Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки
к содержанию
3.5.2. Кобу-дзюцу и синбу-дзюцу. Бу-дзюцу и будо
В XII веке были систематизированы "18 искусств самурая", положившие
начало комплексу воинских искусств феодальной Японии. Среди них важнейшими
считались искусства меча, копья, лука и стрелы, верховой езды. К этому
времени уже были известны боевые искусства крестьян -- такие, как владение
шестом и ножом, полицейские искусства -- такие, как связывание или работа с
цепью. Совокупное количество старинных воинских искусств самураев, крестьян
и полиции насчитывало несколько десятков. Все они получили название
кобу-дзюцу (воинские искусства старой Японии) и хронологически относятся ко
времени существования трех сегунатов -- Минамото, Асикага и Токугава, то
есть к периоду с 1185 по 1867 год.
В рамках кобу-дзюцу развивались уже существовавшие в то время воинские
искусства и описанные в предыдущем разделе, но появились и новые, в
частности, искусство боя палками бо-дзюцу. Чаще всего использовалась палка
рокусяку-бо длиной около 180 см, но в Японии были популярны также хан-бо
(130 см) и тан-бо (60 см). В период феодальных войн самураи использовали и
другие модели, например тэцу-бо (железную палицу с разнообразными шипами)
или консай-бо (палку, окованную металлом).
В XVII веке мастер Мусо Гонноскэ заменил рокусяку-бо на более короткую
и легкую модель -- дубинку дзе длиной 120--125 см. В результате появилась
новая разновидность фехтования на палках -- дзе-дзюцу, и была основана школа
синдо-мусо-рю, прославившаяся своими 64-мя приемами боя.
На Окинаве в XV веке возник собственный комплекс боевых искусств, также
получивший название кобу-дзюцу. Несмотря на тождественность названий,
окинавское кобу-дзюцу отличалось от японского. В комплекс окинавских
искусств входило прежде всего владение традиционным (так называемым
"крестьянским") оружием. Основное развитие окинавское кобу-дзюцу получило в
XVII--XVIII веках, будучи тесно связанным с каратэ и испытав на себе
китайское влияние .
К оружию окинавского кобу-дзюцу относятся нунтяку (короткий цеп для
молотьбы), сай (трезубец, укороченный до размеров кинжала), кама (серп, у
которого лезвие насажено на прямую рукоятку под прямым углом), тэкко (кастет
с выступающим спереди острым шипом), сурутин (веревка с привязанными на
концах грузилами), фундо (короткая цепь с рукоятками по концам), кува
(мотыга), тэтю (лом) и некоторые другие. Используется также техника
бо-дзюцу, но наряду с рокусяку-бо на Окинаве популярны косяку-бо (280 см) и
санаяку-бо (100 см). Также существует техника работы с веслом (эку-дзюцу),
представляющая собой разновидность техники бо-дзюцу .
После восстановления императорского правления в Японии в 1868 году
(буржуазной реставрации Мэйдзи) в истории японских воинских искусств начался
современный период. Они стали называться синбу-дзюцу (новые боевые
искусства). Но к тому времени термин "бу-дзюцу" практически повсеместно
сменился термином "будо".
В эпоху сегуната Токугава (1603--1867 гг.) почти все боевые искусства
Японии сменили свои названия, заменив иероглиф "дзюцу" (техника, приемы,
искусство) на иероглиф "до" (путь). После непрерывных войн и мятежей,
потрясавших Японию около 500 лет подряд, наступил мирный период,
огнестрельное оружие потеснило традиционное холодное. В результате самураи
стали практиковать свои искусства, главным образом, с целью морального и
психофизического совершенствования. Непосредственное боевое значение
воинских искусств значительно снизилось, поэтому основное внимание стало
уделяться не их технической стороне, а пути (до) постижения воинского
мастерства и вхождения в совершенную гармонию с природой. Боевые искусства
стали использоваться преимущественно для физического воспитания и закалки
характера молодого поколения, а также в качестве средства психотренинга.
Отличительной особенностью японских боевых искусств стало то, что при
овладении ими первостепенное значение приобрела морально-этическая сторона,
а формирование физически развитой личности было отодвинуто на второй план.
Понятие "до", связанное с дзэн-буддизмом, стало главным нравственным
принципом боевых искусств. Оно должно было помочь воину войти в
соприкосновение с божественным духом, уловить его присутствие, увидеть его
существование. Это соответствовало дзэн-буддийскому принципу,
провозглашавшему, что изначальная природа Будды присутствует во всем
одушевленном и неодушевленном и постигается через просветление (сатори).
Решающими факторами в деле выработки силы духа были концентрация внимания
(отрешенность от всего постороннего), медитация и следование ритуалу. Таким
образом происходило соприкосновение воина с "до", то есть слияние единичного
с целым, что и являлось целью и сутью боевых искусств.
Развитие самообладания, трезвости мысли и хладнокровия не означало, что
в боевых искусствах физический фактор был низведен до несущественного
уровня. Физическое воспитание осталось вторым образующим элементом боевых
искусств и требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития
силы и выносливости, выработки инстинктивной реакции и координации движений.
Все это могло быть достигнуто лишь в результате ежедневных многочасовых
тренировок, которые рассматривались как репетиции военных действий.
Новое будо ХХ века делает акцент на победу в спортивных состязаниях. Но
подлинные школы будо бережно сохраняют духовно-нравственные традиции
воспитания адепта боевых искусств. Так, сегодня продолжают свое
существование 10 школ окинавского кобудо, трансформировавшиеся из школ
кобу-дзюцу (на Окинаве не существовало понятия синбу-дзюцу или синбудо):
семь из них расположены на Окинаве, три -- в Японии.
< назад | к содержанию | вперед >
|