Битва на конях с копьями: Поединок на копьях. Жизнь и развлечения в средние века

Рыцарский турнир (1): турнирное копье


Главным оружием рыцаря был не меч, а копье. Именно копьем наносили первый удар в бою,  «копьем» называли боевую свиту рыцаря, его отряд. Посему именно копье было главным оружием во время рыцарского турнира.

Оно, как и рыцарский доспех, прошло немалый путь эволюции. Первоначальный его вид, вид простого шеста с острым наконечником, изменился до сложной, иногда пустотелой, конструкции, снабженной защитой для руки.

О нем-то мы сегодня и поговорим, открывая новый цикл «Рыцарский турнир». Это не значит, что мы закрываем сериал «История меча». Напротив. Мы будем продолжать их и дальше, параллельно с сериалом «Рыцарский турнир».

Значение именно копья в сражениях было крайне велико, ведь первый удар в бою рыцарь наносил обычно именно копьем. Соответственно, это условие перенеслось и на турниры.

Интересно, что в Англии и во Франции в 12-15 веках турнир иногда прямо так и называли — «хейстильюд», то есть «игра с копьем». Но это относилось только к тем схваткам, где оружием служило именно копье.

Такие схватки проходили как верхом, так и в пешем порядке.  Однако нам придется сузить тему, иначе эта статья может обернуться толстой книгой. Чтобы этого не случилось, ограничимся теми копьями, которыми рыцари сражались верхом.

ТТХ турнирного копья

Только в 13 веке на турнирах стали применять особое, «гуманизированное» копье, в связи с чем оно  стало делиться на копье войны и на копье мира. Разница между ними была в форме наконечника.

У копья войны он был острым, что позволяло участникам поединка сполна хлебнуть острых ощущений. У копья мира – особой формы, в виде короны с 3-4 зубчиками, за что и назывался коронель.

Его преимущество было в распределении силы удара на всю его площадь. Таким образом турниры становились все более безопасными для их участников,  хотя смерть по-прежнему оставалась их попутчицей.

За всю историю рыцарских турниров копье претерпит множество специальных изменений, и когда сами турниры превратятся в спортивное состязание, станет отличным спортивным снарядом.  К этому времени копье будет сложным, делавшимся из нескольких частей, собиравшихся на клею.

Как видим, оно так же далеко от «палки с наконечником», как мотоцикл от самоката.
О том, из каких частей оно состояло, сейчас и расскажу.

 

Древко

Толщина копья, а вернее, толщина его древка в разные века была разной. Для XII—XIII веков нормальным считалось достаточно легкое копье, диаметром не более 6,5 сантиметров в самом широком месте. Для сравнения — черенок всем привычной лопаты имеет диаметр 4 сантиметра.

В хрониках можно найти много упоминаний о турнирах, в которых участвовал поэт, политик и рыцарь Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1275). Так вот, во время турнира каждый из его оруженосцев держал запасные копья своего господина — причем в связках по три штуки. А значит, даже такие толстые древки рыцари умудрялись ломать друг об друга с завидным постоянством.

Слева — Ульрих фон Лихтенштейн на миниатюре Манесского кодекса (XIV век), справа — деталь гобелена «Manius Curius Dentatus Refusing the Gifts of the Samnites» (XVI век), на которой хорошо видны связанные воедино копья.

Но шло время и копья развивались. К 15-му веку их диаметр «играл» уже от 5 до 15 см, чаще всего составляя 9—10 см. Длина копья была от 3 до 3,7 метров.

Древко изготавливали из мягких пород дерева (ясень, осина), обычно ок­руглым в сечении. Некоторые турнирные копья были рифлеными, а иногда даже полыми, чтобы они легче ломались.

Сверху их, как правило, причудливо раскра­шивали в гербовые цвета владельца. Интересно, что в зависимости от вида турнирных состязаний использовались копья, имевшие разную толщину и длину, а так же разные наконечники.

Защита руки

На турнирных копьях развитого Средневековья рукоять специально выделялась.
От остальной части древка ее отделяли ограничительными ва­ликами с обеих сторон.

Для защиты руки впере­ди рукояти помещали особую гарду воронкооб­разной формы. Ее называли нодус или вамплейт. Изнутри она снабжалась крюком, который облегчал управление копьем, а так же подбивалась войлоком.

Вот перед нами один из примеров копья с нодусом. Оно датируется 16 веком, и достигает в длину 4,25 метра. Нодус имеет форму усеченного конуса с гофрированными краями, в диаметре не превышает 31 сантиметра.

Размер нодуса зависел от типа поединков. Для одних он был диаметром около 15—16 см, а для других уже прикрывал всю пра­вую руку рыцаря, от запястья до плеча.

Впрочем, наличие нодуса не было обязательным условием турнирного копья. Некоторые экзем­пляры вполне обходились передним ограничительным валиком рукояти, причем в этом случае он делался гораздо больше заднего.

Понятно, что такую махину требовалось еще и удерживать в руке – причем не только гарцуя перед дамами, но и в тот момент, когда рыцарь выбивал соперника из седла. Для этого шли на особые хитрости.

Крюк для копья

Позади ру­кояти располагалось тяжелое металлическое кольцо (граппа), которое упиралось в стальной копейный крюк на правой стороне кирасы, не по­зволяя копью соскальзывать и распределяя силу отдачи на весь нагрудник.

В XV веке копейный крюк стал обязательным элементом турнирной рыцарской брони, хотя говорят, что возник он около 1325 года. Изначально его подбивали войлоком, но со временем на копейный крюк стали де­лать накладки из дерева или свинца. Соответственно, граппа приобрела небольшие притуплённые шипы, легко входившие в накладки, что обеспечивало еще более надежное сцепление копья и рыцаря.

Турнирный оптимал

Только с 14 века начал выделяться особый турнирный доспех. Поначалу эта тенденция не слишком бросалась в глаза, укрепляли те доспехи, которые были в ходу.

Если присмотреться к топфхельму – ведрообразному шлему дворянского рода Пранкхов (сер. XIV века), то можно увидеть что левая сторона шлема защищена крепче, смотровая щель более узкая, а сам шлем изнутри снабжен войлочной прокладкой.

 Через полвека или около того, на первый план уже окончательно вышла забота о безопасности рыцаря в условиях турниров. К XV веку в средневековом обществе турниры воспринимались уже как фестивали, а сшибки — как спорт.

Отсюда — разделение доспехов на боевые, в которых можно бегать, прыгать, скакать и лезть на стены, и на турнирные. Которые в реальном бою не практичны, но в турнирном — то, что доктор прописал. И поскольку, по-немецки, «колоть» — stechen,  то поединки на копьях называли «гештех» (gestech), а доспех, для участия в них, получил название штехцойг (нем. stechzeug). Вот он:

За то время, пока штехцойг использовался, он претерпевал изменения. При этом в разных странах сражались немного по-своему, поэтому вносили корректировки и в защиту. Самые большие различия — о них мы обязательно поговорим в специальной статье, были у немецкого и итальянского штехцойга. В отношении турнирного копья разница была невелика и заключалась в следующем.

Немцы фиксировал копье с помощью мощного турнирного крюка, о котором я уже рассказывал. Итальянцы, в свою очередь, использовали в сшибках более легкие копья и для их поддержки хватало кожаного стакана, обтянутого материей. Его приклепывали справа на кирасе, в районе пояса, и перед началом сшибки в него вставляли копье.

К началу XV века в Германии появился новый вид конного поединка на копьях, который вскоре стал очень популярен. Он назывался реннен, что в дословном переводе означает просто «скачки».

За столь безобидным названием скрывалось азартное состязание, в котором рыцари повторяли свои сшибки до тех пор, пока один из них не оказывался выбит из седла. Своего рода марафон, в котором побеждал только самый выносливый.

Копье, которое применялось при конной атаке в реннене, обычно было легче того, которое использовали в прежних вариантах сшибки. Оно делалось из мягких пород дерева, достигало 4 метров в длину, и при диаметре 7 см весило около 14 кг.

При этом наконечник его был острым, а значит, адреналина участникам реннена хватало.
Поэтому реннен породил новую, более подходящую для него броню. Свою форму она во многом взяла у готического доспеха XV века и называлась реннцойг — доспех для участия в реннене.

Доспехи реннцойг из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Оба были изготовлены в 1580–90 годах в Германии, возможно в Дрездене.  Вес того, который слева — 41,5 кг., того, который справа — 29, 5 кг.

Подобно танковой башне

Изначально копье на турнире держа­ли только рукой, иногда прижи­мая его к бедру. Но в XII веке ставку на удар копьем с коня, сам по себе, страшный — повысили. Главной задачей стал таранный удар копьем, когда воедино  соединялись скорость и масса коня.

Поэтому копье стали зажимать под мышкой, так что всадник превращался в подобие танковой башни. Его задача была точно прицелиться и удержать копье в момент удара.

Такой способ удер­жания копья уже можно наблюдать у некоторых рыцарей, изображенных на знаменитом ковре из Байё (1077—1085 гг.). Но тогда это было скорее исключением, чем правилом.

В следующем столетии иногда смешивали оба варианта удержания копья, хотя нечасто. Так, во время поединка в Тарвисе (XIII век) в схватке сошлись рыцари Рейнпрехт фон Мурек и уже знакомый нам Ульрих фон Лихтенштейн. Один взял копье под мышку — самый распространенный прием, другой приложил копье низко к бедру.

Но не зависимо от того, как держали рыцари свои копья, самым красивым считался бой, в котором оба участника ломали их, не выпав при этом из седел.

А теперь давайте посмотрим, как это все выглядело в реальности.

В видеоролике, который я хочу вам показать, съемка ведется с нескольких камер, две из которых установлены непосредственно на копье. Одна снимает назад, и показывает нам рыцаря в тот момент, когда он наносит удар по сопернику. Вторая — снимает собственно этот удар и его последствия.

Словом, для вас открыта уникальная возможность, не отходя от компьютера, оказаться в седле и увидеть мир глазами рыцаря. А вернее, его копья.

 

 Язык копья

Не будем забывать, что эпоха рыцарства – это эпоха церемоний, высоких слов и ярких поступков.Например, Ульрих фон Лихтенштейн во время своих поединков требовал, чтобы побежден­ные им рыцарей кланялись в честь дам на все четыре стороны света. Рыцарь же, сломавший копье об Ульриха фон Лихтенштейна, получал зо­лотое кольцо, чтобы вручить его своей даме.

Сам турнир – это настоящий кладезь для тех ученых, которые исследуют язык символов. Понятно, что копье так же не обошла участь быть, помимо оружия, частью средневековой символики. Согласно геральдическим правилам, копье на гербе символизировало рыцарское служение и благочестие.

Именно благочестие заставляло рыцаря, который выбивал противника из седла, немедленно бросить свое копье, остановиться и под­нять вверх правую руку.

Кроме того, копье было важным атрибутом почетного рыцаря — совершено особой и необходимой фигуры на турнире. Персону его выбирали дамы, при этом почетный рыцарь не сражался. Его ждала особая роль.

Во-первых, весь рыцарский турнир он должен был находиться на ристалище — в доспехах и верхом на коне. При этом шлем его находился далеко — на трибуне для дам, где его торжественно держали на обломке копья.

А во-вторых, почетный рыцарь находился на ристалище с другим копьем, на конце которого была закреплена длинная белая вуаль. Она называлась «покрывало благорасположения», потому что касанием ее почетный рыцарь имел полное право остановить бой в любой момент на свое усмотрение.

Так что турнирное копье было для рыцаря особым оружием. Им дорожили, его воспевали, но главное — им добывали победы, подчас нелегкие. Именно благодаря этим победам, а значит, благодаря турнирному копью, в Средние века зажигались звезды первой величины, имена которых известны уже много веков.

 

Ну и под конец еще одно видео по теме:

Литература

Э. Окшотт «Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение»

К. Носов «Рыцарские турниры»

Фото

Дмитрий Якушев, THoog, Dominotic, Paul Drummond, Jeff Kubina, Kotomi, Nick_cw1861, Simoneguidi50

История рыцарского турнира — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • iOS & Android
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Сундук Истории: Средневековый рыцарский турнир: поединок на копьях

Средневековый рыцарский турнир: поединок на копьях


Конный поединок на копьях был одним из популярнейших рыцарских развлечений. Достаточно сложно точно определить период, когда этот вид воинских состязаний получил распространение в Западной Европе, эта проблема связана с выяснением момента появления нового способа использования копья в кавалерии.

Конный поединок на копьях

На гобелене из Байе (1077– 1085) видно, что всадники, вооруженные длинными копьями, редко атакуют, держа копье наперевес под мышкой; почти все они поднимают его в правой руке над головой как пилум древних, предназначенный для метания. Похоже, только в XII в. возник обычай атаковать, не выпуская копья из руки, плотно прижимая его к телу, а поединки как раз предназначались для упражнения воинов в таких атаках.
Фрагмент гобелена из Байо

Обычно рыцарский турнир начинался либо завершался поединками на копьях. По длинной оси ристалища возвышалась сплошная изгородь – барьер из досок, обтянутый холстом, высотой около 1,3 м. Всадники располагались с разных сторон барьера. Пустив лошадей во весь опор, они атаковали друг друга, держа копье наперевес. Искусство бойцов состояло в том, чтобы, поразив соперника в верхнюю часть туловища, сбросить его с коня либо «преломить копье». Суммарная скорость обоих коней придавала удару такую силу, что если оно не скользило по латам всадника, то ломалось.

Чтобы этот бой сделать более безопасным, с начала XIV в. стали использовать специальные формы оружия. Боец скакал на соперника, слева от барьера, надежно защитив левую руку щитом. Он держал древко копья повернутым слегка влево, к голове лошади, чтобы поразить соперника в середину щита. Наконечник копья для поединков был притуплён, чтобы им нельзя было пробить щит и кольчугу. До середины XIV в. форма наконечника была такой, как показано на рис. 1, затем, к концу XV в., она изменилась, появилось деление на три-четыре выступа (рис. 2 и 3). Такой наконечник стал называться корончатым.

В XIII в. участники поединков не имели специальных защитныхдоспехов, а сражались в боевых доспехах, всадник  только сдвигал вперед наплечные щитки. Сохранившиеся тексты того времени дают кое-какие сведения о доспехах. Шлемы имели смотровую щель, а на тело надевали толстый стеганый поддоспешник

Поединки на копьях были очень опасными, и поэтому для них требовалось специальное вооружение. В первую очередь стали усиливать шлем, который должен был выдерживать страшный удар, когда копье скользило по щиту снизу вверх. Шлем стали прочно соединять со стальным нагрудником спереди и сзади. Щиту придавали особую форму, чтобы он мог отклонять удары вправо и влево. Крепкие латы защищали правую руку. Переднюю луку седла высоко поднимали и дополняли форбугом, чтобы прикрыть бедра и голени. В бою многие удары копья часто не попадали в цель, в то время как и поединке они почти всегда ее достигали. Хотя бойцам было запрещено метить куда-либо, кроме щита и подбородника, но если удар был неточным, копье могло, проскочив в какую-нибудь щель доспеха, убить человека. Стояла задача полностью защитить всадника от случайностей.

Рыцарский турнир, бой на копьях

Главным было, чтобы наконечник копья не натолкнулся на какой-нибудь выступ или дефект доспеха, что помешало бы ему соскользнуть. Рыцарские доспехи конца XIII в. хорошо защищал тело, но щит, который держали под углом к нижней части шлема, заставлял копье проскальзывать снизу вверх, и оно, наткнувшись на шлем, часто сбивало его с головы. Тенденция развития специализированного снаряжения для конных поединков проявилась в придании особой конструкции седлу. Доспехи на корпусе и на ногах должны были выдержать удар копья, а седлу придавали такую форму, чтобы всадник не мог вылететь из него. Во второй половине XIV в. конные поединки на копьях приобрели огромную популярность, тогда же появились первые во Франции ордонансы о поединках. Фруассар оставил пространное описание прошедших в 1390 г. на равнине между Кале и аббатством Сен-Энгельберт состязаний.  

Во время перемирия (тогда шла Столетняя война) трое молодых французских рыцарей в качестве зачинщиков объявили по всей Англии о предстоящих в конце мая поединках. Это были: Бусико-младший, Реньо де Руа и сир де Сен-Пи. По приглашению из Англии в Кале прибыли: граф Хантингдон, Джон де Куртене, сэры Джон Дрейтон, Джон Уолворт, Джон Рассел, Томас Шерборн, Уильям Клифтон, Уильям Тэйлбур, Годфри де Сетон, Уильям Хаскене, Джон Арундел и многие другие. В соответствии с обычаем трое зачинщиков поставили три шатра с одной стороны ристалища. У входа в каждый из них были подвешены «щит войны» и «щит мира». «И было решено, что тот, кто желает состязаться и биться с одним из них, должен коснуться, либо послать кого-нибудь коснуться одного из щитов, либо всех, если ему будет угодно. И ответят на его вызов, и будет он удовлетворен поединком, которого требовал». Из Хроник Фруассара

Зачинщики – трое французских рыцарей, выставившие свои щиты, расположились вооруженными у входа в шатры. С противоположной стороны ристалища находились английские рыцари. Каждый английский рыцарь мог проделать подряд шесть заездов с копьем, либо с одним и тем же противником, либо со следующим, если первый по той или иной причине отказался продолжать поединок. Здесь речь идет о копейном поединке воинов с острым оружием, т. к. в одном из заездов одному рыцарю проткнул руку наконечник копья, пробивший щит. Шлемы часто слетали, и иногда у рыцаря, потерявшего шлем, шла носом кровь. В середине XV в. после ряда усовершенствований, внесенных в доспех, боец превратился в простую машину для нанесении удара. Его задача была лишь пришпорить лошадь и направить копье в горизонтальной плоскости. Копье держит уже не он, а кронштейн, расположенный на соответствующей высоте. Доспех всадника столь совершенен, что получить ранение он может лишь при падении с лошади. Доспехи для поединков достигли своего максимального веса но Франции к концу первой половины XV в.

К 1460 г. еще встречались свободные поединки, без барьера, но этот вид боев делался все более редким. Рост популярности поединков через барьер объясняется также тем, что они были не столько воинским упражнением, сколько поводом для демонстрации неимоверной пышности доспехов. Хоть копья еще ломали, но они были менее тяжелыми, чем в прошлые времена. Оливье де ла Марш описывает поединки, состоявшиеся по случаю свадьбы Карла Смелого с Маргаритой Йоркской, сестрой короля Англии (1468 г.). Эти поединки длились девять дней. Они проходили на рыночной площади в Брюгге, в огороженном пространстве только с двумя входами и барьером, покрытым расписанным холстом. Началом послужил выход великана, которого на золотой цепи вел карлик. Герольд  объявил, что великан принадлежит Маргарите Йоркской и она призывает доблестных рыцарей освободить его из-под власти карлика, за которого сражались рыцари из партии защитников. «У самого же сего возвышения коврами увешанная трибуна была, где прибывали судьи, государем назначенные… Перед трибуною судьи клеймили и мерили все копья; … и никто не выходил с копьем, не измеренным… Дома, башни и все вокруг упомянутого ристалища, как далеко, так и близко, было столь заполнено народом, что весьма отрадное зрелище являло…»
Боец, желавший попытать счастья, посылал герольда постучать в ворота ристалища. После многочисленных формальностей поединки начинались. Каждый из них длился полчаса.  Тот, кто за это время сломает больше копий, считался победителем заезда. Таких поединков до полудня проводилось множество; победителем становился преломивший за день больше копий. Оливье де ла Марш подробно описывает одежды благородных участников, рыцарей, оруженосцев и пажей, которые их сопровождают. А каждый участник для нового поединка менял костюм и не появлялся дважды в одном и том же. Можно представить пышность этих празднеств и во что они должны были обходиться. Начиная с XVI в. французские поединки на копьях во время рыцарских турниров проходят в доспехах, отличающихся от боевых только усилениями шлема и кирасы. 

«Жизнь и развлечения в Средние века», Виолле –ле- Дюк

Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com. 

If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please



от триумфа к упадку – WARHEAD.SU

Поделиться с друзьями

Фав

Почему рыцари появились только в Средние века? В чём секрет их превосходства на полях сражений? Как они побеждали своих противников и, наконец, почему рыцарство исчезло, уступив первенство регулярной пехоте? Сейчас расскажем.

Когда былое могущество великой Западной Римской империи рухнуло под ударами варваров и осталось далеко в прошлом, на историческую сцену вышли они. Воины в прочных металлических доспехах, неуязвимые для простого пехотинца. Всадники, на полном скаку ломающие ряды пехоты. После столетий господства пехоты на поле боя появился новый хозяин — тяжёлая кавалерия. Рыцари.

От начала Древнего мира до конца эпохи Античности кавалерия не была важнейшей частью войска. Конечно же отряды конницы всегда присутствовали на поле боя, но исход сражения от времён Шумера и до последних битв Рима решала обычно пехота.

Древнерусские копья. В бою и на охоте

В течение долгих столетий одним из основных вооружений пехоты и конницы являлось копье. Изделие простейшей конструкции позволяло решать различные задачи и уверенно поражать врага. Долгой истории такого оружия также поспособствовал высокий потенциал с точки зрения модернизации. Форма наконечника и основные параметры копья в целом постоянно изменялись, повышая его боевые качества и позволяя ему оставаться в войсках. Подобно всем армиям своего времени, копья использовали и дружины Древней Руси.
Известно, что славяне с самых давних времен использовали древковое оружие, в том числе копья. Уже в VI-VII веках такое оружие стало основным средством типичного воина. В дальнейшем копья многократно модернизировались и совершенствовались, что позволяло им оставаться в строю в течение многих веков. Благодаря этому в культурном слое и в захоронениях до сих пор сохраняется значительное число наконечников копий, являющихся ценным археологическим материалом. Ученые регулярно находят их, и это позволяет скорректировать известные данные о былых временах.Древнерусские копья. В бою и на охоте
Битва новгородцев и суздальцев, 1170 г. Фрагмент иконы 1460 г. Дружинники обоих городов вооружены копьями. Рисунок Wikimedia Commons

Следует отметить, что активное изучение славянских и древнерусских копий началось сравнительно недавно – на рубеже XIX и XX веков. До того археологи и историки уделяли больше внимания холодному оружию или средствам защиты, тогда как древковые образцы почти не изучались. Впрочем, в начале прошлого века ситуация изменилась, и всего за несколько десятилетий промежуток в знаниях был восполнен. Так, только к середине шестидесятых годов было обнаружено и изучено более 750 копий из разных регионов. За следующие полвека количество найденных объектов значительно выросло.

Поиск наилучшего

Оружейники и воины Древней Руси – как и их коллеги и соперники из других стран и регионов – постоянно вели поиск новых конструкций и вариантов копья, способных обеспечить рост боевых характеристик. В результате этого за несколько веков были внедрены и опробованы на практике множество конструкций. Новые копья отличались от существующих формой и размерами наконечника, параметрами древка и т.д.

По мере изучения археологических находок, советские и российские историки достаточно давно пришли к интересному выводу о путях развития древнерусского копья. Считается, что наши предки не сосредотачивали усилия на изобретении совершенно новых конструкций оружия. Они предпочитали изучать существующие зарубежные образцы и, при наличии у них каких-либо преимуществ, перенимать готовые конструкции. В связи с этим одни древнерусские копья напоминают оружие из западных стран, тогда как в других видно восточное влияние.

Древнерусские копья. В бою и на охоте
Типология древнерусских копий. Рисунок из книги «Древнерусское оружие. Вып. 2»

Впрочем, имела место и изобретательская деятельность. По всей видимости, именно на Руси было придумано и получило массовое распространение такое оружие как рогатина – особое тяжелое копье с усиленным наконечником. На момент появления такого вооружения его прямые аналоги у других народов отсутствовали. Более того, в некоторых зарубежных языках для обозначения такого копья применяется видоизмененное русское слово.

Таким образом, древнерусские оружейники экономили время и силы на поиске совершенно новых решений за счет изучения и внедрения чужого опыта. Конечно, это не позволяло им быть в полной мере передовиками своей отрасли, но давало иные известные преимущества. Так или иначе, как показывали дальнейшие события, подобный подход обеспечивал необходимый вклад в боеспособность войска.

Характерной особенностью древнерусских копий является их утилитарный внешний вид. В отличие от других народов, славяне почти не уделяли внимания украшению своего древкового оружия. В частности, отсутствуют существенные количества наконечников с серебряными орнаментами на втулке, характерными для Скандинавии. Любопытно, что этот факт, среди прочего, трактовался как доказательство наличия развитого местного производства вооружений.

Эволюция оружия

На протяжении долгих веков древнерусские и заграничные оружейники постоянно дорабатывали и изменяли форму наконечника копья, стремясь повысить его боевые качества. В результате и в нашей стране, и за рубежом известно большое количество форм и классов таких изделий. В случае с древками копий ситуация оказывается куда более простой.

Древнерусские копья. В бою и на охоте
Наконечники копий разных типов. Фото Swordmaster.org

Древки не отличались сложностью конструкции и фактически представляли собой палку необходимой длины и толщины. В большинстве случаев длина древка соответствовала среднему росту пехотинца или незначительно отличалась от него. Диаметр этой детали обеспечивал удобство удержания и примерно равнялся 25 мм. Копье с таким древком весило не более 350-400 г, что не затрудняло работу с ним. Копья для всадников со временем изменялись и приобретали новые черты. Так, длина древка такого оружия могла достигать 2,5-3 м, а его диаметр увеличивался до 30-35 мм. Более длинное и толстое древко помогало «дотянуться» до противника на земле или на коне, а также выдерживало более мощный удар.

Впрочем, наибольший интерес с исторической и технической точки зрения представляют именно наконечники копий. Наиболее старыми в контексте Древней Руси являются наконечники ланцетовидного типа – такое оружие получило распространение к началу X века. Такая конструкция, заимствованная у варягов, отличалась сравнительно длинным пером ромбического сечения, плавно переходящим во втулку. По мере развития, ланцетовидное копье изменялось. Уменьшалась его длина и менялись пропорции пера. Примерно в XI веке такое оружие вышло из употребления в связи с появлением более совершенных образцов.

На смену ланцетовидному наконечнику пришел т.н. пиковидный. В этом случае перо копья имело форму высокого равностороннего треугольника. Поперечное сечение наконечника было ромбическим и увеличивалось по ходу к втулке. Любопытно, что пиковидный наконечник оказался весьма удачным и эффективным. Относительное совершенство конструкции позволило ему оставаться в эксплуатации в течение нескольких следующих веков.

Древнерусские копья. В бою и на охоте
Продолговато-яйцевидный наконечник. Фото Swordmaster.org

В том же X веке древнерусские воины освоили еще один тип наконечника. Он выполнялся в виде четырехгранного стержня-клинка, соединенного с втулкой в виде воронки. Такой наконечник мог иметь ромбическое или квадратное поперечное сечение. Кроме того, известны образцы с крестообразным сечением. Копья подобной конструкции можно считать прямыми предками более поздних пик, появившихся через несколько веков. При этом разрыв по времени между двумя типами оружия был не слишком большим: копья с четырехгранным наконечником оставались на вооружении вплоть до XIII века.

Еще одной любопытной новинкой X-XI веков считается т.н. гарпун – плоский наконечник стреловидной формы с парой шипов в задней части. Такие наконечники встречаются в захоронениях X-XIII веков, однако в большинстве случаев речь шла об охотничьем оружии. Двушипное копье-гарпун имело ограниченные возможности в контексте пехотного или конного боя, и потому достаточно быстро прекратило армейскую службу.

В XI веке на Руси освоили новый вариант наконечника копья. Он имел продолговато-яйцевидную форму с ромбическим сечением, а также втулку небольшой высоты. Любопытно, что подобная форма наконечника копья или стрелы была создана еще во времена бронзового века и получила определенное распространения. Древняя Русь освоила такое оружие только в начале прошлого тысячелетия.

Древнерусские копья. В бою и на охоте
Пиковидное копье. Фото Swordmaster.org

Развитием продолговато-яйцевидного наконечника является изделие т.н. лавролистной формы. В XII веке развитие средств защиты и древкового оружия привело к увеличению ударной мощи последнего. Соответственно, понадобилось усиление конструкции наконечника. Лавролистный наконечник имел криволинейные лезвия, плавно расходившиеся в передней половине изделия и сходившиеся в задней. Втулка имела среднюю длину, а ее соединение с пером было усилено. Подобные копья активно использовались до XIII-XIV веков.

Вариантом лавролистного копья стала уже упомянутая рогатина – тяжелое копье для решения отдельных задач. Для увеличения пробивной силы наконечник рогатины мог иметь длину до 500-600 мм и ширину до 60-70 мм. Диаметр втулки достигал 30-50 мм. Общая масса рогатины могла доходить до 800-1000 г – в два с лишним раза тяжелее «простого» копья. Необходимо отметить, что рогатины могли иметь наконечники разных форм, однако лавролистный тип обеспечивал наилучшее соотношение прочности и боевых качеств.

В X-XI веках ограниченное распространение получили т.н. черешковые наконечники. Если все остальные наконечники имели втулку, надеваемую на древко, то черешковые скреплялись с деревянной деталью при помощи заостренного черешка. Последний буквально вбивался в древко. Форма наконечника могла быть любой – известны образцы ланцетовидного и листовидного типов. Такое оружие использовалось в Восточной Прибалтике и других северо-западных районах. Впрочем, большего распространения эти копья не получили и вскоре от них отказались. Черешок не обеспечивал надежное удержание наконечника на древке, а кроме того, при сильных колющих ударах мог разрушать последнее.

Пешком и на коне

По очевидным причинам, копье изначально было пехотным оружием. Однако появление и развитие конницы привело к новым способам применения такого оружия. В итоге до самого конца службы древнерусские копья использовались обоими основными «родами войск». Кроме того, параллельно копья применялись еще в одной сфере. В древности такое оружие появилось в качестве инструмента для охоты, и сохраняло такие функции в течение многих тысячелетий. Естественно, пехотные, кавалерийские и пехотные копья имели определенные отличия, связанные с особенностями их применения.

Древнерусские копья. В бою и на охоте
Наконечник рогатины. Фото Swordmaster.org

Копья для пехоты отличались меньшими размерами и массой. Их общая длина редко превышала 1,7-1,8 м, а масса обычно находилась в пределах 300-400 г. При таких параметрах оружие сочетало в себе удобство и достаточные боевые качества. По мере развития средств защиты, кавалерии понадобились более крупные и тяжелые копья, способные усилить удар по противнику. По этим причинам длина изделий достигла 2,5-3 м, а масса увеличилась в два с лишним раза.

Следует отметить, что пехота и конница могли использовать копья с наконечниками одних и тех же типов. В зависимости от сферы применения, они отличались друг от друга только размерами и массой. По мере изучения и внедрения новых типов наконечника производилось перевооружение и пеших, и конных воинов.

Ситуация в охотничьей сфере изменялась иначе. Изначально для охоты на крупного и опасного зверя использовались копья «военного» образца с наконечниками актуальных типов. Однако со временем, к XI-XII векам наметились новые тенденции. В ходе многочисленных сражений было установлено, что тяжелый двушипный гарпун не самым лучшим образом показывают себя в бою. В то же время, это изделие отличалось высокой эффективностью при охоте на зверя. Задние шипы наконечника могли цепляться за края раны и не позволяли вынуть копье, усиливая воздействие на цель. На поле боя это свойство оказывалось ненужным, но было полезным на охоте. Другим популярным инструментом для охоты стало копье-рогатина, также эффективное и на войне.

Рубеж эпох

В конце средневековья появились новые образцы оружия, изменившие ситуацию на поле боя. Тем не менее, это не привело к отказу от древкового оружия. Копья применялись и развивались до XV-XVI веков, когда на смену им пришли более совершенные и эффективные пики. Также в этот период дальнейшее развитие получила рогатина, по-прежнему являвшаяся эффективным средством поражения пехоты и конницы. Параллельно осуществлялась разработка совершенно нового древкового оружия.

Древнерусские копья. В бою и на охоте
Применение копья-рогатины на охоте. Лубок XVIII века, Wikimedia Commons

Развитие средств защиты и появление нового вооружения постоянно изменяли ситуацию на полях сражений, а также предъявляли новые требования к существующему оружию. Тем не менее, при всех подобных изменениях, некоторые классы вооружения оставались в строю в течение многих веков. Ярким примером этого является копье. Оно оставалось на вооружении разных формирований в течение тысячелетия с лишним и вносило свой вклад в боеспособность войск. В дальнейшем именно копья и опыт их боевого применения привели к появлению новых образцов древкового оружия, постепенно заменившего их.

Древнерусские оружейники стремились следить за актуальными тенденциями в области оружия и перенимали чужой опыт; заимствовали и развивали разработки зарубежных коллег. Благодаря этому им удалось создать большое количество типов пехотного и кавалерийского оружия, включая целый набор разнообразных копий. Копья всех видов вместе с другим холодным, древковым и метательным оружием обеспечивали высокую боеспособность войска на протяжении многих веков, и тем самым вносили существенный вклад в строительство и защиту русского государства.

По материалам:
https://swordmaster.org/
http://rusdarpa.ru/
https://slmogu.ru/
Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Выпуск 2. Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени IX–XIII вв. (САИ. Вып. Е1-36). – М-Л: Наука, 1966.
Археология СССР. Древняя Русь. Город. Замок. Село. Под общей редакцией академика Б.А. Рыбакова. – М.: Наука, 1985.

стоковых иллюстраций рыцарского копья на коне — 301 стоковые иллюстрации, векторы и клипарт для рыцарского конного копья

Knight on horseback with a spear. With a banner. vector illustration of cartoon vector illustration

Рыцарь на коне с копьем. С баннером. векторная иллюстрация мультфильма

Knight with a spear on horseback. Silhouette of a medieval knight with a spear on horseback stock illustration

Рыцарь с копьем на коне. Силуэт средневекового рыцаря с копьем на коне

Knight on horseback. Black knight on horseback with spear fighting royalty free illustration

Рыцарь на коне.Черный рыцарь верхом на копье

Knight on Horse with Banner/ai. Stylized illustration of a medieval knight in armor bearing a standard royalty free illustration

Рыцарь на коне со знаменем / ai. Стилизованная иллюстрация средневекового рыцаря в доспехах со штандартом

Knight riding rearing up hrse with banner spear black vector silhouette. Medieval knight riding horse holding banner spear - ancient horseback hero black vector vector illustration

Рыцарь верхом на дыбах со знаменем копьем черный векторный силуэт. Средневековый рыцарь верхом на лошади, держащий знамя, копье — Древний конный герой черный вектор

Medieval Spear Knight on Horse. A medieval knight in armour on the back of a rearing white horse holding a spear flag vector illustration

Средневековый рыцарь с копьем на коне.Средневековый рыцарь в доспехах на спине вздыбившегося белого коня, держащего флаг с копьем

Black silhouette of knight on white background. Detailed image of rider with spear and armor. Logo of medieval tournament. Vector illustration stock illustration

Черный силуэт рыцаря на белом фоне. Подробное изображение всадника с копьем и доспехами. Логотип средневекового турнира. Векторная иллюстрация

Medieval knight on horseback. Iron warrior logo. Medieval knight on horseback royalty free illustration

Средневековый рыцарь на коне. Логотип железного воина. Средневековый рыцарь на коне

Medieval knight on horseback. Medieval knight on horseback, logo, emblem Vector illustration vector illustration

Средневековый рыцарь на коне.Средневековый рыцарь на коне, логотип, эмблема Векторная иллюстрация

Horseback Knight of the tournament. With a spear at the ready galloping towards the opponent. engraving stock illustration

Конный рыцарь турнира. С копьем наперевес несется навстречу противнику. гравировка

Vector medieval knight in armor on horseback. Vector medieval knight in steel armor with a spear on horseback royalty free illustration

Вектор средневековый рыцарь в доспехах верхом на лошади. Вектор средневековый рыцарь в стальных доспехах с копьем на коне

Medieval horseback knight with banner spear black vector silhouette outline. Medieval knight holding banner spear and riding a standing horse - fairy tale hero stock illustration

Средневековый конный рыцарь со знаменем, копье, черный векторный контур силуэта.Средневековый рыцарь держит знамя с копьем и верхом на стоящем коне — сказочный герой

Vector medieval knight in armor on horseback. Vector medieval knight in steel armor with a spear on horseback royalty free illustration

Вектор средневековый рыцарь в доспехах верхом на лошади. Вектор средневековый рыцарь в стальных доспехах с копьем на коне

Red Knight on a Quest. A knight in red armor rides on horseback through an autumn landscape. Over his shoulder, he rests his trusty spear. 3D Rendering stock illustration

Красный рыцарь в поисках. Рыцарь в красных доспехах едет верхом по осеннему пейзажу. Через плечо он кладет свое верное копье. 3D рендеринг

Cartoon medieval knight in armor on horseback. Against the background of the castle stock illustration

Мультяшный средневековый рыцарь в доспехах верхом на лошади.На фоне замка

Horseback Knight of the tournament. With a spear at the ready galloping towards the opponent vector illustration

Конный рыцарь турнира. С копьем наперевес несется навстречу противнику

Knight on horseback character. Armor and helmet, medieval warrior, vector illustration stock illustration

Рыцарь на коне, персонаж. Доспехи и шлем, средневековый воин, векторные иллюстрации

Knight on horseback character. Armor and helmet, medieval warrior, vector illustration stock illustration

Рыцарь на коне, персонаж. Доспехи и шлем, средневековый воин, векторные иллюстрации

Knight with spear and banner. A knight with spear and banner mounted on a powerful horse stock illustration

Рыцарь с копьем и знаменем.Рыцарь с копьем и знаменем на сильном коне

Horseback Knight of the tournament. With a spear at the ready galloping towards the opponent. engraving stock illustration

Конный рыцарь турнира. С копьем наперевес несется навстречу противнику. гравировка

Armoured medieval knight riding on a horse with spear and shield. Flat illustration isolated on white background. Armoured medieval knight riding on a horse stock illustration

Средневековый рыцарь в доспехах верхом на коне с копьем и щитом. Плоский рисунок, изолированные на белом фоне. Средневековый рыцарь в доспехах верхом на коне

Medieval spear knight on horse. Ink illustration. Medieval spear knight on horse. Black and white isolated vector illustration. Can be used as coloring page royalty free illustration

Средневековый рыцарь с копьем на коне.Чернила иллюстрации. Средневековый рыцарь с копьем на коне. Черно-белые изолированные векторные иллюстрации. Можно использовать как раскраску

Horseback Knight Silhouette, Horse Warrior Paladin Medieval logo design. EASY TO EDIT stock illustration

Силуэт коня, конный воин Паладин Средневековый дизайн логотипа. ЛЕГКО РЕДАКТИРОВАТЬ

Сhampion Knight on a horseback. Illustration victorious knight with lance on a horse, stand up on its hind legs. In two alternative colour version for design stock illustration

Чемпион Рыцарь на коне. Иллюстрация победоносного рыцаря с копьем на коне, вставать на задние лапы. В двух альтернативных цветовых вариантах дизайна

.

Конный «рыцарь» охраняет китайскую деревню, чтобы остановить коронавирус

Что это за вирус?

Вирус определен как новый тип коронавируса. Коронавирусы — это большое семейство патогенов, большинство из которых вызывают легкие инфекции легких, такие как простуда.

Но коронавирусы также могут быть смертельными. SARS, или тяжелый острый респираторный синдром, вызван коронавирусом и унес жизни сотен людей в Китае и Гонконге в начале 2000-х годов.

Может ли уханьский коронавирус убить?

Да. На данный момент более 490 человек умерли после положительного результата теста на вирус.

Каковы симптомы?

У некоторых людей, которые заразились уханьским коронавирусом, могут отсутствовать какие-либо симптомы или проявляться только очень легкие, такие как боль в горле или головная боль.

Другие могут страдать от жара, кашля или затрудненного дыхания.

И у небольшой части пациентов разовьется тяжелая инфекция, которая может повредить легкие или вызвать пневмонию — опасное для жизни состояние, которое вызывает отек и скопление жидкости в легких.

Как это определяется?

Генетическое секвенирование вируса было опубликовано учеными в Китае, и страны всего мира использовали его для создания лабораторных тестов, которые необходимо провести для подтверждения инфекции.

Задержки с этими тестами, с результатами тестов и с людьми, которые попадут в больницы в Китае, означают, что количество подтвержденных случаев, как ожидается, будет лишь частью истинного масштаба вспышки.

Как это началось и распространилось?

Первые случаи заболевания были выявлены среди людей, связанных с оптовым рынком морепродуктов Хуанань в Ухане.

С тех пор случаи заболевания были выявлены по всему Китаю и, как известно, передавались от человека к человеку.

Что делают страны для предотвращения распространения?

Страны Азии усилили наблюдение в аэропортах.В их число входят Япония, Южная Корея, Таиланд, Гонконг, Индонезия, Малайзия и Филиппины.

Австралия и США также проверяют пациентов на высокую температуру, а Великобритания объявила, что будет проверять пассажиров, возвращающихся из Ухани.

Похоже ли это на что-нибудь, что мы когда-либо видели?

Эксперты сравнили это со вспышкой тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) 2003 года. Эпидемия началась на юге Китая и унесла жизни более 700 человек в материковом Китае, Гонконге и других местах.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *