План-конспект урока по ОБЖ (10 класс): Автономное пребывание человека в природе
Автономное пребывание человека в природной среде
Цель урока: Сформировать у учащихся убеждения в необходимости общения с окружающей природной средой для сохранения и укрепления своего здоровья, а также в потребности целенаправленной подготовки к автономному существованию в природной среде.
Время: 40 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала.
1. Беседа по вопросам
— Какие места считаются особенно опасными в метро?
— Какие меры безопасности необходимо соблюдать на железнодорожном транспорте?
— Перечислите правила безопасного поведения в городском транспорте.
— Каковы правила предупреждения дорожно-транспортного травматизма пешеходов?
— Что является началом опасной ситуации пешехода? — Кто такой водитель, пешеход?
2. Сообщение темы и цели урока
III. Изучение новой темы
Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природной среды и не может существовать вне ее. Однако для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания: построил города, развил комплексную систему жизнеобеспечения и удовлетворения своих потребностей. При этом человек отделился от естественной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Однако все блага цивилизации не могут заменить человеку то, что дает ему общение с природой. Чем больше благ предоставляет человеку цивилизация, тем сильнее он нуждается в общении с естественной природной средой для восстановления своих духовных и физических сил.
Общение с природой помогает человеку формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовать себя на их выполнение, добиваться поставленной цели. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты.
В то же время любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.
Живя в городе, человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации.
В природной среде все иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой, а в некоторых случаях – соорудить для себя временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Человек должен уметь обеспечивать свое автономное существование в природной среде.
В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и что дает окружающая природная среда.
Цели добровольной автономии.
Внимание! Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.
Цели добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.
Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.
Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его
жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.
Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия
Дополнительные материалы.
Наиболее доступным и эффективным видом подготовки к автономному пребыванию человека в природной среде является активный туризм.
Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.
Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью, протяженностью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах
людей с разной подготовкой.
Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее шести дней, протяженность маршрута 130 км.
Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяженность – не менее 300 км.
Выводы
1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
IV. Итог урока
1. Закрепление темы урока
— При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в
природной среде? Вспомните или найдите в средствах массовой информации примеры
автономного существования в природной среде.
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы решиться на добровольную
автономию в природной среде?
2. Домашнее задание: § 1 стр. 6-9, задание под запись: Подберите из художественной литературы примеры автономного существования человека в природной среде (например, рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»).
Используя прочитанный материал, сформулируйте основные качества, которые помогли герою художественного произведения выжить в трудных условиях.
Решите ситуационную задачу: «Вы оказались один в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса»
АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
Урок №1 Дата проведения «___»___________
ТЕМА: АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
Цель урока: Сформировать у учащихся убеждения в необходимости общения с окружающей
природной средой для сохранения и укрепления своего здоровья, а также в
потребности целенаправленной подготовки к автономному существованию в природной
среде.
Класс: 10
Занятие: 1/1
Время: 45 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор
Провела: Хмара Анна Вадимовна, МБОУ «ЧСШ№2»
Ход урока:
I. Вступительная часть
* Организационный момент
* Контроль знаний учащихся:
— Какие места считаются особенно опасными в метро?
— Какие меры безопасности необходимо соблюдать на железнодорожном транспорте?
— Перечислите правила безопасного поведения в городском транспорте.
— Каковы правила предупреждения дорожно-транспортного травматизма пешеходов?
— Что является началом опасной ситуации пешехода? — Кто такой водитель, пешеход?
II. Основная часть
— объявление темы и цели занятия
— объяснение нового материала: § 1 стр. 6-9
Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природной среды и не может существовать вне ее. Однако для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания: построил города, развил комплексную систему жизнеобеспечения и удовлетворения своих потребностей. При этом человек отделился от естественной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Однако все блага цивилизации не могут заменить человеку то, что дает ему общение с природой. Чем больше благ предоставляет человеку цивилизация, тем сильнее он нуждается в общении с естественной природной средой для восстановления своих духовных и физических сил.
Общение с природой помогает человеку формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовывать себя на их выполнение, добиваться поставленной цели. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты.
В то же время любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.
Живя в городе, человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации.
В природной среде все иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой, а в некоторых случаях – соорудить для себя временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Человек должен уметь обеспечивать свое автономное существование в природной среде.
В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и что дает окружающая природная среда.
Цели добровольной автономии.
Внимание! Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.
Цели добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.
Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.
Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его
жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.
Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия
Дополнительные материалы.
Наиболее доступным и эффективным видом подготовки к автономному пребыванию человека в природной среде является активный туризм.
Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.
Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью, протяженностью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах
людей с разной подготовкой.
Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее шести дней, протяженность маршрута 130 км.
Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяженность – не менее 300 км.
Выводы
1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
III. Закрепление материала;
— При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в
природной среде? Вспомните или найдите в средствах массовой информации примеры
автономного существования в природной среде.
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы решиться на добровольную
автономию в природной среде?
IV. Итог урока
V. Домашнее задание: § 1 стр. 6-9, задание под запись: Подберите из художественной литературы примеры автономного существования человека в природной среде (например, рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»).
2. Используя прочитанный материал сформулируйте основные качества, которые помогли герою художественного произведения выжить в трудных условиях.
3. Решите ситуационную задачу: «Вы оказались один в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса?»
Автономное пребывание человека в природной среде.
ТЕМА: Автономное пребывание человека в природной среде
Цель урока: Сформировать у учащихся убеждения в необходимости общения с окружающей природной средой для сохранения и укрепления своего здоровья, а также в потребности целенаправленной подготовки к автономному существованию в природной среде.
Время: 40 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор
Ход урока:
I. Вступительная часть
* Организационный момент
* Контроль знаний учащихся:
— Какие места считаются особенно опасными в метро?
— Какие меры безопасности необходимо соблюдать на железнодорожном транспорте?
— Перечислите правила безопасного поведения в городском транспорте.
— Каковы правила предупреждения дорожно-транспортного травматизма пешеходов?
— Что является началом опасной ситуации пешехода? — Кто такой водитель, пешеход?
II. Основная часть
— объявление темы и цели занятия
— объяснение нового материала: § 1 стр. 6-9
Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природной среды и не может существовать вне ее. Однако для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания: построил города, развил комплексную систему жизнеобеспечения и удовлетворения своих потребностей. При этом человек отделился от естественной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Однако все блага цивилизации не могут заменить человеку то, что дает ему общение с природой. Чем больше благ предоставляет человеку цивилизация, тем сильнее он нуждается в общении с естественной природной средой для восстановления своих духовных и физических сил.
Общение с природой помогает человеку формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовывать себя на их выполнение, добиваться поставленной цели. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты.
В то же время любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.
Живя в городе, человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации.
В природной среде все иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой, а в некоторых случаях – соорудить для себя временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Человек должен уметь обеспечивать свое автономное существование в природной среде.
В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и что дает окружающая природная среда.
Цели добровольной автономии.
Внимание! Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.
Цели добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.
Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.
Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его
жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.
Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия
Дополнительные материалы.
Наиболее доступным и эффективным видом подготовки к автономному пребыванию человека в природной среде является активный туризм.
Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.
Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью, протяженностью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах
людей с разной подготовкой.
Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее шести дней, протяженность маршрута 130 км.
Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяженность – не менее 300 км.
Выводы :1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
III. Закрепление материала;
— При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в
природной среде? Вспомните или найдите в средствах массовой информации примеры
автономного существования в природной среде.
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы решиться на добровольную
автономию в природной среде?
IV. Итог урока
V. Домашнее задание: § 1 стр. 6-9, задание под запись: Подберите из художественной литературы примеры автономного существования человека в природной среде (например, рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»).
2. Используя прочитанный материал сформулируйте основные качества, которые помогли герою художественного произведения выжить в трудных условиях.
3. Решите ситуационную задачу: «Вы оказались один в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса?»
Конспект по ОБЖ на тему «Автономное пребывание человека в природе»
Учитель: Фомин Дмитрий Дмитриевич
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Класс: 10 А,Б
Дата 03.09.2019г.
№ урока – 1
Тема: Автономное пребывание человека в природной среде.
Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости постоянного общения с окружающей природной средой для сохранения и укрепления своего здоровья, а также в необходимости целенаправленной подготовки к автономному существованию в природной среде.
Цель урока. Практическая подготовка учащихся к однодневному турпоходу на природу.
Планируемые результаты:
— знать о автономном пребывание человека в природной среде;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при нахождении в автономном существовании в природной среде;
Тип урока Урок усвоения новых знаний
Оборудование урока
• Академический школьный учебник «Основы безопасности жизнедеятельности:» под редакцией А. Т. Смирнова, Б.О. Хренникова.
• Мультимедийный компьютер, презентация
ХОД УРОКА
1.Проверка домашнего задания , воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся — (5-10 минут)
— ознакомление учащихся с программой обучения в 10 классе , цели и задачи курса обучения
2.Мотивация учебной деятельности учащихся (до 5 минут)
Изучаемые вопросы
Природная среда и человек.
Автономное пребывание человека в природной среде. Виды автономии.
Активный туризм как система подготовки человека к автономному существованию в природной среде.
3. Восприятие и первичное осознание нового материала , осмысление связей и отношений в объектах изучения — (25 минут)
Раскрывая содержание первого вопроса, целесообразно подчеркнуть, что человек — неотъемлемая часть природы и не может существовать вне её. Все блага цивилизации не могут заменить нам то, что даёт природа, взаимодействие с ней.
Общаясь с природой, человек приобретает выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовать себя для достижения поставленной цели. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты, но любое пребывание человека на природе требует от него определённой подготовки, он должен уметь обеспечить своё автономное существование в природной среде.
Раскрывая содержание второго вопроса, необходимо дать определение понятия «автономное существование в природе» и познакомить учащихся с видами автономного существования человека в природе.
Автономное существование человека в природе — это самостоятельное независимое существование его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определённое время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы и дары природы. t
Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определённой целью, на определённое время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям. В условиях вынужденной автономии человек может пропасть, если он заблудился в лесу, в горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах.
Раскрывая содержание третьего вопроса, необходимо обратить внимание учащихся, что наиболее доступным и эффективным видом подготовки к автономному пребыванию человека в природной среде является активный туризм.
Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счёт собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма — активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.
Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью, протяжённостью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах людей с разной подготовкой.
В заключение урока необходимо подчеркнуть, что безопасность автономного пребывания человека в природе зависит от его способности определённое время без постоянной помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы, но к этому необходимо постоянно готовиться.
4. Первичная проверка понимания усвоенного материала- (5 минут)
— Контроль и оценка достижений
— Проводятся с помощью блока вопросов и заданий на стр. 8,14 учебника.
5. Подведение итогов урока (рефлексия) — (5 минут)
Домашнее задание.
Изучить § 1 учебника и выводы к нему стр.8
Выполнить задания к параграфу на стр. 8-9 учебника.
Подобрать из печатных источников примеры автономного существования человека в природной среде (добровольного и вынужденного). Используя прочитанный материал, сформулировать вывод о качествах, которые вам необходимо развить, чтобы обеспечить личную безопасность при автономном пребывании в природной среде.
Потренироваться в определении сторон горизонта с помощью компаса, солнца и часов, местных предметов. Установить разницу в точности определения сторон горизонта разными способами.
План-конспект урока по ОБЖ (10 класс): ТЕМА: АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
Урок №1 Дата проведения «___»___________
ТЕМА: АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
Цель урока: Сформировать у учащихся убеждения в необходимости общения с окружающей
природной средой для сохранения и укрепления своего здоровья, а также в
потребности целенаправленной подготовки к автономному существованию в природной
среде.
Класс: 10
Занятие: 1/1
Время: 45 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор
Провела: Хмара Анна Вадимовна, МБОУ «ЧСШ№2»
Ход урока:
I. Вступительная часть
* Организационный момент
* Контроль знаний учащихся:
— Какие места считаются особенно опасными в метро?
— Какие меры безопасности необходимо соблюдать на железнодорожном транспорте?
— Перечислите правила безопасного поведения в городском транспорте.
— Каковы правила предупреждения дорожно-транспортного травматизма пешеходов?
— Что является началом опасной ситуации пешехода? — Кто такой водитель, пешеход?
II. Основная часть
— объявление темы и цели занятия
— объяснение нового материала: § 1 стр. 6-9
Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природной среды и не может существовать вне ее. Однако для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания: построил города, развил комплексную систему жизнеобеспечения и удовлетворения своих потребностей. При этом человек отделился от естественной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Однако все блага цивилизации не могут заменить человеку то, что дает ему общение с природой. Чем больше благ предоставляет человеку цивилизация, тем сильнее он нуждается в общении с естественной природной средой для восстановления своих духовных и физических сил.
Общение с природой помогает человеку формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовывать себя на их выполнение, добиваться поставленной цели. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты.
В то же время любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.
Живя в городе, человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации.
В природной среде все иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой, а в некоторых случаях – соорудить для себя временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Человек должен уметь обеспечивать свое автономное существование в природной среде.
В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и что дает окружающая природная среда.
Цели добровольной автономии.
Внимание! Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.
Цели добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.
Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.
Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его
жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.
Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия
Дополнительные материалы.
Наиболее доступным и эффективным видом подготовки к автономному пребыванию человека в природной среде является активный туризм.
Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.
Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью, протяженностью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах
людей с разной подготовкой.
Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее шести дней, протяженность маршрута 130 км.
Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяженность – не менее 300 км.
Выводы
1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
III. Закрепление материала;
— При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в
природной среде? Вспомните или найдите в средствах массовой информации примеры
автономного существования в природной среде.
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы решиться на добровольную
автономию в природной среде?
IV. Итог урока
V. Домашнее задание: § 1 стр. 6-9, задание под запись: Подберите из художественной литературы примеры автономного существования человека в природной среде (например, рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»).
2. Используя прочитанный материал сформулируйте основные качества, которые помогли герою художественного произведения выжить в трудных условиях.
3. Решите ситуационную задачу: «Вы оказались один в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса?»
Методическая разработка по ОБЖ (10 класс): Кейс «Автономное прибывание человека в природе»
ФИО автора Полтарин Алексей Алексеевич
Предметная область основы безопасности жизнедеятельности
Класс 10
Цель Активизировать учащихся на принятие решения по ориентированию или устройству ночевки, последующие действия, исходя из полученных раннее знаний. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять анализ коллектива и самоанализ действий с возможной угрозой для здоровья и жизни.
Вид кейса практический
Межпредметные связи география, математика, астрономия, биология
Планируемые результаты Формирование умений применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование навыков коммуникативной деятельности, критического мышления.
Основная часть:
«Новогодняя ночь в лесу»
Критическая ситуация:
Ваша группа, являясь туристами, возвращалась с очередной внедорожной экскурсии с надеждой успеть встретить Новый год на турбазе за праздничным столом. Когда до базы оставалось немного, двигатель автомобиля отказался работать. Водитель определил, что по показаниям спидометра до базы 2-3 километра, а при движении встроенный GPS компас автомобиля показывал на запад. Участники данной ситуации разошлись во мнениях по выходу из сложившейся ситуации, идти на базу или ждать у машины.
Комментарий ситуации:
Ничего не остается, как принимать решение оставаться у заглохшего автомобиля разбивать лагерь и ждать помощи или идти к базе. В любом случае необходимо достичь единого мнения группы и выработать поэтапный план действий опираясь на знания и сложившуюся ситуацию.
Факторы ситуации:
- Видимая дорога до базы отсутствует.
- Полная луна на чистом безоблачном ночном небе позволяет видеть путь.
- Автономный компас отсутствует, как и связь с базой.
- Время 23:15, температура -18°С
- Снежный покров 15-20 сантиметров, местность с перелесками деревья невысокие 2-3 метра.
Вопросы для работы с кейсом:
- Приходилось ли вам бывать в такой ситуации?
- Какую информацию можно почерпнуть из текста данной ситуации?
- Какие качества личности необходимы туристам в данный момент?
Проблемы для обсуждения:
- Определиться с единым мнением по проблеме выбора: ждать или идти на базу.
- Составить план поэтапных действий с учетом сложившейся ситуации
- Как итог: продемонстрировать и обосновать свой выбор.
Приложения:
- Учебник ОБЖ 10 класс
- Конспекты в тетради
- Учебник ОБЖ 6 класс
- Фотоматериалы для включения в ситуацию
Примерный выход из ситуации: зная расстояние до базы 3 км. и выполнив подсчеты (2 шага = 1,5 метра), а средняя скорость движения по неглубокому снегу = 3-4 км/ч можно определить время которое затратят туристы на дорогу, пользуясь полной луной. Полная луна в полночь находится на юге, а нужное направление было зафиксировано водителем. Небо безоблачное можно также контролировать азимут по полярной звезде. У туристов есть возможность прибыть к бою курантов
Фото материалы:
Реферат — § Автономное пребывание человека в природной среде
§ 1. Автономное пребывание человека
в природной среде.
Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайнов силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природной среды и не может существовать вне ее. Однако для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания: построил города, развил комплексную систему жизнеобеспечения и удовлетворения своих потребностей. При этом человек отделился ответственной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Однако все блага цивилизации не могут заменить человеку то, что дает ему общение с природой. Чем больше благ предоставляет человеку цивилизация, тем сильнее он нуждается в общении с естественной природной средой для восстановления своих духовных и физических сил.
Общение с природой помогает человеку формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовывать себя на их выполнение, добиваться поставленной цели. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты.
В то же время любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.
Живя в городе, человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации.
В природной среде все иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой, а в некоторых случаях – соорудить для себя временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Человек должен уметь обеспечивать свое автономное существование в природной среде.
В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и что дает окружающая природная среда.
Внимание!
Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на
выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.
Цели добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.
Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.
Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье. Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.
Выводы
1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
Вопросы
1. При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде? Вспомните или найдите в средствах массовой информации примеры автономного существования в природной среде.
2. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы решиться на добровольную автономию в природной среде?
3. Как вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации в природной среде, – отправиться немедленно в путь навстречу помощи или ожидать ее на месте? Обоснуйте свой ответ с учетом специфики природной среды вашего региона.
4. Как природная зона (пустыня, горы, тайга, тундра) обусловливает
специфику жизнедеятельности человека, оказавшегося в ситуации автономного или добровольного существования? Какой режим поведения необходим для выживания в той или иной природной зоне?
Задания
1. Подберите из художественной литературы примеры автономного
существования человека в природной среде (например, рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»).
2. Используя прочитанный материал сформулируйте основные качества, которые помогли герою художественного произведения выжить в трудных условиях.
3. Решите ситуационную задачу: «Вы оказались один в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса?»
^ Дополнительные материалы к § 1
Наиболее доступным и эффективным видом подготовки к автономному пребыванию человека в природной среде является активный туризм.
Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.
Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью, протяженностью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах людей с разной подготовкой.
Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее шести дней, протяженность маршрута 130 км.
Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяженность – не менее 300 км.
Этика автономных автомобилей, самоуправления и проблема тележек
За последние несколько лет в автомобили было встроено все больше и больше автономных функций. А всего пару месяцев назад Tesla выпустила следующее видео, в котором хвастается своим достижением «полного самоуправления».
В статье Techopedia сообщается, что даже более ранние автомобили Tesla содержали «необходимое оборудование для автономного вождения», хотя активация этой способности зависела от обновления программного обеспечения.В статье также говорилось о том, чем современные автономные автомобили будут отличаться от будущих.
В настоящее время автомобили Tesla оснащены необходимым оборудованием для автономного вождения, но для полной активации этой функции требуются обновления программного обеспечения. Несмотря на то, что это позволит полностью автономное вождение, оно также позволит водителю-человеку взять на себя управление, когда ситуация требует вмешательства.
Однако следующему поколению автономных транспортных средств не потребуются рулевые колеса, педали или трансмиссии.Преимущество таких автомобилей заключается в возможности уменьшения количества аварий и предоставления необходимого транспорта для людей, не способных управлять автомобилем, таких как пожилые люди, люди с ограниченными возможностями зрения или физическими недостатками.
Но есть и потенциальный недостаток: необходимость в человеческом агентстве, которое устанавливает программирование автомобиля, чтобы предвидеть все возможные сценарии и направлять машину, чтобы выносить те суждения, которые люди должны делать, когда сценарий требует действий, которые неизбежно причинить вред в той или иной форме.
Хотя Tesla может быть самым известным именем на фронте ИИ для автомобилей, она, безусловно, не единственный игрок на этом растущем рынке. Некоторые гораздо более почтенные имена в индустрии также участвовали в этом процессе.
СВЯЗАННЫЕ С: ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
Бернард Марр недавно написал о миллиардных инвестициях Toyota в беспилотные автомобили и искусственный интеллект. Компания поставила перед собой цели, которых она хочет достичь к 2020 году:
«Благодаря инвестициям Toyota в технологические стартапы, такие как Perceptive Automata, она надеется создать технологию, которая позволит автономным транспортным средствам иметь более человеческую интуицию, когда они находятся в движении. Дорога больше похожа на то, как водители-люди взаимодействуют с пешеходами.»
История безопасности автономного вождения
Конечно, мы еще не достигли этого. Но вопрос в том, является ли это конечной целью и должны ли мы ее преследовать, не принимая во внимание последствия полностью независимого автомобиля.
Каждая ДТП и Смертность с самоуправляемым автомобилем В списках девять аварий с участием автономных транспортных средств, только четыре из которых привели к гибели людей. Однако, несмотря на утверждения в названии, список неполный, поскольку после публикации статьи в таких авариях были жертвы.
Последний случай со смертельным исходом, о котором сообщалось, был связан с автомобилем Tesla Model X 23 марта 2018 года. Водитель автомобиля погиб, когда он наехал на шлагбаум. Тесла обвинил это в том, что барьер мешает автономной системе вождения автомобиля:
«Причина, по которой эта авария была настолько серьезной, заключается в том, что глушитель столкновения, барьер безопасности на шоссе, который предназначен для уменьшения удара о бетонный разделитель полосы движения, имел был раздавлен в предыдущей аварии без замены », — говорится в заявлении Tesla.
Компания добавила: «Мы никогда не видели такого уровня повреждений Model X при любой другой аварии».
К сожалению, на этом аварии беспилотных автомобилей Tesla со смертельным исходом не закончились. Ряд из них произошел в этом году.
Среди инцидентов был один 1 марта 2019 года. Национальный совет по безопасности транспорта США (NTSB) подтвердил, что полуавтономное программное обеспечение автопилота использовалось на Tesla Model 3, когда он врезался в тягач с прицепом, пытавшимся пересечь границу. на шоссе Флориды, водитель автомобиля погиб.
Хотя они все еще относительно редки, по сравнению с дорожно-транспортными происшествиями, вызванными водителями-людьми, тот факт, что в результате беспилотных автомобилей случаются несчастные случаи и случаи со смертельным исходом, заставляет людей беспокоиться об их безопасности и программировании. Фактически, в этом году Quartz поставил под сомнение заявления Tesla о безопасности.
Как и в случае аварии Tesla, в большинстве аварий с автономными автомобилями погибает человек, сидящий на водительском сиденье. Однако были случаи, когда люди, находившиеся вне автомобиля, сбивались и убивались автономными автомобилями.
Самым печально известным инцидентом такого рода может быть инцидент с участием Uber в результате гибели Элейн Херцберг в марте 2018 года. 49-летняя женщина шла и толкала свой велосипед через Милл-авеню в Темпе, штат Аризона, когда ее сбила машина Uber.
Вы можете увидеть видео инцидента, опубликованное полицией здесь:
В результате этого Uber принял политику, предусматривающую включение людей в свои автомобили. История сообщается здесь: Uber возвращает к работе беспилотные автомобили, но с водителями-людьми.
Это способ для Uber обойти проблему, с которой нам придется столкнуться, если и когда полностью автономные автомобили станут нормой: как запрограммировать их, чтобы они включали инстинкт сохранения человеческой жизни.
Программирование ИИ с заботой об этике
Как мы видели в другой статье «Наш дивный новый мир: почему развитие ИИ вызывает этические проблемы», огромная сила ИИ влечет за собой большую ответственность — убедиться, что технологии не позволяют ситуации хуже во имя прогресса.Изучение этики ИИ привлекло внимание людей, которые думают о том, что нужно сделать перед внедрением автоматизированных решений.
Один из этих людей, Пол Тагард, доктор философии, канадский философ и ученый-когнитивист, поднял некоторые из проблем, с которыми мы теперь должны столкнуться в отношении этики программирования в ИИ в книге «Как создать этический искусственный интеллект».
Он поднимает следующие 3 препятствия:
- Этические теории очень противоречивы.Некоторые люди предпочитают этические принципы, установленные религиозными текстами, такими как Библия или Коран. Философы спорят о том, должна ли этика основываться на правах и обязанностях, на высшем благе для наибольшего числа людей или на добродетельных поступках.
- Этичное поведение требует удовлетворения моральных ценностей, но нет единого мнения о том, какие ценности подходят или даже о том, какие ценности являются. Без учета соответствующих ценностей, которые люди используют, когда действуют этично, невозможно согласовать ценности систем ИИ с ценностями людей.
- Чтобы построить систему ИИ, которая ведет себя этично, представления о ценностях, правильном и неправильном должны быть достаточно точными, чтобы их можно было реализовать в алгоритмах, но точность и алгоритмы крайне не хватает в текущих этических обсуждениях.
Тагард действительно предлагает подход к преодолению этих проблем, говорит он и ссылается на свою книгу Естественная философия: от социального мозга к знаниям, реальности, морали и красоте . Однако в статье он не предлагает решения, специально предназначенного для программирования самоуправляемых автомобилей.
Беспилотные автомобили и проблема тележки
В идеале водители избегают столкновения ни с чем, ни с кем-либо. Но можно попасть в ситуацию, в которой невозможно избежать столкновения, и единственный выбор — в кого или людей ударить.
Эта этическая дилемма известна как проблема тележки, которая, как и сама тележка, возникла более века назад. Обычно это представляется следующим образом:
Вы видите, как сбежавший троллейбус движется к пяти связанным (или иным недееспособным) людям, лежащим на рельсах.Вы стоите рядом с рычагом, который управляет переключателем. Если вы потянете за рычаг, тележка будет перенаправлена на боковой путь, и пять человек на главном пути будут спасены. Однако на обочине дороги лежит одинокий человек.
У вас есть два варианта:
- Ничего не делать и позволить тележке убить пять человек на главном пути;
- Потяните за рычаг, отклонив тележку на боковую колею, где она убьет одного человека.
Конечно, действительно хорошего выбора здесь нет.Вопрос в том, какой из двух плохих вариантов меньше. Именно такую дилемму Зеленый Гоблин представил Человеку-пауку в фильме 2002 года, пытаясь заставить его выбирать между спасением канатной дороги, полной детей, или женщины, которую он любит:
Быть супергероем, Человек-паук смог использовать свои способности прядения паутины и силу, чтобы спасти их обоих. Но иногда даже супергероям приходится делать трагический выбор, как это было в фильме 2008 года « Темный рыцарь », в котором Бэтмен решил оставить любимую женщину во взорвавшемся здании.
Таким образом, даже те, кто обладает превосходными способностями, не всегда могут спасти всех, и такая же ситуация может применяться к автомобилям с поддержкой ИИ.
Тогда возникает вопрос: какой этический кодекс мы применяем, чтобы запрограммировать их на такой выбор?
Что должен делать беспилотный автомобиль?
MIT Technology Review привлек внимание некоторых исследователей, которые несколько лет назад работали над формулировкой ответов в своей книге «Как помочь самоуправляемым автомобилям принимать этические решения». Среди исследователей в этой области — Крис Гердес, профессор Стэнфордского университета, который изучал «этические дилеммы, которые могут возникнуть, когда самоуправляемое транспортное средство внедряется в реальном мире».»
Он предложил более простой выбор: иметь дело с ребенком, выбегающим на улицу, который заставляет машину что-то врезаться, но позволяет ему выбирать между ребенком и фургоном на дороге. Для человека это не должно быть — умение понимать, что защита ребенка важнее защиты фургона или самого автономного автомобиля.
Но что подумает ИИ? А как насчет пассажиров в автомобиле, которые могут получить травмы в результате такого столкновения?
Гердес заметил: «Это очень трудные решения, с которыми каждый день сталкиваются разработчики алгоритмов управления для автоматизированных транспортных средств.
В статье также цитируется Адриано Алессандрини, исследователь, работающий над автоматизированными транспортными средствами в Университете де Рома Ла Сапиенца в Италии, который возглавлял итальянскую часть европейского проекта CityMobil2 по тестированию автоматизированных транспортных средств. Смотрите видео об этом ниже:
Она инкапсулировала проблему тележки для водителей и беспилотных автомобилей в следующем суммировании:
«Вы можете увидеть что-то на своем пути, и вы решите сменить полосу движения, и как и вы, в этой полосе есть что-то еще.Так что это этическая дилемма ».
Еще один видный специалист в этой области — Патрик Лин, профессор философии из Калифорнийского политехнического университета, с которым работал Гердес. TED-Ed Линя рассматривает этические проблемы программирования беспилотных автомобилей для принятия решений о жизни или смерти, представленный в виде мысленного эксперимента в этом видео:
Если бы мы управляли этим автомобилем в ручном режиме, Какой бы способ мы ни отреагировали, это будет восприниматься как реакция, а не намеренное решение », — говорит Линь в видео.Соответственно, это следует понимать как «инстинктивный панический шаг без предусмотрительности или злого умысла».
Очень реальная возможность смертей, произошедших не в результате неисправности, а в результате того, что машины следовали их программированию, — вот что делает так важно заранее подумать о том, как справиться с тем, что Лин описывает как «своего рода алгоритм прицеливания. »
Он объясняет, что такие программы будут «систематически отдавать предпочтение или дискриминировать определенный тип объекта, в который можно врезаться.«
В результате те, кто находится в« целевых транспортных средствах, будут страдать от негативных последствий этого алгоритма не по своей вине ».
Он не предлагает решения этой проблемы, но это предупреждение, о котором мы должны подумать. о том, как мы собираемся справиться с этим:
«Обнаружение этих моральных крутых поворотов сейчас поможет нам маневрировать по незнакомой дороге технологической этики и позволит нам уверенно и сознательно отправиться в наше прекрасное новое будущее».
Это, вероятно, докажет это даже более сложная задача для навигации, чем дороги, по которым должны ехать автономные транспортные средства.
.8 инновационных решений для борьбы с засухой, на которые мы можем рассчитывать
Засуха случается, когда в регионе выпадает меньше среднего количества осадков. В отличие от простоты этого определения реальный сценарий разрушителен.
Засуха влияет не только на растения или домашний скот в регионе, но и представляет серьезную угрозу для жизни людей. Это считается стихийным бедствием, учитывая ущерб, который он наносит всей экосистеме.
Мы видели примеры того, как засуха может вызвать серьезную экономическую нестабильность из-за уменьшения добычи ресурсов.За последние 40 лет ни одно стихийное бедствие не затронуло больше людей, чем засуха.
СВЯЗАННЫЕ С: 6 ОСНОВНЫХ РЕК, СТОЯЩИХ С ПОДОБНОЙ ЗАСУХЕ СИТУАЦИЯМ ИЗ-ЗА ПЕРЕРАБОТКИ
Изменение климата было основным фактором, вызвавшим засухи в нескольких частях мира. По мере того, как земля нагревается, во многих регионах мира выпадает меньше осадков, а засухи становятся более распространенными, чем когда-либо прежде.
Однако у нас, людей, есть способность думать и использовать свои навыки для разработки решений, и в этой статье мы рассмотрим некоторые из этих методов.
Источник: АНДРЕЙ НЕУГЕРЦ / Wikimedia CommonsХотя более 70% поверхности Земли покрыто водой, только 0,003% из них — пресная вода. Во многих местах мира ежегодные осадки — единственный способ пополнить запасы пресной воды.
А что, если бы мы могли опреснять воду? Кроме того, у нас есть океаны, которые помогают нам получать пресную воду.
Но легче сказать, чем сделать. Опреснение воды довольно ресурсоемкое дело. Сначала воду нужно вскипятить, превратить в пар, а затем сконденсировать.
Для производства тепла требуется значительное количество ископаемого топлива. Но надежда все еще есть, так как разработки в этой области позволили создать фильтры, состоящие из графена, которые могут опреснять воду с помощью не более чем гидростатического давления.
Источник: Adityamail / Wikimedia CommonsВ последние годы наблюдается значительный рост сбора дождевой воды, и это то, что каждый должен принять. При сборе дождевой воды дома могут накапливать воду, полученную от дождя, а затем использовать ее, когда она им нужна, в сухих условиях.
В городских районах только 15% дождевой воды попадает в землю, тогда как в сельской местности 50% дождевой воды поглощается землей. Сбор дождевой воды дает как городским, так и сельским районам эффективный вариант для хранения дождевой воды, а затем ее повторного использования во время засухи.
Если в доме есть основной источник воды, то сбор дождевой воды дает им дополнительную возможность, которую они могут использовать, когда вода недоступна. Сбор дождевой воды — отличный способ борьбы с засухой, и теперь фермеры и пастухи поощряют их снабжать сельское хозяйство водой во время засухи.
Источник: Борисшин / Wikimedia CommonsКапельное орошение надеется достичь оптимальной подачи воды для растений и оптимальной влажности почвы. Преимущество такой системы в том, что она не приводит к потере воды.
В настоящее время многие компании предложили рынку рентабельные и интуитивно понятные системы капельного орошения.
Технологически продвинутые фермы переходят к системам капельного орошения, основанным на IoT, которые могут работать без вмешательства человека.Целенаправленный характер капельного орошения гарантирует, что каждое растение получает нужное количество воды прямо на его корни.
Источник: Предоставлено исследователями / MITВоздух, как мы знаем, содержит много элементов, и одним из них является влага. Если бы мы могли построить что-то эффективное, чтобы собирать эту влагу и конденсировать ее, мы могли бы собирать воду из воздуха.
И вот что сделали исследователи из Массачусетского технологического института!
Это устройство, работающее на солнечной энергии, использует большую площадь пор в металлоорганических каркасах (MOF) для улавливания водяного пара и передачи его между двумя температурными зонами для его конденсации.Полевые испытания, проведенные в Аризоне, прошли успешно, и теперь команда надеется расширить систему, чтобы она могла производить много литров воды за короткий период времени.
Двумя основными преимуществами этой системы являются то, что она может собирать воду без использования электричества, и способность производить воду в пустынном климате.
Источник: PixabayМы можем построить новые механизмы за пределами растений, чтобы их поливать и защитить от засухи, но мы также можем генетически сконструировать их, чтобы они были устойчивыми к условиям, когда содержание воды в почве очень низкое.
Производство продуктов питания является важной частью сохранения жизни населения. Однако засуха может повлиять на продуктивность и нарушить баланс продуктов питания, доступных для масс.
Урожайная инженерия надеется изменить генетику существующих культур, чтобы помочь им повысить урожайность и повысить устойчивость к засухе.
Исследовательский проект компании «Реализация повышенной фотосинтетической эффективности» (RIPE) позволил успешно улучшить использование воды в корпусах до 25%.
Различные организации по всему миру провели исследования по созданию сельскохозяйственных культур, способных противостоять суровым засухам.
Источник: USDA NRCS Texas / Wikimedia CommonsСамый распространенный метод, который мы используем для полива сельскохозяйственных культур или обеспечения водой домашнего скота, — это выкачивание воды из земли. Однако насосы потребляют электроэнергию, которая, в свою очередь, требует больше ископаемого топлива.
Солнечные насосы становятся все популярнее, потому что они не используют электричество из сети для перекачивания воды для орошения.Правительства всего мира осознают потенциал солнечных насосов, а некоторые даже начали предоставлять фермерам субсидии для их рентабельной установки.
Один из лучших способов улучшить способность почвы удерживать воду — это добавить в нее органические вещества. Было обнаружено, что органический материал увеличивает способность почвы удерживать воду.
В настоящее время многие фермеры используют органические отходы из супермаркетов для смешивания с почвой, чтобы растения могли расти в ней без необходимости частого полива.По мере повышения температуры почва начинает быстрее терять влагу, и это эффективный способ сократить количество органических отходов из магазинов и рынков, а также повысить урожайность сельскохозяйственных культур.
Источник: Хуан Ортега / Wikimedia CommonsЭто может звучать как совет пожилых людей, но посадка деревьев — лучший способ уменьшить ущерб от засухи, улучшить качество окружающей среды и увеличить количество осадков.
Многие страны начали свои усилия с превращения засушливых земель в лесные массивы путем посадки деревьев и саженцев.
СВЯЗАННЫЙ: ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА ВОДА СТАНОВИТСЯ ДЕФИНОЙ?
Засуха — одно из самых разрушительных стихийных бедствий, с которыми мы столкнулись в последние годы. Предлагая новаторские идеи и решения, мы можем уменьшить последствия засух, а также принять меры для полного предотвращения возникновения этого стихийного бедствия.
.Наука и технологии
Технология — это
важная часть нашей жизни. Мы используем компьютеры и другие
электрооборудование на работе и в доме. Однако некоторые люди
полагаем, что мы слишком полагаемся на машины, и что чем больше
технологии улучшаются, люди становятся ленивее и слабее. Некоторые люди
говорят, что технические устройства приносят больше вреда, чем пользы. Тем не мение,
другие думают, что невозможно жить без компьютеров или
мобильные телефоны в наши дни. мобильный
телефоны стали очень популярными в настоящее время. Однако некоторые
люди говорят, что их использование должно быть ограничено. Большинство людей
используются для отправки электронных писем и SMS-сообщений. Но другие по-прежнему
предпочитаю традиционные бумажные письма или телефонные звонки. Интернет
произвела революцию в образе жизни и работы людей. Однако некоторые
люди думают, что у него больше недостатков, чем преимуществ. Интернет
знакомства становятся все более популярными. Однако многие люди
говорят, что знакомство с людьми в сети опасно. Разное социальное
сети вызвали большой интерес у пользователей Интернета.
Однако некоторые говорят, что у них много недостатков. Искусственный
разведка в настоящее время выполняет довольно много работы. Тем не мение,
многие люди беспокоятся о том, что компьютеры делают то же самое
что люди могут делать. человек имеют
разное отношение к клонированию. Некоторые из них думают, что клонирование
открывает новые возможности, а другие уверены, что это
морально неприемлемо. Большой
Адронный коллайдер (LHC), крупнейший в мире ускоритель частиц,
ожидается, что продвинет понимание человечеством самых глубоких
законы природы. Однако многие люди беспокоятся о его
существование. Использование
Полиграф до сих пор остается спорным. Некоторые думают, что
этот прибор помогает обнаружить ложь, а другие уверены, что
Доказательства на полиграфе недостоверны. Некоторые люди
думаю, что наука играет важнейшую роль в
развитие нашей цивилизации; другие считают, что наш мир
было бы невозможно без поэзии. Некоторые люди
думают, что наука не имеет ничего общего с религией, а
другие убеждены, что это не так. » , 150. « .. 2011. |