое внезапно извергается на высочайшей скорости, часто застает его врасплох. Опять-таки, несколько быстрых финтов, за которыми следует умышленно замедленное или оторванное по времени финальное движение, часто могут расстроить планы бдительного противника. • Некоторые бойцы имеют привычку резко отдергивать руку или ногу, когда в них направляют удар. Такие бойцы уязвимы при немедленном возобновлении атаки с помощью быстрого выпада. • Иногда ряд финтов по верхней линии может проложить путь для внезапного выхода на колено. • Подготовку на колено и захват в ловушку кисти или стопы с одновременным преграждением пути другой ноге противника часто применяют для уменьшения фактора «время-движение». Наоборот, атаки на подготовку в таких случаях являются особенно эффективными. • Атака с разрывом ритма, предусматривающая паузу перед совершением финального движения, может быть очень эффективной с точки зрения попытки введения противника в заблуждение относительно истинных намерений атакующего. • Один из путей определения скорости и характера реакции противника — выполнение простой атаки с большого расстояния, достаточного, однако, для того, чтобы противник был вынужден парировать. Подождите его ответа, отразите его и тщательно выберите мишень для контрпарирования. 350 • Наблюдайте за противником! Пока идет бой, никогда не упускайте его из вида. Чтобы боксировать успешно, вы должны видеть все, что происходит в поле боя. • Место, куда следует направить взгляд в бою на длинной дистанции — это глаза противника. Заметьте, куда смотрят животные, когда они дерутся. Находясь в ближнем бою, смотрите либо на ноги противника, либо на его по-ясницу. • Отнимите у противника инициативу и заставьте его защищаться. Держите его в неведении по отношению к тому, что вы собираетесь делать. Не давайте ему отдыха, если это возможно. Атакуйте под всеми углами. Делая тычок правой, делайте его двойным. Ищите слабые места противника. Выясните, что тревожит его больше всего. Концентрируйте свои атаки на изъянах его защиты и не давайте ему послаблений. Заставьте его сражаться в манере, в которой он чувствует себя хуже всего. • Все время двигайтесь, предотвращая его удары и заставляя промахиваться. Уходите от его выпадов в сторону или по кругу. Как только он теряет равновесие — атакуйте. Продолжайте наращивать преимущество. • Не делайте напрасных движений. Имейте четкую цель каждого действия — обмана, защиты, атаки, не показывайте противнику своих намерений. # Атакуйте уверенно. # Атакуйте точно. # Атакуйте быстро. • В ретроспективе все агрессивные действия руками, как бы они ни были сложны, основываются на одном из трех ключевых положений: удар или подготовка на переднюю руку или ногу противника, выход на атаку, простая прямая атака. 351 • Любые, даже самые элементарные действия в нападении или защите, выполненные по всем правилам воинского искусства и основанные на достаточно совершенной тактике и стратегии, при любых условиях ведения поединка могут быть использованы даже в самых сложных боевых ситуациях. • Дополнения к тренировкам Во время тренировок учитель должен убедительно объяснять тактическое применение каждого удара в атаке, защите и контратаке. В каждом случае он обращает внимание на то: КАК это делается. ПОЧЕМУ это делается. КОГДА это делается. • Если тренировки включают разнообразные ситуации, в которых могут быть использованы всевозможные удары и приемы, то вероятность того, что ученик будет удивлен неожиданными действиями противника, оказавшись в реальной боевой обстановке, достаточно мала. • Сражайтесь с разными противниками, и вы не будете закрепощены специфической тактикой и кадансом. • И еще: запомните, что успех сопутствует тому, кто научился правильно выбирать необходимые для применения в бою удары из всех тех ударов, которым его научили на тренировках. • Один из наиболее важных моментов — овладение комбинациями ударов (рук, ног, рук и ног, и так далее). Следующий момент—вы должны изучить стиль противника прежде, чем решить, при помощи какой комбинации сможете его победить.

 

< назад | к содержанию | вперед >