Н.А. Макаров, Г.В. Антонов - Психологическая самоподготовка к рукопашному бою
к содержанию
УРОК № 8 Тема: тренировка представлений. Идеомоторная тренировка
Этот урок состоит из двух частей. Каждую из них необходимо усваивать отдельно.
Тренировка представлений
Настала пора научиться представлять мысленные образы, сопереживать их. Эти представления помогут испытать положительные эмоции. Идеомоторная тренировка даст возможность эффективнее отрабатывать боевые приемы.
Представления — разнообразные мысленные образы, которые будешь вызывать на экране мысленного взора.
В уроках № 5, 6 овладел искусством отключаться от посторонних мыслей и переживаний. Говоря иначе, научился нейтрализовывать отрицательные эмоции (-) до нулевого состояния (0). Теперь будешь давать положительный заряд (+) нервной системе, путем прочувствования положительных эмоций. От (-) к (+) через (0). Тренировка представлений является наиболее эффективным способом повышения психоэмоционального тонуса. Овладеть этим методом — очень важно для твоей специальности.
В жизни мы часто испытываем положительные эмоции, когда наш мозг получает соответствующую информацию. Например, радость общения с любимой, интересная и увлекательная телепередача, книга, удачная покупка, рыбалка и т.д. В состоянии аутогенной тренировки тоже можно испытать положительные эмоции. Для этого надо ввести в мозг приятную информацию. С этой целью представляют на ЭМВ приятную ситуацию и сопереживают ее. Естественно, что в этом случае мысль с внутренним голосом участвует в переживаемой ситуации. Мысленные образы редко носят яркий, сочный и четкий характер. Редко кто имеет дар такого «видения», которое само способно вызвать положительные переживания. Поэтому желательно использовать память на ситуацию и обстоятельства, в которых приходилось уже переживать положительные эмоции, повторяя их.
Урок считается усвоенным, если испытываешь чувство глубокого удовольствия и приятного сопереживания. Запретных тем для представлений нет. Представляй все, что угодно, только чтобы испытать положительные эмоции. Не исключено, что во время переживания появится легкая улыбка или выражение полного удовольствия. Наш мозг может не только представлять прошлое, но и воображать будущее. В этом случае приятное переживание основывается на «реализации» несбывшихся потребностей и мечты.
В период освоения урока целесообразно использовать внешнее воздействие на такие органы чувств, как слух и обоняние при помощи музыки и запахов. Их действие направлено на память и на эмоциональные центры. Приятная музыка и запах являются в данном случае катализатором памяти.
Музыка — отличный генератор эмоций. В уроке № 6 ты научился ощущать звуковое пронизывание. Теперь внимание концентрируешь на содержании музыки и ее ритма. Ритм вальса, например, действует успокаивающе. Марш, рок-музыка возбуждают, активизируют. Главный критерий в подборе музыки — ее способность вызывать приятные переживания. Наивысший эффект от музыкального прослушивания достигается в состоянии полного душевного и физического покоя. У каждого человека есть любимые мелодии, которые его приятно волнуют. Их и надо использовать в этом уроке. Громкость должна быть незначительной, нераздражающей. Очень желательно использовать стереоаппаратуру, которая обеспечивает эффект проникновения музыки. Продолжительность прослушивания — 5-10 минут.
Запахи тоже обладают выраженным эмоциональным действием. Доставить удовольствие, повысить настроение — главная цель запахов парфюмерных изделий. Своеобразна и индивидуальна память на запахи: что для одного приятно — для другого непереносимо. Невозможно поэтому рекомендовать применение конкретных запахов. Какие для тебя приятны и удобны в применении — те и используй. Нередко берут духи любимой женщины, которые легко вызывают приятные переживания.
Порядок урока следующий. Заранее поставь духи или магнитофон рядом, под рукой. После работы с ЭМВ включаешь магнитофон или подносишь духи к носу. Конечно, полному расслаблению наносишь некоторый ущерб, но впоследствии натренированная образная память поможет обходиться без музыки и запахов. Можно одновременно использовать музыку и запахи, если они тождественны по своей направленности. Вдыхание проводят 3-5 раз слегка углубленными вдохами. Если попытка не удалась, то через 2-3 минуты ее повторяют. Более частые повторения неэффективны.
Следует особо подчеркнуть, что недопустимо мелодии и духи применять часто. Утрачивается острота эмоционального восприятия и переживания. В начальный период овладевания методом такой тренировкой пользуйся 1-2 раза в неделю на протяжении 2-3 недель. В дальнейшем достаточно одного занятия в месяц. Длительность занятия от 5 до 10 минут.
Идеомоторная тренировка
Если мысленное представление (идео) реализуется в движении (моторика), то говорят об идеомоторной тренировке. Этим приемом часто пользуются спортсмены. Они стараются четко представить с закрытыми глазами то движение, которое предстоит выполнить. Тебе тоже необходимо хорошо владеть таким психотехническим приемом. Суть идеомоторной тренировки в том, чтобы прочувствовать в последовательности все мышечные ощущения предстоящего движения (приема). Это очень поможет в отработке технических приемов.
Чтобы идеомоторный акт давал максимальную отдачу, необходимо
1. Максимально точно представить зрительный образ предстоящего движения. Желательно научиться представлять его в замедленном темпе, как при замедленной киносъемке. Постепенно ускоряй представление, сохраняя точность в движении. Научись «видеть» не с точки зрения постороннего зрителя, а со своей стороны. Например, представляешь проведение приема на противнике, «видя» его перед собой, а не в профиль издалека. Такое видение соответствует реальному взаиморасположению в бою.
2. Ощутить последовательно группы мышц, участвующих в движении. Этим ощущением готовишь мышцы к работе в соответствующей последовательности. В данный момент допускается их легкое напряжение. Особо подчеркиваю: ощущать мышцы можно лишь в исходном положении для проведения приема.
Идеомоторный акт предшествует самому действию. Обычно проводят 3-4 акта, что вполне достаточно. Действие (прием) следует за актом непосредственно. В противном случае идеомоторная тренировка теряет смысл.
Начинать тренировать идеомоторные представления лучше в состоянии аутогенной тренировки, то есть в полном физическом и психическом покое. Когда овладеешь волевым и спокойным удержанием внимания в любой обстановке, отпадет необходимость предварительного состояния аутогенной тренировки.
Схема: уроки № 1-3, 5, 8, 4.
< назад | к содержанию | вперед >
|