Брюс Ли - Дао Джит Кун До
к содержанию
ИСКУССТВО ДУШИ
• Задача искусства — создать внутреннее видение мира, сформулировать эстетическое воплощение глубочайшим психических переживаний и стремлений человека. Она
должно делать понятными эти переживания и распознавать
их в общей структуре идеального мира.
• Искусство проявляется в понимании внутренней сущности
вещей и создает форму общения человека с «ничем», с природой абсолюта.
• Искусство есть выражение жизни, оно переступает пределы
и времени, и пространства.
• Мы должны пропустить наши души сквозь искусство, чтобы
придать новую, более совершенную форму и новый смысл и содержание окружающему миру.
• Самовыражение мастера есть его душа, проявленная в любом поступке, его школа, а также его «хладнокровие». За каждым движением музыка его души становится видимой.
В противном случае его движение - пустое, а пустое
движение подобно пустому слову — ничего не значит.
• Искусство никогда не бывает декорацией, украшением; наоборот,
это работа на пути познания. Искусство, другими
словами, — это способ достижения свободы.
• Искусство требует совершенного мастерства в приемах, развитого мыслью в душе.
• «Искусство без искусства» есть художественный процесс внутри художника; его смысл — это искусство души. Все движения различных инструментов — это шаги к абсолютному
эстетическому порогу души.
• Творчество в искусстве есть психическое раскрытие личности,
которое уходит корнями в ничто. Его эффект — это расширение и углубление рамок души.
• Искусство без искусства есть искусство души, спокойной, подобно лунному свету, отражающемуся на поверхности глубокого озера. Конечная цель мастера — это использование
его повседневной деятельности, чтобы стать масте-
3 Зак. 455
65
ром прошлой жизни и таким образом овладеть искусством
настоящей. Мастер в любом искусстве должен сначала
быть мастером живого, так как душа творит все.
• Действительно, трудно видеть ситуацию просто — наш ум весьма сложен. Легко научить человека быть искусным,
но трудно научить его иметь собственную позицию. Все неясности должны отпасть прежде, чем ученик сможет
назвать себя мастером.
• Искусство есть путь к абсолюту и к сущности человеческой
жизни. Задача искусства — не односторонняя поддержка
духа, души или чувств, а полное и всеобъемлющее
раскрытие всех человеческих способностей — мыслей,
чувств, воли — всего жизненного ритма мира природы.
Итак, пусть неслышный голос будет услышан, и душа сама сольется с ним в гармоничном созвучии.
• Высокая квалификация мастера, следовательно, еще не означает
творческого совершенства. Она остается, скорее, продолжающейся умеренностью или отражением некоторой
ступени в психическом развитии. Творческое совершенство
не следует искать в форме или высших ее проявлениях.
Оно должно исходить из человеческой души.
• Творческая деятельность не лежит в самом искусстве как таковом. Она проникает в глубинный мир, в котором все формы искусства текут вместе и в котором гармония души и космоса в «ничто» имеет свой выход в реальность.
• Поэтому именно творческий процесс есть реальность, а реальность есть истина.
• Путь к истине
1. ПОИСКИ ИСТИНЫ.
2. УЗНАВАНИЕ ИСТИНЫ (и форм ее существования).
3. ВОСПРИЯТИЕ ИСТИНЫ (Этот процесс подобен восприятию
движения).
4. ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ (опытный философ прак-
66
шикует это для понимания ДАО).
5. ПОЗНАНИЕ ИСТИНЫ.
6. ОВЛАДЕНИЕ ИСТИНОЙ.
7. ЗАБЫВАНИЕ ИСТИНЫ.
8. ЗАБЫВАНИЕ НОСИТЕЛЯ ИСТИНЫ.
9. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПЕРВОИСТОЧНИКУ, ГДЕ ЛЕЖАТ КОРНИ ИСТИНЫ.
10. ПОКОЙ В «НИЧТО».
< назад | к содержанию | вперед >
|