Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки
к содержанию
3.4.6. Организация китайского ушу на Востоке и Западе
До начала ХХ века все стили и направления китайского ушу развивались
автономно, будучи связаны лишь общностью корней, традиций, способов передачи
или философской базы. Но проникновение в Китай иностранцев и поражение
восстания ихэтуаней (1898--1901), неизбежно вели к мысли о необходимости
создания специальной организации, которая занималась бы обучением ушу,
объединив вокруг себя все разнообразие стилей и направлений. Так, в июне
1909 года была создана первая в мире официальная ассоциация боевых искусств
-- Физкультурная академия чистых боевых искусств (цзинъу), впоследствии
переименованная в Ассоциацию цзинъу. В городах самого Китая и в
Юго-Восточной Азии стали возникать ее филиалы -- таким образом, изучение и
распространение ушу стало обретать в какой-то степени организованный
характер. Штаб-квартира ассоциации находилась в Шанхае, а ее основателем был
Хо Юаньцзя. Знак ассоциации символизировал единство воспитания трех начал --
физического, духовного и интеллектуального; он представлял собой щит с тремя
перекрещенными кольцами .
Для получения систематического образования в области ушу члены
ассоциации изучали три основных предмета в соответствии с направленностью
школы -- физическую культуру, морально-этическое воспитание и философию.
Общепринятая методика преподавания сочеталась с традиционными дисциплинами,
которые до этого становились достоянием лишь узкого круга учеников в школе
ушу. Это стало первым шагом к современному преподаванию ушу, ныне
повсеместно распространенному в Китае и обладающему четкой методической
базой и подробной программой обучения .
С 1937 года, когда Шанхай был оккупирован японцами, до конца 80-х годов
ассоциация официально не действовала, что не мешало мастерам неоднократно
собираться вместе для тренировок и обмена опытом. Ассоциации цзинъу тем
временем продолжали свою деятельность в Малайзии, Сингапуре, Гонконге,
Шри-Ланке, Индонезии, Японии. Они превратились из филиалов китайской в
самостоятельные ассоциации, занимающиеся распространением традиционных видов
боевых искусств, то есть цзинъу.
ХХ век знаменовал собой сближение Запада и Востока. Одним из проявлений
этого сближения стало создание ассоциаций традиционного ушу (цзинъу) в США,
Канаде, Великобритании, Швеции и, наконец, в России. Помимо традиционного
ушу на Западе стали распространяться и другие китайские боевые искусства.
Главным образом это происходило после второй мировой войны вследствие
всплеска интереса ко всему восточному не без влияния кино и телевидения, в
первую очередь, в США. Но это распространение касалось только внешней
стороны боевых искусств -- выхолащивался их духовный, эзотерический смысл,
сохранялись лишь комплексы приемов, что приводило к превращению боевых
искусств в разновидности рукопашного боя.
В качестве примера можно привести деятельность Ли Цзяньфаня, более
известного под именем Брюса Ли. В молодости он обучался в Гонконге стилю
юнчунь (винчунь), но даже не состоял в группе учеников, приближенных к
учителю. Приобретя в США славу киноактера, он попытался в одной из своих
книг описать сущность китайского ушу, но эта попытка закончилась полным
провалом, так как владение широким арсеналом приемов еще не является
гарантией понимания сущности ушу. Вместе с тем, созданная им собственная
система единоборств джиткундо, не отягощенная морально-философскими
изысками, представляет собой высокопрофессиональную систему рукопашного боя,
не имеющую ничего общего с традиционным пониманием ушу.
Многие западные стили ушу представляли собой причудливую смесь
различных систем единоборств, иногда связанных со школами медитации и
вследствие этого неправомерно причисляемых к последователям дзэн-буддизма.
Вне Китая возник ряд стилей, по названию напоминавших южно-китайские, но,
если и имевших что-либо общее с подлинными, то лишь часть технического
арсенала (например, хунгар -- аналог хунцзяцюань, чойлифут -- аналог
цайлифоцюань и т.д.).
Ни одно из западных исследований ушу 70-х годов не могло в полной мере
осветить мир китайских боевых искусств, так как это было невозможно без
обращения к духовно-философским корням ушу. Р. Хаберзетцер сделал попытку
классифицировать стили ушу, но не смог связать их с внутренней традицией. Д.
Гилби рассматривал ушу как продолжение каратэ, что соответствует истине с
точностью до наоборот. Таким образом, без серьезного изучения источников
какой-либо полный, всеобъемлющий исследовательский труд по ушу был
невозможен. Для этого также необходимо знание китайской философии и
эзотерической традиции. Пожалуй, впервые систематизировать знания по ушу
удалось отечественному автору -- А.А. Маслову. Однако до сих пор никто еще
не предпринимал попытку создания теории спортивно-боевых единоборств,
которая привела бы к единому знаменателю все знания о методиках подготовки и
техническом арсенале различных единоборств и выработала бы собственную
методику подготовки спортсменов высокого класса на базе разумного сочетания
техники и воспитания духа с использованием восточных методик.
Сегодня центром боевых искусств продолжает оставаться Китай. Помимо уже
упоминавшейся возрожденной Ассоциации цзинъу, существуют и другие
организации, распространяющие и пропагандирующие китайское ушу. В первую
очередь это ( Международная федерация шаолиньского ушу и цигун, а также
Международная академия шаолиньцюань, действующие на территории
континентального Китая. На Тайване работает Ассоциация национального
искусства (гошу). Еще в начале ХХ века ушу было объявлено национальным
искусством (гошу), а после образования в 1949 году КНР и попыток
коммунистического правительства поставить развитие ушу под свой контроль,
изъяв его духовную сущность и превратив в средство физического воспитания,
гоминьдановское правительство Тайваня способствовало созданию ассоциации,
которая сохраняет дух национального искусства.
По сути, сегодня все вышеупомянутые организации руководят процессом
изучения и систематизации китайского ушу, активно действуя и на
международном уровне. Несмотря на то, что объект исследования у них один и
существует достаточно широкое пересечение их деятельности, нельзя сказать,
что они полностью дублируют друг друга -- мир ушу слишком велик, чтобы его
смогла охватить какая-нибудь одна организация.
< назад | к содержанию | вперед >
|