Анатолий Тарас - Телохранитель
к содержанию
4.3. Охрана мероприятий под крышей
Массовое мероприятие - это собрание, заранее спланированное и опреде-
ленное по месту, времени, числу участников и причинам. Стремитесь к то-
му, чтобы все мероприятия с участием клиента проходили в сравнительно
небольших помещениях, а не в залах и не на улице, где сложнее организо-
вать охрану как от причинения ненамеренного вреда, так и от нападения Контроль доступа на мероприятие вам облегчит турникет-вертушка с надеж-
ным блокиратором. Однако решения в конечном итоге принимает клиент, вы
можете лишь привести свои доводы Если охрана клиента и поддержание порядка на мероприятии возложены на
вашу охранную команду, вам предстоит пройти 3 этапа. На подготовительном
этапе:
- ознакомьтесь с программой мероприятия, местом и временем его прове-
дения, количеством участников и обслуживающего персонала;
- произведите предварительный осмотр места, расспросите людей, хорошо
знающих это место, и определите, какие силы нужны для охраны, - в част-
ности, нужно ли привлекать другие охранные команды или милицию;
- проведите зачистку объекта за 1,5-2 часа перед началом (это можно
сделать и за сутки, но в таком случае зачищенный объект должен надежно
охраняться) с поиском ВУ, взрывчатых, едких, сильно пахнущих и отравляю-
щих веществ, легко воспламеняющихся жидкостей, компрометирующих клиента
материалов; спрятавшихся посторонних;
- обращайте особое внимание на автомобили, урны, ниши, углубления и
пустоты в стенах, подвесные потолки, подарки, мебель, гардеробы, элект-
робытовые приборы, всевозможную тару, ямы, колодцы и прочие углубления,
электрораспределительные устройства;
- расставьте охранников по постам и проверьте работу средств связи;
- при необходимости организуйте работу охраняемой автостоянки;
- не забудьте предусмотреть резерв охранников на случай непредвиден-
ных обстоятельств вроде угона автомобиля одного из гостей На основном (рабочем) этапе самым важным является контроль доступа на
мероприятие:
- проверка билетов, приглашений и документов, отсеивание пьяных и по-
сетителей с собаками, препятствие проносу громоздкого багажа и верхней
одежды (либо пристальный контроль за такими людьми);
- особый контроль осуществляйте за автомобилями, въезжающими на тер-
риторию мероприятия и выезжающими с этой территории; в обязательном по-
рядке останавливайте автомобили, осматривайте салоны и багажники с целью
предотвращения как провоза "нелегалов" со взрывчаткой и оружием, так и
похищения участников мероприятия;
- будьте готовы задержать до конца мероприятия зачинщиков провокаций
и беспорядков;
- не допустите давку и панику во время и после завершения мероприя-
тия; имейте в виду, что противник может спровоцировать панику криками
"Пожар, пожар!" или чем-то подобным На заключительном этапе охраны мероприятия:
- вновь проведите зачистку: вероятность обнаружить опасные для жизни
предметы и укрывшихся преступников нисколько не ниже, чем перед меропри-
ятием; кроме того, вы можете наткнуться на людей, пострадавших при про-
ведении мероприятия и нуждающихся в экстренной помощи;
- все обнаруженные бесхозные предметы опишите в двух экземплярах и
сдайте либо клиенту, либо администрации территории, на которой проходило
мероприятие; один экземпляр описи оставьте себе;
- попросите, чтобы на договоре об охране мероприятия сделали отметку
о том, что администрация не имеет к вам претензий; другой вариант - сос-
тавьте в произвольной форме акт сдачи объекта (например, ресторана, в
котором проходила свадьба) из-под охраны, чтобы впоследствии к вам
нельзя было предъявить претензии за выявленный в ваше отсутствие ущерб Часто клиентам приходится выступать перед большими аудиториями. Свя-
житесь заранее с устроителями мероприятия, скоординируйте действия с те-
лохранителями других участников, узнайте, будет ли привлечена милиция Проведите предварительный осмотр актового и банкетного залов, смежных
помещений, автостоянки, обойдите здание кругом. Обратите внимание на
расположение туалета. Есть ли подходящее помещение для телевизионной
бригады, если таковая прибудет? Составленный план этажа размножьте и
раздайте каждому члену охранной команды. Возможно, потребуются дополни-
тельные средства пожаротушения, переносной металлодетектор на входе, ор-
ганизация камеры хранения во избежание проноса в зал громоздких вещей Наметьте расположение наблюдательных постов и, возможно, КПП: на сцене
позади, слева и справа от клиента, у выходов из зала. Для этого придет-
ся, в частности, зарезервировать несколько сидячих мест в зале. Хорошо,
если в зале имеется сцена: ее высота является преградой для большинства
присутствующих, а любая попытка вскарабкаться на сцену может быть вовре-
мя замечена и пресечена Большое значение имеет смысл собрания: может ли вспыхнуть острая дис-
куссия, велики ли политические разногласия приглашенных, могут ли зате-
саться в публику недоброжелатели клиента? Познакомьтесь с историей по-
добных мероприятий: случались ли ранее драки, броски предметов на сцену,
продумайте оборону в этих случаях. Обзаведитесь подробной программой ме-
роприятия, - то есть составленной не для публики, а для ведущего. Проду-
майте охранные мероприятия на время, когда в зале будет выключен свет, -
в частности, схему эвакуации клиента. Предусмотрено ли непосредственное
общение клиента с публикой (рукопожатия, объятия, поцелуи, вручение цве-
тов и подарков...), - на сцене или на последующем банкете? Поинтересуй-
тесь ценой билетов (если таковые имеются), чтобы хоть слегка сориентиро-
ваться в том, какая будет публика Узнайте, как, кем и в течение какого времени будет осуществляться
доступ приглашенных (купивших билеты) на мероприятие. Часто контролеры
покидают свои посты спустя полчаса после начала, когда, как им кажется,
пришли все опоздавшие. Как выглядят приглашения, есть ли на них фотогра-
фия приглашенного, - последнее очень желательно, чтобы затруднить пере-
дачу приглашения случайному лицу. Как запланированно поступить с челове-
ком, который заявит, что потерял (забыл) приглашение? Будут ли сверяться
приглашения со списком приглашенных (это обязательно следует делать)?
Возможна ли передача приглашения другому лицу? Возможен ли проход в зал
в верхней одежде - это нужно исключить с помощью гардероба и хорошего
отопления С помощью камеры хранения, которую обычно совмещают с гардеробом,
предотвратите проход с громоздкими вещами (сумками). Кто будет просмат-
ривать содержимое мелкой ручной клади - кейсов, пакетов, сумочек?
Возьмите на заметку: эта процедура многими воспринимается как унижение,
но оно заметно слабее, если на проверяющем униформа милиционера, швейца-
ра, камуфляж охранника... Узнайте, кем будет контролироваться доступ на
сцену технического персонала: часто подобный контроль попросту от-
сутствует. Позаботьтесь о том, чтобы допущенный за кулисы персонал был
помечен именными баджами Уделите внимание вопросам прихода и ухода клиента. Перед началом и
после окончания массовых мероприятий случаются столпотворение и давка Если клиент пожелает двигаться сквозь толпу, ромбического построения мо-
жет оказаться недостаточно: в таких случаях нередко используют 6-7 те-
лохранителей. Попытайтесь убедить клиента воспользоваться неприметным
боковым (задним) входом Оденьтесь приличествующим данному мероприятию образом, - это особенно
важно в случае мягкой охраны. Затрудните одновременный доступ из зала
большого числа посторонних на сцену, где находится ваш клиент. Можно,
конечно, перегородить проход, скрестив руки на груди (изобразив из себя
мишень), но это прием слабый и устаревший. В качестве препятствий ис-
пользуйте декоративные этажерки с цветочными горшками, рекламные щиты,
бархатные ("цирковые") канаты... О наличии этих материалов справьтесь
заранее. Позаботьтесь об охране многочисленных закулисных проходов на
сцену. Не упадет ли ваш клиент со ступеней подиума, - они должны быть
ровными и хорошо заметными, иметь перила. Будьте готовы, что клиент в
порыве чувств (либо споткнувшись о не замеченный вами провод) попытается
свалиться в оркестровую яму. Осмотрите место, предназначенное для вашего
клиента: не висит ли над ним тяжелое оборудование (динамики, усилители,
осветительные приборы, карнизы, кашпо...) и хорошо ли оно закреплено?
Прочен ли, наконец, стул для вашего клиента, - подобные вещи часто быва-
ют складными и хлипкими На подобных мероприятиях часто вручают подарки: их может быть
столько, что руки всей охранной команды окажутся заняты. Договоритесь
заранее с устроителями, что приедете за подарками позднее или попросите
их выслать по почте. Эта разумная мера заодно позволит проверить подарки
в спокойной обстановке на предмет их безопасности - в штабе, с помощью
необходимых приборов Особая песня - охрана клиента от журналистов и лиц, выдающих себя за
таковых. Крайне желательно, чтобы журналисты регистрировались перед на-
чалом мероприятия и получали заранее заказанные (и оплаченные) аккреди-
тационные карточки с фотографией и указанием фамилии и издания. Некото-
рые клиенты в рекламных целях требуют, чтобы охрана не препятствовала
доступу к ним журналистов (такую особенность отмечают у охраны небезыз-
вестного Владимира Брынцалова), и этим может воспользоваться противник В то же время помогите журналистам, особенно операторам телевидения,
разместиться в зале, иначе может возникнуть ненужная толчея. Узнайте при
аккредитации, кто из операторов будет подниматься с камерой на сцену, и
пресекайте не согласованные с вами попытки это сделать. По согласованию
с клиентом определите свое отношение к фото - и видеосъемкам, производи-
мым не журналистами, а самовольно отдельными приглашенными (пришедшими
по билетам). Если съемки запрещены, лучше всего оговорить это в тексте
приглашения или на бланке билета. Если планируется пресс-конференция или
интервью клиента, заранее подыщите удобное с точки зрения безопасности
помещение и допускайте туда по аккредитационным карточкам. Телохраните-
лям по возможности не стоит попадать в кадр или под свет софитов. Ваши
комментарии прессе относительно организации охранных мероприятий исклю-
чены Всякое мероприятие могут попытаться сорвать - по плану (диверсия) или
спонтанно. Недоброжелатели могут во время выступления клиента топать но-
гами, стучать металлическими предметами, захлопывать, петь, скандировать
и даже пытаться устроить физическую расправу. Зачастую такое поведение
тщательно планируется, и наличие у клиента охраны принимается противни-
ком во внимание. Помните, что вы охраняете конкретное лицо, а не мероп-
риятие, в котором оно участвует. При первых признаках диверсии приб-
лизьтесь к клиенту. Устранение диверсии или спонтанного беспорядка пре-
доставьте сотрудникам милиции или вашим коллегам, не находящимся в не-
посредственной близости к клиенту Распаленные подстрекателями массы могут заблокировать отъезд автомо-
биля с клиентом после мероприятия, - такую возможность нужно учесть, за-
ранее оценив характер мероприятия. Частичным выходом является скрытная
парковка автомобиля, близ удаленного входа. Если заблокирование все же
произошло, призовите на помощь милицию. Если охрана малочисленна, ста-
райтесь избежать стычек с разъяренной толпой: они резко снизят безопас-
ность клиента. < назад | к содержанию | вперед >
|