Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки
к содержанию
3.5.4. Айки-дзюцу и айкидо
Будучи современником дзю-дзюцу, айки-дзюцу имеет три принципиальных
отличия от него: во-первых, это чисто японское воинское искусство;
во-вторых, приемы айки-дзюцу созданы на основе приемов владения самурайским
мечом; в-третьих, методы айки-дзюцу основаны на принципах овладения и
регулирования универсальной духовной силы -- внутренней энергии ки.
Благодаря последнему фактору айки-дзюцу в Японии считалось более высокой
формой искусства по сравнению с дзю-дзюцу.
В соответствии с традицией боевых искусств феодальной Японии, термин
"айки" означал воздействие сильного духом человека на слабого духом с целью
доведения последнего до состояния полной неподвижности, что соответствует
основополагающему принципу айки-дзюцу -- уберечь себя от ударов и удержать
противника от их нанесения.
Легендарным создателем школы дайто-рю айки-дзюцу традиция называет
Минамото-но Ёсимицу (1056--1127), семья которого была одним из главных
правящих кланов Японии того времени, из нее вышли многие известные борцы и
правители -- сегуны клана Минамото фактически господствовали в стране с
конца XII века на протяжении полутора столетий. Ёсимицу и его старший брат
Ёсинэ разработали новую систему боя на основе исследования строения костей и
функционирования тела человека, но ее техника в деталях нам неизвестна.
Ёсикие, старший сын Ёсимицу, переехав в район Кай, основал новую ветвь
семьи Минамото -- Такэда, и дайто-рю айки-дзюцу стало называться такэда-рю
айки-дзюцу .
После гибели в столкновении с войском Токугавы Иэясу полководца Такэды
Сингэна семья Такэда переселилась в провинцию Айдзу, правитель которой был
ее союзником. Это было в 1573 году, а через девять лет непобедимая ранее
кавалерия Такэды Кацуери, старшего сына Сингэна, была разбита в собственных
владениях в провинции Кай, объединенными силами Токугавы Иэясу и Оды
Нобунаги, а Кацуери лишил себя жизни методом сэппуку. Таким образом,
единственным хранителем секретов искусства Минамото-но Ёсимицу,
передававшегося от поколения к поколению самураев семьи Такэда, оказался
переселившийся в Айдзу Такэда Куницугу. Через него дайто-рю айки-дзюцу
(такэда-рю айки-дзюцу) оказалось передано верхушке клана самураев Айдзу .
С XVII века айки-дзюцу развивалось преимущественно в рамках клана
Айдзу. Первая из школ этого клана, сохранившая название дайто-рю, была
основана Гото Таманэмоном-Тадаеси во второй половине XVII века, а полтора
столетия спустя Такэда Такуми-но-ками Дзоэмон, также принадлежавший к клану
Айдзу, основал школу такэда-рю.
Во второй половине XIX века глава клана Айдзу князь Сайго
Таномо-Тикамаса создал собственную школу осикиути-рю, явившуюся синтезом
дайто-рю и такэда-рю. Свое искусство князь передал, в частности, Такэде
Сокаку Минамото-Масаеси, который основал четвертую школу айки-дзюцу, назвав
ее дайто-рю (иначе -- айки-дзюцу такэда-рю).
Ученики Такэды Сокаку стали называть свое искусство айки-будо
("воинский путь соединения энергий"), считая себя продолжателями традиций
японских воинских искусств будо. К таким школам относятся появившиеся на
рубеже XIX--XX веков дайто-рю айки-будо мастера Такэды Токимунэ, Ёсэйкан
айки-дзюцу мастера Мотидзуки Минору, тэнсин-седэн-катори синто мастера
Сугино Ёсио. Ученик всех трех вышеперечисленных мастеров француз Ален Флоке
создал первую в Европе школу айки-будо.
Одним из учеников Такэды Сокаку был Уэсиба Морихэй, впоследствии
создавший на основе айки-дзюцу новую систему -- айкидо. В молодости Уэсиба
изучал дзю-дзюцу школы кито-рю, живя в Токио и имея там небольшой бизнес, но
в 1912 году в возрасте 29 лет он переехал на остров Хоккайдо, который
заселялся тогда по инициативе правительства, стремившегося сохранить его в
составе империи. На Хоккайдо Уэсиба был представлен Такэде и в течение семи
лет оставался его учеником. В 1916 году Уэсиба получил от учителя разрешение
преподавать дайто-рю айки-дзюцу и в конце концов в 1936 году открыл свою
собственную школу в Токио. Название своего стиля Уэсиба неоднократно менял,
начав с "айки-будо" и закончив "айкидо". В 1941 году официальный союз
японских боевых искусств Бутоку-кай признал уэсиба-рю айки-будо
самостоятельной школой. В основном преподавание нового стиля шло в токийском
додзе "Кобукан", открытом Уэсибой еще в 1931 году, то есть до того, как он
заявил о создании собственной школы.
Во время войны Уэсиба выехал из подвергавшегося бомбежкам Токио в
маленькую деревню Ивама. Именно там в 1942 году им и было дано окончательное
название своему искусству -- айкидо. Там же было открыто новое додзе и
заложен фундамент храма Айки-дзи.
В айкидо основной акцент направлен на формирование личности посредством
боевого искусства. Приемы дайто-рю айки-дзюцу, модифицированные Уэсибой,
стали носить в основном защитный характер. Не случайно основополагающие
принципы айкидо провозглашают: не противодействуй, но одолевай врага его же
силой; убереги себя от ударов и удержи противника от их нанесения. Круговые
движения в айкидо являются носителями живой созидающей силы, гасящий любой
конфликт, присущий воинственному противостоянию. Защита базируется на
принципе соединения энергий (айки) -- энергии нападающего и энергии
защищающегося, который стремится контролировать нападение изнутри, сломить
волю к совершению зла. Айкидо -- высоконравственная дисциплина, ибо
стремится к сохранению физической целостности нападающего, что прямо
противоречит сущности айки-дзюцу и большинства других боевых искусств.
Внешне айкидо походит на борьбу, но это не борьба. Айкидо не имеет в
своем арсенале захватов и бросков, характерных для других боевых искусств. В
айкидо нападение противника отражается путем осуществления таких захватов
руками, которые направлены на то, чтобы лишить противника равновесия. Для
этих целей усиленно развиваются кисти рук, запястья, отрабатываются
хватательные движения, а также система нырятельных движений. Главное в
схватке -- уклониться от ударов и захватов, для чего используются приемы
удержания и отдельные бросковые движения.
Айкидо, предполагает координацию физических и духовных сил. Духовной
основой айкидо выступает дзэн-буддизм, с которым связаны отработка навыков
дыхания, концентрация внимания и самодисциплина. В результате упорных
тренировок формируется связь между мыслью и движением, в нужный момент эта
связь будет срабатывать на подсознательном уровне и каждый прием будет
совершаться бессознательно. Любое физическое действие сопровождается
воображаемым, помогающим создать образную картину, соотносимую с исполняемым
упражнением.
В современном мире существует несколько стилей айкидо. Официальным
считается айки-кай, преподаваемый в Токио прямыми потомками Уэсибы. Другие
стили были созданы его учениками, среди них кобу-дзюцу-айкидо,
кориндо-айкидо, оцуки-рю айкидо, омики-рю айкидо, есэйкан-рю айкидо. Среди
новых стилей айкидо выделяется есинкан-рю айкидо -- "школа храма воспитания
Духа", созданная в 1955 году учеником Уэсибы Сиодой Годзо.
Изначально Сиода изучал кэндо и дзюдо в школе своего отца, носившей
название "Ёсинкан". Желание проверить свои знания по дзюдо привело его в
1932 году к Уэсибе Морихэю, тогда преподававшему дайто-рю айки-дзюцу. Дзюдо
оказалось настолько неэффективным по сравнению с техникой айки-дзюцу, что
17-летний Сиода остался у Уэсибы. После второй мировой войны айкидо стало
превращаться из боевого искусства в способ духовного развития. Сиода же
начал развивать собственное направление, в котором сохранил эффективные
методы единоборства. Ученики школы есинкан-рю славились выносливостью и
хорошей подготовкой своих представителей и эффективностью их техники. Сиода
Годзо был одним из немногих, кто соединил древние методы айки-дзюцу с
техникой айкидо.
< назад | к содержанию | вперед >
|