Анатолий Тарас - Телохранитель
к содержанию
Глава 6. Телохранитель за рулем 6.1. Автовождение и проблемы безопасности
В автомобиле резко возрастает угроза причинения непреднамеренного
вреда клиенту. Строительство автодорог не поспевает за численностью ма-
шин; чем больше на каждом квадратном километре несущихся во всех направ-
лениях автомобилей, тем выше вероятность их столкновения. В XX веке на
дорогах погибло вдесятеро больше людей, чем во всех войнах XIX века Большинство аварий совершается при нарушении правил одним из участников
движения, - иными словами, большинства этих трагедий могло не быть. Ни-
когда не нарушайте ПДД без особой нужды, но будьте готовы к тому, что
эти правила захочется нарушить другому участнику движения Всякий раз садитесь за руль с тем же чувством ответственности, что и
впервые: дорога не прощает небрежного к ней отношения. Пристегнитесь
ремнем безопасности и проследите, чтобы это сделал клиент; напомните,
что Тревор Рис-Джоунс, телохранитель принцессы Дианы, был единственным,
кто пристегнулся ремнем в злополучном "мерее" Доди аль-Файеда. Не выез-
жайте на неисправном автомобиле, не совершайте рискованных обгонов, не
превышайте скорость. Ведите машину так, чтобы клиент не вдавливал пятки
в пол от страха, что вы вовремя не затормозите, чтобы он чувствовал себя
в салоне так же уверенно, как в офисе или дома. И если уж вы смотрите
вперед, смотрите не себе под нос (на капот), а далеко, - так, чтобы ра-
ботало периферийное зрение. Если клиент любит прокатиться с ветерком, да
еще посоревноваться с другими автомобилями в скорости, убедите его, что
такое мальчишество страшнее террористов Обстановка позади и сбоку не менее важна, чем обстановка впереди Есть шанс, что вы заметите слежку, но гораздо больше шансов, что вы су-
меете предупредить столкновение. Сзади вас может нагонять машина с не-
исправными тормозами, ее водитель в отчаянии может давить на гудок:
оторвитесь от него, если возможно, или уступите ему дорогу. Не нужно ви-
деть только наглость в "просьбе" другого водителя пропустить его машину
вперед. Более странным должно показаться поведение водителя, который вас
догнал и снизил скорость, чтобы висеть у вас на хвосте Не пытайтесь проучить болвана, который обгоняет вас, а на него несет-
ся встречная машина. Притормозите, дайте болвану завершить обгон, то
есть уйти вправо перед вами. Это вовсе не дорожное рыцарство, а забота о
жизни клиента и своей собственной. Притормозите и в случае, если вы яв-
ляетесь той самой встречной машиной, а на вас несется болван, выполняю-
щий рискованный обгон: дайте ему завершить обгон, вы в этом заинтересо-
ваны нисколько не меньше. Вы полностью избежите ситуации обгона на ма-
гистрали с разделительным газоном или экраном; к сожалению, таких дорог
в СНГ пока немного Обратите внимание, не виляет ли соседняя машина на сухой трассе: воз-
можно, заклинило сорвавшейся тормозной колодкой одно из колес, либо во-
дитель плохо себя чувствует или просто пьян. Увеличьте дистанцию, отор-
витесь от такого автомобиля. На скользкой дороге вообще не позволяйте
приближаться к себе другим автомобилям: в любой миг они могут потерять
управление и снарядами полететь в вас Берегитесь автомобилей, из окон которых торчат какие-то предметы:
скорее всего, это не ствол дробовика, но даже обыкновенная доска на
большой скорости может доставить неприятности Главное - избежать лобового столкновения с чем бы то ни было. Лобовое
столкновение за городом обычно оборачивается тяжелыми травмами и челове-
ческими жертвами. В аварийной ситуации бейтесь до последнего: выкручи-
вайте руль, предотвращая лобовой удар. Если уж нельзя избежать столкно-
вения, лучше врезаться в куст, чем в столб. Лучше врезаться в дерево,
чем в бетонную опору. Лучше врезаться в попутную машину, чем в неподвиж-
ный объект Не отжимайте сцепление при экстренном торможении, - этот рефлекс вы-
рабатывают в автошколах, чтобы на экзамене реже глохли моторы. Когда вы
нажимаете на тормоз при включенной передаче, вы дополнительно тормозите
и двигателем. На тормоз лучше давить не непрерывно, а на мгновения от-
пуская педаль. Тормозящий эффект усилится, если вы успеете переключиться
на низшую передачу. Опытный водитель, притормаживая двигателем, даже ав-
томобиль с неисправными тормозами доведет до автомастерской или гаража Экстренное торможение не всегда является лучшим выходом в аварийной
ситуации. Часто оно приводит к блокировке колес и заносу. К менее опас-
ному заносу приводит и простое отжатие сцепления на скользкой дороге. На
такой дороге не переключайте передачи во время поворота. Если машину на-
чало заносить, не давите изо всех сил на тормоз, а сбросьте газ и ста-
райтесь удержаться на трассе. Помните, что машины с передними и задними
ведущими колесами по-разному реагируют на занос. Машина с задним приво-
дом более подвержена заносам, но легче их преодолевает, лучше слушается
руля при попытках выровнять ее. Переднеприводная машина более устойчива,
но если уж попадает в занос, выровнять ее не всегда возможно С подозрительностью относитесь ко всевозможным дорожным инцидентам:
они могут быть подстроены. Не задерживайтесь, чтобы поглазеть на аварию,
- лучше на ходу вызовите по мобильному телефону "скорую помощь" и мили-
цию. Убедите клиента никогда не "подбирать" любителей автостопа, даже
если это молодая блондинка. Объясните, что блондинка может служить при-
манкой террористам, которым необходимо остановить вас в месте засады,
или интим-партнером, которого подослал противник. Роль останавливающего
фактора могут играть старики, дети, женщины, с колясками, причем очень
сложно порой отличить действия обычных людей от спектакля по сценарию
противника... Никогда не останавливайтесь помочь застрявшим автолюбите-
лям: пускай им помогут те, кто в отличие от вас не отвечает за безопас-
ность других людей Внезапное торможение впереди идущего транспорта опасно в любом слу-
чае: оно легко может привести как к подстроенной, так и ко вполне обыч-
ной аварии. Никогда не "висите" на заднем бампере передней машины Вспомните о судьбе Альдо Моро и Ганса Шлайера: обоим этим деятелям перед
похищением перегородили дорогу автомобилями! Если легкая авария все-таки
произошла, не открывайте дверей, не опускайте стекол и не глушите двига-
тель: будьте готовы немедленно увезти клиента при первом же признаке
опасности, - вплоть до использования тарана. Если вы рассчитываете
отстреляться из стоящей машины, - это наихудший вариант. История подоб-
ных нападений свидетельствует, что телохранители редко успевали сделать
хотя бы один меткий выстрел и погибали. Не оставляйте машину, попав в
ловушку: на ней вы выберетесь скорее, чем без нее. Прорывайтесь до пос-
леднего, пока автомобиль движется: на простреленных шинах, с пробитым
радиатором, через бордюры и канавы, по газонам и огородам.. В целом вероятность нападения при движении в автомобиле невысока. Это
может быть обстрел из нагнавшей вас попутной машины, но скорее всего - с
мотоцикла или мопеда, которые сохраняют высокую маневренность даже в
плотном потоке транспорта. Без машины сопровождения, откуда будет нане-
сен удар в спину неприятеля, такую угрозу отвести непросто. Если вы
вдруг заметили оружие в руках мотоциклиста, попытайтесь резко вильнуть
влево, чтобы сбить его. Либо затормозите, или, наоборот, прижмите до по-
ла педаль акселератора, и меткая стрельба сразу станет проблематичной Более сложный, но часто необходимый маневр - отталкивание. Попытай-
тесь вытолкнуть с дороги автомобиль, представляющий угрозу вашему клиен-
ту. При этом ваш автомобиль должен сохранить направление движения. Пом-
ните, однако, что угроза должна быть очевидной, иначе вам придется потом
долго объяснять, зачем вы столкнули с дороги хороших людей в очень хоро-
шей машине. Обычно нападают, обгоняя слева: либо для того, чтобы открыть
стрельбу, либо для того, чтобы прижать вас к обочине и остановить Возьмите на заметку: отталкивание на скорости свыше 60 км/час смертельно
опасно! Кроме того, на высокой скорости у автомобиля, который вы попыта-
етесь столкнуть с дороги, будет очень высокая инерция: после удара вашей
машиной он не скатится с дороги, а лишь вильнет, уйдет вперед, развер-
нется и вернется к вам Ваше отталкивание будет наиболее эффективным при скорости не выше 40
км/час. При правильно проведенном маневре вы столкнете даже гораздо бо-
лее тяжелую машину, чем ваша. Итак, снизьте скорость, - противник непре-
менно сделает то же самое, он заинтересован в том, чтобы вас остановить Сократите дистанцию до борта вражеского автомобиля максимум до 60 см, а
лучше до 30 см. Дождитесь, когда заднее колесо противника минует ваш пе-
редний бампер и по легкой дуге направьте левый передний угол своей маши-
ны в уязвимое место противника, - у большинства автомобилей оно располо-
жено в самой легкой части, близ заднего бампера. При этом дайте полный
газ и не поддайтесь искушению затормозить, - недостаточной реши-
тельностью вы рискуете все испортить: инерции вашей машины может не хва-
тить на то, чтобы развернуть противника. Вполне может статься, что про-
тивник попросту испугается вашего выбора и резко прибавит ход, - иными
словами, можете попробовать для начала ложный маневр, не входя в кон-
такт. Если это не помогло, - вперед! Противник вынужден будет описать
перед вами дугу и либо съедет с трассы, либо окажется развернут в проти-
воположном направлении (рис. 7), а вы тем временем успеете уйти довольно
далеко. Если вы промажете и попадете, скажем, между передних и задних
колес, оттолкнуть противника с разворотом не удастся: в отношении таких
ударов автомобили гораздо устойчивее. Тогда повторите маневр отталкива-
ния, но не промахнитесь на этот раз Отталкивание могут применить и против вас. Не противодействуйте от-
талкиванию с помощью руля. Наоборот, вращайте руль в сторону, куда начал
поворачивать от удара ваш автомобиль: разворачивайтесь. Развернувшись на
180°, вы можете уехать в направлении, противоположном движению оттолк-
нувшего вас противника. Другой вариант - продолжите разворот до 360° и
пристройтесь позади противника. Не отрабатывайте отталкивание без опыт-
ного инструктора и защитного шлема Трассу перед вами может перекрыть вставший поперек автомобиль. Если
угроза из него очевидна, а объехать или развернуться вы уже не можете,
поступите сходным образом: притопите акселератор и направьте свою машину
в препятствие. Помните, что ваша цель не превратить препятствие в груду
металла или опрокинуть его, а "всего лишь" убрать со своего пути. Маневр
этот очень опасен, - это самый экстремальный способ прорваться через за-
саду. Нельзя применять таран против тяжелых грузовиков, автобусов, до-
рожной техники. Его нельзя производить при скорости свыше 40 км/час, -
это чревато тяжелыми травмами и даже гибелью. При скорости 20-40 км/час
вы рискуете вывести свою машину из строя и окажетесь лицом к лицу с
разъяренным тараном противником, - например, крыло, которым вы нанесете
удар, вдавится в колесо так, что оно потеряет способность вращаться Обязательно сбросьте скорость до 20 км/час к моменту, когда до пре-
пятствия останется примерно один корпус автомобиля. Вот теперь поддайте
газу, но не поддайтесь искушению затормозить. Не наносите лобовой удар:
бейте передним левым или правым углом своей машины, причем в наиболее
уязвимое место препятствия. Ваш удар должен развернуть препятствие, ос-
вободив вам путь, поэтому уязвимые места расположены по краям пре-
пятствия: это либо заднее крыло максимум в 45 см от заднего бампера, ли-
бо переднее крыло в 30 см от переднего. Лучше нанести удар в заднюю
часть, так как там расположен легкий багажник, а не тяжеленный моторный
отсек, и препятствие легче развернется. После тарана продолжайте движе-
ние с ускорением: уноситесь на предельной скорости в любом направлении,
- хоть по картофельному полю. Не изучайте искусство тарана в одиночку:
обзаведитесь опытным инструктором и защитным снаряжением, - по крайней
мере защитным шлемом!
От препятствия можно попытаться уехать. Если трасса слишком узка для
выполнения обычного U-образного разворота, немедленно включите задний
ход и выполните задний так называемый К-образный разворот (рис. 8). Дру-
гой вариант - передний К-образный разворот (рис. 9). Ничего сложного в
этих маневрах нет, и от вас требуется лишь одно: найти подходящее место
и отшлифовать их до автоматизма, чтобы не промедлить и никуда не вре-
заться в экстремальной ситуации Значительно более сложны развороты на 180°, которые применяют, когда
нет возможности объехать препятствие и нет времени на К и U-образные Никогда не пытайтесь исполнить разворот на 180° при скорости свыше 60
км/час. Вообще при выполнении такого разворота на высокой скорости вы
рискуете поломать ходовую часть автомобиля и испортить двигатель. В этом
случае не удастся воспользоваться плодами разворота, то есть уехать от
опасности. Неграмотно выполненный разворот на 180° часто завершается оп-
рокидыванием автомобиля. Проще выполнить этот маневр на скользкой или
мокрой поверхности Чрезвычайно важно синхронизировать торможение и быстрое вращение руля
так, чтобы зад машины развернулся на 180° к моменту, когда инерция дви-
жения вперед почти погашена. Тогда вы получаете возможность сразу возоб-
новить движение в обратном направлении. Развороты на 180° производятся
вперед и назад. Передний разворот (рис. 10) осуществляется с помощью
торможения, а при заднем развороте (рис. 11) лучше не притормаживать Успейте продумать заранее, какой способ разворота на 180° предпочтителен
в конкретной ситуации, - в зависимости от степени опасности, расположе-
ния людей, других автомобилей, столбов, деревьев, сооружений.. Умелый водитель порой предпочтет не таранить препятствие и не бежать
от него, а объехать, предварительно энергично притормозив. Помните, что
чрезмерное усилие на тормоз помешает колесам обогнуть препятствие. Опыт-
ный водитель резко нажмет на тормоз так, чтобы услышать характерный низ-
кий звук колес, которые еще вращаются, но уже слегка заблокированы и
немного скользят. Раскладка примерно такая: свыше 4/5 вращения и около 3
скольжения. После появления такого звука усилие на тормоз сократите так,
чтобы колеса полностью разблокировались и скользящая составляющая упала
до 0. И рывком поворачивайте руль - обычно на 30-40 см. Избежав столкно-
вения, также рывком верните руль в исходное положение Наиболее часты нападения при посадке и выходе из автомобиля. Заранее
осмотрите место, в котором клиент должен сесть в машину или покинуть ее Телохранителю-одиночке удается это делать далеко не всегда, да в ситуа-
ции невысокого риска это и необязательно. Поясните клиенту, что не нужно
задерживаться у машины, завершая беседу или осматривая достопримеча-
тельности. Усадите клиента и увозите, не медля. Подавайте машину как
можно ближе к крыльцу. На маршруте самыми опасными считают первые и пос-
ледние 50 метров: преступник может не знать вашего маршрута, но ему
обычно несложно подкараулить вас при приближении к дому или офису На автомобиль нападают тогда, когда хорошо изучили его маршрут. Раз-
работайте целый набор маршрутов и пользуйтесь ими бессистемно, - так,
чтобы команда неприятеля никогда не смогла предсказать, по каким именно
улицам вы повезете своего босса. Выбирайте преимущественно оживленные и
хорошо освещенные трассы, где нападение затруднено. Лучше ехать дольше
по хорошей дороге, чем срезать безлюдными темными переулками. Избегайте
объездов по узким улочкам. Будьте готовы в любой момент перестроиться
влево или вправо для поворота (разворота). Предпочитайте левый крайний
ряд: во-первых, по нему выше скорость движения, во-вторых, нападения в
большинстве случаев начинаются с водителя, в-третьих, из левого ряда вас
труднее прижать к правой обочине Куда бы клиент ни собирался, планируйте как минимум два маршрута: ос-
новной и резервный. Резервный маршрут должен проходить неподалеку от ос-
новного, чтобы можно было быстро им воспользоваться. По обоим маршрутам
вам следует проехать хотя бы однажды заранее, причем примерно в то же
время, в какое вы повезете клиента. В незнакомом городе, готовясь к
встрече клиента, можно обратиться за помощью в составлении маршрутов к
сотруднику ГАИ, - скорее всего, вам охотно помогут. (Учтите только, что
опираясь на ваши вопросы, можно "вычислить" вашего клиента.) Отметьте на
схеме маршрута все проблемные моменты: ремонтные работы, переезды, акве-
дуки, пробки (в какое время?), сложности шоссейных развязок, ориентиры
поворотов, расстояния до отделений милиции, воинских частей, больниц,
дежурной аптеки. Стремитесь свести к минимуму число остановок на маршру-
те, включая остановки на перекрестках, - там вы весьма уязвимы. Вручив
маршрут наемному водителю или коллеге по охранной команде, убедитесь,
что все ваши пометки поняты верно Разумно, чтобы один из телохранителей совмещал обязанности водителя и
постоянно находился при машине. Обычный водитель обучен вождению по пра-
вилам, не более. Телохранитель умеет за рулем несравненно больше. Не ис-
пользуйте машину для дополнительного левого заработка - даже с разреше-
ния клиента! "Случайный" пассажир может незаметно оставить радиожучок,
мину или напасть на вас. Никогда не позволяйте клиенту повышенного риска
самому отпирать, заводить и трогать с места машину, если она оставалась
без присмотра: это обязан делать телохранитель после тщательного осмот-
ра. На небольшой скорости проверьте действие тормозной системы и лишь
затем усадите клиента. Если шефу самому не терпится повертеть баранку,
предоставьте такую возможность после того, как убедитесь, что с машиной
все в порядке Стремитесь, чтобы в машине было как можно меньше постороннего шума,
включайте приемник или магнитофон только по просьбе клиента. Это поможет
вовремя услышать сигнал опасности, будь то стук в неисправном узле или
гудок лихача позади В машине обязательно должен быть мобильный телефон для вызова
экстренной помощи. Но вот впереди на дорогу выбегает боец и вскидывает
автомат, - тут телефон не поможет. Пригнитесь, надавите на газ и нап-
равьте машину на террориста. Если он не успеет отпрыгнуть и вы его
собьете, не стоит следовать правилам дорожного движения, предписывающим
в случае наезда на пешехода оказать первую помощь, вызвать "скорую" и
дожидаться на месте сотрудников ГАИ. Уноситесь прочь. Скорее всего, тер-
рорист был не один, и сейчас последуют очереди вам вдогонку. Чем быстрее
вы поедете, тем больше шансов спастись. Даже если в машине повреждения,
но она еще на ходу, - давите на газ. Живучесть многих автомобилей просто
поразительна, вспомните пылающий "мерседес", на котором спасся Шевард-
надзе!
Имейте в виду некоторые особенности управления машиной с автоматичес-
кой коробкой передач. Научитесь тормозить левой ногой. Научитесь вслепую
включать режимы движения D, заднего хода R и нейтрали N (от английских
слов drive, reverse, neutral). В различных моделях эти переключения име-
ют свои особенности, да и сами переключатели могут располагаться в раз-
ных местах, в том числе на рулевой колонке Телохранитель умеет водить автомобили разных марок, в том числе гру-
зовые. Вас обучили вождению в критических ситуациях: по бездорожью, по
лестницам, в условиях слежки и погони. Вы умеете прыгать на автомобиле с
использованием в качестве трамплина рельефа местности. Мы свято верим в
ваше умение мчаться на двух колесах, разворачивать машину на одном месте
(словно это танк) и даже продолжать движение после того, как машина нес-
колько раз перевалится через собственную крышу. Все это вы продемонстри-
руете при погоне. Но погони может ни разу не случиться за всю карьеру
телохранителя, зато в аварийные ситуации вам придется попадать многок-
ратно. Главное ваше водительское умение - обеспечить полную безопасность
клиента, когда вы за рулем. < назад | к содержанию | вперед >
|