Почему кобудо непопулярно? – Karate.ru
В одном из наших материалов приведена красивая цитата Накамото Масахиро (10 дан Кобудо):
«Каратэ и Кобудо — как брат и сестра. Их нельзя разделять».
Но стоит признать, что волею судьбы каратэ и кобудо во многом разделены.
Каратэ и кобудо — брат и сестра?
Кобудо (дословно: старинный воинский путь) — это традиционное боевое искусство работы с холодным оружием.
А каратэ — это всемирно известный вид боевого искусства, спорт и даже в некотором смысле философия, стиль и образ жизни.
И кобудо, как ни горько это признавать почитателям работы с оружием, заметно уступает в популярности своему «брату».
Тем не менее, на Окинаве, колыбели боевых искусств, большинство мастеров каратэ являются и мастерами кобудо.
Но почему тогда каратэ намного популярнее? Почему число людей, практикующих кобудо, заметно меньше числа фанатов каратэ? Попробуем ответить на эти вопросы. А ответы мы постарались найти у официального представителя Рюкю Кобудо Тэссинкан в России Павла Долгачева (3 дан кобудо Тэссинкан).
Павел так комментирует рассматриваемую тему:
«Кобудо и каратэ — брат и сестра? По рождению — да, несомненно. И, в принципе, появление восточных воинских искусств в Европе и Америке в шестидесятые годы не было триумфальным шествием лишь для каратэ. Демонстрации различных ката и обусловленных поединков на традиционном оружии проходили повсеместно. Как правило, знатоками окинавского кобудо (под окинавским стоит понимать любые версии искусства применения «подручных» средств типа шеста, нунчаку, сай и т.д.) были мастера из Японии (и с острова Окинава в частности).
Говорить о том, что кобудо получило такое же развитие, как и каратэ, не приходится. Каратэ, как более приземлённый с точки зрения обывателя метод самообороны, получило громадную популярность. И практически мгновенно стало развиваться и как вид спорта. Схватка (кумитэ) в безоружном каратэ по каким бы то ни было правилам оказалась основным методом проверки спортивного мастерства наряду с состязаниями по ката».
Павел Долгачев
Кобудо — дорогостоящее увлечение
Хотите заниматься каратэ? Вам понадобится каратэги (кимоно), собственное тело и квалифицированный тренер.
Комментарий Павла Долгачева по этому поводу:
«Занятия кобудо относительно затратны. Конечно, это не гольф, однако адепт кобудо должен иметь в своём распоряжении различные виды оружия, а также различное защитное снаряжение. То есть, приходится тратить какие-никакие, а деньги.
В этом плане безоружное каратэ выигрывает у кобудо в вопросе массовости и известности».
Также стоит отметить тот факт, что некоторое оружие, используемое в кобудо, классифицируются как холодное оружие ударного, ударно-раздробляющего действия и т.д.
Владельцы оружия могут привлекаться к ответственности по статьям:
- Статья 222 УК РФ. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
- Статья 223 УК РФ. Незаконное изготовление оружия.
Техники кобудо
Согласитесь, что для начинающего любителя боевых искусств техники кобудо будут намного тяжелее в освоении, чем техники каратэ. Если человек не владеет своим телом достаточно хорошо, то владеть дополнительными предметами будет еще затруднительнее.
Наш собеседник соглашается с данной позицией:
«Причины меньшей распространённости кобудо просты. Серьёзные занятия кобудо, как правило, строятся на основе уже полученных в каратэ навыков. Кобудо в какой-то мере всегда на некой «следующей», то есть, явно не начальной, ступени после начала занятий каратэ. И крайне редко кто-либо наоборот, начинает изучать каратэ после кобудо».
Кобудо и его практичность
Большинство людей не видят в кобудо практического смысла. Вряд ли возможно носить с собой по улицам бо или нунчаки, не так ли?
Исходя из подобных рассуждений, можно говорить о низком уровне практичности кобудо.
Конечно, с этим можно поспорить, ведь истинный мастер кобудо сможет использовать в качестве оружия любые подручные предметы. Но на то он и мастер, а массовое сознание воспринимает кобудо, как что-то трудное, не практичное, почти недоступное…
Самое главное
В завершение Долгачев акцентирует наше внимание на следующем:
«А самое главное — кобудо поздно (и в некоторых организациях совсем неактивно) стало ориентироваться на спорт как на развивающий массовость фактор. Прогресс в этом направлении есть — на Окинаве в августе 2015 года пройдёт крупный международный турнир, который не по названию (пока), а по сути призван стать первым чемпионатом мира. Правда, с чемпионатами не всё просто — подобные мероприятия в коалиции с организациями окинавского каратэ уже проводились несколько раз. Организацией грядущего турнира теперь самостоятельно занимается «Федерация кобудо префектуры Окинава». Впрочем, заорганизованность процессу развития кобудо тоже не грозит. Окинавская структура вряд ли станет создавать всемирное объединение, потому что есть множество небольших организаций, в т. ч. международных, которые озабочены больше процессом, чем формальным статусом.
Тем не менее, кобудо, при имеющихся «минусах», может похвастать разнообразием тем, что является большим достоинством».
Редакция karate.ru благодарит Павла за сотрудничество и отзывчивость!
основные правила, техника, история стиля, оружие, соревнования
Кобудо (яп. «КО» — старый + «БУ» — военный + «ДО» — путь) – традиционное боевое искусство родом с острова Окинава. Практикуется с различными видами оружия или без него.
История
Есть 2 основных версии происхождения кобудо в средние века:
- искусство возникло для защиты безоружного человека от вооружённого самурая. Гипотеза подтверждается тем, что все виды оружия в кобудо ведут своё происхождение от предметов сельскохозяйственного либо общеутилитарного назначения
- оружие стало дополнением к различным школам карате. Действительно: базовые техники и принципы в этих дисциплинах практически одинаковы
Как бы то ни было, впоследствии кобудо развивалось как отдельное сложное единоборство параллельно с карате, и, как все восточные единоборства, обрело свой специфический духовный аспект.
Оружие
Всего в кобудо насчитывается около 30 видов возможного к применению оружия, включая мечи (против которых вроде бы изначально и боролись), а также экзотические предметы вроде вееров и заколок (как мужских, так и женских). Но предметов, с которыми практикуются наиболее часто, всего 5:
- бо – шест (есть 3 основных длины)
- нунчаку – две палки на цепи или верёвке
- тонфа – палка на рукояти (ручномельничный рычаг)
- кама – серп с изогнутым лезвием
- сай – трезубец с удлиненным средним концом
Эти предметы могут использоваться одиночно и парно. Что интересно, мастера могут на равных сражаться друг с другом разными видами оружия или без оружия против вооружённого противника (к спортивным соревнованиям это, конечно, не относится).
Соревнования
В России соревнования по кобудо проводятся в 4 дисциплинах:
- ката (демонстрация техники) с разными видами оружия
- соревнования по «Таухо-дзютсу» (техника самообороны кобудо, демонстрируемая в паре)
- бои с нунчаку (специальными спортивными; проводятся в шлеме)
- бои в стиле «Ниппон Кэмпо» (контактные поединки, сочетающие бросковую, ударную, технику, заломы и удержания; проводятся в особых защитных доспехах)
Бои проводятся на специальном ринге (от 6х6 до 8х8 м). К соревнованиям допускаются спортсмены с 10 лет. Продолжительность поединков 2-3 минуты. Победитель, как правило, определяется по очкам или за явным преимуществом. Вообще занятия кобудо состоят из восьми ступеней от овладения начальной техникой до реального боя с оружием. На данный момент существует большое количество школ кобудо, сосредоточенных преимущественно в больших городах
Беседы с Сенсеем — Кобудо |
Беседы с Сенсеем
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА
Местом возникновения Кобудо считаются острова архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония), при этом существенное влияние на Кобудо оказала шаолиньская ветвь китайского Кунг-фу — Цюань-фа, характерной чертой которой было сочетание искусства рукопашного боя и техник предполагающих использование оружия.
Существует мнение, что японские и окинавские стили Кобудо – это лишь часть древних китайских традиций, с успехом заимствованных и адаптированных под особенности практикуемых стилей.
Главной особенностью отличавшей Кобудо от китайского Цюань-фа можно назвать большую жёсткость, которая требовалась при схватке с воином, защищенный доспехами, рассчитанными на реальный удар меча, копья или стрелы, а также особенности используемого оружия.
Так основным оружием Цюань-фа является шест, основным оружием Кобудо – самурайское оружие и орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого быта жителей архипелага Рюкю.
Относительно возникновения Кобудо существует несколько версий.
Предметом спора является именно оружие.
С одной стороны считается, что Кобудо — боевое искусство простолюдинов, возникновение которого во многом обусловлено действовавшим в древности на Окинаве запретом простолюдинам иметь или использовать какое-либо оружие.
Считается, что именно этот запрет послужил стимулом для формирования и развития боевого искусства, использовавшего приемы обращения с орудиями труда, превращающих их в грозное оружие.
С другой стороны – в Кобудо используется самурайское оружие, что делает боевое искусство привилегией исключительно высших слоёв общества, доступ к которому был запрещен для представителей низших сословий.
Также существует версия, что Кобудо возникло, в результате противостояния безоружных жителей Окинавы с вооружёнными самураями.
Так как орудия труда по своим возможностям значительно уступали воинскому оружию того времени, противостояние с их использование было возможно только за счет совершенствования технических приемов, что вероятно и стало толчком формирования и развития нового боевого искусства.
Оружие Кобудо
Кобудо насчитывает около 30 видов различного оружия от самурайских мечей до экзотических предметов, таких как веера и мужские и женские заколки.
При этом оружие с которым наиболее часто практикуются мастера Кобудо всего 5 видов.
Основными видами оружия в Кобудо являются: шест («Бо» или «Кун»), серп с изогнутым лезвием («Кама»), палка на рукояти («Тонфа»), трезубец с удлиненным средним концом («Сай») и Нунчаку.
Мастера Кобудо практикуют использование всех основных видов оружия, а также технику боя без оружия против вооружённого противника.
Оружие в Кобудо может использоваться как одиночно, так и парно.
Основные виды оружия Кобудо:
Бо (Шест) — является наиболее распространенным оружием. Существуют несколько видов длины шеста. Основной является длина в шесть сяку (около 182 см).
Тонфа (или Туйфа) — палка с поперечной рукоятью, изначально являвшейся рычагом для вращения жерновов ручной мельницы.
Данное оружие можно назвать уникальным и присущим только окинавским боевым искусствам.
Тонфа используется в парном варианте для обеих рук, что дает возможность создавать большое количество комбинаций из сложных зацепов, подставок перехватов, что позволяло противостоять несколькими вооруженными противниками
Тонфа изготавливаются из тяжелой твердой древесины, что позволяет выдерживать удары меча.
Техника обращения с Тонфа, предусматривает работу с зажатыми в кулаках брусками, что практически полностью повторяет базовую технику блоков и ударов окинавского Каратэ.
С древних времен особым мастерством в изготовлении и применении тонфа отличался район Цукэнситахаку на Окинаве и близлежащий остров Хамахига, что нашло отражение в наименовании одной из самых популярных ката – Хамахига-но-тонфа.
Также следует отметить, что в наше время Тонфа-Дзюцу входит в программу ряда школ традиционного Каратэ в качестве обязательного раздела.
Сай — стальной трезубец, с длинным, до 40 см, центральным клинком.
Традиционно на Окинаве Сай изготавливался из одного цельнокованого куска металла.
По некоторым данным прообразом Сай послужил один ритуальный трезубец, религиозный атрибут и один из символов буддизма.
Существует также версия, что Сай – это древний инструмент для рыхления почвы. Сай также является парным оружием.
При этом мастера, как правило, носили сразу три сай – два для фехтования обеими руками, и один в качестве запасного либо метательного оружия.
Как и Тонфа-Дзюцу Сай-Дзюцу входит в обязательный раздел обучения большинства старых школ окинавского Каратэ.
Техника работы с Сай требует силы и гибкости кистей рук и строится во многом на переходах клинка с прямого на обратный хват через приворот вокруг большого пальца, чем объясняются плавные изгибы и пропорции боковых зубцов (усов Сай), которые позволяют захватывать и блокировать любое оружие противника.
Наиболее часто применяемыми атакующими приемами, при использовании Сай, являются тычковые удары, а также мощные круговые выбросы изнутри наружу, что соответствует базовому обратному хвату, применяемому в окинавском Каратэ.
Кама — классический боевой серп, хотя и считается менее распространенным, по сравнению с Сай, оружием, тем ни менее является самым эффективным оружием после меча.
Также Кама является излюбленным оружием в Ниндзюцу.
Кама представляет собой крестьянское орудие труда в чистом виде, без каких-либо модификаций и дополнений в конструкции.
Окинавский Кама не похож на европейский серп, а скорее напоминает миниатюрную косу для одной руки.
Арсенал технических приемов работы с Кама чрезвычайно разнообразен, при этом базовый принцип является неизменным – передняя рука отводит орудие противника в сторону, а другая рука в этот момент атакует круговым движением.
Таким образом, поражающее действие Кама заключается в мощном ударе концом острия серпа или в подрезающем ударе лезвия.
Особенностью Кама является возможность серпов обходить препятствия, что делает чрезвычайно трудным блокирование их ударов.
В Ниндзюцу Кама была некоторым образом модернизирована: к серпу была добавлена цепочка с грузом на конце, в результате такого преобразования оружие получило наименование Гусари-Кама.
Гусари-Кама невозможно было использовать в паре, однако появились новые технические приемы его использования, например, серп можно было раскручивать широкими круговыми движениями, поражая всё с чем он соприкасался на значительном расстоянии, также цепью можно было спутывать ноги и руки противника.
Кроме того, помимо боевого применения, Гусари-Кама использовалась ниндзя в качестве дополнительной точки опоры, или, как вбрасываемый наверх якорь.
Неоспоримым преимуществом Кама перед другими видами оружия является его компактность, что позволяет легко маскировать серпы в одежде.
Кама, Гусари-Кама не встречаются более нигде в мире. Подлинных мастеров Кама-Дзюцу крайне мало в связи с чем обучение искусству крайне затруднительно.
Нунчаку — представляют собой две палки длиной около 34 см, соединенные цепью или верёвкой длиной около 10 см.
Классические окинавские Нунчаки – это восьмигранные палки с небольшим конусным сужением от конца вовнутрь, соединенные тонким шелковым шнурком.
Нунчаку с цепью были гораздо тяжелее из-за веса самой цепи, а также массивных стальных или бронзовых колец, которые необходимо было насаживать на концы брусков для баланса.
Эффективность таких Нунчаку по была особенно заметна при противодействии холодному оружию, так как цепь позволяла захватывать ножи и любые колюще-режущие предметы, способные перерезать шнурок, кроме того цепь позволяла формировать намного более жесткий захват руки противника – вплоть до перелома.
Относительно того, что стало прототипом Нунчаку существует несколько версий, по одной – это был цеп для обмолота риса, по другой конские удила.
Нунчаку является одним из наиболее известных в массовых кругах инструментов Кобудо, во многом благодаря фильмам с участием Бруса Ли.
Массовое увлечение данным оружием стало причиной признания уголовными кодексами многих стран Нунчаку – холодным оружием.
Так законодательство Российской федерации относит Нунчаку к предметам ударно-дробящего действия, предназначенным для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.
Эффективность Нунчаку находится в прямой зависимости от степени владения данным оружием.
Так человек, впервые взявший Нунчаку с большой вероятностью причинит больший вред себе, чем противнику, однако Нунчаку в руках мастера значительно превосходит любые типы холодного оружия и способно отрезвить нападение любого агрессора, первым же ударом в вдребезги разбив кисть вооруженной руки.
Техника Нунчаку, условно разделена на китайскую, для которой характерна виртуозная ловкость и скорость, и окинавскую, особенностью которой являются жесткие, лаконичные, тычковые удары, захваты, удушения с забросами шнурка вокруг шеи и другие варианты ближнего боя.
Различие в технике обусловлено историческими условиями развития боевого искусства.
Так ведение боя на средних и дальних дистанциях с вооруженным мечом самураем было смертельно опасно.
Эффективными в таком случае могли быть приемы ближнего боя с отведение клинка и захватом цуки.
Ни один из стилей владения Нунчакой не уступает другому, и предпочтение в выборе стиля, как правило, зависит от личности мастера, его индивидуальных особенностей, а не от нюансы техники.
Разница между действительным и мнимым мастерством Нунчаку проста и очевидна и заключается в отсутствии у последнего четко поставленного удара, не говоря уже об умении блокировать противника.
Реальная техника владения Нунчаку требует длительной, вдумчивой и регулярной тренировки, и с открытыми глазами, и вслепую, тщательной прорабатки кистевых движений.
При этом истинная мощь Нунчаку раскрывается только в случае овладения навыком концентрировать удар в конкретной точке и ощущении тандэна.
Техника обращения с различными разновидностями, как бытовых предметов, превращенных в оружие, так и классического самурайского оружия была доведена японцами до совершенства, что в итоге и являлось причиной возникновения феноменальных по эффективности боевых систем описанных выше, а также таких систем, как:
Сюрикэн-Дзюцу (искусство метания предметов),
Танто-Дзюцу (работа с ножами),
Яви Ра-Дзюцу (работа с короткой ладонной палочкой),
Тэкко-Дзюцу (работа с кастетами),
Ходзё-Дзюцу (искусство связывания противника) и многое другое.
Современное Кобудо
К настоящее время Кобудо активно развивается, как вид спорта.
Существует достаточно большое количество школ, проводятся соревнования.
Наиболее часто можно встретить соревнования по Кобудо, проводимые в 4 дисциплинах:
Поединки в стиле «Ниппон Кэмпо», представляющие собой контактные поединки, проводимые в особой защитной экипировке и включающие в себя ударную технику, а также технику бросков, заломов и удержаний.
Соревнования по «Таухо-дзютсу», представляющие собой технику самообороны демонстрируемую в паре.
Ката, демонстрирующие технику с разными видами оружия.
Соревновательные поединки с Нунчаку.
Обучение спортивному Кобудо, как правило, состоит из восьми ступеней и включает в себя обретение навыков от начального уровня до овладения техникой реального боя с оружием
В России существуют законодательные ограничения связанные с изготовлением, владением и использованием оружия, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, а именно статьей 222 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов», статьей 222.1 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств», статьей 223 УК РФ «Незаконное изготовление оружия».
Ответственность, предусмотренная законом устанавливается в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния.
В древности считалось, что —
невозможно достичь успеха в одном, игнорируя все остальное
Истинный мастер должен быть универсалом, владеющим и техникой рукопашного боя и техникой боя с оружием и защиты от него.
Также ключевым моментом окинавского Кобудо являлся принцип:
«Поднял руку – убей!»
В древности не существовало понятия «Победа по очкам», и, как правило, поединок двух мастеров заканчивался либо смертью, либо увечьями одного из них.
Принцип «Поднял руку – убей!» — во многом способствовал воспитанию вежливости и миролюбия в отношениях между людьми, мотивируя их пристально следить за своими поступками, речью и поведением.
В древнем трактате Дао Дэ Цзин сказано:
«Тот, кто умеет сражаться, не дает волю ярости.
Тот, кто умеет побеждать, не вступает в схватку»
Все права защищены 2018 (с) MartialArtsWorld.ru Тексты зарегистрированы на Яндекс.Вебмастер
Кобудо — Википедия. Что такое Кобудо
Окинавские кобудо (яп. 沖縄古武道) — традиционные окинавские боевые искусства работы с холодным оружием. Наиболее характерными видами используемого оружия являются бо, нунчаку, кама, тонфа, сай, кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло) и тимбэй.
Кобудо является эффективным методом противостояния вооружённому человеку или группе вооружённых/невооружённых противников. Эффективность заключается в умении использовать и быстро манипулировать различными предметами, даже если у мастера кобудо не окажется под рукой одного из стандартных для этого вида боевых искусств предметов, всегда существует возможность использовать иной предмет.
Другие названия — Рюкю-кобудо и Окинава кобудо.
Кобудо объединяет в себе боевые системы, зародившиеся на островах архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) и использующие в бою орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей данных островов.
Кобудо является неотъемлемой частью каратэ-до, уникальной системы самозащиты от вооруженного противника, которая обучает мужчин и женщин любого возраста и уровня подготовки виртуозному владению различными видами традиционного оружия.
История
В средние века жители Окинавы, из-за действовавшего на тот момент закона лишённые возможности иметь какое-либо оружие, стали использовать в качестве него различные предметы быта и инструменты повседневного назначения, в основном сельскохозяйственные. Таким образом в течение нескольких столетий сформировался и стал неотъемлемой частью традиционного карате стиль кобудо — работа с оружием. Так орудия труда, под воздействием нового метода их использования превратились в грозное оружие.
Теорий об истории возникновения кобудо на Окинаве множество. Сколько приверженцев этого вида единоборств, столько и мнений.
Многие считают, что оружие появилось, как дополнение к технике различных школ каратэ. Другие же полагают, что оружие кобудо было привилегией высших слоёв общества и использовалось для демонстрации приёмов, а не для боевого применения. Но все мнения сводятся в одном — кобудо пришло с острова Окинава.
Согласно одной из легенд, школы кобудо создавались в условиях противостояния невооружённого простолюдина с вооружённым самураем. В средние века жители Окинавы, лишённые возможности иметь какое-либо оружие, для защиты стали использовать различные предметы повседневного пользования. В основном использовались сельскохозяйственные орудия труда, превращённые в грозное оружие — посох-бо, трезубец-сай, рычаг-тонфа, серп-кама, цеп-нунчаки и другие.
Крестьянское оружие значительно уступало по своим возможностям снаряжению воина того времени, но тем не менее бытовые предметы становились почти без доработок грозным и универсальным оружием, навсегда занявшим место в арсенале боевых средств. Таким образом, в течение нескольких столетий, сформировалось новое боевое искусство — кобудо.
В современном мире кобудо развивается как самостоятельный вид единоборств, который включает в себя лучшие качества боевого направления. И это не случайно, ведь кобудо с самого начала было представлено для реальной, надёжной и эффективной защиты от агрессора.
Философия оружия
Существует большое количество различных видов оружия и предметов, которые сами по себе не являются оружием, а представляют собой орудия труда, изменённые для боевого использования без каких-либо изменений.
Ниже перечислены основные виды оружия КОБУДО:
Бо — (другие названия: рокусяку бо, кон, кун) — наиболее распространённое оружие, деревянный шест (бо) длиной шесть сяку (року сяку). Японская мера длины сяку составляла около 30,3 см. То есть длина шеста составляла около 182 см. Окинавские названия шеста «кон» или «кун».
Тонфа (тунфа, туйфа, туйха, тункуа) — палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью, первоначально рычаг для вращения жернова ручной мельницы. Парное оружие.
Сай — металлический трезубец, прообразом которого служила ваджра — один из символов буддизма. Другая версия относит происхождение саи к вилам для рыхления почвы, прообразу человека, а также кактусу или заколки для волос. Парное оружие.
К родственным видам сай относятся: мандзи-но-саи (саинути саи в форме свастики) и (орудие закреплённое на вершине остроги, похожее по форме на мандзи-но-саи).
Нунчаку — две палки длиной около 30 см, соединённые верёвкой длиной около 10 см. Прообразом нунчаку послужили, по различным версиям, конские удила или цеп для обмолота риса.
Кама — серп, сельскохозяйственное орудие для сбора риса. Применяется в одиночном и парном вариантах. При использовании в парном варианте — нитёгама (два серпа).
Еку — (эку, уэку, иэку, кай) — весло.
Суручин — верёвка или цепь с укреплёнными по обоим концам металлическими или каменными грузилами. Приспособление для причаливания и крепления лодок к пристани. Существует два вида: нага суручин (длиной 3 м.) и тан суручин (1,5 м.).
Нунтибо — острога, шест длиной около 210 см с нунти на одном конце.
Сансецу кон — деревянный трёхзвенный цеп со звеньями длиной около 65 см, соединёнными верёвками или цепью длиной около 5-7 см.
Тинбэ-рочин или тинбэ-сэйрюто — непарное оружие, изначально представляющее из себя крышку от большой кастрюли (то хай) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса (хэра). То хай использовали как щит, хэрато хай — как дубинку.
В настоящее время то хай трансформировался в щит: металлический круглый (диаметром около 60 см.) или костяной, приблизительно овальной формы изготовленный из панциря большой морской черепахи.
Вместо хэра используют рочин или сэйрюто. Рочин представляет из себя короткий дротик с копейным навершием и, часто, раздвоенным хвостовиком. Сэйрюто — секач (мачете) для разделки крупной рыбы.
Ссылки
Кобудо — Википедия
Окинавские кобудо (яп. 沖縄古武道) — традиционные окинавские боевые искусства работы с холодным оружием. Наиболее характерными видами используемого оружия являются бо, нунчаку, кама, тонфа, сай, кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло) и тимбэй.
Кобудо является эффективным методом противостояния вооружённому человеку или группе вооружённых/невооружённых противников. Эффективность заключается в умении использовать и быстро манипулировать различными предметами, даже если у мастера кобудо не окажется под рукой одного из стандартных для этого вида боевых искусств предметов, всегда существует возможность использовать иной предмет.
Другие названия — Рюкю-кобудо и Окинава кобудо.
Кобудо объединяет в себе боевые системы, зародившиеся на островах архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) и использующие в бою орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей данных островов.
Кобудо является неотъемлемой частью каратэ-до, уникальной системы самозащиты от вооруженного противника, которая обучает мужчин и женщин любого возраста и уровня подготовки виртуозному владению различными видами традиционного оружия.
История
В средние века жители Окинавы, из-за действовавшего на тот момент закона лишённые возможности иметь какое-либо оружие, стали использовать в качестве него различные предметы быта и инструменты повседневного назначения, в основном сельскохозяйственные. Таким образом в течение нескольких столетий сформировался и стал неотъемлемой частью традиционного карате стиль кобудо — работа с оружием. Так орудия труда, под воздействием нового метода их использования превратились в грозное оружие.
Теорий об истории возникновения кобудо на Окинаве множество. Сколько приверженцев этого вида единоборств, столько и мнений.
Многие считают, что оружие появилось, как дополнение к технике различных школ каратэ. Другие же полагают, что оружие кобудо было привилегией высших слоёв общества и использовалось для демонстрации приёмов, а не для боевого применения. Но все мнения сводятся в одном — кобудо пришло с острова Окинава.
Согласно одной из легенд, школы кобудо создавались в условиях противостояния невооружённого простолюдина с вооружённым самураем. В средние века жители Окинавы, лишённые возможности иметь какое-либо оружие, для защиты стали использовать различные предметы повседневного пользования. В основном использовались сельскохозяйственные орудия труда, превращённые в грозное оружие — посох-бо, трезубец-сай, рычаг-тонфа, серп-кама, цеп-нунчаки и другие.
Крестьянское оружие значительно уступало по своим возможностям снаряжению воина того времени, но тем не менее бытовые предметы становились почти без доработок грозным и универсальным оружием, навсегда занявшим место в арсенале боевых средств. Таким образом, в течение нескольких столетий, сформировалось новое боевое искусство — кобудо.
В современном мире кобудо развивается как самостоятельный вид единоборств, который включает в себя лучшие качества боевого направления. И это не случайно, ведь кобудо с самого начала было представлено для реальной, надёжной и эффективной защиты от агрессора.
Философия оружия
Существует большое количество различных видов оружия и предметов, которые сами по себе не являются оружием, а представляют собой орудия труда, изменённые для боевого использования без каких-либо изменений.
Ниже перечислены основные виды оружия КОБУДО:
Бо — (другие названия: рокусяку бо, кон, кун) — наиболее распространённое оружие, деревянный шест (бо) длиной шесть сяку (року сяку). Японская мера длины сяку составляла около 30,3 см. То есть длина шеста составляла около 182 см. Окинавские названия шеста «кон» или «кун».
Тонфа (тунфа, туйфа, туйха, тункуа) — палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью, первоначально рычаг для вращения жернова ручной мельницы. Парное оружие.
Сай — металлический трезубец, прообразом которого служила ваджра — один из символов буддизма. Другая версия относит происхождение саи к вилам для рыхления почвы, прообразу человека, а также кактусу или заколки для волос. Парное оружие.
К родственным видам сай относятся: мандзи-но-саи (саинути саи в форме свастики) и (орудие закреплённое на вершине остроги, похожее по форме на мандзи-но-саи).
Нунчаку — две палки длиной около 30 см, соединённые верёвкой длиной около 10 см. Прообразом нунчаку послужили, по различным версиям, конские удила или цеп для обмолота риса.
Кама — серп, сельскохозяйственное орудие для сбора риса. Применяется в одиночном и парном вариантах. При использовании в парном варианте — нитёгама (два серпа).
Еку — (эку, уэку, иэку, кай) — весло.
Суручин — верёвка или цепь с укреплёнными по обоим концам металлическими или каменными грузилами. Приспособление для причаливания и крепления лодок к пристани. Существует два вида: нага суручин (длиной 3 м.) и тан суручин (1,5 м.).
Нунтибо — острога, шест длиной около 210 см с нунти на одном конце.
Сансецу кон — деревянный трёхзвенный цеп со звеньями длиной около 65 см, соединёнными верёвками или цепью длиной около 5-7 см.
Тинбэ-рочин или тинбэ-сэйрюто — непарное оружие, изначально представляющее из себя крышку от большой кастрюли (то хай) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса (хэра). То хай использовали как щит, хэрато хай — как дубинку.
В настоящее время то хай трансформировался в щит: металлический круглый (диаметром около 60 см.) или костяной, приблизительно овальной формы изготовленный из панциря большой морской черепахи.
Вместо хэра используют рочин или сэйрюто. Рочин представляет из себя короткий дротик с копейным навершием и, часто, раздвоенным хвостовиком. Сэйрюто — секач (мачете) для разделки крупной рыбы.
Ссылки
что это за вид спорта, кобудзюцу, kobudo, пояса, фото, официальный сайт
Кобудо, что же это такое? Это окинавский термин, который относится к Кобудзюцу.
В переводе на русский язык он звучит как старый боевой путь.
Боевое искусство основано на традициях самураев.
Представляет собой работу с японскими и окинавскими видами оружий.
Немного истории
Жители Окинавы в средние века были лишены возможности применять настоящее оружие против самураев.
В 1477 году, во время Второй династии Шо, мечи и другое оружие были запрещены на Окинаве и островах Рюкю императором Шошиным.
Все оружие на острове было собрано в его королевском замке в Шури на Окинаве.
Это было прямым результатом указа Шошина о том, что Окинава обратилась к развитию карате (открытой руки).
Хотя оружие кобудо на самом деле не является частью каратэ, его развитие проходило одновременно с эволюцией каратэ так, что они почти неотделимы.
В 1600 году японцы вторглись и оккупировали Окинаву. В качестве завоевательной стратегии они использовали продолжающийся запрет на оружие, как метод контроля над населением.
Это сочеталось с отношением японцев, к местному населению которое прослеживается и сегодня. Считалось что жители Окинавы были гражданами второго сорта не такими, как японцы.
Поэтому только японским самураям было разрешено владеть и носить оружие. Для защиты своих домов и земель населению Окинавы пришлось использовать орудия труда против самураев, способных совершать четыре взмаха мечем за одну секунду.
Окинавское карате имеет и китайские корни. Так же, как монахи в Китае разработали оружие из, казалось бы, невинных предметов, так это сделали и окинавцы.
Местные крестьяне и рыбаки использовали в качестве оружия предметы своей повседневной трудовой жизни.
Кобудо в России
В России история кобудо началась с 1997 года. Тогда была основана столичная федерация Кобу-Дзюцу.
С начала своей деятельности федерация занимается популяризацией техники кобудо.
По сведениям википедии, кобудо в наши дни — это самостоятельный вид единоборств.
Он включает в себя главные качества восточных боевых направлений.
Техника по праву считается надежным и эффективным способом борьбы с агрессором.
Совет эксперта: если вы думаете о том, в какой вид спорта отдать вашего ребенка, то стоит попробовать силы именно в этом виде единоборств.
Занятия кобудо лучший способ развития координации, силы и выносливости. Заниматься кобудо можно уже с 4 лет. Это самый оптимальный возраст для начала тренировок.
Соревнования по этой дисциплине представляют собой захватывающее зрелище. Спортсмены показывают красивую, отточенную в многочасовых тренировках технику движения.
Ребенок вырастет здоровым и приспособленным для современной жизни. Сможет постоять за себя.
Приспособления для тренировок
В период развития этого вида единоборств не было специальных тренажеров. Поэтому бойцы пользовались тем что могло помочь в тренировке различных мышц тела.
Так на протяжении веков были отобраны некоторые приспособления. Эти специфические предметы имеют название ходзе ундо.
Использование данных приспособлений позволит телу обучиться принципу поиска дополнительных источников силы и ее эффективного использования.
Физиологически в организме происходит процесс подготовки и разработки связок наряду с созданием баланса тела и дыхания. На официальном сайте федерации кобудо можно узнать много интересной информации относительно этой техники.
Кобудо — что это такое
Одним из видов единоборств, практикуемых в клубе является КОБУДО.
Кобудо можно перевести с японского, как «старый военный путь”.
В современном кобудо имеется большое количество разделов, включающих в себя, как работу с оружием, так и без него.
В Саратове её членом является Федерация Кобудо Саратовской области http://саратов-кобудо.рф/
ВФК регулярно проводит региональные и национальные чемпионаты и кубки, семинары и аттестации на ученические пояса и мастерские степени.
За спортивные достижения спортсменам присваиваются спортивные разряды от 3-го юношеского и спортивные звания до «Заслуженного мастера спорта России» в соответствии с ЕВСК.
Соревнования проводятся в нескольких дисциплинах:
Боевые разделы
Ниппон-кемпо. С японского можно перевести, как «японских рукопашный бой». Один из современных видов дзю-дзюцу, основанный в 1932 году. Стоит на вооружении японской полиции.
Поединки проводятся в защитной амуниции, состоящей из шлема с металлической маской, жёсткого нагрудника, перчаток для бокса. Разрешены удары руками и ногами и коленями, броски, болевые приёмы в положении лёжа (в японском варианте разрешены болевые приёмы в стойке), удары руками и ногами по лежачему противнику, в т.ч. в положении лёжа. Особенностью поединков является то, что к технике и силе выполнения ударов предъявляются повышенные требования. Кроме того, любое эффективное техническое действие, будь то удар или или болевой приём, оцениваются в 1 бал (иппон), что существенно снижает преимущество борцов, которые традиционно имеют преимущество в поединках по смешанным правилам, где болевой приём приводят к чистой победе. Бой ведётся до 3-х очков. Приближаясь к реальному бою, в ниппон-кемпо броски не оцениваются. Оцениваются только действия после броска (добивание или болевой приём)
Нунчаку.
Поединки на нунчаку. Экипировка спортсменов состоит из шлема с маской и специализированных спортивных (мягких) нунчаку. Особенностью поединков является то, что спортсмен имеет право нанести удар только после того, как сделает определённое количество перехватов (как правило не менее 4-х). Таким образом поединки превращаются практически в цирковое зрелище, когда спортсмены стремятся максимально быстро и разнообразно вращать, перехватывать и фехтовать нунчаку. Естественно, что для участия в поединках на нунчаку требуется специализированная подготовка по овладению техникой этого вида спортивного оружия.
Демонстрационные разделы
Ката.
Демонстрация традиционных формальных упражнений с традиционными видами окинавского и японского оружия (бо, нунчаку, тонфа, сай, кама и т.п.).
Тайхо-дзюцу.
Парная демонстрация приёмов с оружием и без оружия (дзю-дзюцу) .
Спортсмены клуба регулярно выступают в соревнованиях по кобуд
Секрет, почему кобудо так и не стало популярным
С момента модернизации (и последующей популяризации) каратэ в начале 1900 года каратэ распространилось почти во всех частях мира. С востока на запад, с севера на юг. Я даже слышал, что на Северном полюсе есть школа карате. Обучение в основном состоит из ледокола…
Нет, последнее было ложью. Но может быть!
Теперь, когда все эти школы каратэ повсюду, я задаю себе следующий вопрос: Почему каратэ стало таким популярным, распространившись повсюду, но не Кобудо? Поскольку, по словам известного историка Кобудо, «Каратэ и Кобудо подобны брату и сестре» , они должны быть одинаково популярны.
Тогда почему они разделены? Почему кобудо почти не уделяется должного внимания?
Я думал, что знаю ответ на этот вопрос. Я думал долго и упорно, и придумал пять основных теорий. Все они хороши. Но потом кто-то сказал мне настоящую причину.
Единственная причина, по которой я не подумал…
Я, конечно, назову эту причину, но сначала давайте посмотрим на пять причин, которые я придумал.
1. Кобудо жесткое
В общем, да, Кобудо — это сложно.Особенно для людей, которые не могут контролировать свое тело. Я имею в виду, что если им уже трудно выполнять движения без предмета в руках, то выполнение с предметом в руках иногда бывает слишком сложно для мозга. Перегрузка.
И как только вы думаете, что овладеваете одним оружием, пора переходить к другому!
Сложные вещи не пользуются популярностью.
2. Кобудо дорого
Для занятий карате вам нужна одежда.Для занятий Кобудо вам понадобится одежда… и оружие. И в зависимости от того, насколько вы продвинуты, вам может понадобиться более одного оружия.
Если у вас черный пояс по кобудо, у вас, вероятно, будет два бо (один для кумитэ и один для ката), два сай , две тонфы , два нунчаку (одна пена для кумитэ и одна дерево для ката), четыре камы (два дерева для кумитэ и два стальных для ката), два тэкко , два эйку (ката / кумитэ) и иногда больше! Этот арсенал оружия не предоставляется бесплатно.А если сломается оружие, нужно покупать новое!
Тогда вам понадобятся чехлы для каждого оружия…
Дорогие вещи не пользуются популярностью.
3. Кобудо «недостаточно физическое»
Это был ответ ученика, бросившего Кобудо. Он просто не достаточно вспотел. Очевидно, он делал что-то не так, так как каратэ на полной скорости никогда не может быть таким жестким, как кобудо на полной скорости. Я могу доказать это с помощью такой формулы:
Тело + вес в руках = больше физического, чем Тело — вес в руках.
Все просто. Вы видите это, я это вижу. И все же некоторые люди утверждают, что кобудо не такое физическое, как каратэ. Это не логика (у нас есть формула), но они все равно говорят.
Я знаю почему.
Это потому, что они не достигли достаточно высокого уровня, чтобы выполнять движения, не рискуя пораниться. Они так боятся самого оружия, что не могут использовать его на 100%. Следовательно, оно становится слабым, медленным и скучным кобудо. Если только вы на самом деле не тренируетесь достаточно долго, чтобы научиться использовать все оружие без риска для шеи.
Длительный, тяжелый и повторяющийся процесс изучения основ не пользуется популярностью.
4. Кобудо для гиков
Это может быть неправильно понято, поэтому позвольте мне объяснить: вундеркинды часто противоположны людям, которые занимаются спортом, верно? А Кобудо — это не спорт. Итак, логично, что кобудо должно быть для гиков, поскольку в кобудо нельзя соревноваться.
Конкурс популярен.
Гики не становятся популярными.
5.Кобудо не практично
«Итак, я на днях шел в паб, верно, когда этот огромный парень взбесился и бросился на меня замахиваться. Я быстро отступил, вытащил свой сай из заднего кармана и заблокировал его атаку своим левым сайом, засунув второй ему в горло. Его вырвало кровью и кишками и он умер. Я вытер кровь со своего сай и заказал пиво ».
Вряд ли.
Люди просто не думают, что Кобудо практично. Конечно, я согласен с тем, что это не так.Но когда вы знаете принципы оружия Кобудо, вы можете использовать что угодно в качестве оружия — обувь, кошельки, сумки, ремни, корзины, палки, гитары и другие случайные вещи в вашем окружении. Уникальные формы оружия кобудо позволяют вам обращаться с оружием практически с любым предметом независимо от формы.
Но люди этого не знают. Поэтому они думают, что вы всегда должны носить с собой оружие, а не использовать свое окружение.
Устаревшие и, казалось бы, непрактичные вещи не пользуются популярностью.
Итак, вот почему я придумал. Это здорово, подумал я, теперь я могу написать об этом пост. Затем известный авторитет Кобудо (о котором я упоминал в начале) рассказал мне настоящую причину.
Готовы?
Вот оно:
Каратэ приносит больше денег, чем кобудо.
И это правда.
Вы это знаете, и я это знаю. Деньги правят миром. На деньги можно купить машины, плоские экраны и еще несколько машин. Кроме того, он дает вам еду на столе.
Итак, люди естественно хотят денег.
А теперь давайте сделаем рассказ. Представьте, что вы давным-давно мастер кобудо и карате на Окинаве.
Допустим, вы хотите распространить каратэ и кобудо, поэтому вы переезжаете со скучной Окинавы на материковую современную Японию. Вы находите красивое здание и покупаете его. Это будет ваше додзё. В нем могут разместиться около пятидесяти студентов. Вы повесили большой плакат с надписью «Каратэ и Кобудо Додзё»
.В первую ночь твоей тренировки приходит пятьдесят человек, до которых дошли слухи о твоих высших способностях.Вы говорите им, что они могут присоединиться, и сегодня это будет Кобудо. Вы говорите им, чтобы они получили бо
Теперь вы понимаете проблему. Только десять человек могут использовать бо одновременно в додзё, не задев друг друга.
Вы смотрите на выход из вашего додзё.
Сорок человек надевают обувь, идут домой. Им не хватило места для тренировок.
Итак, исходя из этого, легко понять, почему старые мастера предпочитали каратэ.Все они тоже знали Кобудо, поверьте мне. Но пятьдесят студентов приносят значительно больше денег, чем десять студентов. И как бы вы ни хотели учить людей своему Кобудо, вы скоро придете к выводу:
Вы хотите, чтобы еда была на вашем столе.
Пищу дает карате, а не кобудо. Это только дает волдыри.
Итак, вы перестанете преподавать кобудо, и с этого дня вы преподаете только каратэ. Студенты начинают возвращаться, и твои карманы толстеют. Еда на столе.Автомобиль стоит на стоянке, а плоский экран в гостиной.
Именно так, как вы этого хотите.
И поэтому кобудо так и не стало популярным.
И, вероятно, никогда не будет.
.окинавских кобудо — переиздано в Википедии // WIKI 2
Окинавский кобудо (沖 縄 古 武 道), буквально «старый боевой путь Окинавы», является системой оружия окинавских боевых искусств.
Энциклопедия YouTube
1/3
Просмотры:5 807
42 873
22 147
✪ Бой с оружием (Кобудо Кумитэ) в Bogu Armor
✪ Человеческое оружие — Кобудо
Содержание
Этимология и определение
Окинавский кобудо — это японский термин, который можно перевести как « старый боевой путь Окинавы ».Это общий термин, появившийся в двадцатом веке. [1]
Окинавское кобудо относится к оружейным системам окинавских боевых искусств. У этих систем может быть от одного до нескольких десятков видов оружия в их учебной программе, среди которых бо (шестифутовый посох), сай (трехзубая дубинка), тонфа (дубинка с рукояткой), кама (серп) и нунчаку (две веревки. — или соединенные цепью палки), но также текко (костяшки пальцев), тинбе-рохин (щит и копье) и суруджин (утяжеленная цепь). Менее распространенное окинавское оружие — тамбо (короткая палка), ханбо (посох средней длины) и эку (лодочное весло традиционного окинавского дизайна).
Окинавское кобудо отличается от общего термина кобудо, который относится ко всем японским боевым искусствам, существовавшим до Реставрации Мэйдзи. [1] [2]
История
Это популярная история и распространенное мнение, что окинавские сельскохозяйственные орудия превратились в оружие из-за ограничений, наложенных на крестьян кланом самураев Сацума, когда остров был включен в состав Японии, который запретил им носить оружие. В результате, как говорят, они оказались беззащитными и разработали боевую систему на основе своих традиционных сельскохозяйственных орудий.Однако современные исследователи боевых искусств не смогли найти исторической поддержки этой истории, и свидетельства, обнаруженные различными историками боевых искусств, указывают на то, что каста печинских воинов на Окинаве практиковала и изучала различные боевые искусства, а не хэйминь, или простолюдин. Это правда, что окинавцам под властью иностранных держав было запрещено носить оружие или практиковать с ним публично. Но боевые действия на основе оружия, которые они тайно практиковали (и типы оружия, с которыми они практиковались), имели сильные китайские корни, и примеры аналогичного оружия были найдены в Китае, Малайзии и Индонезии. [3] до окинавских адаптаций. .
Окинавские системы кобудо были сформированы местными окинавскими методами, которые возникли в среде аджи, или знатного сословия, [ цитата необходима ] и методами, импортированными из Китая и Юго-Восточной Азии. Большинство традиций окинавского кобудо, которые пережили трудные времена во время и после Второй мировой войны, были сохранены и переданы Тайра Синкен (Рюкю Кобудо Хозон Синкокай), Чоги Кишаба (Рюкю Будзюцу Кенкю Доюкай) и Кенва Мабуни (Сито-рю). Практические системы были разработаны Тошихиро Оширо и Мотокацу Иноуэ совместно с этими мастерами.Другие известные мастера, в честь которых названы окинавские кобудо ката, включают Читоку Кян, Сигеру Накамура, Канга Сакукава и Синко Матайоши.
Окинавские искусства кобудо, по мнению некоторых, были предшественниками боевого искусства голыми руками каратэ, [ цитата необходима ] и несколько стилей этого искусства включают некоторую степень обучения окинавскому кобудо как часть их учебной программы. Точно так же в окинавском кобудо ката нередко можно увидеть случайный удар ногой или другую технику с пустой рукой.Техники этих двух искусств тесно связаны в некоторых стилях, о чем свидетельствуют варианты некоторых ката с пустой рукой и оружием: например, Канку-дай и Канку-сай, Годзушихо и Годзушихо-но-сай, хотя это примеры окинавских кобудо ката, которые были разработаны на основе ката карате и не являются традиционными формами окинавского кобудо. [ необходима цитата ] Другие более аутентичные окинавские кобудо ката демонстрируют элементы техники пустой руки, как показано в более старых формах, таких как Соэиси Но Дай, форма бо, которая является одной из немногих подлинных окинавских кобудо ката, в которых используется пинок как предпоследний прием. [ необходима цитата ] Некоторые окинавские кобудо-ката претерпели менее «современное развитие», чем карате, и все еще сохраняют гораздо больше оригинальных элементов, отражения которых можно увидеть в даже более современных ката карате. Связь между пустой рукой и методами оружия может быть напрямую связана в системах, подобных той, которая сформулирована для сохранения обоих искусств, таких как Рюкю Кобудзюцу Иноуэ / Тайры Хозон Шинко Кай и Юишинкай каратэ-дзюцу Мотокацу Иноуэ. М. Иноуэ проводит прямые сравнения между использованием определенного оружия и различными элементами техники «пустой руки», такими как сай, отражающий хайто / сюто ваза, тонфа, отражающий уракен и хиджиате, и кама куритэ и какетэ, в качестве примеров.Работа ног в обоих методах взаимозаменяема.
Оружие и ката
Окинавское кобудо достигло своего пика около 100 лет назад, и из всех подлинных окинавских кобудо, которые практиковались в то время, сохранились лишь сравнительно немногие. В начале 20 века упадок в изучении Рюкю кобудзюцу (как его тогда называли) означал, что будущее этой боевой традиции находится в опасности. В период Тайсё (1912–1926) некоторые представители боевых искусств, такие как Ябику Моден, сделали большие успехи в обеспечении будущего Рюкю кобудзюцу.Многие из форм, которые все еще известны, появились благодаря усилиям Тайры Синкена, который путешествовал по островам Рюкю в начале 20 века и составил 42 существующих ката, охватывающих восемь типов окинавского оружия. Хотя Тайра Синкен, возможно, не смог собрать все сохранившиеся окинавские кобудо ката, те, которые ему удалось сохранить, перечислены здесь. Однако они не включают всех из ручьев Матайоши, Ухучику и Яманни.
Bō
bō — это шестифутовая длинная рейка, иногда сужающаяся с обоих концов.Возможно, он был разработан на основе сельскохозяйственного орудия под названием tenbin : палки, помещенной на плечи, с корзинами или мешками, свисающими с обоих концов. Бо также, возможно, использовалось как рукоять грабли или лопаты. Бо, наряду с более короткими вариациями, такими как jo и hanbō , также могли быть разработаны из трости, используемых путешественниками, особенно монахами. Бо считается «королем» оружия Окинавы, поскольку все остальные используют его слабости в борьбе с ним, тогда как когда он сражается с ними, он использует свои сильные стороны против них.Бо — самое раннее из всех видов оружия Окинавы (и, по сути, одно из самых ранних видов оружия в виде базового посоха), которое традиционно изготавливается из красного или белого дуба.
Сай
sai — это дубинка с тремя зубцами, которую иногда ошибочно считают разновидностью инструмента, используемого для создания борозд в земле. Это маловероятно, поскольку металла на Окинаве в то время не хватало, и палка могла бы более удовлетворительно служить этой цели для бедного обывателя, или Heimin .Сай похож на короткий меч, но без лезвия и традиционно тупой конец. Оружие металлическое и относится к классу дубинок, длина которого зависит от предплечья пользователя. Два более коротких зубца по обе стороны от главного вала используются для захвата (а иногда и взлома) другого оружия, такого как меч или бо. Форма, известная как нунти сай, иногда называемая манжи сай (из-за своего внешнего вида, напоминающего свастику кандзи), имеет два более коротких зубца, направленных в противоположных направлениях.
Тонфа
tonfa , возможно, возник как ручка жернова, используемого для измельчения зерна. Он традиционно изготавливается из красного дуба, и его можно захватывать за короткую перпендикулярную ручку или за более длинный главный стержень. Как и все оружие Окинавы, многие формы отражают приемы «пустой руки». Тонфа более узнаваема по ее современному развитию в виде полицейской дубинки с боковой рукояткой, но многие традиционные техники тонфа отличаются от техники использования дубинки с боковой рукояткой.Например, тонфа часто используется парами, а дубинки с боковой рукоятью — нет.
нунчаки
Нунчаку — это две части дерева (или металла в современных воплощениях), соединенные шнуром или цепью. Существует много споров о его происхождении: одни говорят, что изначально это было китайское оружие, другие говорят, что оно произошло от молотильного цепа, а одна теория утверждает, что оно было создано из укуса лошади. Китайские нунчаки имеют округлую форму, а окинавские — восьмиугольные, и изначально они были связаны конским волосом.Существует множество разновидностей нунчаку, от трехсекционного посоха ( san-setsu-kon , упомянутый далее в этой статье) до более мелких многосекционных нунчаку. Нунчаку популяризировал Брюс Ли в ряде фильмов, снятых как в Голливуде, так и в Гонконге. Это оружие запрещено законом в Канаде, Австралии (если нет разрешения) и в некоторых странах Европы.
Кама
kama — традиционный фермерский серп, который считается одним из самых трудных в освоении из-за неотъемлемой опасности использования такого оружия.Точка соединения лезвия и рукоятки в модели «оружия» обычно имеет уголок, за который можно закрепить бо, хотя это соединение оказалось слабым местом в конструкции, и современные образцы, как правило, имеют более короткую рукоятку. с лезвием, которое начинается по линии рукояти, а затем изгибается, хотя и в меньшей степени; эта форма камы известна как натагама . Лезвие традиционного рисового серпа, которое можно купить в японском хозяйственном магазине, продолжается до ручки без выемки, так как это не требуется для его предполагаемого использования.
Tekko
tekko или tecchu — это разновидность кастет-кастета, в основном использующаяся в технике с пустой рукой, а также с рубящими движениями. Текко обычно изготавливается на ширину ладони с чем-либо от одной до трех выступающих точек на передней части сустава с выступающими точками вверху и внизу сустава. Они могут быть изготовлены из любого твердого материала, но преимущественно из алюминия, железа, стали или дерева.
Тинбе-рохин
Традиционные щиты, используемые в кобудо
tinbe-rochin состоит из щита и копья. Это одно из наименее известных окинавских оружий. Тинбе (щит) может быть изготовлен из различных материалов, но обычно его можно найти в виноградной лозе или тростнике, металле или архетипично из панциря черепахи (исторически, основной источник пищи на островах Рюкю, рыболовство, обеспечивал надежные поставки панцирей черепах ). Размер щита обычно составляет около 45 см в длину и 38 см в ширину.Рочин (короткое копье) разрезают так, чтобы длина древка была на том же расстоянии, что и от предплечья до локтя, если его держат в руке. Затем наконечник копья выступает из древка, и его можно найти во многих различных конструкциях, от копий до коротких мечей и орудий в стиле мачете.
Суруджин
суруджин состоит из утяжеленной цепи или кожаного шнура и бывает двух видов: тан суруджин (короткий) и нага суруджин (длинный). Длина составляет примерно 150–152 см и 230–240 см соответственно.Это оружие, которое можно легко спрятать перед использованием, и благодаря этому оно может быть чрезвычайно эффективным. В современную эпоху техники сурудзин очень похожи на технику нунчаку, когда на одном конце есть лезвие, а на другом — груз. Кожаные шнуры используются для практики или кумитэ, тогда как цепи предпочитают для демонстрации, но изначально использовалась веревка (чаще всего из конопли).
- Nagai Kusari, Mijikai Kusari
- Матаёси Кобудо: Suruchin no Toseki
Эку
Весло окинавского стиля называется eku (на самом деле это местная древесина, наиболее часто используемая для изготовления весел), eiku , iyeku или ieku .Примечательными отличительными чертами являются небольшая точка на кончике, изгиб с одной стороны лопасти и выступ, похожий на крышу, с другой. Один из основных приемов этого оружия основан на том, что рыбак, сражающийся на пляже, может бросить песок в противника. Несмотря на то, что они не имеют длины и, следовательно, досягаемости bō, довольно острые края могут нанести более проникающий урон при правильном использовании.
- Цукен Акачу Но Эйку Де (также называемый Чикин Акачу Но Эйку Де)
Тамбо
тамбо , иногда пишется как танбо , представляет собой короткий посох (по сравнению с бо или хамбо), сделанный из твердой древесины или бамбука.Его длина определяется измерением от кончика локтя до запястья. Тамбо можно использовать парами.
Кува
Мотыга распространена во всех аграрных обществах; на Окинаве kuwa также использовались в качестве оружия с тех пор, как были фермеры. По сравнению с садовыми мотыгами, ручка обычно толще и короче, как из-за окинавского роста, так и из-за того, что большая часть сельского хозяйства проводится на склонах холмов, где длинные ручки могут быть помехой.Классическая форма лезвия представляет собой простой прямоугольник из стали с острой передней кромкой, но также может иметь вилку с зубцами.
- Ката Матайоши Но Кува Ну Де
Ханбо
Ханбо представляет собой деревянную или бамбуковую палку средней длины, используемую для ударов и соединений. Его размер составляет около 90 см, или его можно сделать с учетом длины от бедра до щиколотки.
Нунти Бо
нунти бо похож на копье, но обычно состоит из бо с сай в форме манджи, закрепленным на конце.
- Ката Нунти Шо, Ката Нунти Дай
Сансетукон
Сансетукон похож на нунчаку, но состоит из трех частей из дерева (или металла в современных воплощениях), соединенных шнуром или цепью.
Сравнение стилей окинавского кобудо
В этой таблице сравниваются стили окинавского кобудо. Перечислены виды оружия, применяемые в каждом стиле. Стили, перечисленные ниже, могут практиковать строго с оружием или могут также практиковать другие боевые искусства (обычно карате).
Как правило, системы оружия не оформляются автоматически как системы карате. Некоторые системы карате включают стандарт оружия в свои учебные программы, в то время как другие могут предлагать обучение с оружием по желанию. Некоторые отдельные школы могут обучать дополнительному оружию, не обязательно преподаваемому другими в их системе.
Хотя многие системы карате не включают оружие, отдельные школы могут предпочесть преподавание окинавского кобудо. Эти системы карате могут быть перечислены здесь, а могут и не быть.
Основное боевое искусство практикуется | Происхождение | Обязательно | Оружие | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Bo | Сай | Тонфа | Кама | нунчаку | Эку | Тинбе-Рочин | Сансетукон | Нунти | Кува | Tekko | Яри | Суручин | Нунти Бо | Tichu | ||||
Чито-рю | Каратэ | Япония и Окинава, Период Тайсё (1912-1926) | ? | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||||||||
Кэйчу-рю | Каратэ | США, ? | ? | Да | Да | Да | Да | Да | ||||||||||
Isshin-ryū | Каратэ | Окинава, период (1952-1956) | да | Да | Да | Да | ||||||||||||
Matayoshi | Окинавское кобудо | Окинава, Период Тайсё (1912-1926) | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||
Ryūei-ryū | Каратэ | Окинава, Период Тайсё (1912-1926) | да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||||
Мотобу-рю | Каратэ | Окинава, Период Тайсё (1912-1926) | ? | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | ||||||||
Рюкю | Окинавское кобудо | Окинава, Период Тайсё (1912-1926) | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||||||
Сёрин-рю | Каратэ | Окинава, Период Тайсё (1912-1926) | да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||||||
Сюри-рю | Каратэ | Окинава, Период Тайсё (1912-1926) | 2 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||||||||
Токушинрю | Окинавское кобудо | Окинава, Период Тайсё (1912-1926) | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||
Яманни рю | Окинавское кобудо | Окинава, Период Тайсё (1912-1926) | Да | Да | Да | Да | Да | |||||||||||
Йошукай каратэ | Каратэ | Япония и Окинава, Период Тайсё (1912-1926) | да | Да | Да | Да | Да | |||||||||||
Мейбукан Годзю-рю | Каратэ | Окинава | да | Да | Да | |||||||||||||
Уфучику Кобудо (Рюкю Дэнто Кобудзюцу Хозон Будо Кёкай) | Окинавский кобудо | Окинава | да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
См. Также
Список литературы
Внешние ссылки
(копия Wayback Machine)
.Kobudō — Wikipédia
Определенная информация, указанная в данной статье или в этом разделе, не указанном в других источниках, упоминаемых в разделах «Bibliographie», «Sources» или «Liens externes» vrier ( vrier) ( vrier).Améliorez sa vérifiabilité en les associant par des références à l’aide d’appels de notes.
Le terme kobudō (古 武 道 ? ) Venant des trois caractères chinois ayant gardé le même sens en japonais; ko (古) qui signifie «ancien», bu (武), «martial», et dō (道) «la voie».L’acception moderne du terme recouvre toutes les pratiques d’armes associées aux martiaux japonais.
Deux courants Principaux sont à Differenter; d’abord, celui des martiaux pratiqués sur la plus grande il du Japon, Хонсю; ensuite, les arts martiaux issus de l’archipel d’Okinawa — et plus généralement des îles Ryū-Kyū et de l’archipel Nansei, à l’époque où le royaume de Ryūkyū n’était pas encore rattaché au Japon -, nommés au Japon Ryūkyū kobujustu (琉球 古 武術 (り ゅ う き ゅ う こ ぶ じ ゅ つ ? ), littéralement: «arts martiaux anciens de Ryūkyū»).
Un troisième courant bien unique mais à la diffusion plus confidentielle a été transmis au sein de la famille royale d’Okinawa, le Motobu Ha.
Le kobudō de Honshū [модификатор | модификатор кода файла]
Sur l’île Principale, Honshū, l’éducation martiale, dispensée au sein des koryus (écoles Traditionalnelles anciennes), comprenait l’étude du saber, considérécom noble, ainsi que d’armes Complémentaires telles que la lance ( yari ), le bâton long ( bō , окружение 1,80 m ), ou le bâton court ( jō ).Des koryus se spécialisèrent dans specifices armes exotiques telles que le kusarigama (la faucille-chaîne), par instance. Это образование адресует к «элитному дому». On retrouve dans toutes ces koryus des déplacements typiques du maniement du saber, ainsi que dans les arts qui y sont affiliés tels que l’aïkido ou le jujutsu.
On parle donc de kobudō pour désigner la pratique des armes de l’aïkido, or celle des decoles de l’aïkidoires (telles que les Araki Ryu, Sekiguichi Ryu, Shinto Yo Muso Ryu, Suiō Ryuintu et Katori Shu) ) или на бис школы дзю-дзюцу в соответствии с учебной программой (Hakko Ryu Jujutsu, 1941).
Les armes les plus courantes du kobudō de Honshū sont:
- ле сабля длинная: катана,
- le saber court: вакидзаси ,
- le saber en bois: боккен ,
- le couteau: танту ,
- le bâton long: b (voir aussi bō-jutsu ),
- le bâton court: jō (voir aussi jo-jutsu ),
- la lance à lame droite: yari (généralement symétriques, à double tranchant),
- la lance à lame courbe: naginata ,
- la grande lance à lame courbe: nagamaki .
Les kobudō d’Okinawa [модификатор | модификатор кода файла]
Dans les îles méridionales de l’archipel du Japon et notamment à Okinawa, plusieurs édits qui ont émané soit de la tutelle japonaise des Satsuma, soit directement du gouvernement de Shuri, ont interdit la владение и использование людей, передающих оружие . Ces édits à valeur commerciale, puisqu’ils ramenaient le royaume de Ryūkyū dans le giron isolatedniste du Japon impérial, ont souvent été interprétés à delicate come un moyen d’éviter les rébellions [1] .
Ce sont ces запреты qui ont Favorisé le développement poussé des технических боевых действий à main nues, le Tō-de devenu plus tard karaté, ainsi que l’utilisation, en tant qu’armes, des ustensiles de la vie quotidienne [2] , les kobudō . De plus, le caractère subversif de la pratique l’a longtemps confiné au secret, ce qui, ajouté à la géographie parcellaire des îles et à la lenteur des voies de communication, explore qu’il n’existe pas un kobudō mais des kobudō , donc plusieurs façons de faire par arme, par île, par village, par expert.
Le kobudō a été développé et enrichi dans les classes sociales des fonctionnaires et officiels du gouvernement de Shuri (les shizoku ), dont la originance (Kume), l’éducation (les classiques chinois pour le concours de mandarin) , et les séjours en Chine à l’École des mandarins, изысканный образец для общей китайской культуры.
Cette fois-ci, la pratique n’est plus asservie à l’apparistance à une classe, mais au jeu complexe des Relations Humaines.
Les armes les plus courantes du kobudō d’Okinawa sont:
- Le bō , un long bâton de marche qui sert d’arme de base.
- Le sai , un trident de métal utilisé par paire.
- Le tonfa , un arme de bois qui s’utilise par paire et qui servait, à l’origine, à tourner les meules pour moudre les céréales.
- Le nunchaku , un fléau qui permettait de battre le Grain. Une variante en form de mors de cheval использует специальные методы.
- L ‘ eku , un rame utilisée par les pêcheurs, et dont la традиционный, se maintient dans les hāri [3] , les festivités de course de bateaux, héritées de la Chine du Sud через Тайвань.
Les armes secondaires parce que moins courantes, généralement pratiquées par les élèves les plus avancés, полный пример:
- Le kama , un faucille utilisée par paire qui sert à couper les tiges des céréales, com le riz.Il en existe une variante où l’arme, retenue au poignet par une dragonne, est lâchée et récupérée en вращение, par paire toujours.
- Le sansetsukon , un fléau com le nunchaku mais qui Possède Trois разделы.
- Le suruchin , une longue corde lestée à chaque extrémité.
- Le kue , une houe paysanne utilisée pour travailler la terre.
- Le nunti , le harpon ou la gaffe du pêcheur.
- Le seiryuto et le timbe : il s’agit d’une machette et d’un bouclier souvent en carapace de torue (плюс твердый).
- Le rochin , un épieu qui s’utilise, com le seiryuto , avec le timbe .
Le kobudō du Motobu Ha [модификатор | модификатор кода файла]
Il existe enfin un troisième kobudō , au sein du Motobu Ha (le style de la famille Motobu), transmis par la famille royale d’Okinawa, оказавшее влияние на китайских экспертов и японцев разных профессий. Outre les armes du kobudō d’Okinawa, il intègre des armes tranchantes d’origine chinoise.
Au XX e siècle, le kobudō dépérissait avec la perte d’intérêt croissante du public Japanis pour une activité perçue Com anachronique. La pratique des armes perdurait Com pratique Complémentaire du karaté, сувенир представляет tardivement et à la diffusion locale, tandis que определенные эксперты, preservaient une pratique à la diffusion familiale и à huis-clos, et que d’autres эксперты enfin, moins случайноux peut-être en enseignement, maintenaient seul, leur pratique.Dans ce classement à 3 niveaux, qui s’applique aussi d’ailleurs à la pratique du karate à Okinawa, le grand public n’a souvent accès qu’aux dojos établis du premier niveau, и ignore tout des seconds et 3 e niveaux. On comprend donc la révolution que représente l’ouverture au public d’un style familial, souvent connu de réputation mais protégé par les liens familiaux. Это футуристическая версия стиля рюэй рю для семьи Накайма (qui comprend karate et kobudō ).Ce fut le cas aussi pour la famille Matayoshi (aussi en karate et en kobudō ).
De ce tableau, две фигурки с четким различением, qui contribuèrent плюс частные в raviver l’attrait et la diffusion kobudō , принципиально в l’Etranger, en construisant chacun leur système de katasinko et de progression: Shystème de katasinko -1947) данс сын «кингаи рю тодэ кобу-дзюцу» и Синкен Тайра (1897-1970) данс сын «Рюкю кобу-дзюцу».
Ce dernier démarcha les expert des trois catégories, y include la famille Matayoshi, pour réunir les fragments d’enseignement épars dans l’archipel, et établir son Conservatoire.À noter que Funakoshi Gichin avait fait de même en karate, à la différence près qu’il était Recommandé par ses deux maîtres auprès des Experts, ce qui est de nature à changer sensement la qualité des dechanges.
Il est entendu que de nos jours, cinq grandes familles de kobudo perdurent:
- Le Motobu Ha de la famille royale d’Okinawa,
- Le courant Okinawa kobud (альтернативное обозначение «kingai ryū tode kobu-jutsu» де Шинко Матайоши),
- Ле курант Рюкю кобу-дзюцу (Тайра Синкен),
- Le courant Uhugusuku kobudō (Кина Шосей, Киити Накамото),
- Le courant Yamane ryū (Chinen Sanda, existe essentiellement à l’Etranger)
Le kobudō étant faiblement organisé en style, ces courants se mélangent au gré des rencontres, et existent en différentes proportions dans les écoles de koles [4] .В частности, Сёринкан Сёрин рю Наказато Сюго поддерживает два катаса Яманэ рю и другие катас семейства Накайма.
- Kenyu Chinen, Kobudo d’Okinawa (1985) издание SEDIREP, 192 стр. (ISBN 2 1300)
- Гансё Иноуэ, Бо, Сай, Тонфа и Нунчаку: Древнее искусство островов Рюкю , Кейбунша, 1987; т. 1, 216 с. (ISBN 978-0870407550) , т. 2, 212 с. (ISBN 978-0870407567) .
- Патрик Маккарти, Боевые искусства древней Окинавы , Tuttle Publishing, 1999; т. 1, Корю Учинади , 112 стр. (ISBN 978-0804820936) , т. 2, Корю Учинади , 133 стр. (ISBN 978-0804831475) .
- Дон Каннингем, Секретное оружие дзюдзюцу , Tuttle Publishing, 2002, 136 стр. (ISBN 978-0804834223) .
- Серж Мол, Классическое вооружение Японии: специальное оружие и тактика боевых искусств , Kodansha International, 2003, 218 стр. (ISBN 978-4770029416) .
- Roland Habersetzer, KO-BUDO Les armes d’Okinawa , Budo eds, 2011, (ISBN 978-2-84617-284-4)
- ↑ Марк Бишоп, Окинавское каратэ: Учителя, стили и секретные техники , Tuttle Publishing, 1999, 176 с. (ISBN 978-0804832052) .
- ↑ Сошин Нагамине, Суть окинавского каратэ-до , Tuttle Publishing, 1998, 280 с. (ISBN 978-0804821100) .
- ↑ https://www.tourisme-japon.fr/decouvrez-le-japon/destinations/okinawa/special-okinawa/n-5-calendrier-des-evenements-a-okinawa
- ↑ Roland Habersetzer, Ko-budo, les armes d’Okinawa, Sai , Amphora, 2011, 213 с. (ISBN 978-2846172844) Voir à la p. 35: «également que d’autres maîtres de karaté, notamment à Okinawa, (ainsi les maîtres Nagamine, Higa, Togushi, Yagi, Nakamura S.) enseignent les kobudō […]»
Кобудо — Википедия tiếng Việt
Кобудо | ||
Nhiều thế kỷ của chiến tranh phong kiến ở Nhật Bn, và mong muốn hoàn thiện các thãngt Nhật Bản. | ||
Tên tiếng Nhật | ||
---|---|---|
Kanji | 古 流 (Koryū) / 古 武 道 (Kobudō) | |
Hiragana | り | |
Chu | Корю в Кобуду |
Ko-ryū (古 流 (cổ lưu) , Ko-ryū ? «kiểu cổ») là một thuật ngữ tiếng Nhtttrong hiện từ trước thời Minh Trị Duy tân (1868).Thuật ngữ này đồng nghĩa với kobudo (古 武 道, cổ võ đạo) và i lập với gendai budō — «võ thuật hiện đại» (hoặc shinbudō — «võ thcnátá ci») Минх Тру Дуй Тан. [1] [2]
Trong tiếng Nhật, ko-ryū (古 流) và kobudō (古 武 道) thường được coi là ng nghĩa (ví dụ như Liên oàn Kendo Nhật Bản, ) [3]. Nhng trong tiếng Anh, Hiệp hội Hoplology Quốc tế (ngành nghiên cứu về hành vi và thái độ trong đối kháng của con người) đề cp đến sự khác biệt khác biệt giữa thứ hạng ưu tiên liên quan đến hình thức chiến đấu, đạo đức, kỷ luật và / hoặc thẩm mỹ. [4]
Mô tả về Koryū [sửa | sửa mã nguồn]
Thuật ngữ Ko-ryū (古 流) theo nghĩa đen được dịch là «trường phái cũ» ( ko -cũ, ryū -trường phái) hoặc «trng phái truyền thống». Koryū cũng là một thuật ngữ chung cho các trường phái võ thuật Nhật Bn trước thời kỳ Minh Trị Duy tân (1868) đã tạo nên những thay i chính trị xã h [5]
Hệ thống Koryū được xem xét theo thứ tự ưu tiên sau: 1) chiến đấu, 2) kỷ luật, 3) đạo đức. [6] [7]
Mô tả về Kobudō [sửa | sửa mã nguồn]
Kobudō (古 武 道) là một thuật ngữ tiếng Nhật cho một hệ thống có thể được dịch là 古 (cổ) 武 (võ) 道 (đạo) «võ đạo cũ»; thuật ngữ này xuất hiện trong nửa u thế kỷ XVII. [8] Кобудо анх дấу с кхи đầу ча тхugи ко Токугава (1603–1868) чонг được гọи ла тхờи ко Эдо, кхи чо độ тậп куйềн được чонг цố бởй кугиа чц. [9]
Hệ thống kobudō được xem xét theo thứ tự ưu tiên sau: 1) đạo đức, 2) kỷ luật 3) dạng mỹ học. [6] [7]
Кобудо cũng có thể được sử dụng để chỉ kobudō Окинава, thuật ngữ mô tả chung tất cả các hệ thống chiến đấu của Окинава. Ây là những hệ thống hoàn toàn khác nhau và về cơ bản không liên quan n nhau. Vic sử dụng thuật ngữ kobudō không nên bị hạn chế, như cách mà nó phổ biến, chỉ để mô tả các hệ thống vũ khí cổ xưa của Окинава. [10] [11]
Ví dụ về các kỹ năng được dạy trong koryū hoặc kobudō [sửa | sửa mã nguồn]
- Дрегер, Донн Ф. Классическое будзитсу (Боевые искусства и методы Японии). Weatherhill, 1973, 2007. ISBN 978-0834802339
- Холл, Дэвид А. Энциклопедия японских боевых искусств . Kodansha USA, 2012. ISBN 978-1568364100
- Скосс, Дайан, редактор. Корю Будзюцу: Классические воинские традиции Японии . Koryubooks, 1997. ISBN 978-1890536046
- Скосс, Дайан, редактор. Меч и дух: классические традиции воинов Японии , том 2. Корюбуки, 1999. Армстронг, Хантер Б. (1995) Опыт Корю Будзюцу в Корю Будзюцу — Классические воинские традиции Японии. Нью-Джерси: Koryu Books, tr. 19-20. ISBN 1-890536-04-0
- Что такое Корю?
- Koryu.com bằng tiếng Anh. Cung cấp các bài viết và liên kết về các quyển sách.
- KoryuWeb bằng tiếng Anh và ting Pháp.