Анатолий Тарас - Телохранитель
к содержанию
5.10. Выявление слежки и уход от нее
Слежка - дело утомительное и отнюдь не простое. Хотя во вспомога-
тельных целях могут использоваться даже дети, обычно наружное наблюдение
осуществляют взрослые люди с неплохими физическими данными, то есть лет
20-50. Филеры не имеют никаких особых, бросающихся в глаза примет. Их
главная примета - неприметность. Время от времени они меняют одежду,
прически, очки, используют парики, накладные бороды или усы. Все эти
предметы могут находиться в сумке на плече, и замена может требовать
буквально нескольких секунд в темном подъезде. Обратите внимание: нижнюю
часть гардероба так запросто не заменишь, и она обычно остается прежней,
- брюки, туфли, юбки... Слежку редко ведут в одиночку, потому что велик
риск как потерять объект, так и примелькаться. Между собой следящие не-
заметно общаются с помощью переговорных устройств или мобильных телефо-
нов. Неприметность и внешнее спокойствие не означают невозмутимости. Фи-
лер подобен страстному охотнику, он возбужден, и это может сослужить ему
дурную службу Если при выходе из метро перед вами мелькнуло лицо, которое вы видели
полтора часа назад близ офиса вашего клиента, это вряд ли случайное сов-
падение, - скорее всего, свидетельство примитивно организованной слежки Филеры обычно избегают прямых взглядов и, встретившись все же глазами с
объектом, могут резко изменить направление движения. Однако квалифициро-
ванная слежка проводится достаточно многочисленной группой, чтобы никто
из ее участников не засветился дважды у вас на маршруте Филеры часто выдают себя, когда теряют визуальный контакт с объектом
слежки: при этом их поведение, - в отличие от обычных прохожих, - сразу
меняется. В минуты, когда вас с филером разделяет непрозрачное пре-
пятствие, он может поднести ко рту микрофон или "мобильник", чтобы пере-
дать вас коллеге. Потеряв вас из виду, филер занервничает, ускорит шаг и
даже побежит. Необычное поведение филеров используют для обнаружения
слежки. Маршрут для выявления слежки заранее подбирают с учетом мест,
где возможный филер обязательно потеряет визуальный контакт с объектом Проще всего, зайдя за угол, замереть на месте. Филер будет неприятно
удивлен, когда, отдуваясь и пыхтя, завернет за угол следом за вами и об-
наружит ваш спокойный, изучающий взгляд. Такой вариант плох тем, что
противник будет знать: вы выявили слежку. Подобные ловушки лучше проду-
мать заранее и сделать их более изощренными: вы должны получить возмож-
ность наблюдать за суетящимся филером в то время, когда он не видит вас Подумайте, что подойдет для этого лучше - окно подъезда, витрина заку-
сочной или густой куст. Обычно несложно заманить филера в проходной
двор, - хоть и на приличной дистанции (30-60 метров), но он проследует
за вами из опасения потерять Помните, что маршрут не должен насторожить противника своей необыч-
ностью: противник не должен заподозрить, что вы пытаетесь обнаружить
слежку. Другое требование к маршруту - его достаточная протяженность и
сложность. Специалисты рекомендуют затрачивать на выявление слежки
0,75-2 часа, при этом должны иметь место пересадки в общественном транс-
порте, смена направления движения, прогулки как по людным (здесь филер
держится на дистанции 3-5 метров), так и по пустынным улицам (филер по-
зади вас на дистанции 50-100 метров) Учтите, что непосредственно у вас на хвосте может висеть лишь один
филер, однако другой может находиться поблизости, - например, идти па-
раллельной улицей. Как вариант маршрута для обнаружения слежки можно
предложить объезд обувных или галантерейных магазинов. Противник может
находиться в соседнем вагоне метро, ехать за вашим троллейбусом на авто-
мобиле. Ваша задача - распылить преследователей и спровоцировать остав-
шихся на непривычные для нормальных людей поступки. Это проще сделать в
центре большого многолюдного города, где пробки затрудняют продвижение
автомобилей. Отделаться от филеров на автомашинах или мотоциклах поможет
и ваше с клиентом движение по улице с односторонним движением - против
движения, разумеется!
Не нужно резко оборачиваться и менять направление движения на проти-
воположное: филеры заподозрят, что вы почувствовали слежку, и станут ос-
торожнее. Вам еще труднее будет их выявить. Ведите себя так, чтобы усы-
пить их бдительность. Ваш вид должен быть безмятежным; при этом вы може-
те изображать бурную деятельность по покупке, например, обуви: примеряй-
те, советуйтесь с продавцом, просите отложить данную пару... В поисках
нужного отдела в универмаге вы попадете сперва, конечно, не в обувной
отдел и вынуждены будете развернуться, - вот теперь вам никто не мешает
рассмотреть людей, идущих вам навстречу!
Бросить обоснованный взгляд назад удобно перед преодолением пешеход-
ного перехода: вы ожидаете, пока проедут машины и в эти же секунды "за-
секаете" всех, кто идет за вами по тротуару. Аналогичный вариант - оста-
новиться на автобусной остановке и обернуться: где там этот автобус? Еще
вариант - вы снимаете трубку уличного таксофона и как бы между прочим
(рассеянно) обозреваете улицу позади себя. Особенно удобно, если таксо-
фон находится сразу за углом или во дворе, у подъезда многоэтажки. Воз-
можно, кто-то из прохожих под вашим взглядом резко отвернется или неожи-
данно завернет в магазин. Возможно, кто-то попадется вам спустя час сов-
сем в другой части города. Есть шанс обнаружить необычное поведение ок-
ружающих, используя витрины в качестве зеркал: подойдите к газетному ки-
оску, ресторану. По центральным улицам можно довольно долго двигаться
вдоль витрин, скользя по ним боковым зрением. Иногда может выручить
мост, на который поднимаются по маршевой лестнице: здесь никто не поме-
шает бросить взгляд вниз со своего марша. Изменить направление удастся,
прогуливаясь в сквере с асфальтовыми дорожками во все стороны. Оправдан-
ный взгляд назад люди бросают, входя куда-либо и придерживая дверь - ма-
газина, станции метро, подъезда. Места проверок лучше спланировать на
маршруте заранее, тогда ваши действия будут естественней, чем при лихо-
радочной импровизации Поднимайтесь в автобусы и трамваи через задний вход и оставайтесь на
задней площадке: если филер рискнет сесть в тот же транспорт, он окажет-
ся впереди вас (поднимется через переднюю дверь) или рядом, причем в
этом случае постарается встать за вашей спиной. В общественном транспор-
те можно вполне обоснованно (от нечего делать) рассматривать других пас-
сажиров, чем вы и воспользуетесь. Кто на остановках бросает быстрые
взгляды в вашу сторону, опасаясь, что вы внезапно покинете салон? Однако
филер может воспользоваться другим транспортом, обычно такси. Обратите
внимание, не "прилепилась" ли к автобусу легковушка, которой ничто, ка-
жется, не мешает ехать быстрее? Спускаясь на эскалаторе, вам следует
встать к клиенту лицом, на ступеньку ниже. Тогда все пассажиры, ставшие
на ленту позднее, окажутся перед вами, как на ладони. Кто в ожидании по-
езда то и дело захватывает вас боковым зрением, опасаясь, что вы вдруг
броситесь наверх, к выходу? Учтите, что в метро филеры садятся обычно в
соседний вагон и наблюдают за объектом оттуда, привлекая минимум внима-
ния. Необходимость связаться по радио с коллегами может выдать филера,
когда вы затеете пересадку на другую линию. Обращайте внимание на людей
позади вас с мобильными телефонами, радиостанциями, да и просто с ла-
донью возле рта, - там может быть зажат приемопередатчик Один в поле не воин. При серьезных опасениях расставьте в магазинах,
автомобилях и закусочных (в нескольких проверочных точках маршрута) сво-
их коллег, а затем опросите их, кто за вашей спиной показался им подоз-
рительным. Попросите жену клиента отмечать, какие автомобили отъезжают
от дома сразу после того, как вы с клиентом отправляетесь по делам. Не
начали ли сшиваться в прежде пустынном подъезде какие-то личности?
Если вам удалось обнаружить пешую слежку, незаметно сообщите об этом
шефу и попросите его повторять ваши маневры, направленные на отрыв. Уве-
дите шефа в многолюдное место и попытайтесь там затеряться; меняйте об-
щественный транспорт, покидая его в последний миг перед закрытием дверей
на остановке; свернув за угол, резко ускорьте шаги, сверните в подворот-
ню, воспользуйтесь черным ходом магазина, проходным подъездом; можете,
напротив, подкараулить следящего за углом и провоцировать его на скан-
дал Слежку за автомобилем проводят по меньшей мере двое в одной машине Этим редко занимаются бритоголовые амбалы, более эффективна для этой це-
ли женщина с ребенком. Однако на одной машине много не выследишь, и
обычно нужны хотя бы две, а лучше три. Иными словами, для первоклассного
наблюдения нужны немалые деньги. Тогда, меняясь, машины смогут вести
объект по городу, передавая друг другу, чтобы не примелькаться. Первок-
лассное наблюдение осуществляют 3-8 человек, включая хотя бы одну женщи-
ну, на нескольких машинах. Между собой они связывается по радио и коди-
рованными жестами. При использовании лишь двух машин обе идут позади
справа и слева от объекта и время от времени меняются местами. Если име-
ются 3-я и 4-я машины, они либо поджидают вас где-то на маршруте, чтобы
принять "эстафету" у коллег, либо следуют параллельными улицами и в лю-
бой миг готовы заменить 1-ю и 2-ю машины. На пустынных участках следящих
легко обнаружить, поэтому они обычно обгоняют объект, сворачивают в пе-
реулок и какое-то время выжидают. Если у вас тренированная на автомобили
и госномера память, вас этим трюком не проведешь. Для слежки могут ис-
пользоваться автофургоны, мотоциклы, а во дворах и многолюдных местах с
ограниченной скоростью движения и велосипеды. Подключают к наблюдению и
детей, которых увлекает такая "игра", особенно если за нее обещаны
деньги При наблюдении высокого уровня часто используют специальные радиосиг-
нализаторы, которые не дают потерять вашу машину в оживленном транспорт-
ном потоке. Это биперы, которые передают в эфир резкие гудки
"бип-бип-бип" и крепятся куда угодно, - обычно на задний бампер, часто с
помощью магнитика. "Дальнобойность" бипера - до 8 км, и даже в Москве
вам сложно будет потеряться из виду, имея такого электронного согляда-
тая. Не забудьте об этом, осматривая автомобиль клиента Для слежки используют самые обычные для данных улиц машины, причем
безо всяких бросающихся в глаза излишеств, - не совсем чистые, не совсем
новые, неяркой расцветки, не слишком большие, но и не слишком маленькие За рубежом часто используют взятые напрокат машины, но обычно не более
одного раза. Однако если машина расписана рекламой прокатного пункта,
вряд ли она участвует в слежке. Такие автомобили часто оборудованы би-
ноклями и приборами ночного видения (самый распространенный российский
ПНВ напоминает бинокль, надеваемый на голову). Примитивный ПНВ не обес-
печивает резкой видимости, как днем, но обнаруживает в кромешной тьме
силуэты и позволяет уверенно передвигаться без единого огонька. В маши-
нах слежения используются также раздельные выключатели передних и задних
осветительных приборов Имейте в виду, что где-то за углом водитель может попросту покинуть
машину, впустив за руль напарника. Поэтому важнее запоминать марки и
госномера автомобилей, чем их водителей Чтобы обнаружить слежку, неожиданно меняйте направление, рядность и
скорость движения и следите, как отреагировали на это окружающие. Свора-
чивайте к тротуару, за угол и останавливайтесь. Делайте это так, чтобы в
любую минуту иметь возможность возобновить движение, - имейте прост-
ранство для разворота и не глушите двигатель. Дело в том, что слежка мо-
жет осуществляться и с целью нападения. Так, похищение Альдо Моро обес-
печивали 12 человек на 5 автомашинах и одном мотоцикле. В темноте, если
противник не использует ПНВ, можете спрятаться, выключив наружное осве-
щение и убрав ногу с педали тормоза; скорее всего, противник проследует
мимо, и вы сможете уехать в противоположном направлении: Удобен прием
совершения бессмысленных маневров: разворот на 360°, съезд с автострады
и возвращение на нее и так далее. Если кто-то за вами следит, ему при-
дется повторить ваши уже и не такие бессмысленные действия. Другой спо-
соб выявления слежки: сделайте вид, что собираетесь остановиться на пре-
дупредительно мигающий зеленый свет, а когда зажжется желтый, проскочите
перекресток: в этом случае следящий выдаст себя с головой, промчавшись
за вами на красный свет Если вы уже не сомневаетесь, что противник висит на хвосте, будьте
готовы к дорожному инциденту. Увеличьте дистанцию от других машин. На
светофоре не вставайте вплотную за другими автомобилями, иначе при напа-
дении вы не сумеете ни развернуться, ни сбить противника резким маневром
вправо, ни уйти от него маневром влево Попытайтесь уйти от слежки с помощью неожиданных поворотов, перестра-
ивания из ряда в ряд, проезда на красный свет, хорошего знания проходных
дворов и лабиринта старой части города. Достаточно эффективен способ не-
ожиданного разворота, который совершают, не включая указатели поворота Не готовый к вашему развороту противник проедет дальше в потоке машин Другой вариант - ваш внезапный въезд под "кирпич", на улицу с односто-
ронним движением. При грубом нарушении правил появляется надежда, что
вас заметят сотрудники ГАИ; если вы их видите, можете демонстративно вы-
кинуть фортель, который приведет их в ярость. Когда они вас остановят,
сообщите о причине своего странного поведения. Если вы охраняете клиента
не в одиночку, при обнаружении слежки свяжитесь со штабом своей охранной
команды и вызовите машину с телохранителями В редких случаях противник предпочитает открытую слежку, - обычно
тогда, когда, как полагает противник, деваться вашему клиенту некуда Так оказывают психологическое давление. Выявление такой слежки не сос-
тавляет проблемы, однако уйти от нее трудно, ведь филерам не нужно скры-
ваться. Подобная наглость противника часто свидетельствует о скором на-
падении. Узнайте у клиента, осталась ли хоть минимальная возможность до-
говориться с противником. Напомните, что худой мир лучше доброй ссоры. < назад | к содержанию | вперед >
|