Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки
к содержанию
3.5.6. Отдельные школы японских боевых искусств
Традиция создания школ, в которых преподавалось бы сразу несколько
разновидностей воинских или боевых искусств, существует в Японии с XV века.
Именно тогда Индзаса Иэнао-Тойсай основал школу тэнсин-седэн катори
синто-рю, оказавшую значительное влияние на общий ход эволюции японских
боевых искусств феодальной эпохи. В этой школе изучается восемь дисциплин
(школа существует до сих пор и в 1961 году даже была объявлена национальным
достоянием): бо-дзюцу (работа с шестом или палкой), дзю-дзюцу, иай-дзюцу,
кэн-дзюцу, нагината-дзюцу (работа с копьем), сэйдзе-дзюцу (работа с короткой
палкой), сюрикэн-дзюцу (метание острых предметов), тикудзе-дзюцу (работа с
палочкой, умещающейся в ладони).
Многие школы были основаны в Японии в ХХ веке с учетом всего
накопленного опыта развития боевых искусств в стране и за ее пределами.
В 1931 году мастер Мотидзуки Минору основал школу боевых искусств
традиционной ориентации есэйкан-рю. С 1912 по 1928 год, начав заниматься в
пятилетнем возрасте, Мотидзуки обучался дзюдо, причем одним из его учителей
был сам Кано. В 1928--1931 годах мастер Мотидзуки изучал комплекс воинских
искусств школы тэнсин-седэн катори синто-рю и одновременно постигал
искусство кэн-дзюцу и дзе-дзюцу, айкидо (у Уэсибы Морихэя) и каратэ (у
Фунакоси Гитина). Получив столь комплексную подготовку, Мотидзуки смог
обеспечить в своей школе обучение по программе практически всех основных
боевых искусств Японии: айки-дзюцу, дзю-дзюцу и дзюдо, дзе-дзюцу и бо-дзюцу,
кэн-дзюцу и кэндо, а также каратэ.
Еще одной японской школой традиционной ориентации стала хакко-рю
("школа восьми лучей"), созданная в 1938--1941 годах мастером Окуямой
Ёсидзи-Рюхо. В течение двенадцати лет Окуяма изучал дайто-рю айки-дзюцу и
параллельно с ним еще семь боевых искусств: бо-дзюцу, кэн-дзюцу, кю-дзюцу,
кусари-кама-дзюцу (искусство работы с серпом на цепи), сюрикэн-дзюцу
(искусство метания острых предметов), яри-дзюцу (искусство работы с копьем)
и окинавские стили каратэ. Восемь боевых искусств и стали "восьми лучами"
школы Окуямы. Первоначально система называлась "госин бугэй", но уже в 1941
году получила свое окончательное название. Помимо приемов боя голыми руками
или с различными предметами, в школе хакко-рю также изучаются комплекс
терапевтических приемов пальцевой акупунктуры (кохо-сиацу) и комплексы
гимнастических упражнений для общего укрепления организма
(кохо-госин-тайко). Техника хакко-рю основана на болевых захватах и замках
на руки с последующими бросками либо удержаниями; удушающих приемах и
парализующих точечных ударах. Философия хакко-рю основывается на единстве
человека со Вселенной, что позволяет ему аккумулировать в организме
космическую энергию "ки".
Послевоенное боевое искусство начинает свою историю с создания школы
тайкикэн ("кулак великой энергии") мастером Саваи Кэнъити. В молодости он
занимался дзюдо и кэндо, а затем уехал в Китай, где стал учеником мастера
синъицюань Ван Сянчжая, практиковавшего одну из разновидностей этого стиля
-- дачэнцюань. Вернувшись в Японию, Саван, первоначально преподавал своим
ученикам дачэнцюань, но постепенно переосмыслил некоторые его положения и
создал собственную школу. Тайкикэн ориентирован исключительно на прикладное
применение, основным видом тренировок являются учебные спарринги, проводимые
только в естественных природных условиях как летом, так и зимой, большое
внимание уделяется энергетическим упражнениям -- работе с внутренней
энергией ки. В тайкикэн практически не уделяется внимания ритуальным
элементам и практике ката.
Синтезом дзюдо и айкидо является школа томики-рю, созданная мастером
Томики Кэндзи. Его учителями были: в дзюдо -- Кано Дзигоро, в айкидо --
Уэсиба Морихэй. Элементы своей системы Томики показал еще в 1940 году в
Кодокане, но ее окончательное оформление произошло только к концу 50-х
годов. Соревнования по томики-рю проводятся по парным ката, разделам
рандори-кеги -- бой с безоружным противником; нинидори -- бой с двумя
безоружными противниками; тандори -- бой с противником, вооруженным
кинжалом.
Уже упоминалось о том, что китайское кулачное искусство цюаньшу в
Японии получило название кэмпо (или кэнпо) -- в соответствии с японским
прочтением китайских иероглифов. По сути, этот термин явился обобщающим для
китайских боевых искусств в Японии. В 1947 году мастер Накано Митиоми,
известный под псевдонимом Со Досин, создал уникальную систему самозащиты,
духовного совершенствования и физического воспитания -- сериндзи-кэнпо
("шаолиньское кулачное искусство" или " кулачный бой монастыря Молодого
леса"). С 1920 по 1946 год Накано жил в Китае и изучил там ряд стилей ушу,
уделял большое внимание изучению даосизма, буддизма, конфуцианства,
китайской магии и медицины. Мастер Вэнь Лаошэ раскрыл ему секреты
шаолиньской школы ихэмэньцюань ("кулак Врат справедливости") и провозгласил
Накано своим преемником. Вернувшись в переживавшую огромные моральные и
материальные трудности послевоенную Японию, Накано пришел к убеждению, что
для духовного возрождения нации необходимо воодушевить молодежь не
милитаристско-самурайским идеалом личности, а гуманным, ориентированным на
взаимное сотрудничество и всеобщее благо. Средство для достижения этой цели
Накано увидел в шаолиньской системе, соединяющей в себе боевые искусства с
религиозной философией. В основу сериндзи-кэнпо было положено учение
Бодхидхармы о том, что для достижения просветления в равной мере необходимы
железное здоровье, несгибаемый дух и миролюбивый характер. Их обретение
возможно через практику боевых искусств и дыхательно-медитативные
упражнения. Совершенствование тела в сериндзи-кэнпо осуществляется тремя
способами: твердым (гохо), мягким (дзюхо) и методом саморегуляции (сэйхо).
Гохо включает в себя защитные действия (уходы, уклоны, блоки) и контрудары.
Дзюхо -- это проведение различных бросков и болевых удержаний, освобождение
от захватов и контрзахваты, удушения. Эти приемы могут проводиться
безболезненно для противника, а могут сопровождаться повреждением суставов и
связок, что зависит от степени агрессивности нападающего. Метод сэйхо
включает в себя практику сидячей и динамической медитации, точечный массаж и
самомассаж, приемы мгновенного приведения себя в состояние наивысшей боевой
готовности.
В 1952 году мастер Тиба Сансю специально для сил самообороны и полиции
разработал боевое искусство тосю-какуто, в котором синтезированы приемы
айки-дзюцу, каратэ и кэмпо. Основной вид тренировок -- поединки в жесткий
контакт.
< назад | к содержанию | вперед >
|