Сергей Гагонин, Александр Гагонин - Психотехника рукопашной схватки
к содержанию
Глава4. ПСИХОПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННЫХ СПОРТИВНО-БОЕВЫХ ЕДИНОБОРСТВ
Как свидетельствуют литературные источники в боевых искусствах большое
значение придавалось психологической подготовке, которая в основном
базировалась на философско-религиозных учениях, бытовавших в странах
Востока. Были разработаны весьма эффективные методы, которые по вполне
понятным причинам носили эзотерический (закрытый) характер. Современный
спорт высших достижений во многом повторяет опыт древних школ боевых
искусств в плане засекречивания тех или иных методик, да и сами центры
подготовки элитных спортсменов закрыты для посторонних и отличаются большой
строгостью в отборе кадров. Повторяется также опыт внедрения практической
психологии в подготовку спортсменов, ведь не даром психологи появились в
спорте высших достижений пожалуй раньше, чем на производстве и в армии.
Из истории видно, что основными носителями знаний в области различных
видов психотехники были монахи буддийских, даосских и других монастырей и
военные консультировались у них по вопросам психологии, однако монахи сами
занимались боевыми искусствами. Возникает вопрос -- зачем? Ведь применение
ими боевых приемов на практике было весьма проблематичным ввиду
морально-этической стороны учений, отрицавших насилие в любых проявлениях.
По мнению некоторых исследователей ответ заключается в том, что адепты
даосизма, буддизма и пр. рассматривали боевые искусства как средство и метод
совершенствования, не только физического, но и психического. То есть они
рассматривали боевые искусства как средство и метод динамической медитации.
Кроме того спарринг мог служить тестом психофизической готовности.
Таким образом, взаимодействие адептов боевых искусств и специалистов в
области медитации, а также склонность восточного менталитета к синтезу
привели к созданию в рамках боевых искусств методик психофизической
подготовки. Большое значение имела традиционная для Востока взаимосвязь в
системе "учитель-ученик", где учитель являлся не только педагогом, но и
духовным наставником, а значит, если говорить современным языком, и
практическим психологом.
Следует, однако, отметить, что традиционное для нашей науки и практики
разделение духовного и телесного или психического (гр. psyche -- "душа") и
физического начинает преодолеваться. Появляется новое синтетическое
направление "Психопедагогика физического воспитания и спорта", разработчиком
которого является практический психолог и педагог зав. кафедрой психологии
СПГАФК Г.Д. Горбунов, долгое время работавший со сборными командами СССР по
плаванию, велоспорту, легкой атлетике. По его мнению, с которым мы в
основном согласны, тренеры должны знать и уметь применять различные методы
практической психологии или со спортсменами должны работать
квалифицированные психологи-практики, хорошо знающие данный вид спорта.
В связи с этим не лишне напомнить об одном из основных принципов СБЕ --
"единство и гармония физического, интеллектуального и духовного начал"
человека. Дело в том, что в отечественной литературе произошло смешение
понятий "интеллектуальное" и "духовное", хотя на самом деле данная пара
может иметь весьма серьезные противоречия. В мировой литературе значительное
место уделяется внутреннему конфликту между "рассудком" (интеллектом), с
одной стороны, и "душой" или "сердцем" -- с другой. Иначе данная пара
известна как "сознательное -- интуитивное". Восточные философско-религиозные
учения больше оперируют терминами "ум -- неум", придавая огромное значение
методам воздействия на "неум" и достижения состояния "недеяния". Очевидно,
что современному обществу также известны методы воздействия на сознание и
подсознание. Однако в сфере физической культуры, исключая пожалуй спорт
высших достижений, в основном оперируют с сознанием, а подсознание, как
правило, идентифицируется с термином "навык" и методы воздействия на
подсознание остаются прерогативой психологии. В связи с этим мы еще раз
подчеркиваем большую значимость психопедагогики и считаем, что тренер или
преподаватель, работающий в области физической культуры, должен знать и
уметь применять ее (психопедагогики) методы на практике и осознавать, что
физическая культура -- это не только культура тела.
< назад | к содержанию | вперед >
|