Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки
к содержанию
Глава 3. Философские основы других восточных единоборств
Подавляющее большинство единоборств, возникших в Корее, Бирме, Вьетнаме
и других странах Восточной и Юго-Восточной Азии основаны на идеологии,
заимствованной из Китая или Японии, поэтому их раздельное рассмотрение
лишено всякого смысла. В них в различных вариациях переплетены принципы
конфуцианской морали, даосские и буддийские медитативные системы, в ряде
случаев сохраняются рудиментарные фрагменты автохтонных культов. Чтобы не
быть голословными, приведем ряд примеров.
В основу хапкидо, признаваемого корейским национальным боевым
искусством легла даосская символика восьми триграмм, обозначающая через
сложный ассоциативный ряд все явления и закономерности окружающего мира и
буддийская медитация. Человек посредством этой символики осознает механизм
круговорота энергии ки (ци) и ставит себя в центр данного круговорота,
сосредоточивая энергию в себе и направляя ее в нужное русло. При этом
необходимо придерживаться десяти заповедей, взятых из даосской и буддийской
философии: помнить, что окружающая природа есть энергия; придерживаться пути
сосредоточения в своем теле энергии неба и земли; следуя этим путем,
развивать свои энергетические способности; использовать энергию природы по
восьми направлениям; использовать только оборонительные приемы; заботиться о
благоденствии своей страны и всего человечества; уважать порядок и
общественную мораль; уважать любого человека и быть скромным в своем
поведении; стремиться к наивысшему мастерству во всем; уважать все боевые
искусства.
В основу философии вьетнамских боевых искусств (во) легли принципы
конфуцианства, буддизма и даосизма, методики китайского цигун. Термин "хи"
означает единство физических сил и духа и близок по значению китайскому ци.
Под закалкой духа понимается безупречное владение телом и оружием,
доведенное до автоматизма и осуществляемое на уровне подсознательного. Это
искусство движения, отличающегося высокой точностью и мягкостью, широтой и
плавностью. Все движения выполняются по строго определенным направлениям,
при этом особое внимание обращается на глубокое, акцентированное дыхание,
человек углубляется в себя, отрешается от переживаний и забот внешнего мира.
Для создания их необходимы два фактора: путем сокращения диафрагмы и
мышц живота концентрация внутренней энергии и внимания на дыхании и
управлении им. Об этом должен знать каждый преподаватель, так как такой
метод способствует сохранению и укреплению здоровья как физического, так и
психического, совершенствованию всех компонентов боевого искусства.
Обобщая вышеизложенное, предлагаем вниманию читателя следующую таблицу
ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА
ЦЕЛЬ
обеспечить соответствующую военную подготовку гражданам для защиты
интересов страны.
ЗАДАЧИ
Для военных -- совершенствовать ратное мастерство ради достижения
победы над конкретным противником.
Для монахов -- достичь духовного и физического совершенства, ведущего к
слиянию с Дао или к обретению долголетия (даосы), или к достижению
просветления (буддисты).
Для адептов народных школ -- достичь психосоматического совершенства и
приобщиться к духовной традиции предков, тем самым обретя новую форму
существования, способствующую противостоянию неблагоприятным условиям
внешней среды.
Для государственных чиновников -- достичь высшей мудрости или уровня
интеллектуально-физического совершенства, называемого "идеальный муж".
ПРИНЦИПЫ
Благопристойности, целостности, единства и гармонии противоположностей,
концентрации и осознанности, воспитывающего выполнения упражнения
(замедления).
СРЕДСТВА
1. Специальные физические упражнения боевых искусств с оружием и без
оружия.
2. Общеразвивающие упражнения, бег, преодоление препятствий, плавание,
гребля и пр.
3. Верховая езда, управление боевыми колесницами.
4. Медитативные и дыхательные упражнения.
5. Массаж.
6. Учет и использование факторов окружающей среды.
7. Ритуал и этикет.
8. Общеобразовательные предметы: этика и этикет, математика,
каллиграфия, риторика, музыка, танцы.
ФОРМЫ
Учебно-тренировочные занятия
Состязания внутреннего (школы, монастыри, войска, общины) и
показательного характера.
Театрализованные спарринги и бои.
Реальные походы, бои и сражения.
МЕТОДЫ
1.Воспитания: статическая медитация, комплексы боевых упражнений,
спарринги с различной степенью условности.
2.Обучения: звукорезонансный (слова), мыслеобразный (идеомоторный),
практического упражнения (в облегченных условиях, в стандартных, в
усложненных - в процессе экзаменов, состязаний и пр.).
ОРГАНИЗАЦИЯ
1. Государственная: учебные заведения, армия, уездные войска.
2. Народная: общества ушу, дворы ушу, школы.
3. Монастырская: монастыри, общины, монастырские войска.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и,
затворив дверь, помолись Отцу твоему, Который втайне;
и Отец твой, видящей тайное,воздаст тебе явно.
(Еванг. от Матфея, гл.6, стихи 5.6)
< назад | к содержанию | вперед >
|