Брюс Ли - Дао Джит Кун До
к содержанию
ОРГАНИЗОВАННАЯ БЕЗНАДЕЖНОСТЬ
• В длительной истории боевых искусств инстинкт подражания
и следования системе является, по-видимому, наследственным
у большинства занимающихся, как инструкторов,
так и учеников. Это частично объясняется человеческой
природой, а частично — крепкими традициями,
стоящими за многочисленными шаблонами различ-ных стилей. Поэтому найти свежего, оригинального учителя
- мастера — большая редкость, а нужда в наставнике бьет набатом.
• Каждый человек неосознанно причисляет себя к какому-то стилю единственно для того, чтобы претендовать на обладание истиной и иметь опору для отрицания других стилей. Все это становится методическими установками с их объяснениями «Пути», рассекая гармонию жесткости
и мягкости, устанавливая определенные ритмические формы как отличительные особенности их приемов.
• Вместо рассмотрения боя как такового большинство систем
боевых искусств накапливают впечатляющие сурро-
гаты, которые сбивают с толку их последователей и уводят
их в сторону от истинной реальности боя, которая проста
и пряма. Вместо того, чтобы идти непосредственно к сути вещей, регулярно и методично практикуются обтекаемые
формы(организованная безнадежность) и имитирующие
приемы, заменяя реальный бой условным. Таким
образом, вместо того, чтобы «быть» в бою, эти практикующие
«делают что-то, напоминающее бой».
• Еще хуже то, что сверхумственная и духовная силы губительно
вырождаются, пока эти практикующие погружаются
все глубже и глубже в тайны и абстракции. Все эти вещи являются тщетными попытками поймать и зафиксировать
непрерывно меняющиеся движения в бою, рассечь
их и изучать, как труп.
• Когда вы отойдете от этого, реальный бой перестанет быть застывшим и оживет. Суррогаты (форма паралича) цементируют
и ставят в рамки то, что текло и изменялось, и когда вы посмотрите на это реалистично, то это не что иное, как слепая преданность систематической бесполезности
практикования рутинных приемов или акробати-чеких трюков, которые ни к чему не ведут.
• Когда приходит реальное чувство, такое как гнев или страх, может ли приверженец стиля выразить себя классическим
методом, или он просто вопит и стонет? Является
ли он живым человеческим существом или роботом, действующим по шаблону? Формирует ли усвоенный им прием барьер между ним и противником и предохраняет ли от «своих» отношений?
• Стилисты, вместо того, чтобы смотреть прямо в лицо факту,
вдаются в теории и продолжают запутываться все дальше
и дальше в ловушке, из которой нет выхода.
• Они не видят и не могут увидеть фактов жизни как таковых,
потому что их учение искажено, перекручено и вы-
71
холощено. Им следует понять: любая дисциплина должна
приспосабливаться к природе вещей и их сущности.
• Стать зрелым вовсе не означает стать пленником концепций.
Зрелость — это умение реализовать то, что находится
внутри нас самих.
• Когда есть свобода от механических условностей, есть и простота. Жизнь — это взаимоотношения со всем сущим.
• Человек, который ясен и прост, не выбирает себе судьбу.
Что есть — то есть. Действие, основанное на идее, есть, очевидно, действие выбора, и такое действие не освобождает. Наоборот, оно порождает дальнейшее
сопротивление, дальнейший конфликт. Примите
гибкое знание.
• Взаимоотношения — это понимание. Это процесс самооткрытия.
Взаимоотношения — это зеркало, в котором вы открываете себя. «Быть» — значит быть в отношениях.
• Выбор приемов, неспособных к адаптации, к гибкости, предлагает только лучшую клетку. Истина лежит за всеми
шаблонами.
• Самые изощренные формы есть лишь напрасные повторения,
которые предлагают четкий и красивый побег от самопознания с живым противником.
• Накопление есть самоограждающее сопротивление, а витиеватые
приемы усиливают сопротивление.
• Классический человек — это сгусток рутины, идей и традиций.
Когда он совершает поступок, он представляет каждый
текущий момент в терминах прошлого.
• Знание фиксировано во времени, познание же — это непрерывный
процесс. Знание приходит из какого-то источника,
из накопления, из заключений, в то время как познание
— это вечное поиск.
• Регулярный процесс — это просто упорядочение памяти, которая становится механической. Обучение никогда не является накопительным, это процесс познания, который не имеет ни начала, ни конца.
• В культивировании боевых искусств должно проявляться чувство свободы. Обусловленный ум — уже не свободный
ум. Всякое обуславливание ограничивает личность в рамках определенной системы.
• Классический человек — это сгусток рутины.
• Чтобы выразить себя свободно, вы должны умереть для всего вчерашнего. Из «старого» опыта вы можете взять лишь безопасность, из «нового» вы выигрываете непрерывность
течения времени.
• Чтобы осознать свободу, ум должен научиться смотреть на жизнь как на широкое движение вне зависимости от времени, так как свобода лежит за порогом осознаваемого.
Наблюдайте, но не останавливайтесь и не изрекайте «Я свободен» — вы живете в памяти чего-то, что уже исчезло.
Понимать и жить сейчас — значит забыть все о прошлом. «Вчера» должно умереть.
• Свобода от познания есть смерть. Следовательно, вы живете.
Не существует таких понятий как «правильно» или «неправильно», когда вы свободны.
• Когда человек не выражает себя, он не свободен. Тогда он начинает бороться, и борьба порождает методический порядок.
Следовательно, он делает свой методический распорядок
скорее как ответ на собственную реакцию, чем отвечая на то, что действительно происходит.
• Боец всегда должен быть сосредоточен на одном — на процессе боя, не смотреть назад и в стороны. Он должен избавиться от всего, что мешает его движению вперед либо эмоционально, либо физически, либо интеллектуально.
73
• Можно действовать полностью свободно лишь в том случае,
если человек находится вне системы. Человек, который
действительно жаждет открыть истину, не имеет стиля.
Он живет только в том, что есть.
• Если вы хотите понять истину в боевых искусствах, видеть
ясно любого противника, вы должны отбросить установки
стилей или школ, предрассудки, симпатии и антипатии
и так далее. В этом состоянии вы будете видеть все четко, свежо и целиком.
• Если выбранный стиль учит вас какому-то методу борьбы,
то вы можете вести бой в соответствии с ограничениями
этого метода, но это будет ненастоящий бой.
• Если вы встречаетесь с непредвиденной атакой, например,
кто-то проводит удар в рваном ритме, ваши готовые модели ритмических классических блоков, ваши защиты и контратаки всегда будут лишены живости и гибкости.
• Если вы следуете классической модели, вы познаете рутину,
традицию, форму, но не познаете себя.
• Как можно отвечать на безбрежность частичной, фрагментарной
моделью?
• Простое механическое повторение различных рассчитанных
или заученных движений мешает течению боя, его сущности, его живой реальности.
• Накопление форм — просто еще один вид обусловленности.
Они становятся ношей, которая связывает по рукам и ногам и тянет только в одном направлнии — вниз.
• Форма есть накопление сопротивления; это исключение выбора модели движения. Вместо того, чтобы создавать сопротивление, входите прямо в готовое движение. Не осуждайте и не прощайте — неизбирательное познание ведет к примирению с противником в понимании того, что есть «на самом деле».
• Будучи обусловленным предпочитаемым методом, будучи
изолированным в замкнутой модели поведения, практикующий
встречает своего противника сквозь экран предубеждений:
выполняет свои стилизованные блоки, слушает
свои собственные крики, но не видит, что на самом деле делает противник.
• Мы и есть те самые ката, те самые классические блоки и удары, — настолько сильно мы запрограммированы ими.
• Чтобы приноровиться к противнику, необходимо прямое восприятие. Но нет прямого восприятия там, где есть сопротивление,
где есть подход «только одного пути».
• Жить наполненно означает быть способным следовать «тому, что есть», так как «то, что есть» постоянно движется
и изменяется. Если вы привязаны к определенной точке
зрения, то вы не способны следовать за стремительными
изменениями «того, что есть».
• К истине нет какого-то неизменного пути. Она живая и, следовательно, изменяется. Каково бы ни было ваше мнение
о, например, боковых ударах рукой или части какого-то стиля, не может быть окончательного мнения об овладении
совершенной защитой против них. Действительно, почти все бойцы используют это положение. Мастер боевого
искусства использует разнообразие в своих атаках. Он должен быть способен ударить всегда, в каком бы положении
ни находилась его рука.
• Но в классических стилях система становится важнее самого
человека! Классик вынужден действовать в соответствии
с канонами стиля!
• Какие же тогда могут существовать методы и системы, позволяющие достичь то, что живет? Ко всему, что статично,
фиксировано, мертво, может быть путь, определенное
направление. Но только не к тому, что живет. Не сводите реальность к омертвевшей статике, не изобретай-
75
те множества методов достижения последней, этих методов
и так слишком много.
• Истина — это взаимодействие с противником, непрерывно
изменяющееся, живое и никогда — статическое.
• К истине нет какого-то пути. Она живая и, следовательно,
изменяется. Она не имеет постоянного места, формы,
каких-то установок, не имеет философии. Когда вы увидите это, вы поймете, что истина такая же живая, как вы сами. Вы не можете выразить себя и быть живым
через статику, собрать воедино формы через стилизованные
движения.
• Классические формы снижают вашу способность к творчеству,
заключают в рамки, подтачивают ваше чувство свободы. Вы уже больше не «есть», а просто «делаете» без прочувствования.
• Так же, как желтые листья могут стать золотыми монетами,
чтобы успокоить плачущего ребенка, таким же образом
так называемые секретные движения и искаженные позы успокаивают невосприимчивого к знаниям бойца.
• Это не означает столь удобной возможности совсем ничего
не делать. Нельзя только останавливаться на чем-либо, что выполняется сейчас. Не надо такого ума, который выбирает
или отвергает. Быть без преднамеренного ума — значит не привязываться к мыслям.
• Принятие, отрицание и обвинение мешают пониманию. Пусть ваш ум двигается вместе с другими в понимании
происходящего. Тогда создается возможность реального
общения. Чтобы понять друг друга, нужно находиться
в состоянии неизбирательного познания, там, где нет чувств сравнения и порицания, нет требований,
нет ожидания дальнейшего развития дискуссии, нет согласия или несогласия. Прежде всего, не начинайте
с вывода. Освободитесь от противоборства сти-
лей. Осознайте себя путем близкого наблюдения того, что вы обычно практикуете. Не порицайте и не одобряйте,
просто наблюдайте.
• Когда на вас ничто не влияет, когда вы умерли для условностей
классических реакций, тогда вы будете видеть и чувствовать вещи полностью свежими и новыми.
• Осознание. Без выбора, без требований, без волнения. В таком состоянии ума нет ощущения. Только восприятие решит все наши проблемы.
• Понимание требует не только обостренного восприятия, но и постоянного процесса познания, постоянного состояния
вопроса без заключения.
• Чтобы понять бой, нужно подойти к нему простым и прямым
образом. Понимание приходит через чувство, от момента
к моменту в зеркале взаимоотношений.
• Само понимание образуется посредством взаимоотношений,
а не посредством изоляции.
• Чтобы познать себя, надо изучать себя во взаимодействии с другими, а не отдельно.
• Понимание действительности требует знания, боевой готовности
и полностью свободного ума.
• Усилие внутри ума ведет к его ограничению. Любое усилие
подразумевает преодоление препятствий при достижении
цели, а когда у вас есть цель, конечная точка перед глазами, вы тем самым накладываете ограничение на ум.
• Сейчас я вижу что-то полностью новое, и эта новизна в познании себя откладывается в уме. Но завтра этот опыт становится механическим, если я попытаюсь повторить ощущение, удовольствие от него. Описание всегда нереально.
Реальным является видение истины немедленно, сейчас, потому что у истины нет завтра.
77
78
• Мы найдем истину, когда исследуем вопрос. Вопрос никогда
не существует отдельно от ответа. Вопрос и есть ответ — понимание вопроса растворяет его.
• Наблюдайте то, что есть, не разделяя знания.
• Истина как таковая существует вне бесконечного потока загрязняющих ее мыслей. Она не может быть познана че-рез концепции и мысли.
• Мышление — это не свобода, любая мысль частична. Она никогда не может быть всеобъемлющей. Мысль — это ответ памяти, а память всегда частична, так как память есть не что иное, как результат опыта. Отсюда следует, что мысль — это реакция ума, ограниченного опытом.
• Познайте пустоту и спокойствие вашего ума. Будьте пус-тыми. Не имейте стиля или формы, так как противник может разгадать их.
• Ум изначально бездеятелен, путь всегда без мысли.
• Внутренний взор открывает то, что скрывает изначаль-ная природа за завесой внешних форм.
• Тишина и спокойствие достигаются тогда, когда вы сво- бодны от внешних объектов и не встревожены. Быть спокойным
— значит не иметь никаких иллюзий или заблуждений
о сущем.
• Мыслей нет. Только сущее, то, что есть. Сущее не движется,
но его движение и функционирование неистощимы.
• Медитировать означает реализовать невозмутимость, вашей естественной природы. Конечно, медитация никогда
не может быть процессом концентрации, потому
что высшая форма мышления есть пустота, ничто.
Ничто — это состояние, в котором нет ни положительных,
ни отрицательных реакций. Это состояние
полной пустоты.
• Концентрация есть форма исключения, а там, где есть исключение,
есть и тот, кто исключает. Это именно мыслитель,
исключитель, человек, который концентрируется, который
порождает противоречие. Так как он формирует центр, из которого происходит рассредоточение.
• Существует понятие действия без действующего лица, состояние
приобретения опыта без исследователя и опыта. К сожалению, это состояние ограничено и отягощено классической
путаницей.
• Классическая концентрация, или сосредоточение на одной
вещи и исключение всех остальных, и знание, которое
является всеобщим и ничего не исключает, — это такие
состояния ума, которые можно понять только с помощью
объективного, непредубежденного наблюдения.
• Познание не имеет границ, это приобретение всего вашего
существа без исключений.
• Концентрация — это сужение ума. Но мы имеем дело со всеобщим процессом живого, и концентрация исключительно
на каком-то одном аспекте жизни сужает жизнь.
• «Момент» не имеет ни вчера, ни завтра. Это не результат мысли, и поэтому он не имеет времени.
• Когда в долю секунды ваша жизнь оказывается под угрозой,
разве вы говорите: «Дайте мне удостовериться, что моя рука на бедре и стойка соответствует стилю»? Когда ваша жизнь оказывается в опасности, разве вы говорите о методе, который вы избираете, чтобы защитить себя? Почему же возникает двойственность?
• Так называемый специалист боевого искусства — это результат
трех тысяч лет пропаганды и обусловленности.
• Почему же люди зависят от тысяч лет пропаганды? Они могут считать «мягкость» идеалом по отношению к «твердости
», но когда сталкиваются с тем, что есть, что полу-
79
чается? Идеалы, принципы, представления о том, что «должно
быть», все это ведет к лицемерию.
• Так как люди не хотят беспокойства, не хотят неопределенности,
они устанавливают модели поведения, мышления, отношений с другими людьми. Затем они становятся рабами этих моделей и принимают их за реальную жизнь.
• Соглашения по определенным правилам движений, чтобы
обезопасить участников, могут быть хороши для таких
видов спорта, как бокс или баскетбол, но успех Джит Кюн До лежит в свободе как по использованию приемов, так и по их неиспользованию.
• Второразрядный ученик, слепо следующий за своим сенсеем
или сифу, принимает его модели. В результате все его действия, движения и, что более важно, мышление становятся механическими. Его ответы становятся автоматическими,
в соответствии с принятым набором моделей,
делая его узким и ограниченным.
• Самовыражение всегда бывает общим и немедленным, вне концепции времени, и вы действительно сможете выразить
себя только тогда, когда освободитесь, физически
и духовно, от фрагментарности.
< назад | к содержанию | вперед >
|