Бедствие это обж: Виды (типы, классификация) и причины стихийных бедствий

02. Стихийные бедствия – ОБЖ.ру

По определению, стихийные бедствия — это природные явления или процессы, вызывающие катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.
Не очень удобоваримо, но в принципе ясно. И исчерпывающе. В общем, все те капризы природы, что в мгновение ока могут сломать наш привычный образ жизни, разрушить наше жилище, лишить нас здоровья и самой жизни. Одним словом — стихийные бедствия!

Впрочем, с первой составляющей данного понятия я бы поспорил. Бедствия — это да. Но стихийные? Не такие уж стихийные эти стихийные бедствия. Если разобраться.

Большинство природных катаклизмов в первую очередь обусловлены климатогеографическим местоположением населенного пункта. Всякий город, поселок или деревня располагаются не где нибудь вообще, а на очень конкретном участке местности с его геологическими, топографическими, гидрологическими, сейсмическими и прочими особенностями. Это только географическая карта имеет неизменно плоский, не подверженный никаким изменениям вид. Лежит себе и лежит. Неожиданный буран ее двухметровым слоем снега не заваливает, ураганный ветер в клочки не рвет, землетрясение не трясет, паводок не заливает. Это как фотография человека, на которой события, каждый день происходящие с ее оригиналом, никак не отражаются.

А вот характер местности — это уже информация.

Если ваш город находится в сейсмоопасной зоне, и вы знаете, что лет сто назад здесь под руинами погибли несколько тысяч человек, то почему от того же самого застрахованы вы? А если рядом расположен вулкан? Или над жилыми кварталами навис грозящий оползнем склон? Или под городом существуют гигантские пустоты?..

Если хоть что то из этого списка характерно для местности, где вы проживаете, то значит, вы должны быть готовы к ГЕОЛОГИЧЕСКИМ КАТАСТРОФАМ.
А если вы живете у моря, то не застрахованы от МОРСКИХ КАТАСТРОФ: резких изменений уровня моря и связанных с этим наводнений, штормов, волн цунами, от неблагоприятной ледовой обстановки, блокирующей порты, и пр.

Моря нет, но есть река. Или много рек. Тогда не исключены ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ: наводнения, сели, не характерные для данной местности слишком ранние, слишком поздние или слишком бурные ледоходы и ледоставы.

Что, реки тоже нет? Но климат то есть? Климата не может не быть! Но тогда вместе с климатом могут пожаловать к вам в гости МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ И АГРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ: ураганы, смерчи, пыльные бури, метели, град, катастрофические туман или холод и пр., приход которых тоже можно предугадать, исходя из многолетних метеорологических наблюдений или из исторических хроник.
Что, и после этого вы будете утверждать, что стихийное бедствие абсолютно стихийно?

Не будете?

Но и менять местожительство или хотя бы привычный уклад жизни тоже не будете? Как всегда, понадеетесь, что все как нибудь, само собой, уладится?

Ну что ж, это ваш выбор. Тогда будьте готовы к большим неприятностям. По настоящему к большим! Потому что стихийные бедствия обычно охватывают обширные территории, а последствия их бывают самыми печальными. Потому что это не БЕДА, касающаяся одного или нескольких человек, потому что это БЕДСТВИЕ!

03.05.2013 17:15

Катастрофа

Катастрофа – это неблагоприятное событие (авария, стихийное бедствие и др.), влекущее за собой трагические последствия (разрушения, гибель людей, животных, растительного мира; потрясения, обуславливающие резкий перелом в личной или общественной жизни; скачкообразное структурно-функциональное изменение в системе, приводящее к значительному нарушению режима её функционирования или разрушению).

На основе анализа ущербов и периодичности природно-техногенных катастроф можно выделить следующие их виды:

  • планетарная
  • глобальная
  • национальная
  • региональная
  • муниципальная
  • объектовая
  • локальная.

Такая классификация позволяет более ориентировано вести разработку методов и систем их анализа, прогнозирования и предотвращения.

Катастрофа планетарная, в результате которой возможна гибель жизни на Земле (например, столкновение Земли с крупным астероидом, имеющим скорость движения до 80 км/с, или полномасштабные военные действия с применением современного ядерного, термоядерного и химического оружия массового поражения).

Катастрофа глобальная затрагивает территории ряда сопредельных стран. Число пострадавших превышает 100 тыс. человек, а экономический ущерб может превышать 100 млрд. долларов. Такие последствия связываются с крупномасштабными техногенными катастрофами на опасных объектах: ядерный реактор гражданского или военного назначения с расплавлением активной зоны, предприятие ядерного топливного цикла, ядерная боеголовка, мощная ракета-носитель, атомная подводная лодка или надводное судно, склад с химическим оружием, крупное химическое предприятие с большими запасами АХОВ. К природным катастрофам с глобальными последствиями можно отнести стихийные бедствия — крупнейшие землетрясения, извержения вулканов, цунами, ураганы. Периодичность глобальных катастроф оценивается в 30–40 лет и более.

Катастрофа национальная происходит на территории отдельной страны. Число жертв и пострадавших — не менее 10 тыс. человек, а экономический ущерб достигает 10 млрд. долларов. Такие катастрофы могут возникать на тех же объектах, что и глобальные катастрофы, а также при транспортировках больших масс людей и опасных грузов, на пересечениях магистральных трубопроводных систем с транспортными линиями и линиями электропередачи, при пожарах на крупнейших промышленных и гражданских комплексах, при падениях самолетов на потенциально опасные объекты, при разрушениях крупных плотин и дамб. К опасным природным процессам с последствиями национального масштаба относятся землетрясения, ураганы, наводнения, лесные пожары, селевые потоки и др. Периодичность национальных катастроф составляет 15–20 лет.

Катастрофа региональная (природная или техногенная) захватывает территорию целого региона (республики, края, области, округа, штата, департамента). Число жертв и пострадавших в них может превышать 1 тыс. человек, а экономический ущерб — 1,0 млрд. долларов. Такого рода катастрофы вызываются теми же причинами и приводят к тем же последствиям, что и катастрофы национальные. Дополнительно к ним можно отнести взрывы и пожары на объектах с опасными веществами, крушения поездов, судов и самолетов, взрывы на металлургических комплексах, элеваторах, шахтах. Источниками чрезвычайных ситуаций являются также опасные природные процессы: обвалы, ливни, оползни, снежные лавины, горные удары. Периодичность региональных катастроф составляет 10–15 лет.

Катастрофа муниципальная создаёт ущерб для города или района. Пострадавшими в них оказываются сотни людей, а экономический ущерб достигает 100 млн. долларов. Спектр основных причин и источников локальных катастроф (по сравнению с катастрофами региональными) дополняется обрушениями и пожарами на промышленных и гражданских сооружениях. Частота их возникновения — менее одного года.

Катастрофа объектовая ограничивается территорией санитарнозащитных зон объекта. Число жертв и пострадавших находится на уровне десятков, а экономический ущерб — на уровне миллиона долларов. Наиболее частые из них — пожары, взрывы, столкновения и крушения транспортных средств, обрушения, провалы. Частота таких катастроф на планете характеризуется временем до одного месяца.

Катастрофа локальная происходит внутри объекта и ограничивается отдельным участком санитарно-защитной зоны.

По источникам возникновения, сценариям и последствиям, катастрофы делятся на:

  • техногенные;
  • природные;
  • экологические;
  • социально-экономические;
  • медико-биологические;
  • военные.

Под техногенной катастрофой понимают возникновение и развитие неблагоприятного и неуправляемого процесса в техносфере, повлекшего за собой крупные человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение объектов техносферы и значительные повреждения окружающей среды. Тяжесть последствий техногенной катастрофы выше техногенной аварии и инцидента.

Техногенные катастрофы возникают на объектах высокой потенциальной опасности и рисков — в гражданском и оборонном ядерном комплексах, в химических производствах, в металлургии, на транспорте, на уникальных гидротехнических сооружениях, на магистральных нефти-, газо-, продуктопроводах. Техногенные катастрофы инициируются разрушениями несущих элементов технических систем, утечками взрывопожароопасных веществ, ошибками операторов и персонала, несанкционированными и террористическими действиями, природными катастрофами. Основной характеристикой техногенной катастрофы являются техногенные риски.

Научно-техническая политика снижения техногенных рисков сводится к предупреждению и предотвращению техногенных катастроф и уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Природная катастрофа характеризуется потерей устойчивости природной, природно-антропогенной или антропогенной системы, вызванной изменением (часто непредсказуемым и очень быстрым) её структуры, внутренних и (или) внешних функциональных характеристик (параметров) под воздействием быстрых и интенсивных опасных природных процессов. К ним относятся крупные изменения в массэнергопотоках и другие природные катаклизмы как эндогенного (землетрясения, извержения вулканов), так и экзогенного происхождения (сели, оползни, обвалы, размывы, волнения, ураганы, смерчи и пр.).

Система, пережившая катастрофу, не может быть полностью приведена в исходное состояние, т. к. старая система теряет управляемость, деградирует и разрушается, а на её месте формируется новая.

 Экологическая катастрофа представляет собой скачкообразное структурно-функциональное изменение в природно–техногенно–социальной системе, приводящее к значительному нарушению режима её функционирования, или к разрушению системы. Подобные изменения могут возникнуть как в результате резкого (кратковременного) ответа системы на плавные изменения актуальных параметров её состояния, так и при мощном внешнем воздействии.

Например, долговременное «рутинное» загрязнение территории, акватории, атмосферы даже при относительно малой его интенсивности в результате может привести к гибели экосистемы. Но катастрофические явления произойдут и в случае токсичного выброса, т.е. при мощном залповом поступлении токсичных веществ в окружающее пространство. Интегральной характеристикой любой катастрофы является понятие риска, учитывающее вероятностную оценку последствий катастроф (реализации опасности) через величину прогнозируемого (потенциального) ущерба. Риск характеризует возможность нанесения этого ущерба и определяется как произведение вероятности наступления катастрофического события и математического ожидания ущерба.

Из этого следует, что как маловероятные катастрофы, влекущие за собой большой ущерб, так и часто повторяющиеся катастрофы с меньшим ущербом сопряжены со значительным риском.

Источник: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. – М., 1999.

Конспект урока на тема «Стихийные бедствия, их характеристика»

Тема урока: Стихийные бедствия, их характеристика и возможные последствия, порядок оповещения населения о стихийных бедствиях и правила поведения населения

Цель урока: Ознакомить учащихся с стихийные бедствия, их характеристика и возможные последствия, порядок оповещения населения о стихийных бедствиях и правила поведения населения
Учебные вопросы: 
Характеристика стихийный бедствий
Порядок оповещения населения и правила поведения населения при стихийных бедствиях

Соблюдение общественного порядка и охрана общественного и государственного имущества

Дата проведения:
Место проведения: кабинет НВП
Время: 1 учебный час
Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся, завожу в 
военный кабинет и приступаю к занятиям.
Основная часть 

Действия населения в районах стихийных бедствии

Стихийные бедствия — явления природы, возникающие, как правило, внезапно; они носят чрезвычайный характер и приводят к нарушению нормальной жизни, иногда гибели людей и уничтожению материальных ценностей.

Стихийные бедствия, их характеристика и возможные последствия

К стихийным бедствиям обычно относят: землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы и др. К ним могут быть отнесены пожары, особенно массовые лесные, торфяные.

Землетрясения — это мощные проявления внутренних сил Земли, вызывающие подземные удары и колебания земной поверхности и освобождающие огромное количество энергии. Они влекут за собой тяжелые последствия — разрушение зданий и сооружений, под обломками которых могут оказаться люди, разрушение коммунально-энергетических сетей.

Наводнения — это значительные затопления местности, возникающие в результате подъема уровня воды в реке, озере или море. Они являются следствием сильных ливней, интенсивного таяния снегов, а также ветровых нагонов воды со стороны моря в устья рек. Наводнения могут привести к затоплению населенных пунктов, посевов, гибели людей и сельскохозяйственных животных.

Селевые потоки — это потоки с гор смеси воды, песка, глины, щебня, камней. Оползни — скользящее смещение масс горных пород в результате насыщения их подземными водами, смещение со всеми постройками и сооружениями под влиянием силы тяжести. Селевые потоки и оползни вызываются чаще всего сильными дождями и эрозией почвы. Нередко они приводят к разрушению населенных пунктов, жилых и промышленных зданий, уничтожают обширные площади сельскохозяйственных угодий.

Снежные заносы и обвалы, возникающие в результате длительного снегопада (продолжительность от 16 до 24 часов), вызывают нарушение транспортного сообщения, повреждение линий электропередачи, сильно влияют на хозяйственную деятельность.

Пожары, особенно массовые лесные, торфяные, — опасные стихийные бедствия Причиной их очень часто являются неосторожные действия людей, несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности в местах работы и отдыха — разведение костров и небрежное обращение с ними, сельскохозяйственные палы, использование неисправной техники и т. п.

Порядок оповещения населения и правила поведения населения при стихийных бедствиях

Несмотря на то что стихийные бедствия часто возникают внезапно и их невозможно предсказать, существует ряд признаков, по котооым иногда можно определить приближение бедствия.

Одним из главных условий максимального сокращения потерь среди населения является своевременное оповещение об угрозе стихийного бедствия.

При оповещении об угрозе землетрясения необходимо выключить нагревательные приборы и газ, затушить печь, если она топилась, одеть детей, одеться самим и, взяв необходимые вещи и продукты питания, покинуть дом. Если землетрясение началось неожиданно и выйти из дома не удалось, необходимо встать в дверном или оконном проеме и, как только стихнут первые толчки, быстро выйти. Находиться во время землетрясения нужно на открытом месте на безопасном расстоянии от зданий. Землетрясение может длиться от нескольких мгновений до нескольких суток (периодически повторяющиеся подземные толчки). По радио и другими средствами население оповещается о порядке поведения. Необходимо строго выполнять все отдаваемые указания и распоряжения.

Масштабы и начало наводнений, вызываемых весенними, летними или осенними паводками, могут прогнозироваться за месяц и более, а так называемых нагонных наводнений — за несколько часов (до суток). В случае внезапных наводнений население оповещается всеми имеющимися средствами, в том числе и с помощью громкоговорящих подвижных установок.

При наличии достаточного времени население эвакуируется из угрожаемых районов вместе с имуществом. При внезапном начале наводнения жителям необходимо подняться на верхние этажи или занять чердачное помещение (в одноэтажных домах), выйти на крышу. Оказавшись в поле при внезапном затоплении, следует занять возвышенные места или забраться на деревья, использовать различные плавающие предметы.

Об опасности селевого потока и оползня население в большинстве случаев может быть предупреждено всеми средствами оповещения лишь за десять минут и реже за час-два. При угрозе селевого потока или оползня, если есть время, население эвакуируется в безопасные зоны (пешим порядком и транспортом). В любом случае при получении сигнала о приближающемся селевом потоке или начавшемся оползне необходимо как можно быстрее выходить в безопасный район.

О возможности сильных снегопадов население предупреждается заблаговременно по всем средствам связи. На этот период необходимо ограничить передвижение, особенно в сельской местности. Следует иметь дома запас продуктов, воды и топлива, а в сельской местности создать запас кормов и воды для животных на фермах. Скот, содержащийся на отгонных пастбищах, перегоняется в укрытия.

Если снегопад застал в пути в автомобиле, необходимо остановиться, плотно закрыть дверцы и окна машины, двигатель укрыть и периодически прогревать. Ни в коем случае нельзя покидать автомобиль и пытаться пешком дойти до населенного пункта. Машину необходимо периодически очищать от снега, чтобы ее легче было отыскать поисковой группе.

Любой пожар начинается с загорания. Обнаружив загорание, необходимо немедленно сообщить в пожарную часть и начать тушение имеющимися подручными средствами. Горящие помещения в зданиях, охваченных огнем, преодолевают, накрывшись с головой мокрым одеялом, плотной тканью или верхней одеждой. Сильно задымленное помещение лучше преодолевать ползком или пригнувшись.

Особенно опасны лесные пожары. Если застал пожар с быстро надвигающимся валом огня, кромку пожара нужно преодолевать против ветра, укрыв голову и лицо верхней одеждой. Выходить из зоны любого лесного пожара, скорость распространения которого невелика, следует также в наветренную сторону, используя поляны, просеки, дороги и ручьи.

Участие населения в ликвидации последствий стихийных бедствий и проведении спасательных работ

Ликвидация последствий стихийных бедствии организуется, как правило, под руководством специально создаваемых чреззычайных комиссий. К ликвидации последствий стихийных бедствий и проведению спасательных работ, помимо формировании ГО, может привлекаться и трудоспособное население.

При ликвидации последствий землетрясения выполняются, по существу, те же работы, что и при ликвидации последствий ядерного взрыва: спасение людей из завалов и разрушенных зданий, локализация и тушение пожаров, устройство проездов в завалах, разборка завалов и очистка улиц, ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях. Население привлекается для поиска и спасения пострадавших, разборки завалов на улицах, спасения материальных ценностей и других работ.

В районах, подверженных наводнениям, население должно принимать активное участие в отгоне сельскохозяйственных животных, подготовке всех имеющихся местных плавающих средств, изготовлении плотов и других подручных средств, а также в поиске и спасении людей, выполнении работ по ремонту и восстановлению водозащитных сооружений. Большое значение при проведении спасательных работ в зонах затопления имеет строгое выполнение мер безопасности. Спасатели должны уметь хорошо плавать, обязательно быть в спасательных жилетах, знать приемы обращения с тонущими, следить за исправностью плавающих средств, не допускать их перегрузки.

При ликвидации последствий таких стихийных бедствий, как селевые потоки, оползни, снежные завалы, трудоспособное население может участвовать в поиске и спасении пострадавших, откопке транспортных средств, расчистке завалов и других трудоемких работах.

При развитии массовых лесных пожаров на больших площадях для их локализации и тушения, кроме специальных лесопо-жарных формирований, привлекаются невоенизированные формирования гражданской обороны, воинские части, а иногда и местное население. В этих условиях могут применяться простейшие способы тушения лесного пожара — захлестывание кромки пожара и забрасывание землей кромки огня.

Захлестывание кромки пожара заключается в сбивании огня с горящей поверхности с помощью пучков ветвей или кустарника длиной 1,5 — 2 м. Сбивание ведется в сторону уже выгоревшей площади. Группа из трех — пяти человек, двигаясь вдоль фронта огня, может за час загасить таким способом кромку пожара протяженностью до 1 км. На легких почвах применяют забрасывание кромки огня грунтом с помощью лопат. После сбивания огня по кромке насыпается полоса грунта толщиной 6-8 см, шириной 60 — 80 см.

Соблюдение общественного порядка и охрана общественного и государственного имущества

Важным условием быстрой ликвидации последствий стихийных бедствий является соблюдение общественного порядка. Население, находящееся в районах стихийных бедствий, должно проявлять высокую дисциплину, организованность, спокойствие, не поддаваться панике.

В районах стихийных бедствий для обеспечения порядка организуется комендантская служба. Для этого привлекаются подразделения органов милиции и группы охраны общественного порядка гражданской обороны. Комендантская служба несет дежурство, ограничивая доступ в опасную зону, регулирует движение и обеспечивает соблюдение общественного порядка на маршрутах эвакуации населения и материальных ценностей, организует охрану государственных учреждений, торговых предприятий, ведет борьбу с нарушителями общественного порядка и расхитителями общественного и государственного имущества. Местные жители могут привлекаться к патрулированию в районе стихийного бедствия и охране объектов.

Активно участвуя в борьбе со стихийными бедствиями и в ликвидации их последствий, поддержании общественного порядка и охране общественного и государственного имущества, население выполняет свой патриотический и гражданский долг.

Вопросы

1. Перечислите стихийные бедствия, характерные для местности, где расположена школа, дайте им характеристику.

2. Как нужно вести себя при сти хийных бедствиях?

3. Расскажите об участии населения в ликвидации последствий стихийных бедствий.

План-конспект урока по ОБЖ (3 класс) на тему: Интегрированный урок (ОБЖ + кубановедение) «Стихийные бедствия и служба спасения» 3 класс.

Краснодарский край

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 муниципального образования

Щербиновский район  ст. Старощербиновская

 

муниципальный этап  

конкурса «Служба спасения 01»,

 посвященного 24-й годовщине МЧС России и 365-й годовщине со Дня образования пожарной охраны России

Номинация: методическая разработка урока ОБЖ о природных и техногенных катастрофах и авариях.

Интегрированный урок (ОБЖ + кубановедение)

3 класс

«Стихийные бедствия и служба спасения»

Подготовила учитель    начальных классов

Окулова Светлана Николаевна 

Тема: «Стихийные бедствия и служба спасения».

Урок по теме “ Стихийные бедствия и служба спасения ” предполагает комплексное применения знаний и умений, поэтому выбранная форма интегрированного урока целесообразна для раскрытия проблем, наиболее важных для безопасности жизнедеятельности и кубановедения.

Использование учащимися содержания  краеведения и ОБЖ, обращение к различным источникам развивают творческую активность учащихся, дают яркое представление о природных явлениях своего края, о взаимосвязи ОБЖ и кубановедения. Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, преодолевая противоречия искусственного расчленения по предметному признаку.

Работа с разнообразным по форме представления материалом не только углубляет представление о двух предметах, расширяет кругозор, но и способствует формированию разносторонне развитой личности.

Цели урока:

Образовательные:

Систематизация  знаний учащихся о видах ЧС в зависимости от  характера источника их возникновения.

Ознакомление с общими правилами поведения при возникновении ЧС.

Развивающие:

Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в случае возникновения ЧС природного характера

Повышение любознательности, информационной культуры учащихся, интереса к предмету ОБЖ, кубановедение.

Развитие познавательной активности, умения работать с дополнительной литературой.

Воспитательные:

Воспитание любви к родному краю, уважения к профессии спасателя.

Воспитание гражданской ответственности, профориентации.

Познавательные УУД. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Регулятивные УУД. Уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать  качество и уровень усвоения.

Коммуникативные  УУД. Организовывать  работу в группе, отстаивать своё мнение.

Личностные УУД. Формирование умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Оборудование: презентация, карточки для работы в парах и группах.

Ход урока

       1. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка темы и цели урока.

Установка на позитивное настроение на уроке.

        Ребята, давайте настроимся на хорошее настроение, положительные эмоции, на приобретение новых здоровьесберегающих знаний и умений. Скажем хором:

«Солнышко, солнышко, мы твои лучи,

Быть очень осторожными, ты, нас научи!»

            Сегодня  мы рассмотрим  важный для всех нас вопрос о нашей безопасности.

Знают взрослые и дети,

Что ценней всего на свете:

Безопасность и здоровье

В жизни  — главное условие!

 Тему сегодняшнего урока вы узнаете, разгадав загадку.

Они придут на помощь к нам,

Когда бушует океан,

 Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью,  нас спасут  –

 Такой у них опасный труд!

-О ком говорится в загадке? (о спасателях)

МЧС всегда на страже

И в беде спасает граждан.

-Какова тема урока?

Сегодня у нас с вами важный урок, посвященный службе спасения МЧС. 

Вы узнаете более подробно, что такое стихийные бедствия, как работают спасатели, вместе  составим правила поведения при возникновении ЧС.

2. Актуализация знаний.

-Какие природные явления вам известны? (Радуга, гроза, гром, мороз, ветер).

-О каких природных явлениях говорится в загадках?

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина. (Туман)

Идёт, а ног нет,

Лежит, а постели нет,

Лёгкий, а крыши ломит. (Снег)

Раскалённая стрела дуб свалила у села. ( Молния)

 «У природы нет плохой погоды»,- поётся в известной песне. Но не всякая погода хороша. Многие явления опасны для здоровья и жизни человека. Природные явления огромной разрушительной силы называют стихийными бедствиями: землетрясения, наводнения, пыльные бури, смерчи.

3.Поиск решения  проблемы.

 Многие стихийные бедствия предотвратить невозможно, а вот заранее подготовиться к ним, чтобы избежать тяжёлых последствий, необходимо. Как это сделать?

-Что такое чрезвычайная ситуация?

На доске открывается слайд с определением ЧС

Чрезвычайная ситуация—это обстановка, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного  бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей.

Ежегодно ЧС уносят жизни 2,5-3 миллионов жителей нашей планеты. Материальные убытки исчисляются астрономическими цифрами от 50 до 100 миллиардов долларов в год, и эти цифры постоянно растут.

В зависимости от характера источника происхождения чрезвычайные ситуации бывают природными ( влияние на человека природных явлений), техногенными ( аварии на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике), социальными                             ( возникают между людьми и зависят от человека).

Работа в парах.

Распределите по группам  чрезвычайные ситуации.

Природные ЧС

ТехногенныеЧС

Социальные ЧС

Аварии на транспорте, землетрясения, войны, похищение людей, извержение вулканов, лавины, обрушение строений, преступность, пожары, буря, разлив ртути, терроризм, наводнения, взрывы, массовые беспорядки(драки).

Проверь себя.

Природные ЧС

ТехногенныеЧС

Социальные ЧС

землетрясения

аварии на транспорте

войны

извержение вулканов

обрушение строений

похищение людей

лавины

пожары

терроризм

буря

разлив ртути

преступность

наводнения

взрывы

массовые беспорядки(драки)

Рассмотрим природные Ч.С.

Вода-это грозная стихия, безжалостный убийца. С древних времён наводнения воспринимались людьми как самое страшное стихийное бедствие. Мировой океан занимает площадь 361 млн. км².

                 Абсолютными мировыми рекордсменами по трагическим последствиям наводнений являются китайские реки Хуанхэ и Янцзы. Самое сильное и страшное наводнение в Китае произошло в 1931 году. Погибло 2 700 000 человек. Очень сильное наводнение в Китае произошло в 1959году, когда разлив рек привёл к гибели 2 млн. человек.

               Согласно классификации МЧС России Краснодарский край относится к первой, самой высокой степени опасности. В крае возможны ураганы, смерчи, лавины, оползни,  лесные и камышовые пожары, наводнения.

 Летом 2012года в Крымском районе случилось разрушительное наводнение. Стихия оставила много людей без жилья, были человеческие жертвы.

                                                             

            Ветер — движение воздуха относительно земной поверхности.

Основные показатели ветра – направление и скорость. Основных направлений т.е.  румбов (Румб — в морской терминологии 1/32 полной окружности, а также одно из делений картушки компаса (расчерченной на 32 части)-8:северный, восточный, южный, западный, северо-восточный, юго-восточный, юго-западный, северо-западный. Для определения направления ветра используется флюгер.

           Самым ветреным местом на нашей планете является Антарктида. Здесь ветер дует 365 дней в году, прекращаясь всего на несколько минут.

            Смерч – сильный атмосферный вихрь, который возникает в грозовом облаке и распространяется по поверхности земли (воды) в виде гигантского темного рукава.

Воздух в смерче вращается против часовой стрелки со скоростью до 100 м/с и одновременно поднимается по спирали, втягивая с земли пыль, воду и различные предметы.

           Ураган – ветер разрушительной силы, скорость которого составляет более 120 км/ч.

-Рассмотрите зоны смерчей и тайфунов.

В  1988 г смерч обрушился на ст. Павловскую Краснодарского края. Было разрушено более 500 жилых домов. Смерч сопровождался ливнем и градом, величина отдельных градин достигала размеров курного яйца. Ледяные шары пробивали крыши домов, машин, уничтожали посевы.

           Сильный порывистый ветер бора дует в холодное время года в районе Новороссийска, сносит крыши, ломает деревья, валит столбы. Корабли в считанные минуты могут покрыться льдом и пойти ко дну, поэтому их заранее отводят в открытое море. В 1975 году ураган «Бора» нанёс огромный ущерб г. Новороссийску. Скорость ветра достигала 144 км/ч. Спустя 18 лет такой же ураган выбросил на берег три судна. Имелись человеческие жертвы.

             -Как вы думаете, что включает в себя понятие «предупреждение» чрезвычайных ситуаций? (Это действия, которые проводятся для сохранения жизни и здоровья людей, мероприятия, проводимые для уменьшения последствий ЧС)

В нашем крае специалисты – метеорологи круглосуточно ведут наблюдения за природными явлениями и своевременно информируют население о предстоящей опасности.

           -Предположим, поступила информация об угрозе бури, смерча, какие будут ваши действия?

1.Узнав о приближении бури, плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стёкла наклейте крест-накрест полоски пластыря.

2.Приготовьте свечи (может отключиться электричество).

3.Отключите электроприборы.

4.Спрятаться в подвале или специальном укрытии.

           -Предположим, поступила информация об угрозе землетрясения, какие будут ваши действия?

Посмотрите видеоролик «О правилах поведения при землетрясениях»

-Какие правила поведения надо выполнять?

1.Если землетрясение застигло вас в помещении, постарайтесь как можно скорее покинуть его и оказаться на улице—желательно подальше от зданий. Если же выбраться из дома по каким-то причинам невозможно (обвалилась лестница, завалило вход и т.п.), укройтесь под прочным столом или под кроватью либо в дверном проёме или в углу.

2.Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами, так как они в любой момент могут выйти из строя.

3.Если землетрясение застало вас на улице, держитесь подальше от домов, линий электропередачи и вообще от всяких непрочных построек, которые могут рухнуть.

Помните: после первого толчка могут последовать другие толчки. Они обычно происходят через несколько часов.

-Предположим, поступила информация об угрозе наводнения, какие будут ваши действия?

Посмотрите видеоролик «О правилах поведения при наводнении»

-Какие правила поведения надо выполнять?

1.Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов.

2.Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо подняться как можно выше, забраться на дерево, крашу дома

4.Физминутка.

5.Закрепление с проговариванием.

Работа в группах.

Предлагаю составить памятку «Как вести себя во время стихийного бедствия»

 I группа «Как вести себя во время стихийного бедствия наводнения»

IIгруппа «Как вести себя во время стихийного бедствия землетрясения»

III группа «Как вести себя во время стихийного бедствия урагана»

IV группа «Как вести себя во время стихийного бедствия смерча»

Ребята, нужную информацию сможете найти в учебнике «Кубановедение» стр. 12-14, энциклопедии школьника «Чрезвычайные ситуации».

По мере подготовки учащиеся отвечают. Учитель при подготовке оказывает им помощь.

6. Включение в систему знаний и повторение.

В 80-х годах прошлого века в России резко возросло число катастроф. 27 декабря 1990 года образован Российский корпус спасателей (РКС). Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС), а затем преобразован в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

МЧС России сегодня-это символ доброты и надежды. Где бы не случилась беда, граждане России должны быть уверены — к ним обязательно придут мужественные, сильные люди в синих комбинезонах -спасатели МЧС. И даже ради одного человека, которому требуется помощь, будет поднят в воздух самолет, а спасатели и врачи сделают всё возможное ради спасения человека.

               Самая трудная и загадочная профессия – спасатель. Сотрудники ежедневно принимают участие в поиске и спасении людей, тушении пожаров, ликвидации последствий стихийных бедствий.

Познакомьтесь со сводкой МЧС от 04 Апреля 2014г 

Спасателями МЧС России спасены 266 человек.

Пожар в складском помещении в г. Астрахани ликвидирован. В результате пожара

погибших, пострадавших нет.

На водных объектах спасены 3 человека.

В ходе ликвидации ДТП спасены 217 человек.

Психологическая помощь оказана в 24 случаях.

Обнаружено и обезврежено 223 взрывоопасных предмета, в том числе 2 авиабомбы.

Помнить нужно вам всегда:

Если вдруг пришла беда,

Вам помогут службы наши.

Ты запомнил? Повтори:

Спасатели — «01»,

Полиция — «02»,

Скорая помощь — «03»!

С мобильных телефонов БИЛАЙН: 001 — пожарная охрана и спасатели,  002 — полиция.

003 — скорая помощь,                        004 — аварийная служба газовой сети.

С мобильных телефонов МТС, МЕГАФОН, ТЕЛЕ-2:

010 — пожарная охрана и спасатели.

Вызов с номера экстренного вызова 112 возможен:

— при отсутствии денежных средств на вашем счету;

— при заблокированной SIM-карте;

— при отсутствии SIM-карты телефона. Звонок в экстренные службы является бесплатным.

7.Рефлексия учебной деятельности.

— Какую цель вы поставили в начале урока? ( Узнать, как  избежать тяжёлых последствий при угрозе ЧС)

-Вы достигли поставленной цели?

— Назовите ЧС природного характера.

— Люди какой профессии принимают участие в поиске и спасении людей?

-Если вы в беде, куда надо звонить?

-Кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на уроке?

-Кто не очень доволен своей работой на уроке?

-Кто на следующем уроке будет работать лучше, чем сегодня?

Источники:

1. Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации».Краснодар 2005 г.

2. «Кубановедение» 3 класс автор М.В. Мирук, Е.Н.Ерёменко – Краснодар, Перспективы образования-2013г.

3. Методические материалы: Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли: Учебное пособие по развитию речи для учащихся 3 – 4 кл. общеобразовательных  учреждений

4. http://standart.edu.ru/ Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

5. http://www.mchs.gov.ru/Сайт МЧС России.

6. http://ru.wikipedia.org/ Статьи о Бора, румб.

7. http://www.youtube.com/ Правила поведения в ЧС.

БЕСЕДЫ О ЗДОРОВЬЕ

Учитель    начальных классов Окулова Светлана Николаевна

Краснодарский край Щербиновский район  ст. Старощербиновская МБОУ СОШ № 3.

Основы безопасности жизнедеятельности

Статья Классификация ситуаций чрезвычайного характера

В статье рассматривается определение и категорирование ЧС, а так же границ и зоны. Общие правила поведения и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций

Статья Режим чрезвычайной ситуации РСЧС

Что такое режим ЧС, когда вводится, порядок работы и какие основные мероприятия, проводятся органами управления и силами РСЧС в этом режиме

Статья Аптечка походная туристическая: содержимое, требования и принципы выбора

Что положить и что должно быть в походной аптечке? Какие медикаменты для туриста и как собрать ее своими руками? Индивидуальная медицинская аптечка первой помощи

Статья Пожар на улице или во дворе: причины и что делать

В статье описываются причины и признаки начинающегося пожара на дворовой территории, а так же необходимые действия которые надо предпринять.


Так расшифровывается ОБЖ, знакомая многим аббревиатура, связанная с обучением в современной системе дошкольного, общего, а также специального и среднего образования в нашей стране.

Дисциплина ОБЖ появилась в учебных школьных программах с 1991 года в качестве обязательного предмета, предназначенного для усвоения правил и навыков поведения в быту, при возникновении опасных, чрезвычайных природных ситуаций или аварий на промышленных предприятиях.

ОБЖ определяют как междисциплинарную область современных научных познаний, прикладных приемов и навыков, которые охватывает как теоретические проблемы, так и практику защиты людей от опасного или вредного воздействия среды обитания в любых жизненных ситуациях, сферах человеческой деятельности.

Государственная программа обучения подрастающего поколения основана на реализации требований многих Федеральных законов об охране здоровья людей, обеспечении дорожной, радиационной, пожарной безопасности; о защите населенных пунктов, их жителей от ЧС различного характера их возникновения; о воинской обязанности и прохождении военной службы.

Но, кроме этих необходимых элементарных навыков выживания ОБЖ включает другие цели и задачи в обучении подрастающего поколения – от детей до выпускников учреждений среднего образования.

Цель предмета ОБЖ – это формирование здорового, безопасного поведения в быту, а также правильных действий при возникновении различных ЧС, получение необходимых знаний, навыков оказания первичных мер медицинской помощи как самому себе, так и рядом находящимся пострадавшим людям.

Задачи учебного предмета ОБЖ – это передача базовых знаний и навыков в различных областях жизнедеятельности, с которыми дети, а затем школьники неизбежно столкнутся как в период обучения, так и став взрослыми гражданам нашей страны, обретя не только права, но и обязанности:

  • По организации здорового образа жизни, обеспечивающего как ее продолжительность, так и качество, то есть минимизацию количества заболеваний, сохранение физического, психического здоровья; возможности выполнения своих планов, удовлетворения желаний.
  • Изучение норм безопасного поведения, находясь дома, на улицах населенных пунктов, на отдыхе, включая побережье озер, рек, морей; правил купания, нахождения на транспортных средствах.
  • Обучение первичным и базовым навыкам оказания медпомощи раненым, травмированным людям в различных ситуациях, в том числе обходясь исключительно подручными средствами.
  • Изучение правил безопасного поведения в дорожных ситуациях, включая все виды транспорта – от автомобильного до железнодорожного.
  • Обучение своду правил безопасности, навыкам неотложных действий при возникновении как природных стихийных бедствий – землетрясений, наводнений, ураганов, так и ЧС техногенного характера – промышленных аварий, сопровождающихся взрывами, пожарами, распространением ядовитых, радиоактивных веществ.
  • Инструктирование по вопросам обеспечения пожарной безопасности при нахождении дома, в школе, в местах отдыха на природе. Учитывая количества пожаров и возможной опасности для людей в зданиях универсального торгово-развлекательного назначения, которые дети, подростки посещают вместе с родителями, так и самостоятельно; особое внимание уделяют правилам пожарной безопасности в общественных местах, что способствует выработке верного алгоритма поведения при возникновении нештатных ситуаций в них.
  • Обучение по программам гражданской обороны, навыкам действий при получении сигналов ГО.
  • Ознакомление с основами военной службы, усвоение базовых знаний о системе обороны Российской Федерации. Фактически цель преподавания по этому важному разделу ОБЖ содержит задачи военно-патриотического воспитания, взамен отмененной начальной военной подготовки, которая была обязательным предметом в системе образования советской школы.

Необходимость формирования привычек безопасного поведения у детей дошкольного возраста во время посещения ими дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и в период обучения в средней школе обусловлена обязанностью государства и общества сохранить жизнь, здоровье подрастающего поколения, так и легкостью восприятия новых знаний, правильных навыков детьми, подростками.

Если учитель любого основного предмета, давая знания, например, по географии или математике, не без оснований считает, что плохое усвоение материала не отразится на здоровье, жизни учеников, то преподаватель ОБЖ понимает, что знания и навыки, полученные на его уроках, правильно осмысленные и усвоенные, могут их спасти в сложных, опасных жизненных ситуациях; обязательно пригодятся в будущем.

Большинство преподавателей ОБЖ – это вышедшие в отставку офицеры министерства обороны, МЧС, МВД, специалисты по гражданской обороне различных муниципальных образований и ведомств.

При этом не следует думать, что все обучение ОБЖ преподавателями, вышедшими на пенсию из силовых ведомств, построено исключительно на их жизненном опыте.

Существует немало учебных центров, ведущих профессиональную подготовку, переподготовку как учителей ОБЖ для средних учебных заведений, так и воспитателей детских учреждений, основой которых служат программы, методические рекомендации, утвержденные Министерством образования, по согласованию учебных материалов с другими заинтересованными ведомствами – МЧС, МВД.

Во многих средних образовательных заведениях выделен, оснащен класс ОБЖ, где для практического изучения хранятся, используются на уроках защитные устройства органов дыхания; углекислотные, воздушно-пенные огнетушители; учебное оружие и другие, необходимые для выработки навыков, приемов обращения с ними, предметы, оборудование.

Для наглядного изучения выпускаются и развешиваются на стенах кабинетов, выделенных под классы ОБЖ, тематические наборы плакатов, где каждый плакат дает представление о тех или иных необходимых действиях, мерах безопасности при возникновении ЧС, а так же правилах пользования различными защитными средствами, обращения с первичными средствами тушения пожаров, оружием.

Для изучения теории каждый ученик средней школы имеет учебник ОБЖ, соответствующий программе для своего класса. Кроме того, выпускаются научно-популярные книги, посвященные различным разделам, аспектам основ безопасности жизнедеятельности. Реферат, написанный учащимся, которому интересна эта учебная дисциплина, после изучения дополнительной литературы, закрепляет полученные знания, что в своей практике часто используют опытные преподаватели ОБЖ. В данном разделе собрана и обобщена полезная информация для учеников и преподавателей по этому направлению.

Материалы по теме

Статья Пожарная безопасность на кухне: правила и меры предосторожности

Требование правил пожарной безопасности на кухне. Инструкция как справиться с возгоранием на кухне. Причины пожаров на кухне и безопасность детей на кухне

Статья Что делать и как действовать во время и после наводнения (паводка)

Как действовать во время и после наводнения или паводка. Как действовать при паводках. Меры безопасности при весеннем паводке. Действия при угрозе подтопления

Статья Безопасность людей на водных объектах

Безопасность на водоемах в летний сезон. План по безопасности людей на водных объектах. Безопасность людей на водных объектах зимой.

Статья Действия при ЧС на борту самолета: аварийном взлете, посадке, разгерметизации и пожаре

Захват террористами. Нештатная ситуация на борту самолета и правила поведение людей. Разбор ситуаций и правильных действий пассажиров при ЧС. Общие правила.

ЧС природного характера — ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности

Стихийные бедствия — это катастрофические природные явления и про­цессы, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую природу, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, нередко к человеческим жертвам. К стихийным бедствиям относятся: наводнения, землетрясения, се­ли, оползни, снежные лавины, циклоны, смерчи, лесные, степные и торфя­ные пожары, извержения вулканов, а также эпидемии, эпизоотии, засухи, широкое распространение насекомых-вредителей, грызунов и др.

 Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует стихий­ные бедствия как происшествия, влекущие за собой разрушения, подрыв экономики, гибель людей или ущерб их здоровью, ухудшение работы служб здравоохранения в масштабах, требующих гуманитарной помощи извне,

Таким образом, стихийные бедствия — это опасные природные явле­ния или процессы геологического, метеорологического, гидрологического или биологического происхождения крупных масштабов, при которых воз­никают чрезвычайные ситуации, характеризующиеся внезапным нарушени­ем жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей и приводящие к гибели людей. Стихийные бедствия могут при­водить к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в ком­мунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

При стихийных бедствиях человек не в состоянии повлиять на ход раз­вития событий, они зачастую случаются внезапно, и последствия их мало­предсказуемы, так как зависят от мощности природного явления (земле­трясения, наводнения, урагана), его вызвавшего. Единственно правильные действия населения при стихийных бедствиях заключаются в выполнении профилактических мероприятий, предусмотренных в регионе в случае воз­никновения стихийного бедствия, и умении правильно действовать и исполь­зовать рекомендации специалистов в соответствии с конкретной обстанов­кой, складывающейся в процессе стихийного бедствия.

«УРОК – ИГРА . СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ» (7 класс)

УРОК – ИГРА «СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ»

Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.

Урок для учащихся 7-х классов в виде игры-соревнования

Цель: обобщить знания учащихся о чрезвычай­ных ситуациях природного характера; проверить умения учащихся действовать в той или иной си­туации; способствовать повышению интереса к предмету; воспитывать сплоченность коллекти­ва, дружеское участие.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Серьезный, увлекательный.

Всем хорошо известный

Урок по ОБЖ вас ждет,

Очень интересный.

Сидя на уроке, забудьте о скуке,

Закрепите знания из этой науки,

А в конце урока будете рады:

За блестящие ответы

Получите награды.

Человек не может устоять перед силами при­роды, но знать о них, о причинах возникновения, последствиях, как правильно себя вести, чтобы не попасть в беду, мы просто обязаны, если нам до­рога жизнь.

Итак, друзья, пора проверить знания, кото­рые вы получили на предыдущих уроках, по­священных стихийным бедствиям. Сегодняшний урок мы проведем в виде игры-соревно­вания «Счастливый случай». За каждый пра­вильный ответ команда получает по одному баллу. Кто лучше знает природные стихии и готов с ними бороться, это мы узнаем в кон­це урока.

У нас две команды «Ураган» и «Смерч». Я желаю всем удачи.

Гейм I. «Разминка»

На первый гейм, вот шутка,

Дана одна минутка.

Поспеши-ка, не зевай!

Правильный ответ давай.

Вопросы для разминки команде «Ураган»:

  1. Не на шутку разыгравшаяся снежная буря

(буран)

2. Продолжительное отсутствие дождей

(засуха)

3. То же, что метель

{вьюга)

4. Раскаленная стрела дуб свалила у села

(молния)

5. Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? (дождь)

Вопросы для разминки команде «Смерч»:

1. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Стало видно далеко

(туман)

2. Сам не видит и не слышит.
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Что навстречу попадется,
Поднимает и дерется

(ветер)

3. Движение льда весной по реке

(ледоход)

4. Ледяная корка на поверхности земли

(гололед)

  1. Незамерзшее место на ледяной поверхности водоема

(полынья)

Гейм II. «Заморочки из бочки»

Вот задания

На внимание.

Ты попробуй угадай.

Приложи свое старание

И ответ скорее дай.

Нужно по тексту определить, о каком стихий­ном бедствии идет речь.

Вопросы для команды «Ураган»:

1. 1950 г. Тибет. Это стихийное бедствие при­вело к радикальному изменению горного ландшафта на значительной территории: разруша­лись и двигались горы, возникали гигантские провалы и щели. О каком природном явлении го­ворится?

(землетрясение)

2. Это стихийное бедствие неоднократно при­шлось испытать жителям Киргизии. Так , в 1963г. три волны… накрыли озеро Иссык-Куль. Его чаша наполнилась глиной, обломками горных пород

(сель)

3. Еще в 218 г. до н.э. это природное явление в Альпах накрыло и едва не погубило все войско карфагенского полководца Ганнибала

(лавина)

4. Это природное явление случилось на Ан­тильских островах. Оно рушило каменные зда­ния, вырывало с корнем деревья. На о. Барадос были разрушены все населенные пункты, а развалины зданий унесены в море. Свыше 400 судов было потоплено в бухтах. Жертвами

стали десятки тысяч людей. Что это за бед­ствие?

(ураган)

Вопросы команде «Смерч»:

  1. Это произошло в 1984 г. в Волго-Вятском районе. Скорость вращения вихревых воздушных потоков доходила до 200 км/ч, ширина полосы движения до 500 м, пройденный путь — до не­скольких десятков километров. Были разрушены тысячи строений, повалены деревья, водонапор­ные и силосные башни, прервано водо и элек­троснабжение, остановлен транспорт. Что это за явление?

(смерч)

2.В 1995 г. это стихийное бедствие в Север­ной Корее нанесло стране ущерб в размере по­рядка S20 млрд. Была уничтожена большая часть сельскохозяйственных посевов, что по­ставило население страны на грань голодной смерти

(наводнение)

  1. В 1911 г. в горах Памира в результате сти­хийного бедствия образовалась естественная пло­тина высотой 301 м. На месте долины возникло Сарсзское озеро глубиной 500 м и длиной 60 км.
    Озеро наполнялось водой 30 лет

(сначала было землетрясение, а потом обвал 2.2 млрд. куб.м.земли и горных пород)

  1. В 525 г. до н.э. во время этого природного явления в Сахаре погибло 50-тысячное войско пер­сидского царя Камбиза

(песчаные бури)

Гейм III. «Успеешь спастись?»

Хоть немножко устали,

Силу знаний показали.

И еще один шажок —

Как спасем мы жизнь, дружок?

В этом гейме команды попадают на берег океа­на, которому угрожает цунами — гигантская волна, родившаяся далеко в океане из-за подводного зем­летрясения или извержения подводного вулкана. Скорость движения цунами в нашем случае рекор­дная и достигла

800 км/ч. Команды получили пре­дупреждение всего за 6 мин до подхода цунами к берегу.

1. Вычислите, на каком расстоянии от бере­га находилась гигантская волна в момент по­лучения предупреждения? На какое расстояние сможет отбежать от берега ваша команда за эти 6 мин, если скорость бегущего человека считать paвной 12 км/ч? Сможете ли вы спастись от цу­нами? Ответ на вопрос дают обе команды.

Решение:

6 мин ~ 0.1 ч

1)800×0,1 -80 (км)

Ответ: в момент получения предупреждения цунами находится от берега на расстоянии 80 км.

2) 12 х0,1 = 1,2 (км)

Ответ: расстояние, на которое отбежит коман­да от берега, равно 1,2 км, следовательно, она спа­сется от цунами.

2. Семья вашего одноклассника переезжает на новое место жительства — Северный Кавказ.
Подумайте и ответьте.

Вопрос команде «Смерч»:

Какие рекомендации вы можете дать его семье в случае землетрясения?

Вопрос команде «Ураган»:

Объясните, какие места в зданиях явля­ются наиболее безопасными в случае землетря­сения.

На обдумывание дается одна минута

3. В поселок, расположенный в горной доли­не, поступила телеграмма. В ней говорится, что в связи с обильными снегопадами в горах и те­чение нескольких ближайших суток весьма вероятен сход снежных лапин.

Вопрос команде «Смерч»:

Какие действия необходимо предпринять жи­телям поселка в указанной ситуации?

Вопрос команде «Ураган»:

Как правильно действовать при внезапном об­вале, сходе селя, оползня или лавины?

Гейм IV. «Ты мне, я тебе»

Ты и я, ты и я —

Мы веселые друзья!

По вопросу зададим,

И командой победим!

Команды задают друг другу по одному во­просу. В случае неправильного ответа отвечают сами.

НАЗОВИТЕ список вещей, необходимых в случае эвакуации.

Команды пишут списки.

Гейм V. «Дальше, дальше, дальше…»

Приложите все старания

Для последнего задания.

Вопросы для команды «Смерч»:

1. Сильный электрический разряд между обла­ками и землей

{молния)

2. Что такое обвал?

(отрыв и катастрофическое падение

больших масс горных пород. Их скатывание,

дробление па крутых и обрывистых склонах)

3. Атмосферный вихрь, возникающий в грозо­вом облаке и распространяющийся до поверхности земли, воды в виде гигантского рукава-хобота

{смерч)

4. Как называются зоны, где были или ожида­ются землетрясения

(сейсмические)

5. Область возникновения подземного удара

(очаг землетрясения)

6. Быстро, внезапно возникающее движение снега или льда вниз по крутым склонам гор

(лавина)

7. Наивысший балл при землетрясении

(12 баллов)

8. Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Назовите ученого, создавшего шкалу силы ветра (Бофорт)

9. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превы­шает 32 м/с

(тайфун или ураган)

10. Какой из бытовых приборов напоминает принцип действия смерча

(пылесос)

Вопросы для команды «Ураган»:

1. Безопасными, естественными укрытиями на улице во время урагана являются (овраги, ямы, ров, канавы, кювет дороги)

  1. Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных
    землетрясений и извержений вулканов

(цунами)

  1. Что является основным поражающим факто­ром при наводнении

(вода)

4. Скопление рыхлого ледового материала во время ледостава в начале зимы в сужениях и излу­чинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него

(зажор)

5. Что такое эпицентр землетрясения?

(проекция очага подземного удара па земную поверхность)

6. Что называют «драконом гор»?

(сель)

7. Перечислите виды бурь

(пылевые (песчаные), снежные, шквальные)

8. Разновидность обвала : обрушение отдельных глыб и камней на отвесных склонах

{вывал)

9. Сколько у вас есть времени от первых толч­ков землетрясения до последующих?

(15-20 с)

10. Что мы относим к материальному ущербу в результате чрезвычайной ситуации природного характера?

(разрушение зданий, сооружений, коммуникаций, электролинии и т.д.)

Пока подсчитывается общее количество бал­лов и выявляется победитель, командам предла­гается небольшое творческое задание: составить как можно больше слов, используя буквы слова «землетрясение» в любом порядке и количестве

(слова могут быть такие: земля, трясение, мел, смещение, низ, лес, метр, тес, трение и др.)

Итак, подводим итог нашей игры-соревнова­ния.

Команда «Ураган» набрала … баллов.
Команда «Смерч» набрала … баллов.
На этом уроке мы проверили знания о стихий­ных бедствиях. Участникам команды — победитель­ницы выставляются оценки в журнал. Победите­ли награждаются подарком (по усмотрению и воз­можностям).

Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

Катастрофа — это что-то плохое, что случается с людьми и почти всегда полностью меняет их жизнь. Бедствия могут разрушить дома и многие виды работ. Бедствия могут быть разных видов, но большинство из них вызвано силами природы.

Сюда могут входить лавины (когда снег падает с горы), холода (когда животные и люди замерзают), болезни (болезни), засухи (когда нет воды), землетрясения (когда земля движется), голод (когда недостаточно еды), огонь, сжигающий вещи и людей, наводнение (когда реки становятся слишком большими и вторгаются в землю), град (твердый лед падает, как дождь), жара, которая снижает водоснабжение, ураганы, которые разрушают все, сверхновая звезда, убивающая жизнь, ударное событие, при котором метеоры ударяются о землю, лимническое извержение (когда плохие химические вещества поступают из озер и могут убивать людей), оползни и оползни (когда верхняя часть земли сдвигается из-за избытка воды), провалы ( там, где падает пещера), солнечные вспышки (когда солнце тянется к земле и сжигает ее), штормовой нагон (когда вода накапливается, а затем внезапно падает на землю), грозы (дождь с молнией и громом), торнадо (течения ветра, который ломает вещи), цунами (когда стена воды падает на землю), вулканы (где лава изнутри земли выходит медленно или стреляет в воздух), водяной смерч (например, торнадо на воде) или зимние штормы (когда падает густой снег, и вы не видите).

Бедствия, вызванные людьми, включают авиационные (летные) аварии, поджоги (зажигание огня, чтобы что-то сжечь), CBRN (когда у страны есть мощное оружие), гражданские беспорядки (когда люди бунтуют или совершают преступления), отключения электроэнергии (когда электричество прерванный), кризисы в связях с общественностью, когда компания должна сообщать плохие новости, радиационные аварии, катастрофы в космосе, сбой электросвязи (неспособность общаться), терроризм (когда группа нападает на гражданских лиц или заявляет, что нападет, чтобы что-то получить) и война (боевые действия с оружием между большими группами).

Чтобы пережить катастрофу, важно, чтобы ваша семья и ваш город подготовились заранее. Это может быть набор вещей, которые вам понадобятся в чрезвычайной ситуации, это может быть отправка правительством солдат на помощь, или это может быть что-то среднее. Рекомендуется иметь при себе аварийный спасательный комплект с консервами на случай такой катастрофы.

Теории о причинах мировых бедствий широко разнятся, и, хотя большинство из них спорны, количество привлекаемых ими последователей показывает, что, возможно, за ними стоит определенная заслуга.Один известный теоретик по имени Фэй Вэйсян. Теория Фэя основана на идее, что все мировые катастрофы происходят из одного источника. Он считает, что отследил источник до Пекина, где он в настоящее время проживает.

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Катастрофами .
.

Катастрофа

Катастрофа — это стихийная или антропогенная угроза, которая возникла, в результате чего произошло событие значительной степени, которое привело к значительному физическому ущербу или разрушениям, гибели людей или резким изменениям в окружающей среде. Катастрофа может быть якобы определена как любое трагическое событие с большими потерями в результате таких событий, как землетрясения, наводнения, катастрофические происшествия, пожары или взрывы.

В современном научном сообществе бедствия рассматриваются как следствие неправильно управляемого риска.Эти риски являются результатом опасностей и уязвимости. Опасности, возникающие в районах с низкой уязвимостью, не считаются бедствием, как в случае с ненаселенными регионами. [1]

Развивающиеся страны несут наибольшие убытки в случае стихийных бедствий — более 95 процентов всех смертей, вызванных стихийными бедствиями, происходит в развивающихся странах, а потери в результате стихийных бедствий в 20 раз больше (в процентах от ВВП) в развивающихся странах, чем в промышленно развитых. страны. [2] [3]

Этимология

Слово бедствие происходит от среднефранцузского désastre и от древнеитальянского disastro , которое, в свою очередь, происходит от греческого уничижительного префикса δυσ- , ( dus- ) «плохой» [4] + στήρ ( астра ), «звезда». [5] Корень слова катастрофа («плохая звезда» по-гречески) происходит от астрологической темы, в которой древние называли разрушение или разрушение звезды катастрофой.

Классификация

Исследователи изучали стихийные бедствия более века, и на протяжении более сорока лет исследования стихийных бедствий были институционализированы Центром исследований стихийных бедствий Университета Делавэра. Исследования отражают общее мнение, когда они утверждают, что все бедствия можно рассматривать как вызванные человеком, и их аргументация заключается в том, что действия человека до возникновения опасности могут предотвратить ее перерастание в бедствие. Следовательно, все бедствия являются результатом неспособности человека принять соответствующие меры по управлению бедствиями. [6] Опасности обычно делятся на стихийные и антропогенные, хотя комплексные бедствия, у которых нет единой основной причины, чаще встречаются в развивающихся странах. Конкретная катастрофа может вызвать вторичную катастрофу, которая усиливает воздействие. Классический пример — землетрясение, которое вызывает цунами и приводит к затоплению побережья.

Стихийное бедствие

Основная статья: Стихийное бедствие

Стихийное бедствие — это последствие, когда стихийное бедствие затрагивает людей и / или искусственную среду.Уязвимость людей и часто отсутствие надлежащего управления чрезвычайными ситуациями приводит к финансовым, экологическим или человеческим последствиям. Возникающие в результате потери зависят от способности населения поддержать стихийное бедствие или противостоять ему: от их устойчивости. Это понимание сконцентрировано в формулировке: «бедствия возникают, когда опасности встречаются с уязвимостью». Следовательно, стихийные бедствия никогда не приведут к стихийным бедствиям в незащищенных районах.

Различные стихийные бедствия, такие как землетрясения, оползни, извержения вулканов, наводнения и циклоны, представляют собой стихийные бедствия, которые ежегодно убивают тысячи людей и разрушают среду обитания и имущество на миллиарды долларов.Быстрый рост населения мира и его повышенная концентрация, часто в опасной окружающей среде, увеличили как частоту, так и серьезность стихийных бедствий. С тропическим климатом и нестабильными формами земель в сочетании с обезлесением, незапланированным ростом числа непроектированных конструкций, которые делают районы, подверженные стихийным бедствиям, более уязвимыми, задержками в общении, недостаточным или отсутствием бюджетных ассигнований на предотвращение стихийных бедствий, развивающиеся страны более или менее хронически страдают от Стихийные бедствия.Азия возглавляет список жертв стихийных бедствий.

Среди различных стихийных бедствий землетрясения, оползни, наводнения и циклоны являются основными стихийными бедствиями, отрицательно влияющими на очень большие территории и население Индийского субконтинента. Эти стихийные бедствия имеют (i) геофизическое происхождение, такое как землетрясения, извержения вулканов, оползни, и (ii) климатическое происхождение, такое как засуха, наводнение, циклон, саранча, лесной пожар. Хотя может оказаться невозможным контролировать природу и остановить развитие природных явлений, можно предпринять усилия, чтобы избежать бедствий и смягчить их воздействие на жизнь людей, инфраструктуру и имущество.Растущая частота, амплитуда и количество стихийных бедствий и сопутствующих проблем вместе с человеческими жертвами побудили Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций провозгласить 1990-е годы Международным десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий (IDNDR) резолюцией 44/236 от 22 декабря. 1989, чтобы сосредоточить внимание на всех вопросах, связанных с уменьшением опасности стихийных бедствий. Несмотря на IDNDR, на протяжении всего десятилетия произошла череда крупных катастроф. Тем не менее, установив богатые традиции управления стихийными бедствиями и повысив осведомленность общественности, IDNDR обеспечил необходимый стимул для уменьшения опасности стихийных бедствий.Предотвратить возникновение стихийных бедствий и их ущерб практически невозможно.

Тем не менее, можно уменьшить воздействие бедствий, приняв подходящие стратегии смягчения их последствий. Меры по смягчению последствий стихийных бедствий в основном направлены на следующее:

  • минимизировать потенциальные риски за счет разработки стратегий раннего предупреждения о бедствиях
  • подготовить и реализовать планы развития для обеспечения устойчивости к таким бедствиям,
  • мобилизовать ресурсы, включая услуги связи и телемедицины
  • для помощи в реабилитации и уменьшении опасности стихийных бедствий.

Управление операциями в случае стихийных бедствий, с другой стороны, включает:

  • Планирование, готовность к стихийным бедствиям, мониторинг, включая возможности по оказанию помощи
  • предсказание и раннее предупреждение
  • оценка ущерба и оказание помощи.

Уменьшение опасности стихийных бедствий — это систематическая работа, в которой участвуют разные регионы, разные профессии и разные области науки, и она стала важной мерой для устойчивого развития человека и природы.

Техногенная катастрофа

Основная статья: Техногенные катастрофы

Крушение самолетов и теракты являются примерами техногенных катастроф: они вызывают загрязнение окружающей среды, убивают людей и наносят ущерб собственности.

Менеджмент

Основные статьи: Управление в чрезвычайных ситуациях и планирование непрерывности бизнеса

Местные сообщества во время стихийного бедствия или до него создают группы для оказания помощи людям, пострадавшим во время стихийного бедствия. Эти группы включают группу первой помощи, группу здравоохранения, группу продовольствия и социального обеспечения, Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (FEMA) и т. Д.Все они хорошо обучены некоторыми членами местного сообщества. Все группы отправляются на помощь любому другому местному сообществу, пострадавшему от стихийного бедствия. Они также просят людей переехать из района, пострадавшего от стихийного бедствия, в другие безопасные регионы. Местные управленческие сообщества предоставляют им убежище и всевозможные удобства. Некоторые агентства также предоставляют карты потенциальных мест бедствий. Сегодня правительство также прилагает усилия для обеспечения хороших условий во время стихийного бедствия. В индийских сельских районах сообщество (группа семей) выбирает лидера и развивает свои навыки управления стихийными бедствиями, чтобы защитить себя и другие местные сообщества. Б. Виснер, П. Блейки, Т. Кэннон и И. Дэвис (2004). В опасности — стихийные бедствия, уязвимость людей и бедствия. Уилтшир: Рутледж, ISBN 0-415-25216-4

Дополнительная литература

  • Бартон А.Х. (1969). Сообщества в бедствии. Социологический анализ коллективных стрессовых ситуаций. SI: Ward Lock
  • Катастрофа и культура: антропология катастроф. Сюзанна М. Хоффман и Энтони Оливер-Смит, редакторы. Санта-Фе, штат Нью-Мексико: Школа американской исследовательской прессы, 2002 г.
  • г.Банкофф, Г. Фреркс, Д. Хилхорст (ред.) (2003). Картирование уязвимости: бедствия, развитие и люди. ISBN 1-85383-964-7.
  • Д. Александр (2002). Принципы аварийного планирования и управления. Harpended: издательство Terra. ISBN 1-903544-10-6.

Внешние ссылки

Полужирный текст’

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *