Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки
к содержанию
3.5.3. Дзю-дзюцу и дзюдо
Понятие "дзю-дзюцу", искаженное в Европе и Америке на "джиу-джитсу",
появилось в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя
без оружия и с так называемым "подручным" оружием. Термин "дзю-дзюцу"
переводится как "мягкая, податливая техника", то есть мастер данного боевого
искусства уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в
ловушке, после чего обращает действия врага против него самого.
Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды самурайского боевого
единоборства в доспехах, наиболее известными из них были системы ерои
куми-ути и коси-но мавари, расцвет которых пришелся на XI--XV века. Их
технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски,
подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом.
Первую школу рукопашного боя в легком снаряжении (когусоку), близкую к
технике дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноути Хисамори на острове Кюсю.
Согласно легенде, ему во сне явился монах-отшельник, раскрывший секреты
боевого искусства, основанного на бросках и болевых приемах. Таким образом
утверждалась версия о чисто национальном происхождении дзю-дзюцу.
Вторая версия связывает распространение дзю-дзюцу в Японии с именем
китайского эмигранта Чэнь Юаньбина, нашедшего пристанище в буддийском храме
Секоку-дзи в городе Эдо (нынешний Токио). Будучи мастером циньна, китайского
искусства заломов и захватов, он открыл в 1558 году школу при храме, где
обучал своей технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов.
Трое учеников Чэнь Юаньбина впоследствии основали собственные школы
дзю-дзюцу: миура-рю, фукуно-рю и исогаи-рю.
Систематизация приемов дзю-дзюцу связана с именем врача Окаямы Сиробэи.
Изучив приемы ерои куми-ути и коси-но мавари, он отправился в Китай для
расширения своих познаний и познакомился там с рядом местных единоборств, в
частности, тайцзитуйшоу. В результате систематизации и обобщения техники он
со своими учениками и единомышленниками представил специально созванной
императорской комиссии несколько тысяч приемов рукопашного боя, которые и
составили основу дзю-дзюцу. Именно Окаяме приписывают формулировку главного
принципа дзю-дзюцу -- поддаться, чтобы победить. В качестве образных
примеров он приводил ветку, сгибающуюся под грузом снега до тех пор, пока не
сбросит его, и гибкую иву, распрямляющуюся после бури, в отличие от
поверженного могучего дуба.
В конце XVI ( первой половине XVII века даже облегченные доспехи вышли
из употребления, что привело к количественному росту школ дзю-дзюцу. К 1650
году их насчитывалось более четырехсот. Дзю-дзюцу стало включать в себя
большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам, этот раздел
техники получил название "атэми-вадза".
На протяжении более трехсот лет дзю-дзюцу культивировалось
исключительно в семейных школах самурайского происхождения. Наиболее
известными из них были арагаки-рю, кито-рю, косин-рю, есин-рю, реи синто-рю,
синсин-рю и некоторые другие. В первой половине XIX века мастер Исо Мутаэмон
в Эдо основал школу тэнсин синъе-рю, основу техники которой составили удары
по уязвимым местам тела (атэми) и приемы, позволяющие выворачивать суставы.
Перед тем, как основать собственную школу, Исо отправился в мусасюге --
путешествие по различным додзе в храмах с целью проверить свои приемы в
борьбе с другими мастерами и усвоить необходимые науки.
До реставрации Мэйдзи простолюдинам категорически запрещалось изучать
технику дзю-дзюцу, но после 1868 года положение изменилось. Более того, в
начале ХХ века несколько японских наставников открыли свои школы в Европе и
Америке. Сегодня существует около пятидесяти семейных школ японского
происхождения, филиалы которых разбросаны по всему миру. Крупнейшей из них
является хакко-рю. Современным школам дзю-дзюцу разрешено включать в свою
программу те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного
боя той или иной страны, поэтому сегодняшнее дзю-дзюцу включает в себя все
известные приемы боя, соответствующие принципу "уступания", ложной
податливости. В каждой школе могут преобладать либо болевые приемы, либо
броски через бедро или корпус, либо тычковые или рубящие удары по точкам
тела противника.
В 1882--1887 годах на базе техники дзю-дзюцу японский педагог Кано
Дзигоро создал дзюдо, являющееся не только боевым искусством, но и
спортивным единоборством, системой физического воспитания. В переводе
"дзюдо" означает "путь гибкости" или "мягкий путь".
C 17-летнего возраста Кано начал изучать дзю-дзюцу у мастеров школ
тэнсин синъе-рю и Кито-рю, но через пять лет у него уже были выработаны
собственные взгляды на природу боевого искусства, что позволило Кано заявить
о создании совершенно новой системы -- дзюдо. Дзю-дзюцу он трактовал как
искусство или практику наиболее эффективного использования духовной и
физической энергии (то есть средство), а дзюдо понималось как путь этого
использования (то есть принцип и практика достижения конкретной цели). Что
касается техники, то различия между дзю-дзюцу и дзюдо поначалу были
незначительны.
Днем рождения дзюдо считается открытие в 1882 году при храме Эйсе в
Токио Кодокана (Храма постижения Пути) -- собственного додзе Кано.
Разработка комплекса приемов дзюдо заняла пять лет и завершилась в 1887
году, после чего техника дзюдо не менялась несколько десятилетий. Из дзюдо
были исключены все травмоопасные приемы дзю-дзюцу, Кано отказался от ударной
техники в область болевых точек, так как новая система в первую очередь
должна была стать средством физического и духовного воспитания молодежи в
мирное время.
Теория дзюдо охватывала круг морально-этических проблем в области
боевых искусств. Одним из главных принципов дзюдо стала идея всеобщего
благоденствия. Практика нападения и защиты не только важна в деле достижения
гармонии тела и духа, но и может быть применена к усовершенствованию
общественной жизни, так как согласия между всеми членами общества можно
добиться лишь за счет взаимопомощи и взаимных уступок.
Дзюдо быстро становилось конкурентом традиционных школ дзю-дзюцу,
мастера которых были инструкторами в армии и полиции. В 1886 году была
проведена встреча между представителями претендовавших на лидерство
нескольких школ, в том числе и кодокан-дзюдо. Целью встречи было определить
одну, наиболее эффективную систему, на основе которой и вести преподавание в
дальнейшем. Ученики Кано победили в тринадцати поединках, две схватки
закончились вничью. Практическая ценность дзюдо была признана, его начали
культивировать в армии и полиции, включили в программу средних и высших
учебных заведений.
Седьмым учеником Кано был Сайго Сиро, до этого изучавший айки-дзюцу в
школе дайто-рю и дзю-дзюцу в школе тэнсин синъе-рю. Не в последнюю очередь
превосходство дзюдо над другими школами было доказано благодаря победам
Сайго, хотя он и использовал технику, сочетавшую бросок и замок кисти, удары
и подсечки, впоследствии не вошедшие в новое искусство, поскольку считалось,
что они слишком травмоопасны: некоторое время после броска многие противники
Сайго просто не могли встать на ноги.
После второй мировой войны дзюдо, как и многие другие системы японских
единоборств, было временно запрещено, но японские тренеры стали
популяризировать дзюдо среди американских военнослужащих, и запрет был снят.
В 1956 году в Японии состоялся первый чемпионат мира по дзюдо. В
программу XVIII Олимпийских игр (Токио, 1964 г.) дзюдо вошло в качестве
показательного вида спорта, а окончательного олимпийского статуса добилось в
1972 году в Мюнхене.
< назад | к содержанию | вперед >
|