Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки
к содержанию
3.5.5. Каратэ-до
Это боевое искусство сформировалось на острове Окинава, который
находился на пересечении торговых путей и на протяжении долгого периода
времени был предметом территориальных и политических притязаний как со
стороны Китая, так и со стороны Японии, политическое и военное давление
которых на маленькое островное государство с каждым десятилетием становилось
все более ощутимым.
В 1372 году правитель Окинавы признал вассальную зависимость острова от
китайского императорского двора династии Мин, после чего китайские военные и
гражданские миссии обосновались близ крупнейших городов острова -- Сюри,
Томари и Наха.
Помимо внешней опасности, большие неудобства жителям острова приносило
постоянное соперничество трех княжеств -- Хокудзан, Чудзан и Нандзан. Оно
завершилось в 1429 году, когда правитель Чудзана Се Хаси объединил остров,
завоевав в междоусобной войне два других княжества. Чтобы избежать массовых
проявлений недовольства, Се Хаси издал запрет на ношение оружия жителями
острова, за исключением высшей знати и правительственных чиновников.
Оставшиеся беззащитными перед чиновничьим произволом крестьяне и
ремесленники обратились с призывом о помощи к мастерам рукопашного боя,
который назывался окинава-тэ.
Окинава-тэ представляло собой синтез местных разновидностей кулачного
боя с китайским цюаньшу и японскими бу-дзюцу, которые были привнесены на
остров эмигрантами из этих стран.
В 1477 году Се Син, следующий правитель Окинавы, издал указ не только о
запрете на ношение оружия, но и на тренировочные занятия по системе
окинава-тэ, что означало переход к подпольному развитию боевого искусства.
Островитяне оказались беззащитными перед террором пиратов и местных
разбойничьих шаек, и их интерес к методам рукопашного боя без оружия возрос.
В 1609 году японский князь Симадзу Иэясу из клана Сацума высадился на
Окинаве с трехтысячным войском. Небольшая окинавская армия была разбита, а
собрать ополчение не удалось. Остров был оккупирован, и началась так
называемая "охота за мечами" (катана гири). Во главе очагов организованного
сопротивления стояли мастера окинава-тэ. Тайные группы собирались для
изучения и совершенствования приемов рукопашного боя в горных пещерах или
глухих зарослях. С тех пор окинава-тэ стали именовать "школой в зарослях".
Так как окинавские крестьяне и ремесленники были лишены возможности на
равных, с оружием в руках сопротивляться японцам, они сделали грозным
оружием собственные руки и ноги. Техника окинава-тэ позволяла голыми руками
разбивать панцири и шлемы самураев, кончиками пальцев протыкать вражеские
тела. Принцип окинава-тэ гласил: "Поднял кулак -- убей", то есть в реальном
поединке с врагом нужно было либо победить, либо умереть. Самурай был
защищен доспехами и вооружен мечом, поэтому решающим мог быть только один
мощный сокрушительный удар (атэми), направленный в наиболее уязвимое место.
В окинава-тэ ставка делалась на поставленный удар -- таран, который мог бы
при необходимости пробить любой доспех, привести к тяжелой травме или
смертельному исходу для противника.
Необходимость приблизиться к противнику для проведения решающей атаки,
избежав удара его меча, привела к разработке техник блокирования и тактики
ведения боя на оптимальной дистанции. От бойца требовались повышенная
координация движений, гибкость и отменная акробатическая подготовка.
Еще до японской оккупации на Окинаве присутствовали мастера китайского
кулачного искусства (цюаньшу) из числа эмигрантов и военных советников.
Обучение местного населения китайским боевым искусствам началось с 1392
года, когда в Кумэмуру на Окинаве прибыло около сорока семей из Китая. В
начале XVII века в Китай отправились посланцы с Окинавы, чтобы перенять
боевой опыт у местных мастеров. Так на Окинаве, а затем и в Японии появился
термин "кэмпо" -- именно таково японское прочтение китайских иероглифов
"цюаньшу". Понятием "кэмпо" стали обозначать окинавские стили рукопашного
боя.
C 1629 года боевое искусство Окинавы именовалось "тэ" или "тотэ", "
континентальная рука", что указывало на слияние техники окинава-тэ и
цюаньшу. К концу XVII века на Окинаве появилась техника куминай-дзюцу,
создателем которой был Ко Сокун (китайское имя Гун Сянцзун), изучивший
кулачное искусство в Шаолиньском монастыре и прибывший на Окинаву с
несколькими учениками. Эта техника привнесла в тотэ (тэ) формальные
упражнения -- ката.
С конца XVIII века на Окинаве сформировались три центра искусства тэ
близ трех крупнейших городов, где были обширные китайские колонии,
представительства и миссии. Ветви тэ стали подразделяться по названиям
городов: сюри-тэ, томари-тэ и наха-тэ. Тогда же мастер Сакугава впервые ввел
термин "каратэ" в название своей школы -- каратэ-но сакугава. Первоначально
иероглиф "кара" использовался в смысле " страна на материке", то есть Китай.
Следовательно термин "каратэ" нужно было понимать как "китайская рука". Во
многом он был тождествен термину "тотэ", так как иероглиф "то" означал
китайскую династию Тан, а полная смысловая нагрузка иероглифа "кара"
расшифровывалась как "Великий Китай династии Тан".
Ученик Сакугавы Сокон Мацумура после нескольких лет пребывания в Китае
в начале 30-х годов XIX века создал школу сериндзи-рю гококу-ан каратэ
("каратэ стиля Шаолинь для защиты отечества"). На ее основе формировались
все последующие окинавские стили и школы. А еще через полвека термин "тэ"
был окончательно заменен на "каратэ".
К исходу XIX века образовались два ведущих направления традиционного
окинавского каратэ: серин-рю в результате смешения стилей сюри-тэ и
томари-тэ, а серэй-рю на основе наха-тэ и томари-тэ. Серэй-рю переводится
как "школа просветленного духа", а серин-рю -- как "школа Шаолиня".
Упоминание в названии школы Шаолиньского монастыря подчеркивает ее
родословную связь с китайскими цюаньшу, и, в частности, с шаолиньцюань.
Техника серин-рю базируется на более высоких стойках, чем в прочих японских
стилях, что обеспечивает большую подвижность в бою. Техника серэй-рю
основана на шаолиньских комплексах "пяти животных" (тигра, леопарда,
журавля, дракона и змеи), развивающих специфические качества бойца, в том
числе его психофизическую устойчивость. Большое значение в серэй-рю
придается развитию и мобилизации внутренней энергии ки через постановку
особых форм дыхания, а также освоению шести видов холодного оружия -- шеста
(бо), трезубца (сай), рычага (тонфа), серпа (кама), "когтей" (тэко) и
нунтяку.
До 70-х годов XIX века открытое преподавание каратэ было невозможно,
так как находилось под запретом властей и развивалось в условиях подполья.
Реставрация Мэйдзи 1868 года открыла новую страницу в истории каратэ. В 1901
году каратэ в виде эксперимента вводится в программу обучения некоторых
учебных заведений на Окинаве в качестве предмета, направленного на
совершенствование физических качеств учащихся. Первым мастером, открыто
преподававшим каратэ, был Итосу Ясуцунэ.
Первое показательное выступление на Окинаве провел в 1902 году Фунакоси
Гитин. Он же вместе с другими посланцами Окинавы в 1917 году выступал во
дворце Бутокудэн в Токио. После демонстрации на первой общенациональной
атлетической выставке в Токио в 1922 году каратэ стало распространяться по
всей Японии, при университетах создавались клубы каратэ.
Боевое искусство на Окинаве формировалось в значительном отрыве от
религиозной и философской базы, выдвигая на первый план задачи сугубо
прикладного характера. Характерными особенностями каратэ стали простота и
надежность, предельный рационализм в действиях и ударно-силовой характер
техники. Если в эпоху средневековья каратэ служило средством выживания, то в
ХХ веке акцент с искусства убивать был смещен на духовное
самосовершенствование личности. Большая заслуга в этом принадлежит мастерам
Итосу и Фунакоси. Фунакоси называют отцом японского каратэ-до, так как
именно он не только значительно модифицировал традиционное окинавское
каратэ, но и привнес его на почву культурных традиций Японии.
Еще в начале ХХ века существовал термин "каратэ-дзюцу", то есть
"искусство китайской руки". В 1905 году мастер Томо Ханасиро предложил
заменить иероглиф "кара" в значении "китайский" на созвучный ему в значении
"пустой". Впоследствии Фунакоси обосновал эту замену. "Пустота"
подразумевалась в значении "бескорыстность" и передавала внутреннюю
очищенность и отсутствие эгоистических устремлений у адепта каратэ
(каратэка). "Пустая рука" имела и прямой смысл: означая искусство проведения
приемов невооруженной рукой. Был добавлен к названию и иероглиф "до" (путь),
смысл которого заключался в перенесении внимания внутрь себя. Каратэка
должен на пути тренировок, медитаций и самопознания заново воссоздать себя в
гармоничном единстве с окружающим миром, преодолев собственное
несовершенство. Так каратэ-дзюцу превращалось в каратэ-до ("путь пустой
руки"). Это название и новая концепция, провозглашавшая приоритет духовного
начала (до) в практике боевого искусства, были утверждены в 1936 году
конференцией мастеров окинавского каратэ.
До второй мировой войны образовались четыре крупнейших стиля японского
каратэ. Стиль, основанный Фунакоси, получил название сетокан и под этим
названием существует с 1936 года, хотя его формирование произошло гораздо
раньше. Сето -- это литературный псевдоним Фунакоси, означающий "сосны и
волны", поэтому термин "сетокан" может переводиться как "дом Сето" или как
"дом сосны и волны". Эмблема стиля -- красный круг (символ солнца),
охваченный белым полумесяцем, означает единство двух противоположных начал
мироздания -- ян и инь, солнца и луны. Сетокан формировался на основе
сюри-тэ и является его адаптированным наследником. Фактически
демонстрировать сетокан Фунакоси начал с 1917 года. Его основополагающий
принцип: атака в каратэ не имеет преимущества, то есть каратэ не является
оружием агрессии. Этот принцип не только проповедует идею гуманности, но и
содержит прямой практический смысл: в момент атаки рука или нога нападающего
превращается в цель для защищающегося и может быть поражена мощным блоком
или контрударом. Второй принцип Фунакоси фактически вытекает из первого: в
каратэ не нападают первыми, в каратэ бьют первыми. Если противник решил
напасть, то нужно нанести удар первым; агрессия начинается раньше, но
контратака опережает атаку. Фунакоси Гитин умер в 1957 году, в год первого
чемпионата Японии по каратэ-до.
На базе техники стиля сетокан сформировался стиль вадо-рю. Его
основатель Оцука Хиронори с шестилетнего возраста изучал боевые искусства по
школе синто есин-рю дзю-дзюцу и достиг немалых успехов: в 1921 году, когда
ему было 29 лет, Оцука был назначен преемником главы школы. С 1922 года
Оцука стал изучать каратэ у Фунакоси и к 1939 году создал собственный стиль
-- вадо-рю, что означает "путь мира". Название стиля не случайно, как не
случаен и белый голубь мира и гармонии, соседствующий на эмблеме стиля со
сжатым кулаком: Оцука отказался от бескомпромиссной жесткости стиля
Фунакоси, идущей от традиций окинавского каратэ, и уделил первоочередное
внимание вопросам духовности. Оцука считал, что истинное предназначение
боевых искусств состоит не в насилии, а в том, чтобы добиваться мира и
гармонии. Тренировки в вадо-рю, в первую очередь, посвящены развитию и
совершенствованию определенного состояния разума. Разум должен быть живым и
в экстремальной ситуации реагировать на окружающую действительность без
колебаний. Главным качествами каратэка должны быть внутренняя уверенность и
спокойствие характера, самоконтроль и уважение к окружающим, истинная
гуманность в отношениях с людьми. Оцука отказался от усиленной подготовки
ударных поверхностей рук и ног в процессе тренировок, считая шлифовку
технических приемов пустой тратой времени и сил. Благодаря особому вниманию,
уделяемому вопросам духовности, вадо-рю считается самым японским по своему
внутреннему содержанию из всех стилей каратэ-до. В 1972 году в возрасте 80
лет, за десять лет до своей кончины, Оцука получил звание ханси -- высший
титул, присваиваемый государством в области воинских искусств.
Система годзю-рю была основана Мияги Тодзюном на базе одного из
направлений окинавского каратэ-наха-тэ. Мияги в течение тринадцати лет
обучался у основателя наха-тэ, одного из самых знаменитых мастеров своего
времени Хига(си)онны Канре. Окончательное оформление каратэ годзю-рю
произошло в 1927--1928 годах, когда Мияги стал преподавать собственное
направление каратэ в императорском университете в Киото. В результате
подвижнической деятельности Мияги каратэ было официально признано одним из
видов боевых искусств Японии и в 1933 году принято в Бутокукай (ассоциацию
воинских искусств Японии). Слово "годзю" в буквальном переводе означает
"твердое-мягкое", но в философском смысле является символом сочетания двух
противоположных начал, по типу китайского "инь-ян". Таким образом, годзю-рю
представляет собой традиционную школу окинавского каратэ, техника которой
состоит из сочетания жестких и мягких, медленных и быстрых движений,
совмещенных с глубоким брюшным дыханием. Для годзю-рю характерны мягкие
блоки, сохраняющие силу бойца для последующей атаки, серии скоростных ударов
и большое количество уходов в сторону. В середине 30-х годов ХХ века ученик
и соратник Мияги -- Ямагути Гогэн -- адаптировал наставления и методики
учителя применительно к традициям японских воинских искусств. В 1935 году
Ямагути ввел в практику обучения новую форму парной работы -- дзию-кумитэ,
то есть свободный поединок, в котором ученики могли продолжать отрабатывать
технику. Впоследствии эта форма спарринга послужила основой для формирования
спортивного направления каратэ-до, господствующего в мире после второй
мировой войны.
В 1930 году окинавский мастер Мабуни Кэнва основал стиль сито-рю. В
этом названии использованы иероглифы, входящие в фамилии двух знаменитых
наставников, у которых занимался Мабуни, -- Хига(си)онны по стилю наха-тэ и
Итосу Ясуцунэ по стилю сюри-тэ.
Сито-рю в основном жесткий стиль, хотя и не отказывается от мягкости,
присущей годзю-рю. В сито-рю большое внимание уделяется освоению оружия
(раздел кобу-дзюцу), в основном традиционного -- бо, сай, тонфу, кама и
нунтяку.
В общем виде схему развития каратэ-до на Окинаве и в Японии до второй
мировой войны можно представить следующим образом:
окинава-тэ
VII--XVI века
+
Цюаньшу (Китай)
ТЭ (ТОТЭ) с 1629 года
СЁРИНДЗИ-РЮ ГОКОКУ-АН КАРАТЭ с 1830-х гг.
КАРАТЭ с 1887--1889 гг.
КАРАТЭ-ДО с 1936 года
Сюри-тэ
Томари-тэ
наха-тэ
Окинава, конец XVIII века
Серин-рю
Серэй-рю
Окинава, конец XIX века
Сетокан
Годзю-рю
Сито-рю
1917--1936 1927--1928 1930
Вадо-рю
1939
ЯПОНИЯ
Особняком стоит развитие школы уети-рю. Этот стиль был создан на
Окинаве мастером Уети Канбуном в начале ХХ века, но преподавать его начал в
Японии с 1949 года сын основателя школы Уети Канэй уже после смерти отца.
Подавляющее большинство современных стилей каратэ появилось после
второй мировой войны, причем не только в Японии, но и в США, и на Гавайях, и
в некоторых других странах. К числу наиболее известных сегодня относятся 72
стиля. В основном -- это спортивное каратэ-до, из арсенала которого
исключены наиболее эффективные и действенные, а потому опасные приемы.
Спортивное каратэ-до называют "бесконтактным", хотя некоторые системы правил
проведения поединков могут быть весьма жесткими. Но в любом случае это
сравнение навыков и мастерства участников при посредничестве судей.
Существуют и стили контактного ("боевого") каратэ, среди которых
выделяются кекусинкай и рэнбукай. Кекусинкай был основан корейцем японского
происхождения Оямой Масутацу в конце 40-х годов ХХ века на основе смешения
стилей сетокан и годзю-рю, а в основу стиля рэнбукай (первоначально --
рэнбукан) его основатели положили элементы сетокана, вадо-рю и сито-рю.
У всех ныне существующих стилей каратэ-до есть одна общая черта. Каждый
из них ведет свою родословную от сформировавшихся в конце XIX--первой трети
ХХ века двух окинавских и четырех японских стилей или является результатом
их смешения.
В основу тренинга практически во всех стилях каратэ положено
триединство: кихон-ката-кумитэ. Кихон ("основная техника") служит для
отработки связей разум-тело, когда вырабатывается устойчивый двигательный
навык, позволяющий выполнять любое действие автоматически, рефлекторно,
исключая участие сознания в движении.
Ката ("формальные упражнения") необходимы для совершенствования
психологических характеристик личности и являются психическим самоконтролем
за реализацией достигнутого в кихоне. Кумитэ (спарринг) помогает укрепить
дух через реализацию техники, когда во взаимодействии с противником
осознаются важнейшие моменты, отточенные в ката.
< назад | к содержанию | вперед >
|