WIDTH=1000>


НА ГЛАВНУЮ | БАЗОВЫЙ КУРС САМООБОРОНЫ | БИБЛИОТЕКА | ВИДЕО | STREET-WORKOUT | ЗДОРОВЬЕ

 

 

Анатолий Тарас - Телохранитель

к содержанию

 

5.8. Секретность

У противника всегда есть преимущество: внезапность. Противник знает, когда ваш клиент выходит из дому, каким маршрутом следует на вокзал, ку- да поедет, - и выберет самое слабое место. Противник знает, кого ваш клиент обещал принять после обеда, - и попытается передать с ничего не подозревающим человеком какую-нибудь гадость (бомбу, отраву...). В ваших силах лишить противника его преимущества хотя бы отчасти. Относитесь к планам и расписаниям клиента, как к служебной тайне. Если жена клиента каждому встречному сообщает дату своего отъезда на Канары, ваши шансы проводить ее в аэропорт без приключений заметно снижаются. Если ваш кли- ент собирается продать квартиру, нужно, чтобы об этом знало как можно меньше людей: соответственно, меньше будут и шансы на то, что сразу пос- ле продажи на клиента будет совершенно нападение

Объясните клиенту и его сотрудникам: нет ничего проще, чем подслушать разговор, который ведется с помощью обычного или сотового телефона. Если неизвестно точно, ведется прослушивание или нет, нужно всегда принять для себя худший вариант. Не более сложно перлюстрировать корреспонденцию и перехватывать сообщения, которые передаются посредством факсимильной и пейджинговой связи. Убедите клиента приобрести к этим аппаратам средства защитного кодирования электрических сигналов

Убедите клиента и его близких никогда не произносить вслух без край- ней нужды адреса, номера телефонов и фамилии, даты и точное время приез- дов и отъездов, никому не описывать маршрутов, не обсуждать при посто- ронних и по телефону планов поездок. Никогда не называйте вслух конкрет- ные суммы денег, которые поступили на счет клиента или его фирмы: немало людей жаждет подобной информации. Настаивайте на том, чтобы ни клиент, ни его сотрудники не вели деловые разговоры (в том числе по телефону) в присутствии посторонних

Попросите клиента обратиться на АТС с просьбой убрать из компьютеров справочной службы домашний и, если позволяет дело, рабочие телефоны. Эта простая мера затруднит доступ к шефу, по крайней мере, ленивых недобро- желателей. Также убедите клиента получать корреспонденцию на почте "до востребования". Этим вы сократите на одно звено (почтальон) доставочную цепочку и вместе с ней возможность перлюстрации писем. Учтите, что або- нентский ящик - средство ненадежное, его ничего не стоит незаметно отк- рыть любому человеку

Исключите доступ посторонних в те помещения, где обрабатываются или хранятся секретные документы как в бумажной, так и в электронной версии

Секретные документы должны в отсутствие сотрудников храниться в их сто- лах под замком, а еще лучше в сейфах. Испорченные дискеты уродуйте до конца: вскройте пластмассовый корпус, извлеките гибкий диск, уничтожьте (сожгите, нарежьте). Приучите к этому других сотрудников и членов семьи клиента. Ненужные бумаги лучше всего сжигать. Посоветуйте клиенту приоб- рести аппарат для уничтожения бумаги. Труха, в которую такие аппараты превращают документы, не может быть прочитана. Следите, чтобы в мусор не попадали неизмельченные документы. Объясните, что к документам относится не только деловая, но и личная переписка: часто из нее можно почерпнуть ценнейшую информацию. Возьмите на заметку: использованная несколько раз копировальная бумага может быть прочитана! Поскольку все эти простые соображения очень сложно донести до сотруд- ников, не имеющих отношения к безопасности, то либо проверяйте выносимый из офиса мусор, либо возложите на себя обязанность по уничтожению ненуж- ных бумаг. А чтобы сотрудники все-таки не забывали о секретности, убеди- те босса ввести систему наказаний для нарушителей режима

Приучите их и к тому, чтобы в присутствии посетителей все документы, независимо от их секретности, лежали на столах текстом вниз. Здесь дол- жен выработаться автоматизм. Праздный человек даже без дурных намерений имеет обыкновение читать все, что попадает на глаза

Убедитесь, что за помещениями офиса или квартиры невозможно вести наблюдение снаружи через окна, - даже с большого расстояния. Если вы об- наружите такую возможность, добейтесь замены стекол на зеркальные, уста- новки плотных жалюзи или штор. Специальное стекло может выдержать пулю, но пропустит внимательный взгляд и к бумагам, и к мониторам. Проследите, чтобы стол клиента не просматривался из окна; объясните клиенту, что ему не следует находиться возле окна, - по крайней мере, без надобности

Пусть клиент посмеивается над вами, называет ваше стремление к сек- ретности манией или паранойей, оставайтесь непреклонны. Напомните, что самый опасный враг тот, которого не знаешь. Постарайтесь исключить дос- туп детей клиента и сотрудников к рабочим компьютерам. Ребенок может ис- пользоваться разведкой противника, сам о том не подозревая. Засекречи- вайте, по возможности, всю информацию о предполагаемых перемещениях кли- ента: от его любовных свиданий до времени и места деловых переговоров

Руководствуйтесь правилом: если можно промолчать, нужно промолчать. Люди слишком часто становятся жертвами собственной болтливости. Язык за зуба- ми держать проще и дешевле, чем обнаружить хитроумный подслушивающий "жучок"

Если вы располагаете информацией о готовящемся нападении, иногда по- лезно подтолкнуть противника. Во-первых, он может напасть недостаточно готовым; во-вторых, вы будете приблизительно знать время нападения и максимально подготовитесь к отражению, свяжетесь с милицией, укроете ценности. Такое подталкивание осуществляют с помощью дезинформации: пус- кают слух о прибытии крупных материальных ценностей либо слух о дате и времени поездки клиента.

 

< назад | к содержанию | вперед >