Айны народность: Кто такие айны и почему их существование в России скрывается до сих пор

Айны. В поисках ариев... - Услышь свою душу... — LiveJournal

"Вся человеческая культура, все достижения искусства,
науки и техники, свидетелями которых мы сегодня являемся,
- плоды творчества арийцев…
Он [ариец] — Прометей человечества,
со светлого чела которого во все времена
слетали искры гениальности, разжигающие огонь знаний,
освещающий мглу мрачного невежества,
что позволило человеку возвыситься над другими
существами Земли."
А.Гитлер


Приступаю к самой сложной теме, в которой всё перепутано, дискредитировано и намеренно запутано - распространение потомков переселенцев с Марса по Евразии (и дальше).
Готовя эту статью в ин-те я нашла порядка 10 определений кто такие арии, арийцы, их соотношение со славянами и пр. У каждого автора свой взгляд на вопрос. Но никто не берёт широко и глубоко в тысячелетия. Самое глубокое - самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии, но это только II тыс. до н.э. При этом в легендах ирано-индийских ариев есть указания на то, что они пришли с севера, т.е. расширяется география и временной отрезок.
Повозможности я буду ссылаться на внешние данные и y-хромосому R1a1, но как показывают наблюдения это только "приблизительные" данные. За тысячелетия марсиане (арии) подмешали свою кровь многим народам на территории Евразии, а  y-хромосома R1a1 (которую считают почему-то маркером истинных арийцев) появилась всего 4000 лет назад (правда уже видела, что 10000 лет назад, но это все равно пока ещё не бьется с 40 000 лет, когда появился первый кроманьёнец, он же марсианин-переселенец).

Самым верным остаются предания народов и их символы.
Начну с самого "затерянного" народа - с айнов.



А́йны (アイヌ айну, букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время айны остались в основном только в Японии. Согласно официальным цифрам, численность их в Японии составляет 25 000, однако по неофициальной статистике, она может доходить до 200 000 чел. В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае.

foto-280


Группа айнов, фото 1904 года.

Происхождение айнов в настоящее время остается неясным. Европейцы, столкнувшиеся с айнами в ХVII веке, были поражены их внешним видом. В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), черты лица их были похожи на европейские. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран. Имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы:

  • Айны родственны индоевропейцам кавкасионной расе — этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма.
  • Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга — эту теорию выдвинул Л. Я. Штернберг и она доминировала в советской этнографии. (Эта теория в настоящее время не подтвердилась, хотя бы потому, что культура айну в Японии намного древнее культуры австронезийцев в Индонезии).
  • Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера/из Сибири— такой точки зрения придерживаются, в основном, японские антропологи.

Пока что доподлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов,

Кто такие айны, и почему власти России до сих пор отрицают их существование

Этот народ старше египтян или шумеров. Их женщины делали на лице татуировки, напоминающие улыбку Джокера, а мужчины носили огромные бороды. В то же время, это один из самых угнетенных и бесправных народов мира. Само их существование отрицается уже на протяжении нескольких веков

Специально для mixstuff – Игорь Абрамов

Две женщины в традиционных костюмах стоят напротив друг друга. Одна держит в руках карандаш для глаз, с помощью которого она пытается нарисовать на своем лице знаменитую улыбку Джокера из комиксов про Бэтмена.

«Ася, делай вот так…, – говорит другая молодая женщина по-русски, пальцами показывая, как это делается – от одной щеки к другой. Черный карандаш оставляет след, похожий на угольный, на щеках женщины и вокруг ее рта. «Ого, настоящая айну!», – с удовлетворением восклицает она.

Они приехали на японский остров Хоккайдо, где существует несколько резерваций айнов. Это очень древняя народность, которая когда-то населяла огромные территории на берегах Тихого океана, включая современную Японию, остров Сахалин, Курильские острова и южную часть Камчатского полуострова. По официальным данным, в Японии сохранилось только 25 тысяч айнов, а в России – всего несколько десятков.

В России вообще мало что о них известно. Сведения об айнах можно пересчитать по пальцам одной руки: они жили на Дальнем Востоке; они подвергались преследованиям на протяжении всей своей долгой истории; и, наконец, айны

народ России, который считали вымершим — Рамблер/новости

Загадочный народ айнов обитал на территории Дальнего Востока с незапамятных времен, сохранился его жизненный уклад и с приходом русских. Все начало меняться в конце XIX столетия после обострения отношений между Россией и Японией.

Бородатые люди

Айны (или айну) буквально означает «человек». Исконный ареал расселения этого этноса – юг Камчатки, Курилы, Сахалин, низовья Амура, а также Японские острова. По предположению ученых, первые айны появились здесь примерно 15 тысяч лет назад, однако неизвестно откуда они пришли.

Европейцы, впервые столкнувшиеся с айнами в XVII столетии, были поражены их внешностью: светлолицые, с европейским разрезом глаз, мужчины с густой бородой и усами – они разительно отличались от соседних народов монголоидного типа.[С-BLOCK]

Традиционными занятиями айнов всегда являлись охота и рыболовство. В качестве оружия они преимущественно использовали короткий меч, ножи и лук, нередко с отравленными стрелами.

Существуют две гипотезы миграции айнов. Первая гласит, что айны пришли на Дальний Восток из Северной Сибири, вторая указывает на южные острова Тихого океана.

Последняя версия кажется более правдоподобной, так как у айнов наблюдается некоторая близость к аборигенам Австралии и Полинезии: строение лица и носа, спиральный орнамент на одежде, набедренные повязки как у экваториальных племен, лук, сходный с оружием полинезийцев.[С-BLOCK]

Популярная версия о родстве айнов с европейцами, в частности, с кавкасиоидной расой, не подтвердилась. Результаты ДНК-анализа никакого генетического родства между айнами и индоевропейцами не выявили.

Приблизительно с 500 года до н. э. с Японских островов айнов начали вытеснять пришельцы монголоидного типа – предки современных японцев. Однако хоть и малочисленные, но воинственные айны долгое время не позволяли чужакам согнать себя с обжитых мест. Но из-за усилившегося притока завоевателей им все же пришлось сконцентрироваться на территориях Хоккайдо, Курил и Сахалина.

Впервые русские первопроходцы встретились с айнами в конце XVII столетия на Камчатке. С амурскими и северокурильскими айнами отношения установились лишь в XVIII веке. Айны сразу признали в русских друзей, к середине XVIII столетия около полутора тысяч представителей этого этноса приняли российское подданство.

Любопытно, когда японцы впервые вышли на контакт с русскими, они с трудом их отличали от айнов, хотя сами русские отчетливо видели разницу: айны были более смуглыми, преимущественно темноглазыми. В описании первых русских исследователей айны больше походили на цыган.

Иван Крузенштерн писал так: «Народ айну – кроткий, скромный, доверчивый, вежливый, уважающий собственность... Бескорыстие, откровенность – их обычные качества. Они правдивы и не терпят обмана».

К сожалению, айны все чаще стали подвергаться со стороны русских эксплуатации и притеснению. Даже российские ученые признавали, что положение айнов на японском Хоккайдо было куда лучше, чем на принадлежащих России Курилах. Уже в середине XIX столетия российские айны мало-помалу начинают переселяться на японские территории.[С-BLOCK]

Работавший на Дальнем Востоке врач Добротворский отмечал, что «в середине XIX века на Южном Сахалине у бухты Буссе было 8 больших поселений айнов, по 200 человек в каждом минимум. Через 25 лет не осталось ни одного села».

Мореплаватель Иван Крузенштерн, писатель Антон Чехов и ссыльный польский этнограф Бронислав Пилсудский как-то пытались отстаивать права айнов, однако их голоса в защиту малого народа никто не услышал.

Когда по условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года («об обмене территориями») Курилы отошли Японии, вместе с островами в Страну восходящего солнца автоматически переместились все курильские поселения айнов. Только 83 представителя этого этноса пожелали остаться в Российской империи. Они сообщили об этом 18 сентября 1877 года по прибытии в Петропавловск-Камчатский.

Царское правительство предложило оставшимся айнам переселиться в резервацию на Командорские острова, на что они ответили отказом. Четыре месяца брели айны пешком, пока не дошли до камчадальской деревни Явино, где и решили обосноваться. Позднее рядом вырос еще один поселок айнов – Голыгино. Проведенная в 1897 году перепись констатировала, что в Голыгино проживают 57 айнов, в Явино – 33.

После поражения России в Русско-японской войне 1904-1905 годов положение российских айнов стало еще хуже. По сути, они были брошены на произвол судьбы. Всем оставшимся айнам было предложено отправиться в Японию. В итоге Россию покинули свыше 90% представителей этой народности.

В советское время к айнам относились не лучше. В частности, новые власти уничтожили Голыгино и Явино, отправив всех жителей в селение Запорожье Усть-Большерецкого района Камчатского края. Со временем они ассимилировались с камчадалами.

Многим другим айнам повезло еще меньше. В 1930-е людей с айнскими фамилиями ссылали в ГУЛАГ – власти почему-то считали их японцами. Айны стали поголовно менять свои фамилии на русские. В 1979 году этноним «айны» был вычеркнут из списка этнических групп СССР: народ был признан вымершим.

Тем не менее айны выжили. По итогам переписи населения 2010 года айнами себя назвали 109 человек, 94 из них проживают на Камчатке. Однако, по заявлению этнологов, чистокровных айнов в России фактически не осталось.

Но они сохранились в Японии. По официальным данным, на Японских островах их около 25 000 человек. Практически все они заняты в сфере туризма – обслуживают и развлекают жаждущих экзотики туристов.

В 2008 году парламент Японии признал айнов национальным меньшинством. Теперь японские власти проводят специальные мероприятия, направленные на поддержку малого этноса. Сегодня в материальном плане жизнь айнов практически ничем не отличается от жизни коренных японцев.

Айны - это... Что такое Айны?

Ambox scales.svg Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Группа айнов в традиционных костюмах, 1904 Расселение айнов в конце XIX века

А́йны (яп. アイヌ айну?, букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время айны остались в основном только в Японии. Согласно официальным цифрам, численность их в Японии составляет 25 000, однако по неофициальной статистике, она может доходить до 200 000 чел.

[1] В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае[2].

История

Происхождение

Мужчина айну (около 1880).

Происхождение айнов в настоящее время остаётся неясным. Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом. В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), черты лица их были похожи на европейские. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран. Имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы:

Несмотря на то, что построения Штернберга об айнско-австронезийском родстве не подтвердились, хотя бы потому, что культура айну в Японии намного древнее культуры австронезийцев в Индонезии, сама по себе гипотеза южного происхождения айнов в настоящее время представляется более перспективной ввиду того, что в последнее время появились определённые лингвистические, генетические и этнографические данные, позволяющие предполагать, что айны могут быть дальними родственниками народам мяо-яо, живущим в Южном Китае и ЮВА.

Пока что доподлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов, ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии и, вообще, всех популяций Дальнего Востока и Тихого океана, а сближаются только с людьми эпохи Дзёмон[3], которые являются непосредственными предками исторических айнов. В принципе, нет большой ошибки в том, чтобы ставить знак равенства между людьми эпохи Дзёмон и айнами[4].

На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до. н. э.[5] и создали неолитическую культуру Дзёмон[6]. Достоверно не известно откуда айны пришли на Японские острова, но известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова — от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки — о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики, например: Цусима — туйма — «далекий», Фудзи — хуци — «бабушка» — камуй очага[7], Цукуба — ту ку па — «голова двух луков»/«двухлуковая гора», Яматай — Я ма та и — «место, где море рассекает сушу»[8] (Очень возможно, что легендарное государство Яматай, о котором говорится в китайских хрониках, было древнеайнским государством[источник не указан 37 дней].) Также немало сведений о топонимах айнского происхождения на Хонсю можно найти в работах Киндаити Кёсукэ[9].

Хозяйство и общество

Айны не занимались земледелием, а основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота, поэтому для айнов было жизненно важно сохранять равновесие в природной среде и в человеческой популяции: не допускать демографических взрывов. Именно поэтому у айну никогда не существовало крупных поселений, и основной социальной единицей была локальная группа — на айнском языке — утар/утари — «люди, живущие в одном поселке/на одной реке». Поскольку для поддержания жизни такой культуре было необходимо значительное пространство природы, то поселения неолитических айнов были достаточно удалены друг от друга и именно поэтому ещё в достаточно раннее время айны расселились дисперсно по всем островам японского архипелага.

Борьба с захватчиками

Примерно с середины эпохи Дзёмон на Японские острова начинают прибывать другие этнические группы. Вначале прибывают мигранты из Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Южного Китая. Мигранты из ЮВА, в основном, говорят на австронезийских языках. Они селятся преимущественно на южных островах японского архипелага и начинают практиковать земледелие, а именно рисоводство. Поскольку рис очень продуктивная культура, то он позволяет жить достаточно большому числу людей на очень небольшой территории. Постепенно число земледельцев увеличивается и они начинают оказывать давление на окружающую природную среду и таким образом угрожать природному равновесию, которое столь важно для нормального существования культуры неолитических айнов. Начинается миграция айнов на Сахалин, нижний Амур, Приморье и Курильские острова. Затем, в конце эпохи Дзёмон — начале Яёй на Японские острова прибывает несколько этнических групп из Центральной Азии. Они занимались скотоводством и охотой и говорили на алтайских языках. (Эти этнические группы дали начало корейскому и японскому этносам.) Согласно японскому антропологу Ока Масао самый мощный клан тех алтайских мигрантов, которые осели на Японских островах, развился в то, что потом получило название «род тэнно».

Когда складывается государство Ямато, начинается эпоха постоянной войны между государством Ямато и айнами. (В настоящее время есть все основания считать, что государство Ямато — это развитие древнеайнского[источник не указан 37 дней] государства Яматай. Так, например, исследование ДНК японцев показало, что доминирующей Y хромосомой у японцев является D2, то есть, та Y хромосома, которая обнаруживается у 80 % айнов, но почти отсутствует у корейцев. Это говорит о том, что правили люди дзёмонского антропологического типа, а не яёйского. Здесь также важно иметь в виду, что существовали различные группы айнов: одни занимались собирательством, охотой и рыболовством, а другие создавали более сложные социальные системы. И вполне возможно, что те айны, с которыми позднее вело войны государство Ямато, рассматривались как «дикари» и государством Яматай.)

Противостояние государства Ямато и айнов продолжалось почти полторы тысячи лет. Длительное время (начиная с восьмого и почти до пятнадцатого века) граница государства Ямато проходила в районе современного города Сэндай, и северная часть острова Хонсю была очень плохо освоена японцами. В военном отношении японцы очень долго уступали айнам. Вот как охарактеризованы айны в японской хронике «Нихон сёки», где они фигурируют под именем эмиси/эбису; слово эмиси по всей видимости происходит от айнского слова emus — «меч»: «Среди восточных дикарей самые сильные — эмиси. Мужчины и женщины у них соединяются беспорядочно, кто отец, кто сын — не различается. Зимой они живут в пещерах, летом в гнездах [на деревьях]. Носят звериные шкуры, пьют сырую кровь, старший и младший братья друг другу не доверяют. В горы они взбираются подобно птицам, по траве мчатся как дикие звери. Добро забывают, но если им вред причинить — непременно отомстят. Ещё — спрятав стрелы в волосах и привязав клинок под одеждой, они, собравшись гурьбой соплеменников, нарушают границы или же, разведав, где поля и шелковица, грабят народ страны Ямато. Если на них нападают, они скрываются в траве, если преследуют — взбираются в горы. Издревле и поныне они не подчиняются владыкам Ямато.» Даже если учесть, что большая часть этого текста из «Нихон сёки» является стандартной характеристикой любых «варваров», заимствованной японцами из древнекитайских хроник «Вэньсюань» и «Лицзи», то все равно айну охарактеризованы достаточно точно. Лишь через несколько веков постоянных стычек из японских военных отрядов, оборонявших северные границы Ямато сформировалось то, что впоследствии получило наименование «самурайство». Самурайская культура и самурайская техника ведения боя во многом восходят к айнским боевым приемам и несут в себе множество айнских элементов, а отдельные самурайские кланы по своему происхождению являются айнскими, наиболее известный — клан Абэ.

Только в середине XV века небольшой группе самураев во главе с Такэда Нобухирō удалось переправиться на Хоккайдо, который тогда назывался Эдзо, (здесь следует отметить, что японцы называли айнов эдзо — 蝦夷 или 夷 — эмиси/эбису, что означало «варвары», «дикари») и основал на южной оконечности острова (на полуострове Осима) первое японское поселение. Такэда Нобухиро считается основателем клана Мацумаэ, который правил островом Хоккайдо до 1798 года, а затем управление перешло в руки центрального правительства. В ходе колонизации острова самураям клана Мацумаэ постоянно приходилось сталкиваться с вооружённым сопротивлением со стороны айнов.

Из наиболее значительных выступлений следует отметить: борьбу айнов под предводительством Косямаина (1457 г.), выступления айнов в 1512—1515 годах, в 1525 г., под предводительством вождя Танасягаси (1529 г.), Тариконны (1536 г.), Мэннаукэи (Хэнаукэ) (1643 г.), и под предводительством Сягусяина (1669 г.), а также множество более мелких выступлений.

Следует, однако, отметить, что эти выступления, в сущности, не были только «айнской борьбой против японцев», а среди повстанцев было немало японцев. Это была не столько борьба айнов против японцев, сколько борьба жителей острова Эдзо за независимость от центрального правительства. Это была борьба за контроль над выгодными торговыми путями: через остров Эдзо проходил торговый путь в Маньчжурию.

Наиболее значимым из всех выступлений было восстание под предводительством Сягусяина. По многим свидетельствам Сягусяин не принадлежал к айнской аристократии — ниспа, а был просто неким харизматическим лидером. Очевидно, что вначале его поддерживали далеко не все айны. Здесь также следует учитывать, что на протяжении всей войны с японцами айны по большей части действовали отдельными локальными группами и никогда не собирали большие соединения. Путем насилия и принуждения Сягусяину удалось прийти к власти и объединить под своей властью очень многих айнов южных районов Хоккайдо. Вероятно, что по ходу осуществления своих планов Сягусяин перечёркивал некоторые очень важные установления и константы айнской культуры. Можно даже утверждать, что вполне очевидно, что Сягусяин был не традиционным вождем — старейшиной локальной группы, а что он смотрел далеко в будущее и что он понимал, что айнам совершенно необходимо осваивать современные технологии (в широком смысле этого слова) если они хотят и дальше продолжать независимое существование.

В этом плане Сягусяин, пожалуй, был одним из наиболее прогрессивных людей айнской культуры. Первоначально действия Сягусяина были очень удачными. Ему удалось практически полностью уничтожить войска Мацумаэ и выгнать японцев с Хоккайдо. Цаси (укреплённое поселение) Сягусяина находилось в районе современного города Сидзунай на самой высокой точке при впадении реки Сидзунай в Тихий Океан. Однако его восстание было обречено, как все другие, предшествующие и последующие выступления. На наш[источник не указан 632 дня] взгляд, причина поражения Сягусяина и не только Сягусяина, но и вообще причина поражения айнов в их борьбе с японцами коренится вовсе не в том, что айны были менее искусными воинами, а в том, что основные парадигмы айнской культуры радикальнейшим образом отличались от основных парадигм японской культуры.

Культура айнов — охотничья культура, культура, которая никогда не знала больших поселений, в которой самой крупной социальной единицей была локальная группа. Айны всерьёз полагали, что все задачи, которые ставит перед ними внешний мир, могут быть решены силами одной локальной группы. В айнской культуре человек значил слишком много, чтобы его можно было использовать как винтик, что было характерно для культур, основой которых было земледелие, а в особенности — рисоводство, которое позволяет жить очень большому числу людей на крайне ограниченной территории.

Система управления в Мацумаэ была следующей: самураям клана раздавались прибрежные участки (которые фактически принадлежали айнам), но самураи не умели и не желали заниматься ни рыболовством, ни охотой, поэтому сдавали эти участки в аренду откупщикам. Поэтому все дела вершили откупщики. Они набирали себе помощников: переводчиков и надсмотрщиков. Переводчики и надсмотрщики совершали множество злоупотреблений: жестоко обращались со стариками и детьми, насиловали айнских женщин, ругань в отношении айнов была самым обычным делом. Айны находились фактически на положении рабов. В японской системе «исправления нравов» полное бесправие айнов сочеталось с постоянным унижением их этнического достоинства. Мелочная, доведённая до абсурда регламентация жизни была направлена на то, чтобы парализовать волю айнов. Многие молодые айны изымались из своего традиционного окружения и направлялись японцами на различные работы, например, айны из центральных районов Хоккайдо посылались на работу на морские промыслы Кунашира и Итурупа (которые в то время также были колонизированы японцами), где жили в условиях неестественной скученности, не имея возможности поддерживать традиционный образ жизни.

По сути дела, здесь можно говорить о геноциде айну. Все это привело к новым вооружённым выступлениям: восстанию на Кунашире в 1789. Ход событий был такой: японский промышленник Хидая пытается открыть на тогда ещё независимом айнском Кунашире свои фактории, вождь Кунашира — Тукиноэ не разрешает ему сделать это, захватывает все товары, привезённые японцами, и отправляет японцев обратно в Мацумаэ, в ответ на это японцы объявляют экономические санкции против Кунашира, и после 8 лет блокады Тукиноэ позволяет Хидая открыть несколько факторий на острове, население немедленно попадает в кабалу к японцам, через некоторое время айны под предводительством Тукиноэ и Икитои поднимают восстание против японцев и очень быстро одерживают верх, но несколько японцев спасается, добирается до столицы Мацумаэ и клан Мацумаэ посылает войска для подавления мятежа.

Ассимиляция

После подавления восстания айнов Кунашира и Мэнаси центральное сёгунское правительство прислало комиссию. Чиновники центрального правительства рекомендовали пересмотреть политику в отношении аборигенного населения: отменить жестокие указы, назначить в каждый район врачей, обучить японскому языку, земледелию, постепенно приобщать к японским обычаям. Так началась ассимиляция. Настоящая колонизация Хоккайдо началась лишь после реставрации Мэйдзи, имевшей место в 1868: мужчин заставляли стричь бороды, женщинам запрещали делать татуировку губ, носить традиционную айнскую одежду. Ещё в начале XIX века были введены запреты на проведение айнских ритуалов, в особенности, медвежьего праздника[10].

Стремительно росло число японских колонистов Хоккайдо: так в 1897 на остров переселилилось 64 тысячи 350 человек, в 1898 — 63 тысячи 630, а в 1901 — 50 тысяч 100 человек. в 1903 году население Хоккайдо состояло из 845 тысяч японцев и всего лишь 18 тысяч айну . Начался период самой жестокой японизации хоккайдоских айну[11].

По Симодскому договору 1855 года Сахалин был в общем японско-русском пользовании, а Курильские острова разделены следующим образом: Япония владела грядой Хабомаи, Кунаширом и Итурупом, а Россия — островами от Урупа до Шумушу. И Курильские айны более тяготели к русским, нежели к японцам: многие из них владели русским языком и были православными. Причина подобного положения вещей заключалась в том, что русские колониальные порядки, несмотря на многие злоупотребления сборщиков ясака и вооруженные конфликты, спровоцированные казаками, были куда мягче японских. Айны не вырывались из своей традиционной среды, их не заставляли радикально менять образ жизни, не низводили до положения рабов. Они жили там же, где жили и до прихода русских и занимались теми же самыми занятиями.

В 1875 по Петербургскому договору весь Сахалин был закреплен за Россией, а все Курильские острова переданы Японии.

Северокурильские айны не решились расстаться со своей родиной. И тогда их постигла самая тяжкая участь: японцы перевезли всех Северокурильских айнов на остров Шикотан, отняли у них все орудия лова и лодки, запретили выходить в море без разрешения; вместо этого айны привлекались на различные работы, за которые получали рис, овощи, немного рыбы и сакэ, что абсолютно не соответствовало традиционному рациону Северокурильских айнов, который состоял из мяса морских животных и рыбы. Кроме того, курильские айну оказались на Шикотане в условиях неестественной скученности, в то время как характерной этноэкологической чертой курильских айнов было расселение мелкими группами, причем многие острова оставались вообще незаселенными и использовались айнами как охотничьи угодья щадящего режима. Нужно также учитывать, что на Шикотане жило много японцев.

Очень многие айны умерли в первый же год. Разрушение традиционного уклада Курильских айну привело к тому, что большинство жителей резервации ушли из жизни. Однако об ужасной участи Курильских айнов очень скоро стало известно японской и зарубежной общественности. Резервацию ликвидировали. Уцелевшую горстку — не более 20 человек, больных и обнищавших, — вывезли на Хоккайдо. В 70-е годы имелись данные о 17 курильских айнах, однако, сколько из них являлись выходцами с Шикотана — неясно.

На Сахалине, в то время, когда он был в совместном японско-русском пользовании, айны находились в кабальной зависимости от сезонных японских промышленников, приезжающих на лето. Японцы перегораживали устья крупных нерестовых рек, поэтому рыба просто-напросто не доходила до верховий, и айнам приходилось выходить на берег моря, чтобы добыть хоть какое-то пропитание. Здесь они сразу же попадали в зависимость от японцев. Японцы выдавали айнам снасти и отбирали из улова все самое лучшее, свои собственные снасти айнам иметь запрещалось. С отъездом японцев айны оставались без достаточного запаса рыбы, и к концу зимы у них почти всегда наступал голод. Русская администрация занималась северной частью острова, отдав южную произволу японских промышленников, которые, понимая, что их пребывание на острове будет недолгим, стремились как можно интенсивнее эксплуатировать его природные богатства. После того как по Петербургскому договору Сахалин перешёл в безраздельное владение России, положение айнов несколько улучшилось, однако, нельзя сказать, что устройство на Сахалине каторги способствовало развитию айнской культуры.

После Русско-японской войны, когда южный Сахалин превратился в губернаторство Карафуто, старые японские порядки вернулись вновь. Остров интенсивно заселялся иммигрантами, вскоре пришлое население многократно превысило айнское. В 1914 всех айнов Карафуто собрали в 10 населенных пунктах. Передвижение жителей этих резерваций по острову ограничивалось. Японцы всячески боролись с традиционной культурой, традиционными верованиями айну, пытались заставить айну жить по-японски. Так, например, был запрещен медвежий праздник, в домах айнов наряду с инау появляются буцудан и камидана[источник не указан 252 дня]. Ассимиляционным целям служило и обращение в 1933 всех айнов в японских подданных. Всем присвоили японские фамилии, а молодое поколение в дальнейшем получало и японские имена.

После поражения Японии во второй мировой войне в 1945 году именно как японские подданные айны попали под репатриацию. Остались только около 200 человек.

Современные айну

В настоящее время в Японии проживает около 25 000 айну (200 000 по неофициальным данным). 6 июня 2008 года японский парламент признал айнов самостоятельным национальным меньшинством, что, однако, никак не изменило ситуации и не привело к росту самосознания, потому что все айну полностью ассимилированы и ничем практически не отличаются от японцев, они знают о своей культуре зачастую намного меньше японских антропологов и не стремятся её поддерживать, что объясняется длительной дискриминацией айнов[12]. При этом сама по себе айнская культура полностью поставлена на службу туризму и, по сути дела, представляет собой разновидность театра. Японцы и сами айну культивируют экзотику на потребу туристам. Наиболее яркий пример — бренд «айны и медведи»: на Хоккайдо почти в каждой сувенирной лавке можно встретить маленькие фигурки медвежат, вырезанные из дерева. Вопреки расхожему мнению, у айнов существовало табу на вырезание статуэток медведя, а вышеупомянутое ремесло было, по свидетельству Эмико Онуки-Тирни, привезено японцами из Швейцарии в 1920-е годы и только потом внедрено среди айнов.

В России по переписи 2010 года, проживает 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае.[2]

Язык

Айнский язык современной лингвистикой рассматривается как изолированный. Позиция айнского языка в генеалогической классификации языков до сих пор остается неустановленной. В этом отношении ситуация в лингвистике подобна ситуации в антропологии. Айнский язык радикальным образом отличается от японского, нивхского, ительменского, китайского, а также прочих языков Дальнего Востока, ЮВА и Тихого океана. В настоящее время айны полностью перешли на японский язык, и айнский уже практически можно считать мёртвым. В 2006 году примерно 200 человек из 30000 айнов владели айнским языком[13]. Разные диалекты хорошо взаимопонимаемы. В историческое время у айнов не было своего письма, хотя, возможно, имелось письмо в конце эпохи Дзёмон — начале Яёй. В настоящее время для записи айнского языка используется практическая латиница или катакана. Также у айнов существовали своя мифология и богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и сказания в стихах и прозе.

См. также

Примечания

  1. Poisson, B. 2002, The Ainu of Japan, Lerner Publications, Minneapolis, p.5.
  2. 1 2 Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.: СОСТАВ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ «ЛИЦА, УКАЗАВШИЕ ДРУГИЕ ОТВЕТЫ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ» ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
  3. Hanihara K. Dual Structure Model for the Formation of the Japanese Population//International Symposium on Japanese as a member of the Asian and Pacific population/Ed. Hanihara K. September 25 — 29, 1990, Kyoto
  4. Акулов А. Ю. К истории вопроса о цорпок-куру. Связи культуры айну с культурой Дзёмон//Этнографическое Обозрение № 2, 2007
  5. История Японии. Т.I С древнейших времен до 1868 г., М., Институт востоковедения РАН. — 659 с.
  6. Munro N.G. Prehistoric Japan, Yokohama, 1911
  7. Chamberlain B.H. The language, Mythology and Geographical Nomenclature of Japan Viewed in the Light of Aino Studies//Memoires of the Literature College, Imperial University of Japan 1, 1 — 75, 1887
  8. Хасимото К. 橋本潔 Айну го дэ ходоку Гиси вадзин дэн アイヌ語で解く「魏志倭人伝」 Сведения о людях ва из хроники Вэй-чжи, интерпретированные при помощи айнского языка
  9. Киндаити К. 金田一京助Кодай эмиси то айну 古代蝦夷とアイヌ Древние эмиси и айны, Токио, 2004
  10. Таксами Ч. М., Косарев В. Д. Кто вы айны?; Miyajima T. The Land of Elms
  11. Васильевский Р. С. По следам древних культур Хоккайдо: 35
  12. Айнский вопрос. Имеют ли японцы права на … японские острова?
  13. akulov-11-1

Библиография

  • Арутюнов С. А., Щебеньков В. Г. Древнейший народ Японии. М.: Наука, 1992
  • Б. Пилсудский Фольклор сахалинских айнов Сахалинское областное книжное изд-во, 61 с. 2002
  • Невский, Н. А. Айнский фольклор. Наука, Глав. ред. восточной лит-ры, 173 с. 1972
  • Кондратов Александр. Земля людей — Земля языков. — М.: Детская литература, 1974.
  • Онуки-Тирни Э. Айны северо-западного побережья Южного Сахалина пер. с англ., подготовка к печати и примечания Роон Т. П. // Краеведческий бюллетень № 1-4, 1996, Южно — Сахалинск,
  • Спеваковский А. Б. Духи, оборотни, демоны, божества айнов М., 1988
  • Таксами Ч. М. Косарев В. Д. Кто вы айны? М., Издательство «Мысль» 318 с. 1990 ISBN 5-244-00431-X
  • Miyajima T. Land of Elms. The History, Culture, and Present Day Situation of the Ainu People Eng. Transl. Witmer R., Canada, 1998
  • Munro N.G. Ainu creed and cult N.Y. — London, 1963
  • Munro N.G. Prehistoric Japan Yokohama 1911
  • Ohnuki-Tierney E. Ainu of North-West Cost of Southern Sakhalin N-Y, 1984

Ссылки

Кто такие Айны? (часть 1)

Прочитать предыдущую статью «Где такое Сахалин?» 

Айны были коренными жителями той местности, где в период совместного русско-японского владения островом, в1870 г., было основано поселение, которому впоследствии суждено было вырасти в город Томари.

Кем были эти таинственные айны, почему они выбрали для жизни именно это место?
Как они сюда попали, чем занимались, как жили?

Попробую разобраться сам, и готов поделиться.

Кто такие Айны?

В Википедии есть большая статья, посвященная айнам.
Она дает такое определение:

А́йны (яп. アイヌ [айну], букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время айны остались только в Японии.

По одним данным, в Японии их насчитывается примерно 30 000: около 25 000 живут на Хоккайдо, остальные — в других частях Японии, в основном, в Токио.
По другим авторитетным источникам (например), айны сохранились в незначительном количестве лишь на острове Хоккайдо (Япония), но уж никак не в Токио.
Но — оставим этот спор специалистам.

Еще один спор, в котором я не участвую:
как правильно склоняется название племени:
[именительный падеж:] «Айны»;
[родительный падеж:] «Айнов» или «Айну»?…

Откуда вы взялись, «настоящие люди»?

Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом.
В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками – икупасюй, или икунись), черты лица их были больше похожи на европейские.

Вот, если присмотреться к этому фото, то прямо скажем, что два паренька, второй и третий справа на снимке, имеют типичные славянские лица!

Несмотря на жизнь в суровом климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран. Их внешний вид и уклад жизни никак не совпадал с известными к тому времени другими представителями племен, населявших этот суровый регион.

Ни по своим антропологическим данным, ни своей культурой айны не похожи на других представителей Восточной Азии.
До сих пор этнографы не пришли к единому пониманию в вопросе о происхождении айнов, выдвигая то северную, то южную, то даже западную гипотезы о происхождения этой народности:
-Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера и (или) из Сибири — такой точки зрения придерживаются, в основном, японские антропологи.
-Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга — эту теорию выдвинул Л. Я. Штернберг и она доминировала в советской этнографии.
-Айны родственны семитам/индоевропейцам/кавкасионной расе — этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма, Р. Тории.

Несмотря на то, что предпложеия Л.Я. Штернберга об айнско-австронезийском родстве не подтвердились, хотя бы потому, что культура айну в Японии намного древнее культуры австронезийцев в Индонезии, сама по себе гипотеза южного происхождения айнов в настоящее время представляется более перспективной, в виду того, что в последнее время появились определенные лингвистические, генетические и этнографические данные, позволяющие предполагать, что айны могут быть дальними родственниками народам мяо-яо, живущим в Южном Китае и Юго-Восточной Азии.

Пока что доподлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов, ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии и, вообще, всех популяций Дальнего Востока и Тихого океана, а сближаются только с людьми эпохи Дзёмон, которые являются непосредственными предками исторических айнов.

Одним из первых на вопрос, кто такие айны, попытался ответить мореплаватель Жан Франсуа Лаперуз. По его мнению, они очень близки к европейцам. Противники этой версии, соглашаясь с тем, что в Сибири и Центральной Азии жили когда-то европеоидные племена, не находят доказательств того, что они вышли к берегам Тихого океана.

Ряд советских ученых (Л. Я. Штернберг, М. Г. Левин, А. П. Окладников, С. А. Арутюнов) поддерживали теорию родства айнов с австралоидами южных морей. В доказательстве использовался тот факт, что национальный орнамент айнов сильно похож на узоры, украшающие одежду новозеландских маори, наскальные рисунки Австралии, Полинезии и Меланезии. В его основе лежат те-же ромбы, спирали, меандры. Так-же, айны — единственный народ северо-востока Азии, имевший ткацкий станок, и этот станок — полинезийского типа.

И в завершение, айны использовали отравленные стрелы. И это, и способ крепления отравленных наконечников сходны с тем, что применялись в Индонезии и на Филиппинах.

Дополнительную информацию для размышлений дает и изучение мифологии айнов.
Самым великим духом айны считали Небесного Змея. И тут можно вспомнить о могущественной Змее-Радуге австралийцев, о Боге-Змее Микронезии. Суматра, Калимантан, Филиппины, Тайвань — на этой дуге находятся культуры, имеющие сходные с айнской элементы. Ученые предполагают, что все они вышли с материка Сунда, соединявшего в прошлом большую часть перечисленных островов, а вместе с ними, возможно, Японские острова и Сахалин с Юго-Восточной Азией.
Но «родственников» Небесного Змея можно найти не только в легендах малайцев и полинезийцев, но и в эпосе монголов, легендах финикийцев, в сказаниях американских индейцев и на костяной бляшке, пролежавшей тысячи лет в земле на берегу Ангары.

Культура айнов — охотничья культура.
Они не занимались земледелием.
Основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота, поэтому для айнов было жизненно важно сохранять равновесие в природной среде.
Айны не допускали демографических взрывов.

Поскольку для поддержания жизни такой культуре было необходимо значительное пространство природы, то поселения неолитических айнов были достаточно удалены друг от друга и именно поэтому айны расселились мелкими группами по всем островам японского архипелага.

У айну никогда не существовало крупных поселений, и основной социальной единицей была локальная группа — на айнском языке — [утар]/[утари] — «люди, живущие в одном поселке/на одной реке».

В айнской культуре человек значил слишком много.
Согласно верований айну, они считали, что все задачи, которые ставит перед ними внешний мир, могут быть решены силами одной локальной группы.
В качестве сравнения: для культур, основой которых было земледелие, а в особенности — рисоводство, было характерно понимание отдельного человека как ничтожного элемента в общей конструкции общества, что, между прочим, позволяет жить очень большому числу людей на крайне ограниченной территории.

Изучая быт и обычаи айнов, можно было прийти к выводу о том, что они состояли из противоречивых соединений:
— они жили в землянках, обычных для народов побережья Охотского моря, но иногда строили каркасные дома, похожие на жилища уроженцев Юго-Восточной Азии;
— носили «пояса стыдливости» обитателей южных морей и глухую меховую одежду северян;
— в их искусстве прослеживаются отголоски культур племен южного тропика, Сибири и севера Тихого океана.

Айнский язык современной лингвистикой рассматривается как изолированный.
Позиция айнского языка в генеалогической классификации языков до сих пор остается не установленной.
В этом отношении ситуация в лингвистике подобна ситуации в антропологии.
Айнский язык радикальным образом отличается от японского, нивхского, ительменского, китайского, а также прочих языков Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Тихого океана.
В настоящее время айны полностью перешли на японский язык, и айнский уже практически можно считать мёртвым. В 2006 году примерно 200 человек из 30000 айнов владели айнским языком.
Разные диалекты хорошо взаимопонимаемы.

В историческое время у айнов не было своего письма.
В настоящее время для записи айнского языка используется практическая латиница или катакана.

Также у айнов существовали своя мифология и богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и сказания в стихах и прозе.

Нельзя здесь упустить и упоминание о наиболее фантастической теории происхождения айнов.
Она состоит в том, что их предки прилетели с небес.
Согласно этой теории айны и теперь поддерживают контакт со своими космическими сородичами, только хранят это в тайне.
Теория базируется на сравнении описаний пришельцев, посещающих Землю на летающих тарелках, и  айнов – и те и другие ни на кого не похожи, зато прослеживаются некоторые странные аналогии…
Так, например, среди наиболее известных таких фактов рассматриваются загадочные статуэтки «догу», символизирующие собой мать-прародительницу. Многим специалистам эти статуэтки весьма напоминают изображение космических пришельцев в скафандрах.

В довершение этого рассказа, чтобы немного сгладить интригу, приведу мнение современных ученых-антропологов о путях расселения человечества по землям современного Дальневосточного региона.

Итак, предки современного человека на землях Дальнего Востока появились около миллиона лет назад. Самые же древние стоянки людей палеолита в этом регионе имеют возраст более 60 тыс. лет.

Считается, что заселение Японских островов первопредками современного человека шло и со стороны Сахалина, и со стороны Корейского полуострова, то есть и через Охотию, и через Ниппониду (источник).

Есть целый ряд доказательств, в том числе, приведенных в данной статье, которые позволяют сделать вывод о существовании островного и прибрежного мира родственных культур, который простирался от Австралии до Нижнего Амура, и далее — до Камчатки. А истоки древнейшего пласта этих культур затонули в период повышения уровня Мирового океана. Общие элементы этих родственных культур, возникли еще у протоавстралоидов, населявших в плейстоцене несуществующий ныне материк Сунда. Этот материковый массив, ныне скрытый под водой, объединял большую часть Зондских островов, Калимантан, Филиппины, Японские острова и Сахалин с Юго-Восточной Азией. Отсюда, возможно, вышли и айны, которые, оказавшись после затопления Сунды, Ниппониды и Охотии в изоляции на островах Японского архипелага, Сахалине и Курилах, сохранили исчезнувший на Азиатском континенте древний антропологический тип.

Гибель Сунды, опускание ее участков, ставших мелководным шельфом опоясывающих Восточную и Юго-Восточную Азию морей, завершилось лишь несколько тысяч лет назад, после того как уровень Мирового океана стал близок к современному (источник).

Несмотря на эту информацию, всё же, откуда пришли айны, сочетающие в себе черты трех рас – европеоидной, монголоидной и негроидной, на Японские острова — достоверно неизвестно.

В древних китайских хрониках есть упоминание про легендарное государство Яматай. Может быть оно было древнеайнским государством?

[продолжение следует]

Последующие части:   2,   3,   4

 WW         :0)

last update 22.01.2012

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

Айны

 

Айны (Айну, Ейны, Куриль, Курильцы)

(Самоназвание: яп. アイヌ Айну «человек», «настоящий человек»)

 

Взгляд из прошлого 

 

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:

- Курильцы живут на Курильских островах и в южной части Сахалина. Для курильцев характерно длинное вытянутое лицо, темная борода и того же цвета волосы, густые и настолько длинные, что покрывают все тело.

 

Благодаря очень скромным потребностям они могут переносить трудности и лишения жизни, перекочевывая с острова на остров Курильской гряды на байдарках.

У них нет постоянных домов, живут они в юртах.

Эти жилища приспособлены не более чем для того, чтобы переждать в них зиму, по окончании которой землянки покидаются.

В известном смысле их можно назвать кочевниками, но кочевниками морскими.

 

"Народы России. Этнографические очерки" (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880:

- Курильцы отличаются продолговатым и плоским лицом, темной бородою и темными волосами, но такими

густыми и длинными, что они покрывают все тело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Они очень угрюмы и склонны к самоубийству. Потребности их весьма ограничены, и они удовлетворяют их при своем бродячем образе жизни, плавая вдоль Курильских островов на своих челноках, называемых байдарками.  Жилищ постоянныхне имеют, а живут в землянках, или юртах, построенных из плавучего леса, годных только для зимнего жилья, и покидают их летом.  Айносы, или курильцы, могут назваться кочевниками: на своих байдарках они постоянно снуют с места на место. 

Точнее было бы назвать их «морскими кочевниками». Любимое место их экскурсий — остров Парамушир, самый большой из Курильских островов. Они ежегодно занимаются меновой торговлей; главный промысел их составляет торговля камчатскими бобрами. Как русские поданные они живут на Сахалине.

 

А.Никольский, "На Сахалине", 1882:

- Собаки — главное богатство айнов, это — их скот. Зимой айн ездит на них, запрягая в нарты от 10 до 15 штук; при помощи их находит он добычу в тайге, их же он и убивает на празднествах и для угощения гостей. Гостеприимство среди айнов весьма развито, они постоянно в сношениях между собою, узнают и передают новости и угощаются взаимно. Собак айны едят свежеубитых. Содранную кожу выминают на платье, а мясо варят и едят с удовольствием. В обыкновенные дни, впрочем, употребляется для варки исключительно рыба. Громадное ее богатство на Сахалине дает возможность айнам заготовить изрядное ее количество на зиму.

Мужчины работают сравнительно меньше женщин. Во время летнего хода рыбы они поражают своей выносливостью; выходя ранним утром, задолго до восхода солнца, они остаются на работе до самых поздних сумерек, почти не отдыхая среди дня. Зато зимой с первым сильным морозом или большим снегом начинается полное бездельничанье, шатание по соседним юртам в качестве гостя, курение табаку, питье «саке» и почти непрерывная еда. Изредка соберется айн на охоту для промысла шкурок и мяса.

Женщина помогает в рыбной ловле, готовит юколу, варит пищу для работающего на промыслах или на речке мужчины, выкапывает длинным кривым ножом мучнистые корни, заготовляет их впрок, кормит и воспитывает детей, а зимой готовит для своих и для гостей иной раз 6 или 7 варок, шьет и вышивает платье, ткет ткань, сучит и прядет нитки из крапивы, носит воду, собирает дрова и топит очаг.

Занята она круглый год с утра до ночи.

 

Современные источники

Айны древнейшее население Японских островов, низовьев Амура, Камчатки, Сахалина и Курильских островов

В настоящее время остались в основном только в Японии.

Согласно официальным цифрам, численность их в Японии составляет 25 000, однако по статистике, численность тех, кто относит себя к их потомкам, может доходить до 200 000 чел.

В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае.

Принято считать, что как минимум 1000 человек имеют айнское происхождение.

Большинство из тех, кто признал себя айну, проживают на территории Камчатки, хотя на самом деле, наибольшее число Айнов (хоть они себя таковыми и не признают) живут на Сахалине

 

Происхождение Айнов в настоящее время остаётся абсолютно неясным.

Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним, не монголоидным видом.

Айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), австралоидные черты их лица по некоторому ряду признаков были похожи на европейские.

Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран.

Имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы:

- Айны родственны европеоидам (кавкасионной расе) — этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма.

- Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга — эту теорию выдвинул Л. Я. Штернберг и она доминировала в советской этнографии.

- Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера/из Сибири — такой точки зрения придерживаются в основном японские антропологи.

На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до н. э. и создали неолитическую культуру Дзёмон.

Даже японцы не могли отличить Айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (Айну со светлыми волосами).

Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и Айну — два разных народа. Тем не менее, для русских Айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми».

Первые русские исследователи описывали Айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

 

Основными отраслями хозяйства Айнов являлись собирательство, рыболовство и охота, поэтому для них было жизненно важно сохранять равновесие в природной среде и в человеческой популяции: не допуская демографических взрывов.

Именно поэтому у Айну никогда не существовало крупных поселений, и основной социальной единицей была локальная группа — на айнском языке — утар/утари — «люди, живущие в одном поселке/на одной реке».

 

Религия

Для верований Айнов характерно представления Пантеизма о единстве и одухотворенности Мира, личностно-субъективной сознательности его частных проявлений.

Как минимум до конце XIX века у Айнов существовала практика религиозных жертвоприношений, связанных с культом медведя и орла.

Медведь символизирует дух охотника.

Айны приносили в жертву медведя, которого выращивали специально для праздника.

Хозяин дома, который устраивал медвежий праздник, приглашал на это мероприятие как можно большее количество гостей.

После убийства медведя его голову помещали в восточном окне дома (сакральное место в каждом доме айну), по поверьям в голове медведя обитает его дух.

Ещё каждый присутствующий на церемонии должен был испить кровь медведя из специальной чаши, которая передавалась по кругу между гостями, это символизировало разделение силы медведя между присутствующими и подчеркивало их причастность к ритуалу перед богами.

Айны отказывались фотографироваться или же быть зарисованными исследователями.

Это объясняется тем, что айны верили в то, что фотографии и различные их изображения, особенно обнаженные или с малым количеством одежды, забирали часть жизни изображенного на фотографии.

Известно о нескольких случаях конфискации айнами зарисовок, сделанных исследователями, занимавшимися изучением айнов.

К нашему времени это суеверие себя изжило и имело место лишь в конце 19 века.

Согласно традиционным представлениям, одним из животных, относящимся к «силам зла» или же демонам, является змея.

Айны не убивают змей несмотря на то, что они являются источником опасности, так как верят, что злой дух, обитающий в теле змеи, после убийства покинет её тело и вселится в тело убийцы.

Также айны верят, что если змея найдет кого-либо спящим на улице, то она заползет спящему в рот и возьмёт контроль над его разумом.

В результате человек сходит с ума

 

История

Достоверно не известно, откуда айны пришли на Японские острова, но известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова — от Рюкю до Хоккайдо, а также большую половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки — о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики.

Например: Цусима — туйма — «далекий», Фудзи — хуци — «бабушка» — камуй очага, Цукуба — ту ку па — «голова двух луков»/«двухлуковая гора», Яматай — Я ма та и — «место, где море рассекает сушу»[. Также немало сведений о топонимах айнского происхождения на Хонсю можно найти в работах Киндаити Кёсукэ

 

Впервые камчатские Айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века.

Отношения с амурскими и северокурильскими Айну установились в XVIII веке.

По Симодскому договору 1855 года Сахалин был в общем японско-русском пользовании, а Курильские острова разделены так: Япония владела грядой Хабомаи, Кунаширом и Итурупом, а Россия — островами от Урупа до Шумушу

В 1875 по Петербургскому договору весь Сахалин был закреплен за Россией, а все Курильские острова переданы Японии.

Портсмутский мирный договор 1905 года вновь передавал Юг Сахалина Японии.

Российских Айну можно поделить на шесть групп, из которых три вымерли полностью.

1. Камчатские айну — в русскоязычных текстах встречаются как Камчатские куриль.

Прекратили существование как отдельный народ и последний раз замечены русскими исследователями в XVIII веке.

2. Северокурильские айну — Куриль в русских текстах, до 1875 года существовали под управлением русских.

В основном проживали на острове Шумшу и частично на Парамушире.

Общая численность в 1860 году составляла 221 человек.

Вымерли или мигрировали в Японию в период и после Второй мировой войны.

Считается, что часть представителей, менее 100 человек в данный момент проживают на территории Усть-Большерецкого района.

3. Южнокурильские айну — до XVIII века насчитывалось более 2000 человек, в основном на Кунашире, Итурупе и Урупе.

В России выжило только 6 человек (все из семьи Накамура).

4. Амурские айну -Отмечены Брониславом Пилсудским в начале XX века.

Во время переписи 1926 года было зарегистрировано только 26 чистокровных представителей (на территории Николаевского округа).

В данный момент никто в Хабаровском крае не называет себя айну.

5. Северосахалинские айну — только пять чистокровных представителей были зарегистрированы во время переписи 1926 года.

Большинство сахалинских айну (в основном с побережья) были переселены на Хоккайдо в 1875 году японцами.

Как племя вымерли, хотя ещё можно найти отдельных жителей с айнскими корнями.

6. Южносахалинские айну — После Второй мировой почти все Айну эвакуировались на Хоккайдо.

И лишь отдельные изолированные представители остались на Сахалине.

В 1949 году насчитывалось около 100 айнов, проживающих на советском Сахалине.

Три последних чистокровных представителя умерли в 1980-х.

Сейчас остаются только представители со смешанным происхождением (русские-айну, японцы-айну и нивхи-айну).

Их несколько сотен, но немногие из них считают себя айнами.

 

Командорские острова в свое время планировалось использовать как убежище для депортируемых, с островов Атка, Атту, Фокс, Андреанов и пр., алеутов после того, как Аляска была куплена США.

В 1827 году на Беринговых островах жило 110 человек (из которых 93 алеуты или алеутско-русские креолы).

После передачи Курил Японии в 1875 году, российское правительство вывезло 83 северокурильских Айну, которые 18 сентября 1877 года прибыли в Петропавловск-Камчатский.

Однако они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагалось.

После чего, с марта 1881 года, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где и обосновались.

Позже была основана деревня Голыгино. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году. Перепись 1897 года указывает на 57 человек населения Голыгино (все — айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских).

Советской властью обе деревни были уничтожены, а жители переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района.

В итоге, три данные этнические группы исчезли

 

Северокурильские айну в данный момент — самая большая подгруппа айну на территории России.

Семья Накамура (южнокурильская по отцовской линии) — наименьшая и насчитывает только 6 человек, живущих в Петропавловске-Камчатском.

На Сахалине есть несколько тех, кто определяет себя как айну, но гораздо больше айну себя таковыми не признают.

Большинство из 888 японцев, проживающих в России (перепись 2010), имеют айнское происхождение, хоть и не признают это (чистокровным японцам разрешён въезд в Японию без визы).

Похожая ситуация с амурскими айнами, проживающими в Хабаровске.

Считается, что из и из камчатских айну в живых уже никто не остался.

Во время царского режима айну было запрещено идентифицировать себя таковыми, в то время, как японцы заявляли, что все регионы, на которых обитали или обитают айны, являются частью Японии.

Термины «Куриль», «Камчатские Куриль» и прочие использовались для обозначения этнических групп.

В советское время люди с айнскими фамилиями высылались в ГУЛАГи и трудовые лагеря, так как считались японцами.

В итоге, большое количество айнов поменяли свои фамилии на славянские.

Чтобы искоренить группу Айнов, СССР убрали термин «айну» из списка национальностей, которые могут быть указаны в паспорты.

Из-за этого детям, родившимся после 1945 года, невозможно было считать себя айнами.

7 февраля 1953 года начальник Управления Уполномоченного Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К.К. Омельченко запретил прессе публиковать любую информацию о проживании айнов на территории СССР.

И только через 20 лет приказ был отменён.

В 1979 году СССР вычёркивает этноним «Айну» из списка «живых» этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер.

В течение переписи 2010 года около 100 человек попытались зарегистрировать себя как айны, но правительство Камчатского края отклонило их претензии и записало их как камчадалов.

В 2011 году глава Айнского сообщества Камчатки Алексей Владимирович Накамура направил письмо губернатору Камчатки Владимиру Ильюхину и председателю местной думы Борису Невзорову с просьбой включить айнов в Список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Запрос был также отклонён.

Алексей Накамура сообщает, что в 2012 году в России отмечено 205 айнов (сравните с 12 людьми, отметившимися в 2008), и они, как и курильские камчадалы, борются за официальное признание.

 

Айнский язык вымер в России много десятилетий назад.

Большерецкие куриль прекратили говорить на своём языке в начале XX века. В 1979 году только три человека на Сахалине могли бегло говорить по-айнски, и там язык полностью вымер к 1980-м годам.

Хотя Кэйдзо Накамура бегло говорил на сахалинско-айнском и даже перевёл несколько документов на русский для НКВД, он не передал язык своему сыну.

Такэ Асаи, последний, кто знал сахалинский айнский язык, умер в Японии в 1994 году.

А федерального признания они так и не получили.

 

Пока айну не признаны, они отмечаются как люди без национальности, как этнические русские или камчадалы.

Поэтому в 2016 году, и курильские айну, и курильские камчадалы лишены прав на охоту и рыбалку, которая есть у малочисленных народов Дальнего Севера.

 

Национальная одежда

 

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

кто они?: koparev — LiveJournal

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • iOS & Android
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

айнов - Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Мужчина-айну ткает традиционную одежду

Айны - коренное население северной Японии и восточной части России, в основном в районе реки Амур, Сахалине, Курильских островах и на полуострове Камчатка. Этот термин также используется для обозначения их культуры [1] и языка [2] в регионе Эзо (Хоккайдо). [3]

История [изменение | изменить источник]

Большинство их предков, люди Дзёмон, прибыли в Японию около 30 000–15 000 лет назад из Средней Азии и южной Сибири. [4] Их в значительной степени заменили протояпонцы, прибывшие из юго-восточного Китая около 2000 лет назад. У айнов есть сильное сходство с палеолитическими европейцами и людьми Ближнего Востока, а также с группами коренных американцев северо-западного прибрежного культурного района Северной Америки. [5] Некоторые ученые считают, что они были родственниками эмиси северного Хонсю.

Во время и после периода Яёи они подвергались нападениям со стороны первых японцев.Айны и родственные им племена потеряли большую часть своих земель на Хонсю, многие были убиты или порабощены японцами-яёй. После подъема Ямато на Хонсю осталось мало айнов. После реставрации Мэйдзи в конце 1800-х годов японцы начали колонизировать Хоккайдо, посылая туда своих людей. Они заставили айнов покинуть теплое побережье Хоккайдо и попробовать поселиться в горах посреди острова. Айну не разрешалось ловить рыбу лосося или охотиться на оленей. От айнов требовалось говорить по-японски и использовать японские имена.Японские ученые и охотники за сокровищами раскапывали могилы айнов и крали тела и артефакты. [6]

Русским айнам повезло больше, и они жили своей традиционной жизнью до Второй мировой войны, когда они были вынуждены вести себя, как другие русские. [7] [8]

В апреле 2019 года айны были признаны коренным населением северной Японии, и остальная часть Японии начала думать о своей культуре как о хорошей и ценной. [6] Однако айны по-прежнему сталкиваются с дискриминацией в Японии.Большинство японцев за пределами Хоккайдо принимают айнов за иностранцев или туристов. [9]

Культура [изменить | изменить источник]

Их культура основана на древней культуре Дзёмон северной Японии и востока России. Их исконная народная религия имеет некоторое сходство с ранним синтоизмом. Их богов называют камуй , аналогично японскому ками . Они занимались сельским хозяйством, но также были охотниками-собирателями. Айны славятся своими красивыми изделиями из дерева и искусства.

Айны жили в деревнях под названием котан и часто строились вдоль рек или озер. В каждой деревне проживало не менее четырех-семи семей, а иногда и более десяти. Традиционный дом назывался цисе или цисей .

Они говорят на языке айнов. Язык айнов классифицируется как языковой обособленный, хотя существует несколько теорий о генетической связи. Некоторые лингвисты предполагают связь с алтайскими языками, в то время как другие предлагают связь с индоевропейскими языками. [10] [11] Некоторые сходства существуют также с языками коренных народов Северной Америки. [12]

Генетическое исследование, опубликованное в научном журнале «Nature» Джинамом и др. С использованием анализа ДНК всего генома, показало, что айны обладают уникальными характеристиками и отличаются от жителей Восточной Евразии. У айнов есть гены, которые также встречаются у европейцев. [13]

ДНК, связанная с айнами, обнаружена у северных японцев, некоторых жителей Центральной Азии и нескольких групп в юго-восточной Сибири. [14]

Другие исследования обнаружили связь между айнами, палеолитическими сибиряками и некоторыми коренными американцами. [15]

В 2020 году было обнаружено, что древние образцы кобанской культуры на северном и центральном Кавказе имеют общие родословные с айнами. ЯДНК D1a2 обнаружена в нескольких образцах кобанских погребений. [16]

  1. ↑ Бэтчелор, Джон. (1902). Sea-Girt Yezo: Взгляд на миссионерскую работу в Северной Японии, с.7-8.
  2. ↑ Нуссбаум, Луи-Фредерик. (2005). «Айны» в Японской энциклопедии , стр. 113.
  3. ↑ Нуссбаум, «Эзо», стр. 184.
  4. Денун, Дональд; Хадсон, Марк; Маккормак, Гаван (20 ноября 2001 г.). Мультикультурная Япония: от палеолита до постмодерна . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521003629 .
  5. ↑ Источники в Старом Свете о первых человеческих обитателях Нового Света: Сравнительный черепно-лицевой вид - C. Loring Brace et al.2001 г.
  6. 6,0 6,1 Элли Кобб (20 мая 2020 г.). «Забытые коренные народы Японии». BBC. Проверено 25 июня 2020 г.
  7. ↑ Левинсон, Дэвид (2002). Энциклопедия современной Азии . 1 . Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 72. ISBN 978-0-684-80617-4 .
  8. ↑ Уокер, Бретт (2001). Завоевание земель айнов: экология и культура в японской экспансии, 1590–1800 . Беркли: Калифорнийский университет Press.С. 49–56, 61–71, 172–176. ISBN 978-0-52022-736-1 .
  9. «Наконец-то признание айнов Японии». 6 июня 2008 г. Проверено 23 декабря 2019 г.
  10. Згуста, Ричард (10 июля 2015 г.). Народы Северо-Восточной Азии во времени: доколониальные этнические и культурные процессы вдоль побережья между Хоккайдо и Беринговым проливом . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-30043-9 .
  11. Ссылка, 5 томов под редакцией Кирстен.«Происхождение языка айнов: индоевропейские споры между айнами». 大学 OPAC . Проверено 21 декабря, 2019. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка)
  12. ↑ https://www.sav.sk/journals/uploads/101415063_Tambovtsev.pdf
  13. Jinam, Timothy A .; Канзава-Кирияма, Хидеаки; Иноуэ, Итуро; Токунага, Кацуши; Омото, Кейчи; Сайто, Наруя (октябрь 2015 г.). «Уникальные характеристики айнов в Северной Японии». Журнал генетики человека . 60 (10): 565–571. DOI: 10.1038 / jhg.2015.79. ISSN 1435-232X. Мы также сообщаем о нескольких локусах SNP, которые сильно различаются у айнов и японцев. К ним относятся два гена, связанных со строением лица у европейцев.
  14. Чон, Чунгвон; Накагоме, Сигеки; Ди Риенцо, Анна (2016-1). «Глубокая история народов Восточной Азии, выявленная с помощью генетического анализа айнов». Генетика . 202 (1): 261–272.DOI: 10.1534 / genetics.115.178673. ISSN 0016-6731. PMC 4701090. PMID 26500257.
  15. Токунага, Кацуши; Охаши, Джун; Баннаи, Макото; Джуджи, Такео (1 сентября 2001 г.). «Генетическая связь между азиатами и коренными американцами: данные по генам и гаплотипам HLA». Иммунология человека . 62 (9): 1001–1008. DOI: 10.1016 / S0198-8859 (01) 00301-9. ISSN 0198-8859.
  16. Булыгина, Евгения; Цыганкова, Светлана; Шарко, Федор; Слободова Наталья; Груздева Наталья; Расторгуев Сергей; Белинский, Андрей; Херке, Генрих; Кадиева, Анна (1 июня 2020 г.).«Митохондриальное и Y-хромосомное разнообразие доисторической кобанской культуры Северного Кавказа». Журнал археологических наук: отчеты . 31 : 102357. DOI: 10.1016 / j.jasrep.2020.102357. ISSN 2352-409X.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с айнов .
.

айнов - определение народа айну по The Free Dictionary

Премьер-министр Синдзо Абэ также попытался привлечь внимание к вопросам гендерного равенства во внешнеполитических кругах, в то время как у себя дома правительство недавно заявило, что более формально признает права коренного народа айнов. Все эти акценты отражают публично заявленные ценности и здесь, в Новой Зеландии. По словам Маруямы, другие фракции айнов, такие как Сахалинская ассоциация айнов, Ассоциация монбецу айнов и Гражданский альянс за изучение политики айнов, также остались в неведении. несовместимы с международными стандартами прав человека, которые требуют «свободного, предварительного и осознанного согласия».«Он считает, что, избегая множества точек зрения айнов, правительство продолжает колонизировать айнов.« Айны вряд ли могут отражать свое собственное мнение по вопросам, которые их затрагивают », - подчеркнул он. Братья вместе с 27-летними Аму и Ханнако, хранились в музее Хоккайдо, чтобы показать, как коренные жители айнов однажды убивали взрослых медведей и крали их потомство, чтобы держать их в качестве домашних животных. Братья вместе с 27-летними Аму и Ханнако содержались в Хоккайдо А- музей, чтобы показать, как коренной народ айнов однажды убил взрослых медведей и украл их потомство, чтобы держать их в качестве домашних животных.Он объяснил, что изначально на Хоккайдо жили только айны и животные. Известно, что торговые пути существовали с айнами на Хоккайдо на севере Японии через Сахалин в России, отмечая то, что было бы северо-восточной оконечностью Шелкового пути. заводить друзей, будь то орнитологи, сержанты или коренные айны. Любой, кто встречает ее, просто немного влюбляется: факт.SAPPORO - Политическая партия, созданная в январе прошлого года для лучшего представления коренного народа айнов Японии, отказалась от своего плана выставить 10 кандидатов на выборах в Палату советников после того, как не смогла собрать достаточные средства на кампанию.Киндай хоппо ши: айны миндзоку то дзёсэй то [Современная история северных регионов: айны и женщины]. Группа экспертов по вопросам безопасности и защиты и группа экспертов по политике в отношении коренного народа айнов были упразднены, но ожидается, что они Новые дополнения включают традиционный танец айнов на Хоккайдо, северная Япония, который исполняют местные айны, и «гагаку», одно из традиционных исполнительских искусств Японии, для которого характерны длинные медленные песни и танцевальные движения, по мнению агентства.Директор Сиканского национального музея Карлос Элера сообщил газете El Comercio, что Шинода обнаружил, что люди, которые жили более 1000 лет назад в нынешнем регионе Ламбаеке, примерно в 800 км к северу от Лимы, имели генетические связи с современными популяциями. Эквадора, Колумбии, Сибири, Тайваня и айнов северной Японии. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *