Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки
к содержанию
3.5. Боевые искусства Японии - 3.5.1. Древнейшие воинские системы и единобрства
Самой древней национальной борьбой японцев является сумо. Она вся
пропитана духом синтоизма -- национальной религии Японии. Самая первая
схватка, по легенде, произошла между богом Такемикацухи и вождем восставшего
племени, который оказался побежденным. Первые достоверные сведения относятся
к 642 году н.э., когда по указанию императора при дворе состоялся праздник в
честь корейского посла. В программу праздника были включены соревнования по
сумо между воинами дворцовой стражи и корейскими охранниками посла.
Ежегодные состязания по сумо при дворе приурочивали к Танабата, празднику
окончания уборки урожая риса. Но задолго до начала дворцовых турниров
подобные борцовские состязания проходили среди крестьян и назывались
"сумай". Возможно, изначально это были ритуальные поединки, посвященные
божеству, приносящему урожай.
Придворные турниры проходили не на помосте, а на ровной песчаной
площадке, какие-либо правила или ограничения отсутствовали, разрешалось
использовать удары руками и ногами в любую часть тела. По окончании каждой
схватки судьи, которыми были знатные военачальники, громогласно объявляли
победителя. Если же они не могли прийти к единому мнению, то в качестве
верховного арбитра приглашался император -- прямой потомок синтоистских
божеств, выражавший их волю.
Последний турнир ритуального придворного сумо состоялся в 1174 году,
накануне кровопролитной войны между кланами Тайра и Минамото, впоследствии
завершившейся установлением первого в истории Японии сегуната -- власти
военачальников из победившего клана Минамото. Император и дворцовая
аристократия потеряли реальную власть.
В период сегуната началось размежевание сумо на ритуально-спортивное и
боевое. Боевое сумо вскоре трансформировалось в борьбу в доспехах на поле
боя, являвшуюся хорошей проверкой воинского мастерства самураев. Турниры
проводились при дворах дайме (удельных князей) или в военных лагерях. Новые
виды борьбы получили названия ерои куми-ути и когусоку-но мавари.
Ритуальное сумо продолжало жить в народной среде, но турниры
устраивались реже, чем прежде.
Установление сильной власти сегунов клана Токугава в начале XVII века
дало новый толчок развитию сумо. В это время окончательно оформились 72
канонических приема, закрепился ритуал проведения турниров,
усовершенствовались правила соревнований.
Борьба стала проходить на глиняном помосте высотой 61 сантиметр в круге
диаметром 4,6 м. Победителем в схватке объявлялся тот, кто выталкивал
противника за пределы круга или заставлял его коснуться пола любой частью
тела. Удары, пинки ногами, атаки в горло и пах были запрещены. Все эти
правила сохранились до наших дней практически в неизменном виде.
Отсутствие весовых категорий приводит к тому, что преимуществом
обладают борцы с большей массой. В начале XVII века был введен титул
абсолютного чемпиона -- екодзуна. Для этого борец должен был не менее двух
раз побеждать на крупных турнирах, добившись звания чемпиона (одзэки). Кроме
того, нужно было зарекомендовать себя с наилучшей стороны в глазах судей и
других борцов. Ёкодзуна не теряет своего титула, даже потерпев несколько
поражений, но после этого он должен уйти в отставку "по собственному
желанию". За триста лет титула екодзуна удостоились менее чем пятьдесят
рикиси (борцов сумо).
В современном сумо сохранились многие древние ритуалы. Турниры
начинаются с ритуала тата сети, когда служители синто возносят молитву к
духу покровителю (ками) и благословляют площадку, разбрызгивая сакэ по полу
во всех ее углах и в центре. Перед каждой схваткой рикиси разбрасывают
пригоршнями соль с церемониальной целью очистить ринг и топают, высоко
задирая ноги, чтобы прогнать злых духов. Схватке предшествует
психологическая борьба -- сикири, когда бойцы сверлят друг друга взглядом,
пытаясь мысленно уничтожить противника. Раньше сикири не было ограниченно во
времени, и бывали случаи, когда один их участников поединка не выдерживал
взгляда соперника и сдавался без боя. Сама схватка длится от нескольких
секунд до несколько минут и проходит очень динамично.
К ранним самурайским искусствам относятся кю-дзюцу и кэн-дзюцу,
развивавшиеся с Х века. Решающее влияние на их формирование и развитие
оказал дзэн-буддизм. Лук в кю-дзюцу и меч в кэн-дзюцу постепенно
превращались в средство достижения высшей цели -- просветления, озарения --
сатори.
В Японии существовало более полутора тысяч школ кэн-дзюцу, изучавших
самурайское искусство владения мечом. Бойцы, как правило, становились в
исходную позицию и выжидали, когда противник откроется для нанесения удара,
после чего наносили решающий удар или серию ударов. Чем меньше было взмахов
мечом, тем выше ценилось искусство бойца -- не случайно высшим мастерством в
кэн-дзюцу считалось сразить противника одним ударом наповал. Допускалось
фехтование одной рукой или двумя мечами одновременно, но как правило, меч
было принято держать двумя руками. В каждой школе изучалось по 10--15 стоек
и ударов, но в целом существовало около трехсот стоек и несколько тысяч
приемов.
Новый импульс развития кэн-дзюцу получило в начале XVII века благодаря
искусству бродячего самурая Миямото Мусаси, который избрал дзэн-буддизм
духовной основой своей школы фехтования. Медитация была нацелена на
отработку предельно точных и четких росчерков лезвием самурайского меча, на
воспитание в бойце способности с быстротой молнии реагировать на любое
движение противника.
Меч является одной из священных реликвий синтоизма, поэтому при
японских храмах тоже существовали школы кэн-дзюцу, а монахи-воины сохэй
ничем не уступали профессиональным воинам в искусстве владения мечом и были
в своей стране даже более знамениты, чем шаолиньские усэны в Китае.
Многие века обучение кэн-дзюцу проходило с максимальным приближением к
реальным условиям, то есть на стальных мечах и, как правило, без доспехов.
Только в середине XVIII века в практику тренировок были введены защитные
приспособления для головы, рук и тела, копировавшие настоящие доспехи, а
стальной меч был заменен на синай -- плотно перевязанный в нескольких местах
пучок бамбуковых полос.
Синай до сих пор сохраняется в качестве основного учебного оружия, но в
кэн-дзюцу использовался также и боккэн -- деревянная копия самурайского меча
катаны, выполненная из твердых пород дерева. Миямото Мусаси одерживал
победы, выходя с боккэном против настоящего меча.
В эпоху Токугава кэн-дзюцу стало составной частью морально-этического
кодекса самурайской чести бусидо и рассматривалось как важнейший путь
духовного воспитания личности.
После реставрации Мэйдзи (1868 год) самураи лишились права на ношение
меча, и в течение нескольких десятков лет кэн-дзюцу находилось в упадке, но
в начале ХХ века возродилось под именем кэндо, став символом японской
традиции и средством воспитания самурайского духа. Именно по этой причине
оно было запрещено после второй мировой войны.
С 1952 года развивается спортивный вариант кэндо, техника которого
включает в себя стойки, удары, блоки и уходы, существуют формальные
упражнения (ката). В тестах на эффективность ударов используется настоящий
меч. Большинство ударов наносится из-за головы в полную силу и на
максимальной скорости. Главными поражаемыми поверхностями являются голова,
плечи и бока противника, запрещены толчки, удары ниже пояса и заходы за
спину. В кэндо сохранились различного рода дыхательные упражнения,
ритуальные действия и приемы, взятые из арсенала дзэн.
В XVII веке в Японии появилось еще одно искусство работы с мечом --
най-дзюцу, техника которого заключалась в мгновенном обнажении самурайского
меча (катаны) с последующим ударом. Его возникновение связывают с именем
самурая Хаясидзаки Дзиноскэ, который смог отомстить более опытному и
сильному убийце своего отца за счет того, что первым выхватил меч. Техника
най-дзюцу предполагала молниеносное обнажение меча из любого, в том числе
самого неудобного положения, так как в условиях реального поединка от этого
зависела жизнь бойца.
Во второй половине XIX века иай-дзюцу трансформировалось в иайдо. После
запрета самураям носить меч искусство владения им утратило свое прикладное
значение, и иайдо пошло по пути максимально точного следования канону и
ритуалу -- от траектории движения клинка до количества складок на одежде и
их формы. Найдо требует не только отличной физической подготовки, но и
высочайшей степени психической концентрации, воспитывая умение сосредоточить
свою психику и мобилизовать ее в нужное время.
В Х веке появилась первая школа искусства стрельбы из лука -- кю-дзюцу.
Ее основателем был Масацугу Дзэнсе. Во времена монгольского нашествия
появились две основные школы кю-дзюцу -- огасавара-рю и хики-рю. Именно
тогда, в XIV веке, в основу стрельбы были положены принципы дзэн-буддизма и
создана первая тренировочная школа. Процедура тренировки строилась таким
образом, чтобы воспитать духовную сторону личности воина, и эти методики не
изменились вплоть до нашего времени. Мастерство в стрельбе достигалось
длительной и упорной отработкой многих сотен приемов. Вместе с их освоением
человек выковывал в себе такие качества, как точность, усидчивость,
пунктуальность.
В XVII веке мастер Морикава Кодзан начал преобразовывать кю-дзюцу
(искусство лука и стрелы) в кюдо (путь лука и стрелы). Стрельба превратилась
не просто в технику поражения цели, а в путь к достижению просветления, в
образ жизни и мыслей. Для достижения самадхи (просветления) необходимо,
чтобы обе руки стрелка оказались прямым продолжением плеч. Такая поза
обеспечивает расслабление грудной мускулатуры, а разведенные плечи облегчают
дыхание. В процессе стрельбы сливаются воедино тело, лук, стрела и цель. На
вершине мастерства должно произойти внутреннее совершенствование человека, а
лук и стрела -- всего лишь подручные средства на пути к этой цели, выстрел
должен в конце концов быть отождествлен с отсутствием выстрела.
Одухотворенность натяжения тетивы выражается в том, что работают только
предплечья и кисти, а локти, плечи и другие части тела остаются
расслабленными. Точный выстрел должен быть произведен так, чтобы захватить
врасплох самого стрелка.
С XVIII века практика кюдо стала вытеснять практику кю-дзюцу. Понятие
"путь лука и стрелы" стало тождественным выражению "путь самурая" (бусидо).
Самураи придавали большое значение стрельбе из лука, так как ее роль в
феодальных войнах была не менее значима, чем роль кэндо.
Классический ритуал стрельбы из лука (дзярэй) сохранился в неизменном
виде со времен средневековья. Он включает в себя четыре этапа: приветствие,
подготовку к прицеливанию, прицеливание и пуск стрелы. Стрельба может
производиться из положения стоя или с колена, а также из седла скачущей
лошади (кюба-дзюцу). В момент пуска стрелы все физические и психические силы
стрелка сосредоточены на " великой цели" (дзансин), то есть на стремлении
уловить божественный дух, слиться с великой пустотой, но ни в коем случае не
на мишени или желании попасть в цель.
В период феодальных распрей X--XIV веков все удельные князья и
полководцы использовали шпионов, тайных лазутчиков, не всегда принадлежавших
к сословию самураев. Их нанимали для выведывания секретов противника и
диверсионно-террористической деятельности. Искусство шпионажа и разведки,
диверсий и саботажа обозначалось термином "синобу" (искусство тайных
шпионов, лазутчиков). Школы синобу возникали по всей стране, формируясь из
числа людей, оказавшихся вне общества: ронинов (самураев, не имевших
земельных пожалований), оставшихся без князей, бежавших от расправы
мятежников и преступников, бродячих монахов, отшельников, а также из жителей
уединенных горных селений. Именно в провинции Ига, полностью окруженной
горными хребтами, возникла наиболее крупная школа синобу -- ига-рю. Вторая
крупная школа -- кога-рю -- сложилась в уезде Кога в провинции Оми.
Большое влияние на школы синобу оказала культура Судзука, название
которой совпадает с названием горного хребта, проходящего через Ига и Кога.
Она базировалась на синкретическом религиозном учении сюгэндо ("путь
обретения сверхмогущества") и эзотерическом буддизме.
Основные кланы синобу провинции Ига вели свое происхождение от
дворцовой аристократии, в силу разных причин утратившей прежнее высокое
положение. Средневековая столица Японии Киото находилась в нескольких
десятках километров от Ига, поэтому с древнейших времен эта горная область
становилась прибежищем тех, кто по какой-то причине не ладил с властями.
Основная масса синоби -- это дзи-самураи, то есть мелкие феодалы, имевшие
свои поместья и не подчинявшиеся удельным князьям (дайме). Их дружины
воевали за сохранение и расширение своих владений. Используя средства и
методы тайной войны, синоби не только решали собственные задачи, но и
поставляли тайных агентов для крупных феодалов.
В начале ХХ века термин "синоби" уступает место термину "ниндзя", а
школы синобу получают название нин-дзюцу ("искусство быть невидимым"),
которое и стало общеупотребительным. В течение многих столетий сложилась
особая дисциплина ниндзя, главной целью которой являлось теоретическое
обоснование наилучших способов незаметного проникновения в ряды противника и
сокрушения его изнутри. Хранителями традиций ниндзя в самой Японии сегодня
являются около двадцати человек. Существуют две международные организации:
Бусинкан нин-дзюцу, основанная Хацуми Масааки-Ёсиаки и Гэнбукан нин-дзюцу,
основанная Танэмура Сето.
< назад | к содержанию | вперед >
|