Анатолий Тарас - Телохранитель
к содержанию
5.8. Секретность
У противника всегда есть преимущество: внезапность. Противник знает,
когда ваш клиент выходит из дому, каким маршрутом следует на вокзал, ку-
да поедет, - и выберет самое слабое место. Противник знает, кого ваш
клиент обещал принять после обеда, - и попытается передать с ничего не
подозревающим человеком какую-нибудь гадость (бомбу, отраву...). В ваших
силах лишить противника его преимущества хотя бы отчасти. Относитесь к
планам и расписаниям клиента, как к служебной тайне. Если жена клиента
каждому встречному сообщает дату своего отъезда на Канары, ваши шансы
проводить ее в аэропорт без приключений заметно снижаются. Если ваш кли-
ент собирается продать квартиру, нужно, чтобы об этом знало как можно
меньше людей: соответственно, меньше будут и шансы на то, что сразу пос-
ле продажи на клиента будет совершенно нападение Объясните клиенту и его сотрудникам: нет ничего проще, чем подслушать
разговор, который ведется с помощью обычного или сотового телефона. Если
неизвестно точно, ведется прослушивание или нет, нужно всегда принять
для себя худший вариант. Не более сложно перлюстрировать корреспонденцию
и перехватывать сообщения, которые передаются посредством факсимильной и
пейджинговой связи. Убедите клиента приобрести к этим аппаратам средства
защитного кодирования электрических сигналов Убедите клиента и его близких никогда не произносить вслух без край-
ней нужды адреса, номера телефонов и фамилии, даты и точное время приез-
дов и отъездов, никому не описывать маршрутов, не обсуждать при посто-
ронних и по телефону планов поездок. Никогда не называйте вслух конкрет-
ные суммы денег, которые поступили на счет клиента или его фирмы: немало
людей жаждет подобной информации. Настаивайте на том, чтобы ни клиент,
ни его сотрудники не вели деловые разговоры (в том числе по телефону) в
присутствии посторонних Попросите клиента обратиться на АТС с просьбой убрать из компьютеров
справочной службы домашний и, если позволяет дело, рабочие телефоны. Эта
простая мера затруднит доступ к шефу, по крайней мере, ленивых недобро-
желателей. Также убедите клиента получать корреспонденцию на почте "до
востребования". Этим вы сократите на одно звено (почтальон) доставочную
цепочку и вместе с ней возможность перлюстрации писем. Учтите, что або-
нентский ящик - средство ненадежное, его ничего не стоит незаметно отк-
рыть любому человеку Исключите доступ посторонних в те помещения, где обрабатываются или
хранятся секретные документы как в бумажной, так и в электронной версии Секретные документы должны в отсутствие сотрудников храниться в их сто-
лах под замком, а еще лучше в сейфах. Испорченные дискеты уродуйте до
конца: вскройте пластмассовый корпус, извлеките гибкий диск, уничтожьте
(сожгите, нарежьте). Приучите к этому других сотрудников и членов семьи
клиента. Ненужные бумаги лучше всего сжигать. Посоветуйте клиенту приоб-
рести аппарат для уничтожения бумаги. Труха, в которую такие аппараты
превращают документы, не может быть прочитана. Следите, чтобы в мусор не
попадали неизмельченные документы. Объясните, что к документам относится
не только деловая, но и личная переписка: часто из нее можно почерпнуть
ценнейшую информацию. Возьмите на заметку: использованная несколько раз
копировальная бумага может быть прочитана!
Поскольку все эти простые соображения очень сложно донести до сотруд-
ников, не имеющих отношения к безопасности, то либо проверяйте выносимый
из офиса мусор, либо возложите на себя обязанность по уничтожению ненуж-
ных бумаг. А чтобы сотрудники все-таки не забывали о секретности, убеди-
те босса ввести систему наказаний для нарушителей режима Приучите их и к тому, чтобы в присутствии посетителей все документы,
независимо от их секретности, лежали на столах текстом вниз. Здесь дол-
жен выработаться автоматизм. Праздный человек даже без дурных намерений
имеет обыкновение читать все, что попадает на глаза Убедитесь, что за помещениями офиса или квартиры невозможно вести
наблюдение снаружи через окна, - даже с большого расстояния. Если вы об-
наружите такую возможность, добейтесь замены стекол на зеркальные, уста-
новки плотных жалюзи или штор. Специальное стекло может выдержать пулю,
но пропустит внимательный взгляд и к бумагам, и к мониторам. Проследите,
чтобы стол клиента не просматривался из окна; объясните клиенту, что ему
не следует находиться возле окна, - по крайней мере, без надобности Пусть клиент посмеивается над вами, называет ваше стремление к сек-
ретности манией или паранойей, оставайтесь непреклонны. Напомните, что
самый опасный враг тот, которого не знаешь. Постарайтесь исключить дос-
туп детей клиента и сотрудников к рабочим компьютерам. Ребенок может ис-
пользоваться разведкой противника, сам о том не подозревая. Засекречи-
вайте, по возможности, всю информацию о предполагаемых перемещениях кли-
ента: от его любовных свиданий до времени и места деловых переговоров Руководствуйтесь правилом: если можно промолчать, нужно промолчать. Люди
слишком часто становятся жертвами собственной болтливости. Язык за зуба-
ми держать проще и дешевле, чем обнаружить хитроумный подслушивающий
"жучок" Если вы располагаете информацией о готовящемся нападении, иногда по-
лезно подтолкнуть противника. Во-первых, он может напасть недостаточно
готовым; во-вторых, вы будете приблизительно знать время нападения и
максимально подготовитесь к отражению, свяжетесь с милицией, укроете
ценности. Такое подталкивание осуществляют с помощью дезинформации: пус-
кают слух о прибытии крупных материальных ценностей либо слух о дате и
времени поездки клиента. < назад | к содержанию | вперед >
|